КОНВЕНЦИЯ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫХ СВОБОД И РЕАЛИЗАЦИЯ ЕЕ ТРЕБОВАНИЙ В УИС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЧЕРЕЗ РЕШЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА ПИСЬМО ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ (Д) С вступлением Российской Федерации в Совет Европы <1> и ратификацией Российской Федерацией Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод прецедентная практика Европейского Суда по соблюдению прав человека (ЕСПЧ) стала важным фактором для российской правовой системы. -------------------------------- <1> Федеральный закон от 30.03.1998 N 54-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998, N 14, ст. 1514; Российская газ. 1998. 7 апр., N 67. Особенно актуальна она для российской уголовно-исполнительной системы. Это обусловлено тем, что вступление России в Совет Европы произошло в период социального кризиса, вызванного распадом СССР и переходом к рыночной модели экономики. В этих условиях решения ЕСПЧ наряду с уже существующими государственными инструментами контроля за соблюдением прав человека (ведомственным контролем, общественным контролем, контролем со стороны Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, структур по правам человека в субъектах Российской Федерации, прокурорского надзора) становятся существенным фактором воздействия на УИС в целях укрепления гарантий прав подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также осужденных, имплементации в деятельность УИС европейских норм, регламентирующих порядок содержания под стражей и отбывания наказаний. В связи с недостатками, имеющимися в деятельности судов и правоохранительных органов, число обращений на действия властей Российской Федерации, находящихся на рассмотрении в ЕСПЧ, достигло в 2007 году 20 тыс. (всего в апреле 2007 года на рассмотрении ЕСПЧ находилось более 95 тыс. жалоб) <2>. -------------------------------- <2> Интервью судьи Европейского Суда по правам человека А. Ковлера. Российская газ., 2007. 20 апр., N 86. Ежеквартально из каждого региона Российской Федерации в Европейский Суд по правам человека направляются по 5 - 10 обращений подозреваемых, обвиняемых и осужденных по поводу условий содержания в местах лишения свободы. При этом администрация следственных изоляторов и исправительных учреждений не ограничивает возможность обжалования решений органов Российской Федерации в международных правозащитных организациях. Справочные материалы, необходимые для направления жалобы в Европейский Суд по правам человека, включая почтовые реквизиты Суда, официальный формуляр жалобы и пояснительную записку, выдаются заявителю помощником начальника территориального органа ФСИН России по соблюдению прав человека в УИС на приеме по личным вопросам. С 2000 года Европейским Судом по правам человека инициировано проведение расследований по 268 делам, в числе которых имелись претензии к учреждениям и органам УИС. В 2002 году было принято первое негативное решение, касающееся судебных и следственных органов, а также в незначительной степени администрации следственного изолятора N 1 г. Магадана (дело N 47095/99 "Калашников против Российской Федерации"). До настоящего времени Суд частично удовлетворил претензии к УИС только 32 заявителей (11,9% от общего количества изучаемых жалоб) и отклонил претензии 38 заявителей (14,2%). По остальным делам информация из ЕСПЧ не поступала. Если рассматривать активность Европейского Суда по правам человека по рассмотрению жалоб на судебные, следственные и правоохранительные органы, среди которых были претензии к УИС, то она характеризуется следующими показателями. В 1999 году в ГУИН Минюста России, ФСИН России <3> поступила для проведения расследования одна жалоба, в 2000 - ни одной новой жалобы, в 2001 - 4, в 2002 - 10, в 2003 - 16, то в 2004 - уже 41, в 2005 - 55, в 2006 - 53, в 2007 году - 85 новых жалоб. -------------------------------- <3> Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний" ГУИН Минюста России преобразован в ФСИН России. При этом в постановлениях ЕСПЧ практически полностью отсутствуют требования, касающиеся несоответствия законодательства Российской Федерации и ведомственных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность учреждений и органов УИС, требованиям Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Только в редких случаях выявлялись отступления от Конвенции, да и те, как правило, связаны с недостаточным финансированием и в отдельных случаях с невыполнением сотрудниками УИС своих должностных обязанностей. Тем не менее, ФСИН России считает, что указанные решения необходимо выполнять, так как они обусловлены действительными нарушениями прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных, и принимает меры по недопущению выявленных Судом нарушений в других учреждениях УИС. Так, по инициативе ФСИН России была принята Федеральная целевая программа "Реформирование уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации на 2002 - 2006 годы" <4> и выделены необходимые финансовые средства на ее реализацию. Выполнение этой Программы позволило значительно улучшить условия содержания в СИЗО, что в первую очередь стали ощущать лица, содержащиеся в этих учреждениях. В результате проделанной работы в 2007 году количество СИЗО возросло на 20% по сравнению с 1998 годом. Лимит мест в них был увеличен на 26%. Одновременно изменения, внесенные в уголовно-процессуальное законодательство, позволили более избирательно применять меру пресечения в виде содержания под стражей, установить судебный контроль за ее избранием и более строгий контроль за сроками содержания под стражей, своевременным этапированием лиц, чьи приговоры вступили в законную силу, значительно сократить число подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся под стражей. -------------------------------- <4> Постановление Правительства Российской Федерации от 29.08.2001 N 636. Эти меры позволили впервые в отечественной истории обеспечить предусмотренные законодательством нормы камерной площади <5> (на каждого содержащегося в СИЗО имелось в среднем 4 кв. метра камерной площади). -------------------------------- <5> Ч. 5 ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". По выполнении Федеральной целевой программы на 2002 - 2006 годы в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.07.2006 N 839-р была принята новая Федеральная целевая программа "Развитие уголовно-исполнительной системы (2007 - 2016 годы)", которая предусматривает дальнейшее развитие материально-технической базы УИС, в том числе строительство 26 СИЗО, в полном объеме соответствующих европейским требованиям. Необходимо отметить, что деятельность ФСИН России по реализации решений ЕСПЧ и имплементации европейских норм в деятельность УИС не ограничивается только развитием материально-технической базы учреждений. В целях реализации решений ЕСПЧ, начиная с 2002 года, было организовано информирование территориальных органов УИС о решениях, принятых ЕСПЧ, обеспечено устранение причин, приведших к принятию негативных в отношении Российской Федерации решений. В частности, убраны жалюзи с окон камер, усилен мониторинг санитарных условий в камерах, уточнена регламентация порядка применения специальных средств и физической силы, организовано медицинское освидетельствование лиц, прибывших в учреждения УИС из ИВС, и др. За последние 9 лет трижды пересматривались Правила внутреннего распорядка СИЗО и Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, принято 12 федеральных законов, вносящих изменения и дополнения в Федеральный закон от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", 18 федеральных законов, вносящих изменения и дополнения в УИК Российской Федерации. С учетом мнения ФСИН России разработаны и приняты Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.02.2000 N 7 "О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних", от 10.10.2003 N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации", от 05.03.2004 N 1 "О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"; Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2006 "О рассмотрении результатов обобщения судебной практики об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений", которые позволили ограничить судебную практику применения меры пресечения в виде заключения под стражу и продления срока содержания под стражей. Анализ ведомственной статистики показывает, что уважительное отношение к соблюдению требований Конвенции способствовало не только росту правосознания граждан, но и сокращению количества нарушений прав человека и основных свобод, снижению уровня преступности и травматизма в УИС. Однако во взаимодействии с ЕСПЧ имеются серьезные проблемы. Это длительность рассмотрения жалоб и политизированный подход к ним. В настоящее время ЕСПЧ изучает в основном жалобы, поступившие к нему в 2002 - 2004 годах. Эти временные показатели не характеризуют уровень обеспечения прав и законных интересов лиц, содержащихся в СИЗО и ИУ, как это может показаться на первый взгляд. Они говорят лишь о том, что Европейский Суд по правам человека с учетом полученного в предыдущие годы опыта работы стал больше дел рассматривать по упрощенной процедуре, когда Российской Федерации дается меньше времени на подготовку материалов для защиты своих интересов, а для принятия Судом негативного решения требуется меньше доказательств. На сокращение срока рассмотрения жалоб в Европейском Суде по правам человека не влияет даже то, что ФСИН России по запросам Уполномоченного Российской Федерации при ЕСПЧ в экстренном порядке проводит расследования по каждому делу и за 15 - 20 дней обеспечивает подготовку необходимых документов. При этом ответ заявителя на доводы ФСИН России приходит из Европейского Суда по правам человека, как правило, через год. Еще год-другой требуется Суду для рассмотрения доводов сторон и принятия решений сначала по вопросу приемлемости жалобы, потом для сбора дополнительной информации, и наконец, для принятия окончательного решения. Первый запрос по линии УИС по делу N 47095 "Калашников против Российской Федерации", принятому ЕСПЧ к рассмотрению в 1999 году, пришел в ГУИН Минюста России в марте 2000 года, а решение Европейский Суд по данному делу принял только в июне 2002 года. Первый запрос по делу N 49790 "Трубников против Российской Федерации", принятому в 1999 году, пришел в январе 2002 года, а окончательное решение было принято в июле 2005 года. Первый запрос по делу N 62208 "Лабзов против Российской Федерации", принятому в 2000 году, пришел в марте 2002 года, а окончательное решение было принято в июне 2005 года. Первый запрос по делу N 72967 "Белевицкий против Российской Федерации", принятому в 2001 году, пришел в октябре 2001 года, а окончательное решение принято в марте 2007 года. Причем по многим делам, рассматриваемым Европейским Судом по правам человека, решения еще не приняты. Статья 35 Конвенции в качестве первого условия приемлемости жалобы установила, что Суд может принимать дело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты, как это предусмотрено общепризнанными нормами международного права, и в течение шести месяцев с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу. Однако эксперты Европейского Суда по правам человека не видят в этой норме ограничения на прием жалоб к рассмотрению и предлагают Российской Федерации по каждому делу доказывать, что заявитель не только имел право обращаться со своими жалобами в органы ФСИН России, прокуратуры, суда, других контролирующих деятельность УИС организаций, но и активно пользовался этим правом. Данным положением активно пользуются заявители и их защитники, которые начинают обращаться в национальные судебные и правоохранительные инстанции только после принятия их жалобы к рассмотрению ЕСПЧ. Учитывая, что решение о приемлемости жалобы рассматривается Судом в течение длительного времени, позднее обращение к национальным инстанциям не позволяет провести объективной, полной и всесторонней проверки обращений. Указом Президента Российской Федерации от 20.03.2007 N 370 обеспечение деятельности Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека, ранее осуществляемое Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации, возложено на Министерство юстиции Российской Федерации. На должность Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека Указом Президента Российской Федерации от 20.03.2007 N 371 назначена В.В. Милинчук. Ранее Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313 в полномочия Минюста России были включены обязанности по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по взаимодействию Российской Федерации с Европейским комитетом по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, включая организацию и проведение визитов делегаций Комитета в Российскую Федерацию, а также подготовку ответов на доклады Комитета по итогам этих визитов. Кроме этого, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний" деятельность всех учреждений и органов УИС сконцентрирована на обеспечении охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в том числе на создании им условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов. Взаимодействие с европейскими правозащитными организациями дает свои положительные результаты. Одним из показателей этого является то, что в результате мер, принимаемых УИС по реализации требований отечественного законодательства, имплементации европейских стандартов работы, количество жалоб в Европейский Суд по правам человека, затрагивающих деятельность учреждений УИС, несмотря на увеличение общего числа жалоб по линии деятельности ФСИН России, принимаемых Судом к рассмотрению, в последние 5 лет неуклонно снижается. Так, если в 2002 году ЕСПЧ принял к рассмотрению 68 таких жалоб, то в 2003 - 54, в 2004 - 35, в 2005 - 24, в 2006 - 23, в 2007 году - 8. По нашему мнению, такая тенденция подтверждает правильность политики, осуществляемой Федеральной службой исполнения наказаний. Отдел по соблюдению прав человека в УИС Правового управления ФСИН России |