ОРГАНИЗАЦИЯ В ЯНВАРЕ 2008 ГОДА ОБРАТИЛАСЬ В ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ С ПРОСЬБОЙ ДОСРОЧНО ПРЕКРАТИТЬ ДЕЙСТВИЕ ЛИЦЕНЗИИ В СВЯЗИ С БЕСПЕРСПЕКТИВНОСТЬЮ УЧАСТКА. КАКОВ ПОРЯДОК УЧЕТА В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ РАСХОДОВ, СВЯЗАННЫХ С ОСВОЕНИЕМ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ПРИОБРЕТЕНИЕМ ЛИЦЕНЗИИ СО СРОКОМ ДЕЙСТВИЯ С 1 НОЯБРЯ 2003 ГОДА ПО 1 НОЯБРЯ 2008 ГОДА, В ДАННОМ СЛУЧАЕ? ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ 30 апреля 2008 г. N 20-12/041972 (Д) Согласно статье 261 НК РФ в целях исчисления налога на прибыль расходами на освоение природных ресурсов признаются расходы налогоплательщика на геологическое изучение недр, разведку полезных ископаемых и проведение работ подготовительного характера. К расходам на освоение природных ресурсов, в частности, относятся: - расходы на поиски и оценку месторождений полезных ископаемых (включая аудит запасов), разведку полезных ископаемых и (или) гидрогеологические изыскания, осуществляемые на участке недр в соответствии с полученными в установленном порядке лицензиями или иными разрешениями уполномоченных органов, а также расходы на приобретение необходимой геологической и иной информации у третьих лиц, в том числе в государственных органах; - расходы на подготовку территории к ведению горных, строительных и других работ в соответствии с установленными требованиями к безопасности, охране земель, недр и других природных ресурсов и окружающей среды, в том числе на устройство временных подъездных путей и дорог для вывоза добываемых горных пород, полезных ископаемых и отходов, подготовку площадок для строительства соответствующих сооружений, хранения плодородного слоя почвы, предназначенного для последующей рекультивации земель, хранения добываемых горных пород, полезных ископаемых и отходов; - расходы на возмещение комплексного ущерба, наносимого природным ресурсам землепользователями в процессе строительства и эксплуатации объектов, на переселение и выплату компенсаций за снос жилья в процессе разработки месторождений. К этим расходам также относятся компенсации, предусмотренные договорами (соглашениями) с органами местного самоуправления и (или) родовыми, семейными общинами коренных малочисленных народов, заключенными такими землепользователями. Расходы на освоение природных ресурсов, осуществленные после 1 января 2002 года, подлежат включению в состав прочих расходов в соответствии с главой 25 НК РФ, если источником их финансирования не являются средства бюджета и (или) средства государственных внебюджетных фондов, и учитываются в порядке, предусмотренном в статье 325 НК РФ. При этом расходы на поиски и оценку месторождений полезных ископаемых (включая аудит запасов), разведку полезных ископаемых и (или) гидрогеологические изыскания, осуществляемые на участке недр в соответствии с полученными в установленном порядке лицензиями или иными разрешениями уполномоченных органов, а также расходы на приобретение необходимой геологической и иной информации у третьих лиц, в том числе в государственных органах, признаются для целей налогообложения с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены данные работы (этапы работ), и включаются в состав прочих расходов равномерно в течение 12 месяцев. Остальные расходы на освоение природных ресурсов с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены данные работы (этапы работ), включаются в состав расходов равномерно в течение пяти лет, но не более срока эксплуатации. Если расходы на освоение природных ресурсов по соответствующему участку недр оказались безрезультатными, указанные расходы признаются для целей налогообложения с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором налогоплательщик уведомил федеральный орган управления государственным фондом недр или его территориальное подразделение о прекращении дальнейших геолого-поисковых, геолого-разведочных и иных работ на этом участке в связи с их бесперспективностью. При этом безрезультатными признаются геолого-поисковые, геолого-разведочные и иные работы, по результатам которых налогоплательщик принял решение о прекращении дальнейших работ на соответствующей части участка недр в связи с бесперспективностью выявления запасов полезных ископаемых либо с невозможностью или нецелесообразностью строительства и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Об этом сказано в пункте 3 статьи 261 НК РФ. Согласно пункту 5 статьи 261 НК РФ не включаются в состав расходов для целей налогообложения прибыли расходы на безрезультатные работы по освоению природных ресурсов, если в течение пяти лет до момента предоставления налогоплательщику прав на геологическое изучение недр, разведку и добычу полезных ископаемых или иное пользование участком недр на этом участке уже осуществлялись аналогичные работы. Данное положение не применяется, если указанные работы проводились на основе принципиально иной технологии и (или) в отношении других полезных ископаемых. Таким образом, порядок признания расходов, если осваиваемый участок является бесперспективным, отличается от общего порядка признания расходов на освоение природных ресурсов моментом, с которого возможно учитывать расходы в целях налогообложения прибыли, - 12 месяцев или 5 лет (в зависимости от группы расходов) начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем уведомления. Следовательно, организация должна восстановить в налоговом учете расходы, связанные с освоением природных ресурсов, а также ранее учтенные расходы в целях налогообложения прибыли в связи с признанием участка бесперспективным. Также ей необходимо уточнить представленные в налоговый орган декларации по налогу на прибыль, в которых при формировании налоговой базы были учтены указанные расходы. На основании пункта 1 статьи 325 НК РФ налогоплательщики, принявшие решение о приобретении лицензий на право пользования недрами, в аналитических регистрах налогового учета обособленно отражают расходы, осуществляемые в целях приобретения лицензий. При этом расходы, связанные с приобретением каждой конкретной лицензии, учитываются отдельно. В случае если по результатам конкурса налогоплательщик заключает лицензионное соглашение на право пользования недрами (получает лицензию), расходы, осуществленные им и связанные с процедурой участия в конкурсе, формируют стоимость лицензионного соглашения (лицензии), которая учитывается налогоплательщиком в составе нематериальных активов. При этом амортизация данного нематериального актива начисляется в порядке, установленном в статьях 256-259 НК РФ. В аналогичном порядке учитываются расходы, осуществленные в целях приобретения лицензий на право пользования недрами, в случае, если указанные лицензии выдаются налогоплательщику без проведения конкурсов. Определение срока полезного использования объекта нематериальных активов производится исходя из срока действия патента, свидетельства и (или) из других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности в соответствии с законодательством РФ или применимым законодательством иностранного государства, а также исходя из полезного срока использования нематериальных активов, обусловленного соответствующими договорами. Об этом говорится в пункте 2 статьи 258 НК РФ. Таким образом, расходы, связанные с получением лицензии на право пользования недрами (геологическое изучение участка недр с целью поисков и оценки месторождений полезных ископаемых), выданной сроком на 5 лет (с 1 ноября 2003 года по 1 ноября 2008 года), равномерно учитываются организацией при формировании налогооблагаемой прибыли в течение 5 лет. В случае признания осваиваемого участка неперспективным и принятия лицензирующим органом решения о досрочном прекращении действия лицензии расходы, связанные с ее получением, учитываются в целях налогообложения прибыли аналогично порядку признания в целях налогообложения прибыли расходов по освоению участка, признанного бесперспективным. Основание: письма Минфина России от 11.05.2005 N 03-03-01-04/1/239 и от 24.10.2006 N 03-03-04/1/706. Заместитель руководителя Управления советник государственной гражданской службы 2-го класса Н.В. Прокаева 30 апреля 2008 г. N 20-12/041972 |