благоустройства; - мониторинг состояния зеленых насаждений на постоянных площадках наблюдения; - выявление, диагностика и идентификация причин ухудшения состояния зеленых насаждений; - прогноз развития ситуации (долгосрочный, ежегодный, оперативный); - разработка программы мероприятий и выбор технологии и средств, направленных на устранение последствий воздействия на зеленые насаждения негативных причин и устранение самих причин, а также мероприятий по повышению уровня благоустройства. 6.4. Оценка состояния зеленых насаждений осуществляется: - долгосрочная оценка (полная инвентаризация) - один раз в 10 лет; - ежегодная (плановая) оценка - два раза в год; - оперативная оценка - по специальному распоряжению или при возникновении опасности повреждения, ослабления и усыхания зеленых насаждений. Обследование проводится по единым утвержденным методикам (глава 7), показатели состояния фиксируются в установленном порядке. Результаты обследования (в части состояния зеленых насаждений) находятся в организации, являющейся юридическим владельцем территории. 6.5 Долгосрочная оценка ситуации осуществляется по результатам инвентаризации городских зеленых насаждений с периодичностью 1 раз в 10 лет. 6.6. Ежегодная плановая оценка проводится путем ежегодного обследования зеленых насаждений, которое проводится в течение всего вегетационного периода. При этом обследование охватывает все элементы зеленых насаждений и благоустройства. Ежегодный плановый осмотр включает оценку состояния деревьев, кустарников, газонов, цветников, дорожно-тропиночной сети, элементов благоустройства. В процессе осмотра уточняются объемы работ по текущему ремонту, посадке, определяются недостатки, неисправности и повреждения, устранение которых требует специального ремонта. 6.7. По данным ежегодных плановых осмотров составляются ведомость дефектов и перечень мероприятий, необходимых для подготовки объекта к эксплуатации в летний период и по подготовке к содержанию в зимних условиях; готовятся предложения по финансированию работ на следующий год. По окончании осмотра составляется акт в двух экземплярах. Результаты обследования находятся у юридического владельца территории, где принимаются необходимые оперативные меры. Материалы всех видов ежегодной оценки обобщаются и оформляются по прилагаемой форме (приложение 13). 6.8. Кроме ежегодного планового осмотра, может проводиться оперативный осмотр, в частности, в результате чрезвычайных обстоятельств - после ливней, сильных ветров, снегопадов и т.п. (приложение 14). 6.9. Конкретные сроки всех видов осмотров устанавливаются юридическими владельцами территорий (за исключением постоянных площадок наблюдения общегородской системы мониторинга зеленых насаждений). 6.10. Появление и распространение вредителей и болезней фиксируются при проведении общего и специального надзора. Общий надзор должен проводиться постоянно в процессе повседневной деятельности. Специальный надзор осуществляется за распространением наиболее вредоносных и потенциально опасных видов вредителей систематически: в начале и в конце вегетации (табл. 6.1). 6.11. Ответственность за контроль и разработку своевременных мер по защите и восстановлению зеленых насаждений возлагается на юридических владельцев территорий. Таблица 6.1 СРОКИ СПЕЦИАЛЬНОГО НАДЗОРА ЗА ПОЯВЛЕНИЕМ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫХ И ОПАСНЫХ ВРЕДИТЕЛЕЙ И БОЛЕЗНЕЙ ------------------------------------------------------------ | Виды вредителей и болезней |Календарные сроки работ | | |--------------------------| | |Диагностика |Надзор и учет| |-------------------------------|------------|-------------| | Сосущие (тли, листоблошки, | IV-IX | IV-IX | | кокциды, паутинные клещи) | | | |-------------------------------|------------|-------------| | Минеры (тополевая, липовая | IV-IX | IV-IX | | моли, пестрянки) | | | |-------------------------------|------------|-------------| | Лиственничная чехлоноска, | IV-IX | IV-IX | | еловый обыкновенный пилильщик | | | |-------------------------------|------------|-------------| | Листогрызущие вредители | IV-IX | IV-IX | | весеннего комплекса (дубовая | | | | зеленая и др. листовертки, | | | | пяденицы зимняя, обдирало и | | | | бурополосая) | | | |-------------------------------|------------| | | Листогрызущие вредители | V-VI | | | летне-осеннего комплекса | | | | (кленовая стрельчатка, лунка | | | | серебристая, пилильщики) | | | |-------------------------------|------------|-------------| | Стволовые вредители |VI | | | (заболонники струйчатый, |по явным | VI-IX | | разрушитель и др., малый |признакам | | | ясеневый лубоед, узкотелые | | | | златки, древесница въедливая, | | | | большая тополевая и | | | | темнокрылая стеклянницы) | | | |-------------------------------|------------|-------------| | Сосудистые болезни: |VI-IX | VI-IX | | голландская болезнь (графиоз, |по явным | | | офиостомоз) ильмовых пород, |признакам - | | | вилт (вертицилезное усыхание) |круглый год | | | клена | | | |-------------------------------|------------|-------------| | Некрозно-раковые болезни: |Круглый год |Весь | | тиростромоз липы и вяза, | |вегетационный| | цитоспороз, нектриевый и др. | |период | | некрозы коры, бактериальный | | | | рак тополя, черный рак яблони,| | | | водянка березы | | | |-------------------------------|------------|-------------| | Пятнистости листьев | VII-VIII | VI-VIII | |-------------------------------|------------|-------------| | Мучнистая роса |V-IX | V-IX | | |по зимующей | | | |стадии - | | | |круглый год | | |-------------------------------|------------|-------------| | Ржавчина | VI-IX | VI-IX | ------------------------------------------------------------ 6.12. Определение динамики состояния зеленых насаждений города на площадках постоянного наблюдения (ППН), выявление очагов заболеваний и вредителей, экспертные выезды комиссий из числа квалифицированных специалистов города осуществляются в рамках городской программы мониторинга зеленых насаждений. ППН - участок озелененной или природной территории, на которой регулярно (не реже 1 раза в год) по унифицированной методике проводится комплексная оценка состояния растений и почв (при необходимости - атмосферного воздуха и грунтовых вод) в целях получения достоверной и исчерпывающей информации о влиянии на состояние растений факторов внешней среды. Результаты мониторинга зеленых насаждений рекомендованы к использованию: проектным организациям и Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы - при разработке и согласовании проектной документации; префектурам административных округов - при актуализации программных мероприятий по реконструкции, озеленению и благоустройству территорий; ОАТИ - при составлении планов инспекторских проверок; ДЖКХиБ - при формировании планов озеленительных работ. Результаты мониторинга зеленых насаждений ежегодно заносятся в информационную базу данных, открытую для пользования всем вышеуказанным пользователям. 6.13. На основе данных долгосрочной и ежегодной плановой оценки в сочетании с данными мониторинга составляются прогнозы развития ситуации с учетом всех значимых для состояния зеленых насаждений факторов, в том числе реальной экологической ситуации в городе. 6.14. Зеленые насаждения, вновь принятые на содержание или после капитального ремонта, должны осматриваться особенно тщательно в первый год эксплуатации. Подрядчик обязан за свой счет устранить дефекты в выполненных работах, допущенные по его вине. Наличие дефектов, требующих устранения, устанавливается актами, подписанными заказчиком (организация, содержащая объекты озеленения) и подрядчиком. В случае неявки представителя подрядчика в пятидневный срок по вызову заказчик составляет односторонний акт, копию которого направляют подрядчику и его вышестоящей организации. 6.15. Ответственность за соблюдение сроков, в течение которых могут быть предъявлены претензии заказчику, несут руководители организации - юридического владельца территории. 7. Инвентаризация зеленых насаждений и мониторинг состояния зеленых насаждений 7.1. Инвентаризация зеленых насаждений 7.1.1. Инвентаризация зеленых насаждений осуществляется по методике, утвержденной Госстроем Российской Федерации и Правилами проведения инвентаризации зеленых насаждений и паспортизации озелененных территорий. 7.1.2. Инвентаризация зеленых насаждений проводится в целях: - для установления границ озелененной/природной территории и их документального закрепления; - получения достоверных данных по количеству зеленых насаждений в городе, их состоянию для ведения городского хозяйства на всех уровнях управления, эксплуатации и финансирования, отнесения их к соответствующей категории земель, охранному статусу и режиму содержания; - установления видового состава деревьев и кустарников с определением количества, категории и типа насаждений, возраста растений, диаметра (для деревьев), состояния, а также площадей газонных покрытий и цветников; - своевременной регистрации происшедших изменений; - определения землепользователей территорий и установления ответственных организаций, юридических и физических лиц за их сохранность и состояние; - установления наличия и принадлежности стационарных инженерно - архитектурных сооружений и оборудования озелененных / природных территорий (фонтаны, памятники, скульптуры и т.п.); - регламентирования работ по содержанию зеленых насаждений, их капитальному ремонту и реконструкции; - организации рационального использования территорий города; - для обеспечения электронного учета объектов озеленения и зеленых насаждений в целом по городу при ведении Реестра зеленых насаждений и мониторинге зеленых насаждений. 7.1.3. Инвентаризации подлежат все зеленые насаждения независимо от организационно-правовой формы собственности и ведомственной принадлежности, находящиеся в пределах городской черты, имеющие установленные границы и предоставленные в пользование (владение, распоряжение) ответственным землепользователям (учреждениям, организациям, предприятиям либо физическим лицам). 7.1.4. Инвентаризация проводится на основе утвержденного ситуационного плана (масштаб 1:2000) и топоплана (масштаб 1:500) в два этапа. На первом этапе устанавливаются площадь, границы и классификация объекта. На втором этапе определяется качественное и количественное состояние зеленых насаждений и элементов благоустройства. 7.1.5. На объектах - памятниках истории и культуры применяются Методические указания по выявлению и обследованию парков и природных ландшафтов (комплексов) на территории памятников истории и культуры (Минкультуры РСФСР, 1987 г.). 7.1.6. Документом, отображающим результаты инвентаризации объектов нового строительства и реконструкции, является Паспорт планировочного решения и благоустройства территории, составленный по утвержденной форме в соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 08.05.2002 N 267-РЗМ и содержащий следующие сведения: - общие сведения (в т.ч.: административно-территориальную принадлежность территории; указание ответственного землепользователя; установленный статус объекта; установленное функциональное назначение земельного участка); - схему расположения объекта в городе; - ситуационный план объекта (М 1:2000); - инвентаризационный план объекта в М 1:500, 1:1000, 1:2000 в зависимости от площади и однородности древесно-кустарниковых насаждений; - планировочное решение благоустройства (схему генплана); - архитектурно-художественную характеристику объекта и его окружения, особенности ландшафта и озеленения; - здания и сооружения; плоскостные сооружения, дорожно-тропиночную сеть; - элементы озеленения и таблицы зеленых насаждений; - МАФ и элементы благоустройства; - элементы организации рельефа, системы функционального обеспечения, системы обеспечения охраны природы и микроклиматического комфорта; - сведения о проведении ремонтных работ. 7.1.7. Паспорт должен иметь кодовый номер. Кодовый номер паспорта должен заноситься в ИАС "Реестр зеленых насаждений" при внесении сведений по проведенной инвентаризации. В состав паспорта входят ситуационный план, утвержденный АПО административного округа, инвентаризационный план территории в масштабе 1:500 на базе горизонтального топографического плана, ведомость учета насаждений и заполненные формы, входящие в состав паспорта. 7.1.8. Результаты инвентаризации существующего объекта благоустройства отображаются в Паспорте учетного участка (приложение 26), отличающемся от Паспорта планировочного решения и благоустройства территории (приложение 27) отсутствием схемы генплана и главы "Архитектурно-художественная характеристика объекта и его окружения, особенности ландшафта и озеленения". 7.1.9. Паспорт территории утверждается балансодержателем (фактическим землепользователем) озелененной территории в установленном порядке и подлежит постоянной корректировке. 7.1.10. Строения и наземные сооружения учитываются в паспорте с оценкой соответствия функционального назначения строений или сооружений функциям паспортизируемой территории для принятия соответствующих решений по их выводу или сохранению. Площадь объектов, расположенных внутри территории (АЗС, здания, сооружения), в площадь озелененной территории не входит. 7.1.11. На территориях в виде озелененных полос вдоль магистралей и улиц (проездов) города, а также иных объектов озеленения, имеющих одно административное название, но разделенных на участки, находящиеся на балансе разных городских структур, составляется единый паспорт с выделением ландшафтных участков, отражающих принадлежность конкретному землепользователю. Порядок финансирования и согласования таких паспортов определяет Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы. 7.1.12. При регистрации сделок с земельными участками, переходе прав на земельные участки, в случае причинения вреда зеленым насаждениям противоправными действиями юридических или физических лиц, а также при оформлении землеотвода под строительство проводится внеплановая инвентаризация. 7.1.13. Обязанности проведения внеплановой инвентаризации и внесения изменений в зависимости от категории насаждений возлагаются: - на ответственных землепользователей, к которым переходят права пользования, владения, распоряжения земельными участками; - на владельца территории - при причинении вреда зеленым насаждениям в результате аварийных и иных чрезвычайных ситуаций либо противоправных действий. 7.1.14. Исходные данные на проведение инвентаризации (ситуационный план, масштаб 1:2000) заказывают в Москомархитектуре и подведомственных ей службах (АПО АО). Исходные данные по землеотводам выдаются территориальными управлениями административных округов. Дополнительные сведения по территории (история создания, особенности режима фактического использования и т.д.) необходимо получить у юридических владельцев территорий. 7.1.15. Инвентаризация проводится с использованием имеющихся геодезических материалов, проектов, чертежей топосъемки Мосгоргеотреста в М 1:500-1:1000 (в отдельных случаях 1:2000, например, на протяженных магистралях с одним или двумя типами насаждений). При отсутствии этих материалов работу по съемке инвентаризуемых объектов выполняет бюро технической инвентаризации, руководствуясь инструкцией по городским съемкам. В исключительных случаях допускается геодезическая съемка небольших по площади объектов. 7.1.16. Для проведения натурных работ с геодезическими материалами снимается копия плана озелененной территории (без нанесения координационной сетки, полигонометрических знаков, марок, реперов нивелирования). Копия плана сверяется с натурой, уточняется соответствие нанесенной на плане границы и ситуации учитываемого объекта. 7.1.17. В целях удобства проведения инвентаризации зеленых насаждений территория разделяется на условные учетные участки (ландшафтные участки), ограниченные дорожками или другими постоянными контурами внутренней ситуации. 7.1.18. Инвентаризация зеленых насаждений и оформление паспорта территории должны проводиться в соответствии с правилами и инструкциями проведения данного вида работ, утвержденными в установленном порядке. 7.1.19. В процессе обследования зеленых насаждений отмечаются нижеследующие данные в отношении: деревьев, расположенных на магистралях, улицах (проездах), бульварах, в скверах, садах, парках, - тип посадки (одиночная, рядовая, групповая), номера деревьев, количество, занимаемая площадь, их вид, возраст, диаметр, высота, состояние, характеристика состояния (в том числе выделяются деревья, подвергающиеся обрезке), рекомендации по уходу. Примечания: 1. Деревом считается растение с диаметром ствола более 5 см, а малоценных пород (клен ясенелистный, ива козья, осина) - более 10 см. 2. Площадь под посадкой дерева условно принимается в размере 0,5 кв. м. 3. Сведения о деревьях и кустарниках, расположенных на проездах, записываются по четной и нечетной сторонам отдельно. 4. Сведения о площадях газонов и цветников записываются в последнюю очередь; кустарников - тип посадки (одиночная, групповая, рядовая ("живая" изгородь) и т.д.), номера кустарников, количество, занимаемая площадь, вид растений, возраст, высота, состояние, характеристика состояния, рекомендации по уходу, протяженность для рядовой посадки. Примечание. Площадь одиночного кустарника или кустарника в группе определяется по проекции кроны (либо принимается условно в размере 0,3 кв. м), площадь живой изгороди определяется путем умножения ширины траншеи на длину); газонов и цветников - учитываются по площади, площадь газонов на откосах и напочвенный покров выделяются отдельными строками; насаждений, созданных с применением лесоводственных методов (оцениваются с применением методов лесной таксации по согласованию с заказчиком инвентаризации), - площадь выдела (ландшафтного участка), видовой состав, ярусы, классы возраста, средняя высота, средний диаметр, сомкнутость насаждений, количество деревьев на 1 га площади, состояние, указывается подрост, подлесок и напочвенный покров. При оценке таких насаждений дается описание каждого яруса. Древесный состав в этом случае обозначается целыми единицами в пределах десяти; названия древесных видов - первыми буквами их родового названия (например, Б - береза, Ос - осина, Ол - ольха, Лп - липа, Кш - каштан и т.д.). Сомкнутость насаждения принимается в десятых долях единицы, считая полную сомкнутость за единицу. 7.1.20. Состояние зеленых насаждений и элементов благоустройства территории определяется по признакам, приведенным в таблице 7.1. Таблица 7.1 --------------------------------------------------------------------------- |Качественное |Категория |Основные признаки | |состояние деревьев |состояния | | | |(жизнеспособности)| | |-------------------------------------------------------------------------| |Деревья | |-------------------------------------------------------------------------| |Хорошее |Без признаков |Листва или хвоя зеленые, | | |ослабления |нормальных размеров, крона | | | |густая, нормальной формы и | | | |развития, прирост текущего года | | | |нормальный для данного вида, | | | |возраста, условий произрастания | | | |деревьев и сезонного периода, | | | |повреждения вредителями и | | | |поражение болезнями единичны или | | | |отсутствуют | |--------------------|------------------|---------------------------------| |Удовлетворительное |Ослабленные |Листва или хвоя часто светлее | | | |обычного, крона слабоажурная, | | | |прирост ослаблен по сравнению с | | | |нормальным, в кроне менее 25% | | | |сухих ветвей. Возможны признаки | | | |местного повреждения ствола и | | | |корневых лап, ветвей, | | | |механические повреждения, | | | |единичные водяные побеги | |--------------------|------------------|---------------------------------| |Удовлетворительное |Сильно ослабленные|Листва мельче или светлее | | | |обычной, хвоя светло-зеленая или | | | |сероватая матовая, крона | | | |изрежена, сухих ветвей от 25 до | | | |50%, прирост уменьшен более чем | | | |наполовину по сравнению с | | | |нормальным. Часто имеются | | | |признаки повреждения болезнями и | | | |вредителями ствола, корневых лап,| | | |ветвей, хвои и листвы, в том | | | |числе попытки или местные | | | |поселения стволовых вредителей, у| | | |лиственных деревьев часто водяные| | | |побеги на стволе и ветвях | |--------------------|------------------|---------------------------------| |Неудовлетворительное|Усыхающие |Листва мельче, светлее или желтее| | | |обычной, хвоя серая желтоватая | | | |или желто-зеленая, часто | | | |преждевременно опадает или | | | |усыхает, крона сильно изрежена, в| | | |кроне более 50% сухих ветвей, | | | |прирост текущего года сильно | | | |уменьшен или отсутствует. На | | | |стволе и ветвях часто имеются | | | |признаки заселения стволовыми | | | |вредителями (входные отверстия, | | | |насечки, сокотечение, буровая | | | |мука и опилки, насекомые на коре,| | | |под корой и в древесине); у | | | |лиственных деревьев обильные | | | |водяные побеги, иногда усохшие | | | |или усыхающие | |--------------------|------------------|---------------------------------| |Неудовлетворительное|Сухостой текущего |Листва усохла, увяла или | | |года |преждевременно опала, хвоя серая,| | | |желтая или бурая, крона усохла, | | | |но мелкие веточки и кора | | | |сохранились. На стволе, ветвях и | | | |корневых лапах часто признаки | | | |заселения стволовыми вредителями | | | |или их вылетные отверстия | |--------------------|------------------|---------------------------------| |Неудовлетворительное|Сухостой прошлых |Листва и хвоя осыпались или | | |лет |сохранились лишь частично, мелкие| | | |веточки и часть ветвей опали, | | | |кора разрушена или опала на | | | |большей части ствола. На стволе и| | | |ветвях имеются вылетные отверстия| | | |насекомых, под корой - обильная | | | |буровая мука и грибница | | | |дереворазрушающих грибов | |-------------------------------------------------------------------------| |Кустарники | |-------------------------------------------------------------------------| |Хорошее |Без признаков |Кустарники здоровые (признаков | | |ослабления |заболеваний и повреждений | | | |вредителями нет); без | | | |механических повреждений, | | | |нормального развития, густо | | | |облиственные, окраска и величина | | | |листьев нормальные | |--------------------|------------------|---------------------------------| |Удовлетворительное |Ослабленные |Кустарники с признаками | | | |замедленного роста, с наличием | | | |усыхающих ветвей (до 10-15%), | | | |изменением формы кроны, имеются | | | |повреждения вредителями | |--------------------|------------------|---------------------------------| |Удовлетворительное |Сильно ослабленные|Кустарники с признаками | | | |замедленного роста, с наличием | | | |усыхающих ветвей (от 25 до 50%), | | | |крона изрежена, форма кроны | | | |изменена, прирост уменьшен более | | | |чем наполовину по сравнению с | | | |нормальным | |--------------------|------------------|---------------------------------| |Неудовлетворительное|Усыхающие |Кустарники переросшие, | | | |ослабленные (с мелкой листвой, | | | |нет приростов), с усыханием кроны| | | |более 50%, имеются признаки | | | |поражения болезнями и вредителями| |--------------------|------------------|---------------------------------| |Неудовлетворительное|Сухостой текущего |Листва усохла, увяла или | | |года |преждевременно опала, крона | | | |усохла, но мелкие веточки и кора | | | |сохранились | |--------------------|------------------|---------------------------------| |Неудовлетворительное|Сухостой прошлых |Листва осыпалась, крона усохла, | | |лет |мелкие веточки и часть ветвей | | | |опали, кора разрушена или опала | | | |на большей части ветвей | |-------------------------------------------------------------------------| |Газоны | |-------------------------------------------------------------------------| |Хорошее | |Поверхность хорошо спланирована, | | | |травостой густой, однородный, | | | |равномерный, регулярно | | | |стригущийся, цвет интенсивно | | | |зеленый, нежелательной | | | |растительности и мха нет, площадь| | | |проективного покрытия 90-100% | |--------------------|------------------|---------------------------------| |Удовлетворительное | |Поверхность газона с заметными | | | |неровностями, травостой неровный | | | |с примесью нежелательной | | | |растительности, нерегулярно | | | |стригущийся, цвет зеленый, | | | |площадь проективного покрытия не | | | |менее 75% | |--------------------|------------------|---------------------------------| |Неудовлетворительное| |Травостой изреженный, | | | |неоднородный, много нежелательной| | | |растительности, нерегулярно | | | |стригущийся, окраска газона | | | |неровная, с преобладанием желтых | | | |оттенков, имеется мох, много | | | |плешин и вытоптанных мест, | | | |площадь проективного покрытия | | | |менее 75% | |-------------------------------------------------------------------------| |Цветники | |-------------------------------------------------------------------------| |Хорошее | |Поверхность тщательно | | | |спланирована, почва хорошо | | | |удобрена, растения хорошо | | | |развиты, равные по качеству; | | | |нежелательной растительности и | | | |отпада нет | |--------------------|------------------|---------------------------------| |Удовлетворительное | |Поверхность грубо спланирована, с| | | |заметными неровностями, почва | | | |слабо удобрена, растения | | | |нормально развиты. Отпад | | | |незначительный, нежелательная | | | |растительность единична (до 10% | | | |площади) | |--------------------|------------------|---------------------------------| |Неудовлетворительное| |Поверхность спланирована грубо, | | | |почва не удобрена, растения слабо| | | |развиты, отпад значительный, | | | |много нежелательной | | | |растительности (более 10% | | | |площади) | |-------------------------------------------------------------------------| |Малые архитектурные формы | |-------------------------------------------------------------------------| |Хорошее | |Выполнены в соответствии с | | | |проектом, надежно закреплены, | | | |окрашены влагостойкими красками. | | | |Песок в детских песочницах не | | | |содержит примесей (зерен гравия, | | | |глины) | |--------------------|------------------|---------------------------------| |Удовлетворительное | |Имеются незначительные нарушения | | | |конструкций, не влияющих на | | | |функциональность использования; | | | |МАФ надежно закреплены, но | | | |окраска поверхности некачественна| | | |(до 10-15%). | | | |Песок в детских песочницах | | | |содержит незначительные примеси | | | |(зерен гравия, глины) | |--------------------|------------------|---------------------------------| |Неудовлетворительное| |Имеют место механические | | | |повреждения, нарушение | | | |конструкций, частичное отсутствие| | | |элементов, ненадежные крепления, | | | |небрежная окраска или наличие | | | |неокрашенных мест более 15% | |-------------------------------------------------------------------------| |Дорожно-тропиночная сеть | |-------------------------------------------------------------------------| |Хорошее | |Дороги хорошо спланированы, | | | |верхний слой уплотнен, отсутствие| | | |просадок, бордюрный камень в | | | |хорошем состоянии | |--------------------|------------------|---------------------------------| |Удовлетворительное | |Хорошая планировка дорожного | | | |полотна, просадки и выбоины до | | | |10-15%, на дорожках с мягким | | | |покрытием имеются отдельные | | | |экземпляры нежелательной | | | |растительности, бордюрный камень | | | |местами отсутствует | |--------------------|------------------|---------------------------------| |Неудовлетворительное| |Планировка дорожного полотна | | | |нарушена, просадки и выбоины | | | |более 15%, застой воды, дорожки с| | | |мягким покрытием заросли | | | |нежелательной растительностью. | | | |Примечание. Оценка состояния | | | |тропы (протопа) оценивается как | | | |неудовлетворительное | --------------------------------------------------------------------------- 7.1.21. На инвентаризационном плане необходимо показать: внешние границы объекта; внешнюю ситуацию за границами; границы и номера учетных участков и биогрупп; расположение малых архитектурных форм (схематично); размещение газонов, цветников; плоскостные сооружения и дорожно-тропиночную сеть с учетом типов покрытий; условные обозначения и экспликацию. Примечания: 1. Особо ценные породы деревьев (уникальные, исторические) наносятся на план и нумеруются красным цветом самостоятельными номерами в пределах всего объекта. 2. На инвентаризационном плане озелененных и благоустроенных территорий улиц, проездов, переулков, площадей, набережных показывается каждое дерево и его номер. 3. На инвентаризационном плане парка с низкой рекреационной нагрузкой либо там, где поток посетителей жестко зарегулирован архитектурно-планировочными приемами (исторические, лесопарки, спортивные и др.), наносятся: поляны, прогалины, водоемы и др. ситуация. Древесно-кустарниковая растительность показывается в условных обозначениях. Инвентаризационный план при этом может быть выполнен в масштабе от 1:1000 и мельче. 4. В скверах, садах, на бульварах, в парках с высокой рекреационной нагрузкой, внутридворовых и придомовых посадках на план наносятся все деревья, кустарники (аллейные посадки), живые изгороди, цветники и газоны, куртины групповой посадки деревьев и кустарников. Инвентаризационный план оформляется в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 04.10.2005 N 770-ПП "О Методических рекомендациях по составлению дендрологических планов и перечетных ведомостей". 7.1.22. В паспорте приводятся дополнительные сведения с указанием сроков проведения капитального ремонта или реконструкции объекта озеленения. 7.1.23. Организации - юридические владельцы территорий обязаны своевременно извещать бюро технической инвентаризации о постройке новых объектов и о всех изменениях на существующих озелененных территориях. Организации - юридические владельцы территорий обязаны своевременно извещать орган исполнительной власти, на который возложены функции по ведению Реестра зеленых насаждений, о произошедших изменениях на существующих озелененных территориях, касающихся вырубок, посадок и пересадок зеленых насаждений. Произошедшие на объектах изменения отражаются на плане и в паспорте, выполненном как на электронном носителе, так и в бумажном виде. Изменившаяся ситуация на плане (бумажный вид) зачеркивается красным цветом (крестиками), и вычерчивается новая - черным цветом. Устаревшие записи в паспорте (бумажный вид) зачеркиваются красным цветом в одну линию. Новые записи заносятся в нижеследующие горизонтальные строки паспорта. По мере необходимости паспорт пополняется вкладышами. Изменения в электронную версию паспорта вносятся одновременно с правками в паспорте, выполненном в бумажном виде. При этом электронный формат вносимых в паспорт изменений устанавливается органом исполнительной власти, на который возложены функции на выполнение работ по сведению данных учета зеленых насаждений, ведению Реестра зеленых насаждений в целом по городу. 7.1.24. Паспорт учетного объекта озеленения составляется в двух экземплярах в бумажном виде и в двух экземплярах на электронном носителе. Электронная версия паспорта содержит все данные, идентичные паспорту в бумажном виде. Идентичность данных паспорта, представляемых в бумажном виде и на электронном носителе, гарантируется заказчиком работ по инвентаризации объекта озеленения. 7.1.25. По результатам инвентаризации зеленых насаждений ведется Реестр зеленых насаждений. Регламент ведения Реестра устанавливается распорядительными документами Правительства Москвы. 7.1.26. При проведении работ по инвентаризации зеленых насаждений заказчики работ обязаны включать в контрактную документацию требование о представлении результатов инвентаризации в электронном виде. Формат представления результатов инвентаризации в электронном виде устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы, на который возложены функции по ведению Реестра зеленых насаждений в целом по городу. 7.2. Мониторинг состояния зеленых насаждений 7.2.1. Мониторинг состояния зеленых насаждений осуществляется в целях оценки состояния зеленых насаждений и динамики его, в том числе негативной (причин нарушения их устойчивости, повреждения и поражения природными и антропогенными факторами неблагоприятного воздействия и др.), а также эффективности выполняемых природоохранных мероприятий по улучшению качества зеленых насаждений, прогноза состояния зеленых насаждений, информационного обеспечения хозяйственной деятельности в области создания, содержания, контроля и охраны зеленых насаждений. 7.2.2. Мониторинг состояния зеленых насаждений осуществляется на постоянных пунктах наблюдения (ППН), временных пунктах наблюдений и путем экспертных обследований отдельных озелененных и природных территорий. Проводятся наблюдения по энтомофитопатологическим, экологогеохимическим, ландшафтно-дендрологическим, лихеоиндикационным показателям зеленых насаждений на объектах озеленения, а также почвенно-зоологическим характеристикам и орнитофауне. Оценка данных мониторинга проводится по категориям озелененных и природных территорий с учетом административно-территориального деления и градостроительного зонирования территории города. 7.2.3. Система мониторинга строится на инвентаризации зеленых насаждений на ППН и ежегодном контроле их состояния, что позволяет достоверно оценить динамику состояния насаждений, анализировать полученные результаты, строить прогнозы на будущее. Для каждого дерева, попадающего в программу мониторинга, определяются его дендрологические и фитосанитарные параметры. Результаты исследований ежегодно заносятся в базу данных "Зеленый мониторинг". 7.2.4. Данные мониторинга состояния зеленых насаждений содержатся в специализированной базе данных, являющейся информационным ресурсом города Москвы. 7.2.5. Данные мониторинга состояния зеленых насаждений публикуются ежегодно в годовом аналитическом докладе. 7.2.6. Результаты мониторинга состояния зеленых насаждений используются при формировании планов по озеленению, проектировании объектов озеленения и благоустройства, планировании работ по содержанию объектов озеленения и благоустройства, разработке и актуализации генерального плана города Москвы в касающейся части. Информация по выявленным в рамках мониторинга состояния зеленых насаждений фактам нарушений природоохранного законодательства направляется в уполномоченные контролирующие органы. При проектировании объектов озеленения и благоустройства учитываются результаты мониторинга устойчивости зеленых насаждений к вредителям и болезням. Департамент, уполномоченный на согласование проектов озеленения и благоустройства, обеспечивает соблюдение данного экологического требования к проектной документации. При планировании работ по содержанию зеленых насаждений балансодержатели территорий формируют и обосновывают объемы планируемых работ с учетом рекомендаций, выданных по результатам мониторинга относительно перечня необходимых мер для устранения негативной динамики состояния зеленых насаждений. Данные мониторинга о наличии сухостойных деревьев учитываются для планирования объемов работ по санитарной вырубке деревьев организациями, занимающимися содержанием зеленых насаждений. Мониторинг состояния зеленых насаждений обеспечивает актуализацию показателей генерального плана города Москвы, установленных в распорядительных документах Правительства Москвы, в части, касающейся состояния зеленых насаждений. По полученной информации о выявленных в рамках мониторинга состояния зеленых насаждений фактах нарушений природоохранного законодательства, включая случаи несоблюдения или нарушения технологии при проведении работ по озеленению и содержанию объектов города, ОАТИ и Управление инспекционного экологического контроля Департамента проводят проверки в соответствии с имеющимися полномочиями. 7.2.7. Данные мониторинга состояния зеленых насаждений, учет которых предусмотрен пунктами 7.2.1 и 7.2.2, публикуются ежегодно в составе годового аналитического доклада по состоянию зеленых насаждений. 7.2.8. По результатам мониторинга состояния зеленых насаждений при необходимости ежегодно осуществляется обновление перечня наиболее опасных болезней древесных и кустарниковых пород в городских насаждениях и списка химических и биологических средств защиты зеленых насаждений (приложение 5). 8. Порядок осуществления вырубки и пересадки зеленых насаждений на территории города Москвы 8.1. Общая часть 8.1.1. Выдача порубочных билетов и разрешений на пересадку деревьев и кустарников производится Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы - специально уполномоченным Правительством Москвы органом по защите зеленых насаждений. 8.1.2. Вырубка и пересадка деревьев и кустарников, попадающих в зону строительства, производятся при наличии порубочного билета и (или) разрешения на пересадку, оформленных в установленном порядке (приложения 19А, 22). 8.1.3. Вырубка деревьев и кустарников в процессе содержания территорий производится при наличии порубочного билета на санитарные рубки и реконструкцию зеленых насаждений (приложение 19Б). 8.1.4. Размер компенсации за уничтожаемые зеленые насаждения рассчитывается в соответствии с Методикой расчета размера платежей за вырубку зеленых насаждений и для проведения компенсационного озеленения при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 29.07.2003 N 616-ПП (далее - Методика). 8.1.5. Срок действия заключения по дендрологической части проектной документации, выдаваемого Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, устанавливается до двух лет. По истечении указанного срока Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы по обращению заказчика оформляет новое заключение. 8.1.6. Срок действия порубочного билета и разрешения на пересадку деревьев и кустарников указывается Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы в порубочном билете и разрешении на пересадку с учетом планируемых сроков производства вырубки и пересадки, сложности и объемов работ, но не более двух лет. 8.1.7. Закрытие порубочного билета и разрешения на пересадку производится Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы в течение 5 дней после окончания проведения работ по вырубке и пересадке, о чем заказчик должен сообщить в отдел экологического контроля. Невыполнение условий о закрытии порубочного билета и разрешения на пересадку деревьев и кустарников является основанием для привлечения лиц, осуществивших вырубку, к административной ответственности. 8.2. Порядок согласования вырубки и пересадки зеленых насаждений при реализации градостроительной деятельности 8.2.1. Главное архитектурно-планировочное управление (ГУП ГлавАПУ) при подготовке акта разрешенного использования на строительство разрабатывает в установленном порядке эскиз N 1. 8.2.2. На основании письма ГУП ГлавАПУ или АПО административного округа и эскиза N 1 Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы проводит обследование участка, на котором предполагается строительство, и составляет акт обследования земельного участка и перечетную ведомость (приложение 17), где указываются количество деревьев и кустарников, их видовой состав, состояние, наличие газонов, травяного покрова, цветников. 8.2.3. В результате рассмотрения документов с учетом акта обследования земельного участка Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы выдает ГлавАПУ или АПУ административного округа заключение о возможности строительства на данном участке с указанием количества зеленых насаждений и особыми условиями размещения строительства с целью максимально возможного сохранения деревьев и кустарников. 8.2.4. Проектная документация, включая дендрологическую часть проекта с оценкой существующего положения и рекомендаций, разрабатывается на основании акта разрешенного использования, согласованного с Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. Дендрологическая часть проекта должна быть согласована с балансодержателем территории в части соответствия данных ранее проведенной инвентаризации. При отсутствии паспорта на данную территорию балансодержателем территории ставится отметка о его отсутствии. На заключение Департаменту заказчиком передается при двухстадийном проектировании (проект и рабочая документация) проект; при одностадийном проектировании - рабочий проект. В составе проектной документации разрабатывается уточненный стройгенплан с инженерными коммуникациям и зоной работ при их прокладке. На стройгенплан наносятся дендроплан с указанием деревьев и кустарников, попадающих в зону строительства, составляется перечетная ведомость, в которой указываются вид деревьев и кустарников, диаметр и состояние. Нанесение дендроплана на стройгенплан осуществляется посредством обозначения существующих деревьев и кустарников, расположенных в зоне строительной площадки и вне ее, по направлениям инженерных коммуникаций, дорог и др. специальными знаками: сохраняемые деревья - незакрашенный кружок, пересаживаемые деревья - наполовину закрашенный кружок, вырубаемые деревья - полностью закрашенный кружок. На стройгенплане должны быть обозначены все проектируемые объекты, каждое нанесенное на дендроплан растение имеет номер, соответствующий номеру в перечетной ведомости (см. Методические рекомендации по составлению дендрологических планов и перечетных ведомостей, утвержденные постановлением Правительства Москвы от 4 октября 2005 года N 770-ПП). 8.2.5. Для оформления порубочного билета и разрешения на пересадку деревьев и кустарников заявитель представляет документы, предусмотренные регламентами подготовки Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы в режиме "одного окна" разрешения на пересадку деревьев и кустарников и порубочного билета на объектах строительства, реконструкции и капитального ремонта, утвержденными постановлением Правительства Москвы. 8.2.6. На основании представленных документов, надлежаще оформленных в установленном порядке после проверки с выездом на место, Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы выписывает заказчику счет на оплату компенсационной стоимости (стоимости компенсационного озеленения - при необходимости) за уничтожаемые зеленые насаждения в размере, определяемом в соответствии с Методикой. 8.2.7. Выдача порубочных билетов производится Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы после поступления средств на счет Целевого бюджетного территориального экологического фонда за ущерб, причиненный зеленым насаждениям. При этом на дендроплан ставится штамп согласования. 8.2.8. При выдаче порубочных билетов на вырубку зеленых насаждений при сносе пятиэтажных и иных ветхих капитальных строений, при реконструкции и реставрации (при наличии распоряжения префектуры административного округа на снос здания или свидетельства на право собственности, в ЦАО - разрешения на снос Москомнаследия) компенсационная стоимость рассчитывается без учета зеленых насаждений, расположенных в пятиметровой зоне и охранной зоне подземных коммуникаций и сооружений. 8.2.9. Пересадка производится на основании разрешения на пересадку деревьев и кустарников, полученного в Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. Пересадка осуществляется в период пониженной физиологической активности растений в соответствии с требованиями настоящих Правил (раздел 3.7). 8.2.10. При получении порубочного билета и (или) разрешения на пересадку заявитель представляет фотографию установленного информационного щита. 8.3. Порядок согласования вырубки и (или) пересадки зеленых насаждений при реконструкции, капитальном и текущем ремонте инженерных коммуникаций и инженерно-геологических изысканиях 8.3.1. Для оформления порубочного билета и разрешения на пересадку деревьев и кустарников на участках проведения реконструкции, капитального и текущего ремонта инженерных коммуникаций и инженерно-геологических изысканий заявитель представляет документы, предусмотренные регламентами подготовки Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы в режиме "одного окна" разрешения на пересадку деревьев и кустарников и порубочного билета на объекты строительства, реконструкции и капитального ремонта, утвержденными постановлением Правительства Москвы. 8.3.2. Компенсационная стоимость не взимается при вырубке деревьев и кустарников, попадающих в охранные технические зоны инженерных коммуникаций, определяемых согласно действующим строительным нормам и правилам. Восстановление газонов и цветников, нарушенных в ходе ремонтных работ, осуществляется за счет средств заказчика. 8.3.3. При вырубке деревьев и кустарников, произрастающих в зоне производства работ за пределами охранной технической зоны инженерных коммуникаций, компенсационная стоимость рассчитывается согласно Методике (п. 8.1.4). 8.3.4. На основании представленных документов, оформленных надлежащим образом, Департамент выписывает заказчику счет на оплату компенсационной стоимости вырубаемых деревьев и кустарников (стоимости компенсационного озеленения при необходимости) в размере, определяемом в соответствии с Методикой (п. 8.1.4). 8.3.6. Выдача порубочного билета производится Департаментом после поступления средств на счет Целевого бюджетного территориального экологического фонда за ущерб, причиненный зеленым насаждениям. При этом на дендроплан ставится штамп согласования. 8.3.7. При получении порубочного билета и (или) разрешения на пересадку заявитель представляет фотографию установленного информационного щита. 8.4. Порядок согласования вырубки зеленых насаждений при создании новых и капитальном ремонте (в том числе реконструкции, реставрации) существующих объектов озеленения 8.4.1. Проекты новых объектов озеленения и капитального ремонта существующих объектов озеленения утверждаются в установленном порядке. 8.4.2. Проекты капитального ремонта объектов, находящихся под государственной охраной (памятники садово-паркового искусства, истории и культуры), согласовываются с Москомнаследием. 8.4.3. Для получения порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников заказчик направляет в Департамент следующие документы: - сопроводительное письмо; - заключение Департамента, включая заключение по дендрологической части проекта; - дендроплан, заверенный печатью балансодержателя территории; - перечетная ведомость с указанием всех зеленых насаждений; - проект пересадки, согласованный с ОПС, АПО балансодержателем территории; - договор с организацией на вырубку и пересадку деревьев и кустарников; - акт пометки деревьев (приложение 21); - фотография установленного информационного щита (размер щита не менее 2 x 2 м). 8.4.4. На основании представленных документов Департамент проверяет наличие необходимых согласований, выдает заказчику порубочный билет. При этом на дендроплан ставится штамп согласования. 8.4.5. Компенсационная стоимость в этих случаях не взимается. 8.5. Порядок согласования вырубки зеленых насаждений в процессе их содержания 8.5.1. Выдача порубочных билетов на вырубку деревьев и кустарников в процессе их содержания, включая их текущий ремонт, производится на основании акта обследования. 8.5.2. Балансодержатель территории организует обследование зеленых насаждений с привлечением представителя специализированной организации, производящей вырубку деревьев и кустарников. 8.5.3. По результатам обследования составляются акт обследования и перечетная ведомость с полной характеристикой каждого дерева (кустарника), подлежащего вырубке или обрезке. 8.5.4. На обследуемую территорию составляется план с точным указанием месторасположения деревьев и кустарников, подлежащих вырубке и обрезке, указанием их порядкового номера согласно перечетной ведомости, подписанный и заверенный печатью балансодержателя территории. 8.5.5. Для оформления порубочного билета заявитель представляет документы, предусмотренные Регламентом подготовки Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы в режиме "одного окна" порубочного билета на санитарные рубки и реконструкцию зеленых насаждений, утвержденным постановлением Правительства Москвы. 8.5.6. Сухостойные и аварийные деревья и кустарники, подлежащие вырубке на основании обследования и предписания ОАТИ, вырубаются в первоочередном порядке. Сухостойные деревья выявляются в вегетационный период - с мая по сентябрь включительно, кроме старого сухостоя (сухостой прошлого года), который можно установить в любое время года. 8.5.7. Вырубка сухостоя в период с мая по сентябрь включительно производится по предписанию ОАТИ без порубочного билета Департамента с уведомлением последнего и УБПОООПС ГУВД по г. Москве о месте и времени ее проведения. 8.5.8. Компенсационная стоимость при вырубке деревьев и кустарников в процессе содержания не взимается. 8.6. Порядок согласования вырубки зеленых насаждений, расположенных на территориях, специально отведенных для агротехнической деятельности по их разведению и содержанию 8.6.1. Вырубка деревьев и кустарников на территориях, принадлежащих организациям, специализирующимся на разведении и содержании зеленых насаждений (Главный ботанический сад РАН, Ботанический сад МГУ им. М.В. Ломоносова, Московская сельскохозяйственная академия им. К.А. Тимирязева, Академия коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова, городские питомники, оранжерейные комплексы и др.), осуществляется в соответствии с настоящим Порядком. 8.6.2. Вырубка деревьев и кустарников на территориях, специально отведенных для выполнения агротехнических мероприятий по разведению и содержанию зеленых насаждений, осуществляется по решению администраций организаций - балансодержателей территорий без оформления порубочных билетов. Реализация градостроительных планов осуществляется при наличии порубочного билета, выдаваемого Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы в соответствии с п. 8.2 Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений. 8.6.3. Вырубка деревьев и кустарников на кладбищах на местах захоронения производится по решению администрации кладбищ и ГУП "Ритуал" (порубочного билета не требуется). Порубочный билет оформляется Департаментом в установленном порядке только на вырубку зеленых насаждений в местах общественного значения кладбищ (строения, ограждения, подходы и пр.) при представлении необходимого пакета документов в установленном порядке. 8.6.4. Вырубка деревьев и кустарников в полосе отчуждения железнодорожных путей производится на основании лесорубочного билета, выданного службой лесного хозяйства Московской железной дороги. 8.6.5. На территориях города Москвы, подведомственных ГУ "Московское городское управление особо охраняемыми природными территориями", выдача порубочного билета и разрешения на пересадку деревьев и кустарников осуществляется Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. 8.7. Согласование вырубки зеленых насаждений при ликвидации аварийных и иных чрезвычайных ситуаций 8.7.1. В случае необходимости производства вырубки деревьев и кустарников в ходе ликвидации аварийных и иных чрезвычайных ситуаций представителя Департамента вызывают телефонограммой. До начала работ по вырубке деревьев и кустарников составляется акт с указанием количества зеленых насаждений, заверенный представителями Департамента, организацией, устраняющей аварию, балансодержателем территории. 8.7.2. Факт вырубки удостоверяется актом освидетельствования места вырубки, оформленным в установленном порядке. 8.7.3. Акт освидетельствования места вырубки составляется и подписывается после завершения работ комиссией в составе представителей балансодержателя территории, Департамента, организации, производившей работы по ликвидации аварийной и иной чрезвычайной ситуации. 8.7.4. По письменному обращению организации, производящей аварийные раскопки, Департамент выдает порубочный билет в течение 72 часов с момента начала работ при наличии акта освидетельствования места аварии до начала работ, акта освидетельствования места вырубки, оформленного в установленном порядке. 8.7.5. Компенсация за вырубку деревьев и кустарников в охранной зоне инженерных коммуникаций не взимается. 8.7.6. В остальных случаях размер взимаемой компенсационной стоимости рассчитывается на основании Методики (п. 8.1.3). 8.7.7. Уборка упавших деревьев проводится на основании акта, составленного балансодержателем территории совместно с УБПОООПС ГУВД по г. Москве, ОАТИ либо отделом экологического контроля административного округа Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. 8.8. Основные требования к производству работ по вырубке и пересадке зеленых насаждений 8.8.1. Вырубка и пересадка деревьев и кустарников производятся озеленительной организацией при наличии оформленной в установленном порядке разрешительной документации (в том числе порубочного билета, разрешения на пересадку деревьев и кустарников). 8.8.2. В соответствии со стройгенпланом и перечетной ведомостью все подлежащие вырубке деревья и кустарники помечаются в натуре красной краской, предназначенные для пересадки - желтой, к сохранению - белой. Пометку деревьев проводят заказчики совместно с производителями работ по вырубке и пересадке согласно дендроплану и перечетной ведомости. 8.8.3. Вырубка и пересадка деревьев и кустарников производятся после уведомления УБПОООПС ГУВД по г. Москве и отделов экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы по административному округу не позднее чем за 5 дней до начала проведения работ по вырубке и пересадке. 8.8.4. Валка, раскряжевка, погрузка и вывоз срубленных деревьев и порубочных остатков производятся по мере вырубки. Все работы по валке, раскряжевке, корчевке пней и транспортировке порубочных остатков и пней производятся в полном соответствии с требованиями техники безопасности данного вида работ и должны быть учтены в проектно-сметной документации. 8.8.5. Порубочные остатки должны быть вывезены в пункты сбора и переработки древесины <4>. Вывоз порубочных остатков должен производиться в сроки, установленные п. 4.12 Правил санитарного содержания территории, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 09.11.1999 N 1018-ПП. -------------------------------- <4> Пункты 8.8.5, 8.8.6, 8.9.3 вступают в силу с 01.10.2007. 8.8.6. Закрытие порубочного билета производится при наличии отметки администрации пункта сбора и переработки древесины или пользователя измельчительной установки, подтверждающей сдачу порубочных остатков. 8.8.7. В случае повреждения зеленых насаждений на прилегающей к месту работ территории (при проведении работ по пересадке крупномерных деревьев с применением специальной (тяжелой) техники) производителем работ проводится обязательное восстановление их за счет заказчика работ по пересадке в сроки, согласованные с владельцем территории и контролирующими органами в пределах их компетенции, но не позднее чем в течение полугода с момента причинения повреждения. 8.9. Контроль за проведением работ по вырубке, пересадке зеленых насаждений и возмещением ущерба, нанесенного зеленым насаждениям 8.9.1. Контроль за вырубкой и пересадкой деревьев и кустарников, за проведением компенсационного озеленения в натуральной форме, а также за производством работ по вырубке и пересадке в соответствии с требованиями, установленными настоящими Правилами, осуществляется Департаментом, ОАТИ Правительства Москвы, УБПОООПС ГУВД по г. Москве и участковыми уполномоченными милиции. 8.9.2. Контроль за соответствием проведения вырубки и пересадки деревьев и кустарников разрешительной документации и условиям выданных порубочных билетов и разрешений на пересадку деревьев и кустарников осуществляет Департамент. 8.9.3. Контроль за вывозом порубочных и растительных остатков в пункты сбора и переработки древесины и растительных остатков для дальнейшего их использования в озеленении и благоустройстве города осуществляет Департамент. 8.9.4. При выявлении нарушений природоохранного законодательства при осуществлении вырубки и пересадки деревьев и кустарников, проведении компенсационного озеленения, а также нарушений условий согласования вырубки и пересадки деревьев и кустарников либо невыполнения условий компенсационного озеленения материалы о выявленных нарушениях рассматриваются в установленном порядке. 9. Охрана зеленых насаждений Охрана зеленых насаждений - это система административно-правовых, организационно-хозяйственных, экономических, архитектурно-планировочных и агротехнических мероприятий, направленных на сохранение, восстановление или улучшение выполнения насаждениями определенных функций. 9.1. Юридические владельцы территорий обязаны: - обеспечить сохранность насаждений; - обеспечить квалифицированный уход за насаждениями, дорожками и оборудованием в соответствии с настоящими Правилами, не допускать складирования строительных отходов, материалов, бытовых отходов и т.д.; - в течение всего года доводить до сведения производственной службы защиты растений (ПСЗР) ГУП "Мосзеленхоз" информацию обо всех случаях массового появления вредителей и болезней и принимать меры борьбы с ними в соответствии с указаниями специалистов, обеспечивать уборку сухостоя, вырезку сухих и поломанных сучьев и лечение ран, дупел на деревьях; - по мере необходимости поливать газоны, цветники, деревья и кустарники; - не допускать вытаптывания газонов и складирования на них строительных материалов, песка, мусора, снега, сколов льда и т.д.; - новые посадки деревьев и кустарников, перепланировку с изменением сети дорожек и размещением оборудования производить только по проектам, согласованным в установленном порядке со строгим соблюдением агротехнических условий; - во всех случаях вырубку и пересадку деревьев и кустарников, производимых в процессе содержания и ремонта, осуществлять в соответствии с требованиями данных Правил и технологическим регламентом; - при наличии водоемов на озелененных и природных территориях содержать их в чистоте и производить капитальную очистку их не менее одного раза в 10 лет; - предусматривать в годовых сметах выделение средств на содержание зеленых насаждений; - организовывать разъяснительную работу среди населения о необходимости бережного отношения к зеленым насаждениям. 9.2. Все юридические владельцы территорий обязаны вносить в паспорт все текущие изменения, происшедшие в насаждениях (прирост и ликвидация зеленых площадей, посадки и убыль деревьев, кустарников и др.); обеспечивать проведение оценки состояния своей территории согласно требованиям раздела 6. 9.3. На озелененных и природных территориях запрещается: - рвать цветы и ломать ветви деревьев и кустарников; - добывать из деревьев сок, смолу, делать надрезы, надписи и наносить другие механические повреждения; - разорять муравейники, гнезда и норы птиц и животных; - ловить и уничтожать птиц и животных; - проезд и стоянка автомашин, мотоциклов, других видов транспорта (кроме транзитных дорог общего пользования и дорог, предназначенных для эксплуатации объекта); - разжигать костры и нарушать правила противопожарной охраны; - сжигать листья, сметать листья в лотки в период массового листопада, засыпать ими стволы деревьев и кустарников (опавшую листву целесообразно собирать в кучи, не допуская разноса по улицам, удалять в специально отведенные места для компостирования или вывозить на свалку); - заливать катки на любых видах газонов, под древесными насаждениями; - сбрасывать снег с крыш на участки, занятые насаждениями, без принятия мер, обеспечивающих сохранность деревьев и кустарников; - посыпать технической солью и другими химическими препаратами тротуары, проезжие и прогулочные дороги и пр. аналогичные покрытия (за исключением противогололедных материалов, разрешенных к применению в г. Москве); - сбрасывать смет и другие загрязнения на газоны; - складировать любые материалы; - устраивать свалки мусора, снега и льда, за исключением чистого снега, полученного от расчистки садово-парковых дорожек; - использовать роторные снегоочистительные машины для перекидки снега на насаждения, кроме случая, когда применение роторных машин для уборки улиц и площадей осуществляется при наличии на машинах специальных направляющих устройств, предотвращающих попадание снега на насаждения, а также при возникновении чрезвычайных погодных условий (в этом случае необходимо руководствоваться Регламентом уборки свежевыпавшего снега (снежной массы) с городских дорог и магистралей роторными (шнекороторными) снегоочистителями в период обильных снегопадов и указаниями городского оперативного штаба по координации действий городских организаций и префектур административных округов во время сильных снегопадов); - подвешивать на деревьях гамаки, качели, веревки для сушки белья, забивать в стволы деревьев гвозди, прикреплять рекламные щиты, электропровода, электрогирлянды из лампочек, флажковые гирлянды, колючую проволоку и другие ограждения, которые могут повредить деревьям; - проводить разрытия для прокладки инженерных коммуникаций без согласования по установленным правилам; - применять любые пестициды на территориях детских, спортивных, медицинских учреждений, школ, предприятий общественного питания, водоохранных зон рек, озер и водохранилищ, зон первого и второго поясов санитарной охраны источников водоснабжения, в непосредственной близости от жилых домов и воздухозаборных устройств; - применять чистый торф в качестве растительного грунта; - побелка деревьев, произрастающих в парках, скверах, на бульварах и улицах, запрещена (распоряжение Правительства Москвы N 604-РЗП от 10 июня 1997 г.). Побелка деревьев может производиться только (известью или специальными составами для побелки) на отдельных участках и объектах, к содержанию которых предъявляются повышенные санитарные и другие специальные требования (общественные туалеты, места для сбора мусора и бытовых отходов, производства с особой спецификой работ и т.п.). 9.4. В целях улучшения состояния зеленых насаждений не рекомендуется ходить, сидеть и лежать на газонах (исключая луговые). 9.5. Запрещается юридическим и физическим лицам самовольная вырубка и посадка деревьев и кустарников. 9.6. За незаконную рубку или повреждение деревьев взыскивается ущерб в соответствии с действующим порядком. 9.7. Учет и клеймение сухих деревьев независимо от их местонахождения производятся силами и средствами специализированных предприятий зеленого хозяйства; на объектах, состоящих под государственной охраной, и памятниках садово-паркового искусства - с участием Управления государственного контроля, охраны и использования памятников истории и культуры (УГКОИП); на территориях памятников природы и особо охраняемых природных территориях - с участием Департамента природопользования и охраны окружающей среды. 9.8. При производстве строительных работ строительные и другие организации обязаны: согласовывать с юридическим владельцем территории начало строительных работ в зоне зеленых насаждений и уведомлять их об окончании работ не позднее чем за два дня; ограждать деревья, находящиеся на территории строительства, сплошными щитами высотой 2 м. Щиты располагать треугольником на расстоянии не менее 0,5 м от ствола дерева, а также устраивать деревянный настил вокруг ограждающего треугольника радиусом 0,5 м; при мощении и асфальтировании городских проездов, площадей, дворов, тротуаров и т.п. оставлять вокруг дерева свободные пространства диаметром не менее 2 м с последующей установкой железобетонной решетки или другого покрытия, предотвращающего уплотнение почвы вокруг ствола; выкопку траншей при прокладке кабеля, канализационных труб и прочих сооружений производить от ствола дерева при толщине ствола до 15 см на расстоянии не менее 2 м, при толщине ствола более 15 см - не менее 3 м, от кустарников - не менее 1,5 м, считая расстояние от основания крайней скелетной ветви; при реконструкции и строительстве дорог, тротуаров, трамвайных линий и других сооружений в районе существующих насаждений не допускать изменения вертикальных отметок против существующих более 5 см при понижении или повышении их. В тех случаях, когда засыпка или обнажение корневой системы неизбежны, в проектах и сметах предусматривают соответствующие устройства для сохранения нормальных условий роста деревьев; не складировать строительные материалы и не устраивать стоянки машин и автомобилей на газонах, а также на расстоянии ближе 2,5 м от дерева и 1,5 м от кустарников. Складирование горючих материалов производится не ближе 10 м от деревьев и кустарников; подъездные пути и места для установки подъемных кранов располагать вне насаждений и не нарушать установленные ограждения деревьев; работы в зоне корневой системы деревьев и кустарников производить ниже расположения основных скелетных корней (не менее 1,5 м от поверхности почвы), не повреждая корневой системы; сохранять верхний растительный грунт на всех участках нового строительства, организовать снятие его и буртование по краям строительной площадки. Забуртованный растительный грунт передавать предприятиям зеленого хозяйства для использования при озеленении этих или новых территорий. Приложение 1 к Правилам ФОРМА СЕРТИФИКАТА МОСКОВСКОЙ СИСТЕМЫ ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ "ЭКОЛОГИЧНЫЕ ПОЧВОГРУНТЫ" --------------------------------------------------------------------- | Эмблема | | | | СИСТЕМА ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ | | "МОСКОВСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ РЕГИСТР" | | СЕРТИФИКАТ СООТВЕТСТВИЯ N --------------- | | | | "Экологичные почвогрунты" | | | | Срок действия: с "---"------- 200-- г. по "---"------- 200-- г. | | Орган по сертификации ------------------------------------------ | | (наименование организации, адрес) | | удостоверяет, что продукция ------------------------------------ | | (наименование продукции, код ОКП) | | ---------------------------------------------------------------- | | соответствует требованиям Московской системы добровольной | | сертификации "Экологичные почвогрунты". | | Изготовитель ---------------------------- | | | | Сертификат выдан ----------------------------------------------- | | (полное наименование организации, адрес) | | ---------------------------------------------------------------- | | На основании --------------------------------------------------- | | (номер и дата выдачи протокола аналитических | | ---------------------------------------------------------------- | | исследований, наименование испытательной лаборатории (центра), | | N аттестата аккредитации) | | | | Дополнительная информация -------------------------------------- | | (место размещения знака соответствия | | на продукции, элементы защиты знака | | соответствия "Экологичные | | почвогрунты") | | ---------------------------------------------------------------- | | ---------------------------------------------------------------- | | | | Место печати Руководитель органа по сертификации | | ------- ---------- ------------ | | | | Зарегистрировано в Реестре N ----- от ------------ | | Московской системы добровольной сертификации | | "Экологичные почвогрунты" | | | --------------------------------------------------------------------- Приложение 2 к Правилам СТАНДАРТНЫЕ ПАРАМЕТРЫ НА ПОСАДОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ Приложение 2а СТАНДАРТНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ДЛЯ САЖЕНЦЕВ ДЕРЕВЬЕВ ЛИСТВЕННЫХ ПОРОД (ГОСТ 24909-81) ------------------------------------------------------------------------------------------------ |Наименование |Размеры для саженцев с оголенной |Размеры для саженцев с земляным | |показателя |корневой системой |комом | | |---------------------------------------|------------------------------------| | |первой группы |второй группы |третьей |четвертой |пятой | | |-------------------|-------------------|группы |группы |группы | | |1-го |2-го сорта |1-го сорта|2-го | | | | | |сорта | | |сорта | | | | |-----------------|-------|-----------|----------|--------|-----------|------------|-----------| |Высота саженца, м| 2-2,5| 1,5-2,0 | 3,0-3,5 |2,5-3,0 | 3,5-4,0 | 4,0-5,0 |Более 5 | |-----------------|-------|-----------|----------|--------|-----------|------------|-----------| |Высота штамба, м |1,5-1,8|Не | 1,8-2,0 |1,5-2,0 | 2,0-2,2 | 2,0-2,2 | 2,0-2,2 | | | |нормируется| | | | | | |-----------------|-------|-----------|----------|--------|-----------|------------|-----------| |Диаметр штамба, |2,0-2,5|Не |Свыше 3,0 |2,5-3,0 | 4,5 | 5,0 | 7,0 | |см | |нормируется| | | | | | |-----------------|-------|-----------|----------|--------|-----------|------------|-----------| |Количество | 4 |Не | 6 | 5 | 7 | 7 | 8 | |скелетных ветвей,| |нормируется| | | | | | |шт. | | | | | | | | |-----------------|-------|-----------|----------|--------|-----------|------------|-----------| |Диаметр корневой | 50 | 50 | 60 | 60 | - | - | - | |системы, см | | | | | | | | |-----------------|-------|-----------|----------|--------|-----------|------------|-----------| |