О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ЕДИНЫМ СОЦИАЛЬНЫМ НАЛОГОМ СУММ СРЕДНЕГО ЗАРАБОТКА, ВЫПЛАЧИВАЕМОГО ОРГАНИЗАЦИЯМИ ВРАЧАМ-СПЕЦИАЛИСТАМ И СРЕДНЕМУ МЕДИЦИНСКОМУ ПЕРСОНАЛУ ЗА ВРЕМЯ ИХ УЧАСТИЯ В МЕРОПРИЯТИЯХ, СВЯЗАННЫХ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ", А ТАКЖЕ О ПРИМЕНЕНИИ РЕГРЕССИВНОЙ ШКАЛЫ СТАВОК ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА К НАЛОГОВОЙ БАЗЕ ВОЗНИКШЕГО В РЕЗУЛЬТАТЕ РЕОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА). Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 27.05.08 03-04-07-02/11


                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                            27 мая 2008 г.
                           N 03-04-07-02/11

                                 (Д)


                                                            Приложение

                                                   к письму ФНС России
                                                   от 3 июля 2008 года
                                                         N ШС-6-3/473@

     Минфин   России   рассмотрел   письмо   ФНС  России  по  вопросам
налогообложения  единым  социальным  налогом  сумм среднего заработка,
выплачиваемого    организациями    врачам-специалистам    и   среднему
медицинскому персоналу за время их участия в мероприятиях, связанных с
реализацией  Федерального  закона  "О  воинской  обязанности и военной
службе",  а  также  о  применении  регрессивной  шкалы  ставок единого
социального   налога   к   налоговой   базе  возникшего  в  результате
реорганизации юридического лица, и сообщает следующее.
     1.  По  вопросу  налогообложения  единым  социальным налогом сумм
среднего    заработка,    выплачиваемого   организациями   работникам,
призванным  на  военные  сборы,  в  том  числе  лицам,  участвующим  в
мероприятиях   по  обеспечению  исполнения  воинской  обязанности  или
поступления    на    военную    службу    по    контракту,   а   также
врачам-специалистам  и  среднему  медицинскому  персоналу  за время их
участия в мероприятиях, связанных с реализацией Федерального закона "О
воинской  обязанности  и  военной службе", Минфин России уточняет свою
позицию,  ранее  изложенную  в  письме от 28.05.2007 N 03-04-07-02/18,
направленном в адрес ФНС.
     Объектом    налогообложения   единым   социальным   налогом   для
налогоплательщиков  -  лиц,  производящих  выплаты  физическим  лицам,
согласно  пункту  1 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - Кодекс) признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые
налогоплательщиками  в пользу физических лиц, в частности, по трудовым
договорам.
     Вместе    с    тем    в    отдельных   случаях,   предусмотренных
законодательством,   работодатели  обязаны  освобождать  работника  от
работы  с  сохранением  за  ним  места  работы  (должности)  на  время
исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях,
если  в  соответствии  с  федеральным  законом  эти обязанности должны
исполняться  в  рабочее  время  и если выполняемая в рамках исполнения
государственных  и  общественных  обязанностей работа не входит в круг
его служебных обязанностей в качестве работника организации.
     Пунктами 1 и 2 статьи 6 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ
"О  воинской  обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ), в
частности,   установлено,   что   граждане   на   время   медицинского
освидетельствования  для решения вопроса о призыве на военные сборы, а
также  на  время  прохождения военных сборов освобождаются от работы с
сохранением  за  ними  места  постоянной  работы  и  выплатой среднего
заработка по месту постоянной работы.
     Указанные  выплаты не связаны с выполнением трудовых обязанностей
в  рамках  трудовых  договоров  и  производятся  не  за  счет  средств
организации (работодателя), а за счет средств федерального бюджета или
государственного органа и общественного объединения, которые привлекли
работника к исполнению государственных или общественных обязанностей.
     Учитывая   изложенное,   данные   выплаты  не  являются  объектом
обложения единым социальным налогом.
     "Правилами   компенсации  расходов,  понесенных  организациями  и
гражданами  Российской  Федерации  в  связи с реализацией Федерального
закона  "О  воинской  обязанности  и  военной  службе",  утвержденными
Постановлением  Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704
(далее  -  Правила),  предусмотрено, что выплата указанных компенсаций
осуществляется   за   счет   средств   федерального  бюджета  военными
комиссариатами  на  основании предоставляемых получателями компенсаций
соответствующих  документов  или  их копий, подтверждающих фактические
расходы.
     Если   какие-либо  из  поименованных  в  пункте  2  Правил  видов
расходов,  по которым организациями или гражданами может быть получена
компенсация,    не    производились    или    отсутствуют   документы,
подтверждающие  их  фактическое  осуществление,  такие виды расходов в
сведениях, направляемых в военный комиссариат, не указываются.
     Кроме   того,   военные  комиссариаты  не  обладают  полномочиями
налоговых  органов  и  не  вправе  требовать от организаций произвести
уплату  каких-либо  налогов  (в  т.ч. ЕСН) с выплат работнику за время
прохождения им военных сборов.
     По    вопросу    налогообложения    выплат   среднего   заработка
врачам-специалистам  и  среднему  медицинскому  персоналу  за время их
участия  в  мероприятиях,  связанных  с  реализацией  Закона  N 53-ФЗ,
следует   учитывать,   что   такие  лица  при  направлении  в  военный
комиссариат  для проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского
освидетельствования   граждан   продолжают   исполнять  свои  трудовые
обязанности только вне постоянного места работы.
     Оснований,  обязывающих врачей-специалистов и средний медицинский
персонал  участвовать в мероприятиях, связанных с реализацией Закона N
53-ФЗ,   вне   рамок  трудовых  или  гражданско-правовых  отношений  в
настоящее время, по нашему мнению, не имеется.
     В  связи с этим выплаты упомянутым врачам-специалистам и среднему
медицинскому  персоналу  признаются  объектом  налогообложения  единым
социальным налогом в общеустановленном порядке.
     Таким  образом,  в  отношении  указанного  медицинского персонала
военными   комиссариатами   на   основании   подпункта   3   пункта  2
вышеупомянутых Правил осуществляются компенсации расходов организации,
связанные  как  с  выплатой  среднего  заработка врачам-специалистам и
среднему  медицинскому персоналу, возмещением расходов по их проезду в
другую  местность  и  обратно, найму (поднайму) жилья, командировочных
(суточных) расходов, так и с уплатой сумм единого социального налога и
страховых  взносов на обязательное пенсионное страхование, начисленных
на выплаты данного среднего заработка.
     Аналогичное  разъяснение  было  направлено  в  Минобороны  России
письмом от 12.05.2008 N 03-04-08-02/13.
     2.  В  отношении  вопроса  о применении регрессивной шкалы ставок
единого  социального  налога  к налоговой базе возникшего в результате
реорганизации  юридического лица сообщаем, что позиция Минфина России,
изложенная в письме, осталась неизменной.
     Вместе  с  тем следует подчеркнуть, что предусмотренные пунктом 3
статьи  55  Кодекса  правила  определения налогового периода для вновь
созданной  организации  в  результате  реорганизации  не применяются в
отношении  организаций,  из  состава которых выделяются либо к которым
присоединяются одна или несколько организаций.

                                                           С.Д.ШАТАЛОВ
27 мая 2008 г.
N 03-04-07-02/11