ОБЪЕДИНЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ИНСПЕКЦИЙ ВЗИМАЕТ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПОШЛИНУ ЗА СОВЕРШЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫХ ДЕЙСТВИЙ, СВЯЗАННЫХ С ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, А ТАКЖЕ СБОРЫ (ЗА ПРОВЕДЕНИЕ ОСМОТРОВ, ОЦЕНКУ ТЕХНИЧЕСКОГО СОС. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 09.07.08 03-05-05-03/23

               ОБЪЕДИНЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИХ
              ИНСПЕКЦИЙ ВЗИМАЕТ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПОШЛИНУ
             ЗА СОВЕРШЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫХ ДЕЙСТВИЙ,
               СВЯЗАННЫХ С ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИЕЙ
          ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, А ТАКЖЕ СБОРЫ (ЗА ПРОВЕДЕНИЕ
        ОСМОТРОВ, ОЦЕНКУ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ МАШИН, ВЫДАЧУ
          СПРАВОК), ВЗИМАНИЕ КОТОРЫХ НЕ ПРОТИВОРЕЧИТ НК РФ.
              ПРАВОМЕРНО ЛИ ВЗИМАНИЕ УКАЗАННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                            9 июля 2008 г.
                           N 03-05-05-03/23

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо  о взимании органами государственной власти сборов на основании
Постановления  Правительства Российской Федерации от 13.12.1993 N 1291
"О  государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин
и других видов техники в Российской Федерации" и сообщает.
     Пунктом  6  Положения  о  государственном  надзоре за техническим
состоянием  самоходных  машин  и  других  видов  техники  в Российской
Федерации,   утвержденного   Постановлением  Правительства  Российской
Федерации   от   13.12.1993  N  1291  "О  государственном  надзоре  за
техническим  состоянием  самоходных  машин  и  других  видов техники в
Российской   Федерации"  установлено,  что  органами  государственного
технического надзора подлежат взиманию сборы в размерах, установленных
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
     Приказом   Министерства   сельского  хозяйства  и  продовольствия
Российской  Федерации  от  16.07.1999 N 543 утвержден Перечень сборов,
взимаемых  органами государственного надзора за техническим состоянием
самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации.
     Пунктом  2 ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -
Кодекс)  установлено,  что  сбор - это обязательный взнос, взимаемый с
организаций  и  физических  лиц,  уплата  которого  является  одним из
условий  совершения  в  отношении плательщиков сборов государственными
органами,  органами  местного  самоуправления,  иными  уполномоченными
органами  и  должностными лицами юридически значимых действий, включая
предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
     В  соответствии  с п. 2 ст. 333.16 Кодекса государственные органы
не  вправе  взимать  иные,  кроме  государственной пошлины, платежи за
совершение тех юридически значимых действий, которые предусмотрены гл.
25.3 "Государственная пошлина" Кодекса.
     Подпунктами  29 - 40 п. 1 ст. 333.33 Кодекса предусмотрена уплата
государственной  пошлины  за  государственную регистрацию транспортных
средств  и  совершение  иных  регистрационных  действий,  связанных  с
выдачей   государственных   регистрационных  знаков  на  транспортные,
мототранспортные  средства и прицепы, паспорта транспортного средства,
свидетельства  о регистрации транспортного средства и иных документов,
необходимых  для  допуска  автомототранспорта  и водителей к участию в
дорожном движении.
     Согласно  Определению  Конституционного Суда Российской Федерации
от 01.03.2007 N 326-О-П положения ст. ст. 8 и 333.16 и пп. 36 п. 1 ст.
333.33   Кодекса   означают,   что  государственная  пошлина  является
единственным  и  достаточным  платежом  за  совершение государственным
органом  юридически  значимых  действий,  к  каковым приравнена выдача
документов, включая водительские удостоверения.
     В Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2006
(дело  N  66-Г06-2 и дело N 72-Г06-1) указано на то, что размер платы,
взимаемой  органами государственного надзора за техническим состоянием
самоходных  машин и других видов техники, признать недействующим в той
мере,  в  какой  предусмотренные  в нем действия могут быть отнесены к
иным  регистрационным  действиям,  связанным с выдачей государственных
регистрационных  знаков  на  транспортные средства и прицепы, паспорта
транспортного  средства,  свидетельства  о  регистрации  транспортного
средства,  т.к.  установление  субъектом Российской Федерации взимания
региональных   сборов   за  совершение  регистрационных  действий,  за
совершение которых предусмотрена уплата государственной пошлины пп. 29
п.  1  ст.  333.33  Кодекса,  является  незаконным.  После  введения в
действие  гл.  25.3 Кодекса субъект Российской Федерации утратил право
на определение размеров и взимание сборов за вышеуказанные действия.
     Таким    образом,   государственная   пошлина,   будучи   законно
установленным  сбором, является единственным и достаточным платежом за
совершение   государственным  органом  юридически  значимых  действий,
связанных   с  государственной  регистрацией  транспортных  средств  и
совершением  иных  регистрационных  действий,  а  также с выдачей иных
документов,  необходимых  для допуска автомототранспорта и водителей к
участию в дорожном движении.
     Что  касается  иных  видов платежей (например, взимание сборов за
проведение  государственного  технического  осмотра  машин,  за оценку
технического  состояния и определение остаточного ресурса поднадзорных
машин  и оборудования по запросам владельцев, государственных и других
органов,  за  участие в комиссиях по рассмотрению претензий владельцев
поднадзорных  машин  и  оборудования  по поводу ненадлежащего качества
проданной   или   отремонтированной   техники),   то   возможность  их
установления  региональными органами власти установлена Постановлением
Правительства  Российской  Федерации  от  13.12.1993  N 1291. При этом
данные  платежи  не  являются  аналогичными  предусмотренным  Кодексом
действиям, за которые уплачивается государственная пошлина. Платежи за
совершение данных действий являются неналоговыми доходами региональных
бюджетов, и их взимание не противоречит Кодексу.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                            И.В.ТРУНИН
9 июля 2008 г.
N 03-05-05-03/23