ПИСЬМО ФЕДЕРАЛЬНАЯ НОТАРИАЛЬНАЯ ПАЛАТА РФ 17 марта 2008 г. N 470/05-08 (Д) В связи с возникающими в нотариальной практике отдельными вопросами при выдаче свидетельства о праве на наследство на выморочное имущество в виде жилого помещения, переходящего в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, Федеральная нотариальная палата доводит свою правовую позицию. Как предусмотрено в ст. 1151 (п. 2) Гражданского кодекса Российской Федерации, выморочное имущество в виде расположенного на территории Российской Федерации жилого помещения переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, в котором данное жилое помещение расположено. Данное жилое помещение включается в муниципальный жилищный фонд социального использования. Согласно Жилищному кодексу Российской Федерации (п. 3 ч. 2 ст. 19, п. 1 ч. 3 ст. 19; ч. 2 ст. 49) муниципальный жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, который, в свою очередь, представляет совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям. Компетенция органов местного самоуправления в области жилищных отношений определена в ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, к которой, среди прочих, относится учет муниципального жилищного фонда, предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам жилых помещений. Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления урегулированы в Федеральном законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ (в ред. Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон). В соответствии с Законом (ст. 1, 10) муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения, в которых осуществляется местное самоуправление. Территории всех поселений, за исключением городских округов, полностью входят в состав муниципальных районов (п. 2, 14, 16 ч. 1 ст. 1 Закона). Таким образом, местное самоуправление осуществляется как на территории муниципальных районов, так и на территориях городских и сельских поселений, территориально входящих в состав муниципального района. При этом следует учитывать, что из определения понятия "городской округ", содержащегося в ст. 2 (ч. 11) Закона, следует, что городской округ тоже является поселением, но только не входит в состав муниципального района. Жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении, находится в собственности поселений (п. 3 ч. 2 ст. 50 Закона). Этому положению Закона корреспондируют нормы ст. 14 (п. 6 ч. 1), 16 (п. 6 ч. 1) Закона, согласно которым вопросы местного значения в области жилищных отношений отнесены к компетенции поселений и городских округов. Таким образом, в случае выморочности жилого помещения, расположенного в муниципальном образовании - поселении, данное жилое помещение должно перейти в муниципальную собственность поселения, включая случаи территориального расположения муниципального образования - поселения в муниципальном районе. Вместе с тем следует иметь в виду, что согласно ст. 15 (ч. 2) Закона органы местного самоуправления муниципального района обладают всеми правами и полномочиями органов местного самоуправления поселения на межселенных территориях и в сельских населенных пунктах, не являющихся муниципальными образованиями в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 11 Закона. По вопросу о том, какой орган местного самоуправления вправе получать свидетельство о праве на наследство на выморочное жилое помещение, расположенное на территории данного муниципального образования, необходимо учитывать, что согласно ст. 34 (ч. 3) Закона порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования. Таким образом, в уставе муниципального образования, на наш взгляд, должен быть поименован орган, имеющий право получать свидетельство о праве на наследство на выморочное имущество. При проверке полномочий представителя органа, имеющего право принимать выморочное имущество, следует исходить из положений устава муниципального образования и статуса обратившегося представителя: - от имени муниципального образования могут действовать без доверенности глава муниципального образования, глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом (п. 1 ч. 4 ст. 36, ч. 1 ст. 41 Закона). Полномочия данных лиц, кроме устава, подтверждаются документом об избрании или назначении на соответствующую должность; - органы местного самоуправления, наделенные правами юридического лица Законом (ч. 9 ст. 35; ч. 7 ст. 37) или уставом муниципального образования и прошедшие государственную регистрацию в качестве юридических лиц (ч. 2 и 3 ст. 41 Закона), могут выдавать своему представителю доверенность, если такая возможность предусмотрена в уставе. В этом случае нотариус проверяет устав, документы о государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридического лица, а также полномочие лица на выдачу доверенности. Вице-президент Палаты Н.И.КАШУРИН 17 марта 2008 г. N 470/05-08 |