КОНВЕНЦИЯ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫХ СВОБОД И РЕАЛИЗАЦИЯ ЕЕ ТРЕБОВАНИЙ В УИС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЧЕРЕЗ РЕШЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА. Письмо. Федеральная служба исполнения наказаний. --.--.--

          КОНВЕНЦИЯ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫХ СВОБОД
        И РЕАЛИЗАЦИЯ ЕЕ ТРЕБОВАНИЙ В УИС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
          ЧЕРЕЗ РЕШЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

                                ПИСЬМО

                ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ 




                                 (Д)


     С   вступлением   Российской  Федерации  в  Совет  Европы  <1>  и
ратификацией Российской Федерацией Европейской конвенции о защите прав
человека  и основных свобод прецедентная практика Европейского Суда по
соблюдению  прав  человека (ЕСПЧ) стала важным фактором для российской
правовой системы.
--------------------------------
     <1> Федеральный  закон  от  30.03.1998  N   54-ФЗ   //   Собрание
законодательства РФ.  1998,  N 14,  ст.  1514; Российская газ. 1998. 7
апр., N 67.

     Особенно  актуальна  она  для  российской уголовно-исполнительной
системы.  Это  обусловлено  тем,  что вступление России в Совет Европы
произошло  в  период  социального  кризиса, вызванного распадом СССР и
переходом к рыночной модели экономики.
     В   этих   условиях  решения  ЕСПЧ  наряду  с  уже  существующими
государственными  инструментами  контроля за соблюдением прав человека
(ведомственным контролем, общественным контролем, контролем со стороны
Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, структур по
правам   человека  в  субъектах  Российской  Федерации,  прокурорского
надзора)  становятся  существенным фактором воздействия на УИС в целях
укрепления  гарантий  прав  подозреваемых  и  обвиняемых  в совершении
преступлений,  а  также  осужденных,  имплементации в деятельность УИС
европейских  норм,  регламентирующих  порядок содержания под стражей и
отбывания наказаний.
     В  связи  с  недостатками,  имеющимися  в  деятельности  судов  и
правоохранительных   органов,  число  обращений  на  действия  властей
Российской  Федерации,  находящихся на рассмотрении в ЕСПЧ, достигло в
2007  году  20  тыс.  (всего  в  апреле 2007 года на рассмотрении ЕСПЧ
находилось более 95 тыс. жалоб) <2>.
--------------------------------
     <2>  Интервью  судьи  Европейского  Суда  по  правам  человека А.
Ковлера. Российская газ., 2007. 20 апр., N 86.

     Ежеквартально   из   каждого   региона   Российской  Федерации  в
Европейский  Суд  по  правам человека направляются по 5 - 10 обращений
подозреваемых,  обвиняемых и осужденных по поводу условий содержания в
местах лишения свободы.
     При  этом  администрация следственных изоляторов и исправительных
учреждений  не  ограничивает  возможность  обжалования решений органов
Российской   Федерации  в  международных  правозащитных  организациях.
Справочные материалы, необходимые для направления жалобы в Европейский
Суд  по  правам человека, включая почтовые реквизиты Суда, официальный
формуляр жалобы и пояснительную записку, выдаются заявителю помощником
начальника  территориального  органа  ФСИН  России  по соблюдению прав
человека в УИС на приеме по личным вопросам.
     С  2000  года  Европейским  Судом по правам человека инициировано
проведение  расследований  по  268  делам,  в  числе  которых  имелись
претензии к учреждениям и органам УИС. В 2002 году было принято первое
негативное  решение,  касающееся  судебных  и  следственных органов, а
также в незначительной степени администрации следственного изолятора N
1   г.   Магадана  (дело  N  47095/99  "Калашников  против  Российской
Федерации"). До настоящего времени Суд частично удовлетворил претензии
к  УИС  только  32  заявителей  (11,9%  от общего количества изучаемых
жалоб)  и отклонил претензии 38 заявителей (14,2%). По остальным делам
информация из ЕСПЧ не поступала.
     Если   рассматривать   активность  Европейского  Суда  по  правам
человека   по   рассмотрению   жалоб   на   судебные,  следственные  и
правоохранительные  органы, среди которых были претензии к УИС, то она
характеризуется  следующими  показателями.  В 1999 году в ГУИН Минюста
России,  ФСИН  России  <3> поступила для проведения расследования одна
жалоба,  в  2000  -  ни одной новой жалобы, в 2001 - 4, в 2002 - 10, в
2003 - 16, то в 2004 - уже 41, в 2005 - 55, в 2006 - 53, в 2007 году -
85 новых жалоб.
--------------------------------
     <3>  Указом  Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314
"Вопросы  Федеральной службы исполнения наказаний" ГУИН Минюста России
преобразован в ФСИН России.

     При  этом в постановлениях ЕСПЧ практически полностью отсутствуют
требования,   касающиеся  несоответствия  законодательства  Российской
Федерации и ведомственных нормативных правовых актов, регламентирующих
деятельность  учреждений и органов УИС, требованиям Конвенции о защите
прав  человека  и  основных свобод. Только в редких случаях выявлялись
отступления   от   Конвенции,   да   и  те,  как  правило,  связаны  с
недостаточным  финансированием  и  в отдельных случаях с невыполнением
сотрудниками УИС своих должностных обязанностей.
     Тем   не  менее,  ФСИН  России  считает,  что  указанные  решения
необходимо   выполнять,   так   как  они  обусловлены  действительными
нарушениями  прав  подозреваемых, обвиняемых и осужденных, и принимает
меры  по  недопущению  выявленных Судом нарушений в других учреждениях
УИС.
     Так,  по  инициативе ФСИН России была принята Федеральная целевая
программа "Реформирование уголовно-исполнительной системы Министерства
юстиции  Российской  Федерации  на  2002  -  2006 годы" <4> и выделены
необходимые  финансовые  средства  на  ее  реализацию. Выполнение этой
Программы  позволило  значительно  улучшить условия содержания в СИЗО,
что   в  первую  очередь  стали  ощущать  лица,  содержащиеся  в  этих
учреждениях.  В  результате  проделанной работы в 2007 году количество
СИЗО  возросло  на 20% по сравнению с 1998 годом. Лимит мест в них был
увеличен    на    26%.    Одновременно    изменения,    внесенные    в
уголовно-процессуальное законодательство, позволили более избирательно
применять  меру  пресечения  в виде содержания под стражей, установить
судебный  контроль за ее избранием и более строгий контроль за сроками
содержания под стражей, своевременным этапированием лиц, чьи приговоры
вступили  в законную силу, значительно сократить число подозреваемых и
обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся под стражей.
--------------------------------
     <4>   Постановление   Правительства   Российской   Федерации   от
29.08.2001 N 636.

     Эти  меры  позволили  впервые  в отечественной истории обеспечить
предусмотренные  законодательством  нормы  камерной  площади  <5>  (на
каждого  содержащегося  в  СИЗО имелось в среднем 4 кв. метра камерной
площади).
--------------------------------
     <5>  Ч.  5  ст.  23 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О
содержании   под  стражей  подозреваемых  и  обвиняемых  в  совершении
преступлений".

     По выполнении Федеральной целевой программы на 2002 - 2006 годы в
соответствии  с  распоряжением  Правительства  Российской Федерации от
07.07.2006  N  839-р  была принята новая Федеральная целевая программа
"Развитие уголовно-исполнительной системы (2007 - 2016 годы)", которая
предусматривает  дальнейшее развитие материально-технической базы УИС,
в  том  числе  строительство  26 СИЗО, в полном объеме соответствующих
европейским требованиям.
     Необходимо  отметить,  что деятельность ФСИН России по реализации
решений  ЕСПЧ  и  имплементации европейских норм в деятельность УИС не
ограничивается    только    развитием   материально-технической   базы
учреждений.
     В  целях  реализации  решений  ЕСПЧ,  начиная  с  2002 года, было
организовано  информирование  территориальных  органов УИС о решениях,
принятых  ЕСПЧ,  обеспечено  устранение  причин,  приведших к принятию
негативных в отношении Российской Федерации решений.
     В  частности,  убраны  жалюзи  с  окон  камер,  усилен мониторинг
санитарных   условий   в   камерах,   уточнена  регламентация  порядка
применения   специальных   средств  и  физической  силы,  организовано
медицинское  освидетельствование  лиц,  прибывших  в учреждения УИС из
ИВС, и др.
     За  последние  9  лет трижды пересматривались Правила внутреннего
распорядка   СИЗО  и  Правила  внутреннего  распорядка  исправительных
учреждений,  принято  12  федеральных  законов,  вносящих  изменения и
дополнения  в  Федеральный  закон от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании
под  стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", 18
федеральных  законов, вносящих изменения и дополнения в УИК Российской
Федерации.
     С  учетом  мнения ФСИН России разработаны и приняты Постановления
Пленума  Верховного  Суда  Российской  Федерации  от 14.02.2000 N 7 "О
судебной  практике  по  делам  о преступлениях несовершеннолетних", от
10.10.2003  N  5  "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных
принципов  и  норм  международного  права  и  международных  договоров
Российской  Федерации",  от  05.03.2004  N 1 "О применении судами норм
Уголовно-процессуального  кодекса Российской Федерации"; Постановление
Президиума  Верховного  Суда  Российской  Федерации  от  27.09.2006 "О
рассмотрении  результатов обобщения судебной практики об избрании меры
пресечения в виде заключения под стражу подозреваемых или обвиняемых в
совершении   преступлений",   которые  позволили  ограничить  судебную
практику  применения  меры  пресечения  в виде заключения под стражу и
продления срока содержания под стражей.
     Анализ  ведомственной  статистики  показывает,  что  уважительное
отношение  к  соблюдению требований Конвенции способствовало не только
росту правосознания граждан, но и сокращению количества нарушений прав
человека и основных свобод, снижению уровня преступности и травматизма
в УИС.
     Однако  во  взаимодействии с ЕСПЧ имеются серьезные проблемы. Это
длительность рассмотрения жалоб и политизированный подход к ним.
     В  настоящее  время ЕСПЧ изучает в основном жалобы, поступившие к
нему  в  2002  - 2004 годах. Эти временные показатели не характеризуют
уровень обеспечения прав и законных интересов лиц, содержащихся в СИЗО
и  ИУ,  как  это может показаться на первый взгляд. Они говорят лишь о
том,  что  Европейский  Суд  по правам человека с учетом полученного в
предыдущие   годы  опыта  работы  стал  больше  дел  рассматривать  по
упрощенной процедуре, когда Российской Федерации дается меньше времени
на  подготовку  материалов  для защиты своих интересов, а для принятия
Судом негативного решения требуется меньше доказательств.
     На  сокращение  срока  рассмотрения  жалоб  в Европейском Суде по
правам  человека  не  влияет  даже  то,  что  ФСИН  России по запросам
Уполномоченного  Российской  Федерации  при  ЕСПЧ в экстренном порядке
проводит  расследования по каждому делу и за 15 - 20 дней обеспечивает
подготовку необходимых документов.
     При  этом  ответ  заявителя  на  доводы  ФСИН  России приходит из
Европейского  Суда  по  правам  человека,  как правило, через год. Еще
год-другой  требуется  Суду для рассмотрения доводов сторон и принятия
решений  сначала  по  вопросу  приемлемости  жалобы,  потом  для сбора
дополнительной  информации,  и  наконец,  для  принятия окончательного
решения.
     Первый  запрос  по  линии  УИС по делу N 47095 "Калашников против
Российской  Федерации",  принятому  ЕСПЧ  к  рассмотрению в 1999 году,
пришел  в ГУИН Минюста России в марте 2000 года, а решение Европейский
Суд  по  данному делу принял только в июне 2002 года. Первый запрос по
делу N 49790 "Трубников против Российской Федерации", принятому в 1999
году,  пришел в январе 2002 года, а окончательное решение было принято
в  июле  2005  года.  Первый  запрос  по  делу  N 62208 "Лабзов против
Российской  Федерации",  принятому  в  2000  году, пришел в марте 2002
года,  а  окончательное  решение было принято в июне 2005 года. Первый
запрос  по  делу  N  72967  "Белевицкий  против Российской Федерации",
принятому  в  2001  году,  пришел в октябре 2001 года, а окончательное
решение   принято   в   марте  2007  года.  Причем  по  многим  делам,
рассматриваемым  Европейским  Судом по правам человека, решения еще не
приняты.
     Статья  35  Конвенции  в  качестве  первого  условия приемлемости
жалобы  установила, что Суд может принимать дело к рассмотрению только
после  того,  как  были  исчерпаны  все  внутренние  средства правовой
защиты,  как  это предусмотрено общепризнанными нормами международного
права,  и  в  течение  шести  месяцев  с  даты вынесения национальными
органами окончательного решения по делу.
     Однако  эксперты  Европейского Суда по правам человека не видят в
этой  норме  ограничения  на  прием  жалоб к рассмотрению и предлагают
Российской  Федерации  по  каждому  делу  доказывать, что заявитель не
только  имел право обращаться со своими жалобами в органы ФСИН России,
прокуратуры, суда, других контролирующих деятельность УИС организаций,
но и активно пользовался этим правом.
     Данным  положением  активно  пользуются заявители и их защитники,
которые    начинают    обращаться    в    национальные    судебные   и
правоохранительные   инстанции  только  после  принятия  их  жалобы  к
рассмотрению ЕСПЧ.
     Учитывая, что решение о приемлемости жалобы рассматривается Судом
в  течение  длительного  времени,  позднее  обращение  к  национальным
инстанциям  не  позволяет  провести объективной, полной и всесторонней
проверки обращений.
     Указом  Президента  Российской  Федерации  от  20.03.2007  N  370
обеспечение  деятельности  Уполномоченного  Российской  Федерации  при
Европейском    Суде   по   правам   человека,   ранее   осуществляемое
Государственно-правовым  управлением  Президента Российской Федерации,
возложено  на  Министерство юстиции Российской Федерации. На должность
Уполномоченного  Российской  Федерации  при Европейском Суде по правам
человека  Указом  Президента  Российской Федерации от 20.03.2007 N 371
назначена В.В. Милинчук.
     Ранее Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313
в  полномочия  Минюста России были включены обязанности по координации
деятельности    федеральных    органов    исполнительной   власти   по
взаимодействию   Российской   Федерации  с  Европейским  комитетом  по
предупреждению  пыток  и  бесчеловечного  или  унижающего  достоинство
обращения  или  наказания,  включая  организацию  и проведение визитов
делегаций  Комитета в Российскую Федерацию, а также подготовку ответов
на доклады Комитета по итогам этих визитов.
     Кроме  этого,  в  соответствии  с  Указом  Президента  Российской
Федерации  от 13.10.2004 N 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения
наказаний" деятельность всех учреждений и органов УИС сконцентрирована
на  обеспечении  охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и
лиц,  содержащихся  под  стражей,  в  том числе на создании им условий
содержания,  соответствующих  нормам  международного права, положениям
международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
     Взаимодействие  с  европейскими правозащитными организациями дает
свои положительные результаты. Одним из показателей этого является то,
что  в  результате  мер,  принимаемых  УИС  по  реализации  требований
отечественного  законодательства, имплементации европейских стандартов
работы,  количество  жалоб  в  Европейский  Суд  по  правам  человека,
затрагивающих  деятельность  учреждений  УИС,  несмотря  на увеличение
общего  числа  жалоб  по  линии  деятельности ФСИН России, принимаемых
Судом к рассмотрению, в последние 5 лет неуклонно снижается.
     Так,  если в 2002 году ЕСПЧ принял к рассмотрению 68 таких жалоб,
то  в  2003 - 54, в 2004 - 35, в 2005 - 24, в 2006 - 23, в 2007 году -
8.
     По  нашему  мнению,  такая  тенденция  подтверждает  правильность
политики, осуществляемой Федеральной службой исполнения наказаний.

Отдел по соблюдению
прав человека в УИС
Правового управления
ФСИН России