В КАКОМ ПОРЯДКЕ СЛЕДУЕТ ОПРЕДЕЛЯТЬ ВЕЛИЧИНУ ОСТАТОЧНОЙ СТОИМОСТИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ЗА ОТЧЕТНЫЙ (НАЛОГОВЫЙ) ПЕРИОД В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДОЛИ ПРИБЫЛИ, ПРИХОДЯЩЕЙСЯ НА ОБОСОБЛЕННЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ? В КАКОМ ПОРЯДКЕ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 10.07.08 03-03-06/2/74

        В КАКОМ ПОРЯДКЕ СЛЕДУЕТ ОПРЕДЕЛЯТЬ ВЕЛИЧИНУ ОСТАТОЧНОЙ
          СТОИМОСТИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ЗА ОТЧЕТНЫЙ (НАЛОГОВЫЙ)
           ПЕРИОД В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ДЛЯ
        ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДОЛИ ПРИБЫЛИ, ПРИХОДЯЩЕЙСЯ НА ОБОСОБЛЕННЫЕ
        ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ? В КАКОМ ПОРЯДКЕ НЕОБХОДИМО
           УВЕДОМЛЯТЬ НАЛОГОВЫЙ ОРГАН И УПЛАЧИВАТЬ НАЛОГ НА
         ПРИБЫЛЬ В СЛУЧАЕ СОЗДАНИЯ ОБОСОБЛЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ
              ОРГАНИЗАЦИИ В ТЕЧЕНИЕ НАЛОГОВОГО ПЕРИОДА?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                           10 июля 2008 г.
                           N 03-03-06/2/74

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письма   по   вопросу   особенности   исчисления   и   уплаты   налога
налогоплательщиком,  имеющим  обособленные  подразделения,  и сообщает
следующее.
     В  соответствии  с  п.  2  ст.  288 Налогового кодекса Российской
Федерации  (далее  -  НК  РФ)  уплата авансовых платежей, а также сумм
налога,  подлежащих  зачислению  в  доходную  часть бюджетов субъектов
Российской    Федерации    и   бюджетов   муниципальных   образований,
производится  налогоплательщиками - российскими организациями по месту
нахождения  организации,  а  также  по  месту нахождения каждого из ее
обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти
обособленные  подразделения,  определяемой  как средняя арифметическая
величина   удельного   веса   среднесписочной  численности  работников
(расходов  на  оплату  труда)  и  удельного  веса остаточной стоимости
амортизируемого    имущества    этого    обособленного   подразделения
соответственно  в  среднесписочной численности работников (расходах на
оплату   труда)  и  остаточной  стоимости  амортизируемого  имущества,
определенной  в  соответствии  с  п.  1  ст.  257  НК  РФ,  в целом по
налогоплательщику.
     Удельный   вес  остаточной  стоимости  амортизируемого  имущества
определяется исходя из остаточной стоимости основных средств указанных
организаций  и  их  обособленных подразделений за отчетный (налоговый)
период.
     Остаточная  стоимость  основных  средств,  числящихся  в  составе
амортизируемого    имущества,    за    отчетный   (налоговый)   период
характеризуется   показателем   средней   (среднегодовой)   остаточной
стоимости  основных  средств, относящихся к амортизируемому имуществу,
порядок  исчисления  которого  приведен  в  Письме  Минфина  России от
06.07.2005  N 03-03-02/16, доведенном до налоговых органов Письмом ФНС
России от 14.06.2005 N ММ-6-02/575.
     Согласно  указанному  Письму  средняя  (среднегодовая) остаточная
стоимость  указанных  основных  средств за отчетный (налоговый) период
определяется аналогично порядку, изложенному в п. 4 ст. 376 НК РФ.
     С  1 января 2008 г. Федеральным законом от 24.07.2007 N 216-ФЗ "О
внесении  изменений  в  часть  вторую  Налогового  кодекса  Российской
Федерации   и   некоторые   другие   законодательные  акты  Российской
Федерации" п. 4 ст. 376 НК РФ изложен в новой редакции:
     "Средняя     стоимость    имущества,    признаваемого    объектом
налогообложения,  за  отчетный  период  определяется  как  частное  от
деления  суммы,  полученной  в  результате сложения величин остаточной
стоимости  имущества  на  1-е число каждого месяца отчетного периода и
1-е  число  месяца,  следующего  за  отчетным  периодом, на количество
месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу.
     Среднегодовая   стоимость   имущества,   признаваемого   объектом
налогообложения,  за  налоговый  период  определяется  как  частное от
деления  суммы,  полученной  в  результате сложения величин остаточной
стоимости  имущества  на 1-е число каждого месяца налогового периода и
последнее  число  налогового  периода,  на  число  месяцев в налоговом
периоде, увеличенное на единицу".
     Таким  образом,  порядок  расчета  средней  остаточной  стоимости
основных средств, относящихся к амортизируемому имуществу, за отчетные
периоды  (в  том  числе  за  отчетные  периоды  2008  г.)  остался без
изменений.
     При  составлении  декларации  по налогу на прибыль организаций за
налоговый  период  (в  частности,  за  2008  г.)  расчет среднегодовой
остаточной  стоимости  основных средств, относящихся к амортизируемому
имуществу,  по нашему мнению, должен производиться аналогично порядку,
изложенному  в  п. 4 ст. 376 НК РФ (в редакции, действующей с 1 января
2008 г.).
     По  вопросу  порядка  уплаты  налога  на  прибыль организаций при
создании  обособленных  подразделений  в  течение  налогового  периода
сообщаем следующее.
     Согласно п. 2 ст. 288 НК РФ если налогоплательщик имеет несколько
обособленных  подразделений  на  территории одного субъекта Российской
Федерации,  то  распределение прибыли по каждому из этих подразделений
может не производиться. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет этого
субъекта  Российской  Федерации, в таком случае определяется исходя из
доли  прибыли,  исчисленной  из  совокупности показателей обособленных
подразделений,   находящихся   на   территории   субъекта   Российской
Федерации.   При  этом  налогоплательщик  самостоятельно  выбирает  то
обособленное подразделение, через которое осуществляется уплата налога
в  бюджет  этого  субъекта Российской Федерации (далее - ответственное
обособленное подразделение), уведомив о принятом решении до 31 декабря
года,  предшествующего налоговому периоду, налоговые органы, в которых
налогоплательщик  состоит на налоговом учете по месту нахождения своих
обособленных подразделений.
     Поскольку  на  новый порядок уплаты налога на прибыль организаций
переходит  организация-налогоплательщик,  то,  соответственно,  данный
порядок   уплаты   налога  распространяется  на  все  ее  обособленные
подразделения,  включая  вновь созданные в течение налогового периода.
На    вновь    созданные    обособленные   подразделения   применяемый
налогоплательщиком порядок уплаты налога распространяется с момента их
создания.
     При  этом  необходимо  учитывать,  что  НК  РФ не предусматривает
обязанности  налогоплательщика  уведомлять  налоговый  орган  по месту
нахождения  ответственного  обособленного  подразделения  о создании в
течение налогового периода нового обособленного подразделения, если на
территории   данного   субъекта   Российской   Федерации  уже  имеется
ответственное обособленное подразделение, а также не предусматривает в
указанном  случае  обязанности  уведомлять  налоговые  органы по месту
нахождения  вновь созданного обособленного подразделения о применяемом
налогоплательщиком  порядке  уплаты  налога.  В то же время, по нашему
мнению,  во  избежание  принятия налоговым органом по месту нахождения
вновь созданного обособленного подразделения предусмотренных НК РФ мер
к   налогоплательщикам,   не   представившим   налоговую   декларацию,
целесообразно   уведомить  указанный  налоговый  орган  о  применяемом
порядке уплаты налога через ответственное обособленное подразделение.
     В  случае  направления  уведомления  в  налоговый  орган по месту
нахождения   ответственного  обособленного  подразделения,  по  нашему
мнению,   не  следует  приводить  в  нем  весь  перечень  обособленных
подразделений,  находящихся  на территории данного субъекта Российской
Федерации, по которым информация уже представлялась.
     В  случае  создания  двух  и  более обособленных подразделений на
территории  субъекта  Российской Федерации, в котором ранее не имелось
обособленных  подразделений  организации,  уплата  в текущем налоговом
периоде   налога  на  прибыль  организаций  в  бюджет  этого  субъекта
Российской  Федерации,  по  нашему  мнению, должна производиться через
ответственное    обособленное   подразделение,   о   выборе   которого
уведомляются  налоговые  органы.  По  нашему  мнению,  при  создании в
субъекте    Российской    Федерации    только   одного   обособленного
подразделения     уведомлять    налоговый    орган    о    применяемом
налогоплательщиком порядке уплаты налога нет необходимости.
     Одновременно  сообщаем,  что  настоящее  письмо  Департамента  не
содержит  правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные
предписания,  и не является нормативным правовым актом. В соответствии
с  Письмом  Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое
мнение  Департамента  имеет  информационно-разъяснительный характер по
вопросам  применения законодательства Российской Федерации о налогах и
сборах  и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о
налогах  и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в
настоящем письме.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                            И.В.ТРУНИН
10 июля 2008 г.
N 03-03-06/2/74