ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО СОСТАВЛЕНИЮ МОСКОВСКИХ ГОРОДСКИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ (ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ Г. МОСКВЫ) ПРИКАЗ КОМИТЕТ ПО АРХИТЕКТУРЕ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ Г. МОСКВЫ 8 августа 2005 г. N 102 (Д) В соответствии с Уточненным перечнем по пересмотру действующих и разработке новых нормативных документов по проектированию и строительству на 2005 г. по Москомархитектуре, утвержденным Департаментом экономической политики и развития города Москвы, а также в целях обеспечения проектных организаций методической базой при разработке нормативной документации на проектирование зданий и сооружений в городе Москве приказываю: 1. Утвердить и ввести в действие Методические указания по составлению Московских городских строительных норм проектирования зданий и сооружений (территориальные строительные нормы г. Москвы), разработанные ФГУП "Центр методологии нормирования и стандартизации в строительстве". 2. Управлению перспективного проектирования, нормативов и координации проектно-изыскательских работ (Ревкевич Л.П.) совместно с ГУП "НИАЦ" (Дронова И.Л.) обеспечить издание и распространение Методических указаний по заявкам заинтересованных организаций. 3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя председателя Москомархитектуры Зобнина А.П. Председатель А.В. Кузьмин 8 августа 2005 г. N 102 УТВЕРЖДЕНЫ приказом председателя Москомархитектуры от 8 августа 2005 года N 102 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО СОСТАВЛЕНИЮ МОСКОВСКИХ ГОРОДСКИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ (ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ Г. МОСКВЫ) Предисловие 1. Разработаны ФГУП "Центр методологии нормирования и стандартизации в строительстве" (ФГУП ЦНС). 2. Подготовлены к утверждению и изданию Управлением перспективного проектирования, нормативов и координации проектно-изыскательских работ Москомархитектуры. 3. Согласованы с Москомархитектурой. 4. Приняты и введены в действие приказом Москомархитектуры от 08.08.2005 N 102. 1. Область применения Настоящие Методические указания распространяются на территориальные строительные нормы г. Москвы (московские городские строительные нормы - МГСН) по проектированию зданий и сооружений различного назначения для строительства в г. Москве. Методические указания содержат требования к содержанию, построению и изложению московских городских строительных норм, а также к планированию разработки, к порядку разработки, согласования, экспертизы, утверждения и введения в действие этих документов. Настоящие Методические указания не распространяются на Московские городские нормы градостроительного проектирования, которые разрабатываются в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", Градостроительным кодексом Российской Федерации и Законом города Москвы "О градостроительных нормативах и правилах города Москвы". 2. Нормативные ссылки В настоящих Методических указаниях приведены ссылки на следующие нормативные документы: ГОСТ Р 1.5-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения". 3. Термины и определения В настоящих Методических указаниях применены термины, определения которых приведены в Градостроительном кодексе Российской Федерации, в Федеральном законе "О техническом регулировании", а также в настоящем разделе. Территориальные строительные нормы - нормативный документ, принятый органом власти субъекта Российской Федерации и устанавливающий предназначенные для применения на соответствующей территории нормы и правила в области строительства. Московские городские строительные нормы - нормативный документ, принятый Правительством Москвы, устанавливающий предназначенные для применения на территории г. Москвы нормы и правила в области строительства. Продукция строительства - законченные строительством здания и другие строительные сооружения, а также их комплексы. Строительное сооружение - единичный результат строительной деятельности, предназначенный для осуществления определенных потребительских функций. Здание - наземное строительное сооружение с помещениями для проживания и (или) деятельности людей, размещения производств, хранения продукции или содержания животных. Помещение - пространство внутри здания, имеющее определенное функциональное назначение и ограниченное строительными конструкциями. Строительная конструкция - часть здания или другого строительного сооружения, выполняющая определенные несущие, ограждающие и (или) эстетические функции. Система инженерного оборудования - часть здания или другого строительного сооружения, представляющая собой совокупность оборудования, приборов и арматуры и для водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, газо- и электроснабжения, а также для обеспечения связи. Строительное изделие - изделие, предназначенное для применения в качестве элемента строительных конструкций или систем инженерного оборудования зданий и сооружений. Строительный материал - материал (в т.ч. штучный), предназначенный для создания строительных конструкций зданий и сооружений и изготовления строительных изделий. 4. Общие положения 4.1. Территориальные строительные нормы г. Москвы (Московские городские строительные нормы - МГСН) разрабатываются в интересах обеспечения безопасности и защиты здоровья населения Москвы, удовлетворения потребностей населения в благоприятной жизненной среде, охраны окружающей урбанистической и природной среды. Разработка Московских городских строительных норм осуществляется с учетом целей социальной и экономической политики, проводимой законодательными и исполнительными органами государственной власти г. Москвы. 4.2. В Московских городских строительных нормах устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и г. Москвы нормы и правила организационного, типологического, социально - экономического и технического характера с учетом природно - климатических, социально-демографических, экономических и иных особенностей Москвы как субъекта Российской Федерации. В обоснованных случаях в Московских городских строительных нормах могут также приводиться конкретные методические положения в части: организации производства, способов и методов производства работ при строительстве и эксплуатации зданий и сооружений; методов расчета и проектирования строительных конструкций, оснований зданий и сооружений и их инженерных систем, прогнозирования срока службы, обеспечения долговечности и ремонтопригодности зданий, сооружений и их элементов; выбора типологических, объемно-планировочных и конструктивных решений зданий и сооружений различного назначения и их частей; применения новых материалов, изделий и оборудования, элементов строительных конструкций и инженерных систем при строительстве зданий и сооружений. 4.3. Положения Московских городских строительных норм должны соответствовать требованиям или разрабатываться в обеспечение выполнения требований технических регламентов в области строительства, а также строительных норм и правил (в части требований к безопасности строительной продукции и территорий застройки, которые согласно Федеральному закону "О техническом регулировании" до 2010 г. являются обязательными для применения и исполнения). Эти положения должны устанавливаться с учетом природно-климатических, социально - демографических, экономических и иных особенностей Москвы как субъекта Российской Федерации. 4.4. Московские городские строительные нормы должны разрабатываться в случаях: - отсутствия в нормативных документах федерального уровня положений, которые необходимы для эффективной реализации политики Правительства Москвы в области строительства; - несоответствия положений действующих нормативных документов федерального уровня вновь введенным в действие законодательным актам Российской Федерации и города Москвы; - необходимости конкретизации или детализации отдельных положений нормативных актов федерального уровня с учетом конкретных природно-климатических условий, характера застройки, применяемых конструкций, материалов и изделий, задач, связанных с реализацией конкретных программ Правительства Москвы, а также особенностей структуры управления строительством г. Москвы. 4.5. При составлении Московских городских строительных норм при необходимости приводятся ссылки на положения нормативных документов федерального уровня, а также на государственные и межгосударственные стандарты и другие нормативные документы в строительстве, действующие на территории г. Москвы. Цитирование или изложение этих положений не допускается. Ссылки на положения международных или региональных (в частности, европейских) стандартов допускается приводить только в случае, если эти документы официально изданы на русском языке. В то же время сведения о гармонизации Московских городских строительных норм с международными или региональными стандартами, если она осуществлена, должны приводиться во введении к этим нормам. 4.6. Московские городские строительные нормы разрабатываются по направлениям, указанным в следующей таблице. --------------------------------------------------------------------------- |Объект нормирования в |Обоснование необходимости разработки | |территориальных строительных |территориальных строительных норм | |нормах | | |------------------------------|------------------------------------------| |Нормы и правила, относящиеся к|Отсутствие нормативной базы федерального | |проектированию, строительству |уровня по отношению к проектированию, | |и эксплуатации зданий и |строительству и эксплуатации зданий и | |сооружений различного |сооружений определенного функционального | |назначения |назначения, предназначенных для | | |осуществления определенных технологических| | |процессов. | | |Целесообразность в конкретном учете | | |требований нормативных документов | | |различных органов государственного | | |надзора, на которые в нормативных | | |документах федерального уровня, как | | |правило, приводятся явные или скрытые | | |ссылки | |------------------------------|------------------------------------------| |Нормы и правила в отношении |Необходимость в конкретизации и развитии | |учитываемых нагрузок и |положений нормативных документов | |воздействий, климатических, |федерального уровня применительно к | |гидрографических, |условиям конкретного субъекта РФ | |инженерно-геологических | | |особенностей регионов | | |------------------------------|------------------------------------------| |Нормы в области |Необходимость в конкретизации и развитии | |энергопотребления и тепловой |положений нормативных документов | |защиты зданий |федерального уровня применительно к | | |условиям конкретного субъекта РФ | |------------------------------|------------------------------------------| |Прочие нормы, относящиеся в |Отсутствие или недостаточность нормативной| |основном к определенным |базы федерального уровня. | |конструктивным элементам |Создание благоприятных инвестиционных | |зданий или к их защите от |условий в отдельных конкретных сферах | |климатических воздействий |строительного комплекса | --------------------------------------------------------------------------- 4.7. Московские городские строительные нормы разрабатывают научно-исследовательские, проектные и другие организации и объединения, а также творческие коллективы, обладающие научным потенциалом и необходимым опытом практической работы в соответствующей области. К разработке могут привлекаться общественные строительные, архитектурные и проектные союзы и ассоциации. 4.8. Заказчиком на разработку Московских городских строительных норм, как правило, является Москомархитектура, но могут быть также отраслевые департаменты и другие подразделения Правительства Москвы или любая другая организация (предприятие), заинтересованная в разработке городских строительных норм. 4.9. Финансирование разработки Московских городских строительных норм осуществляется, как правило, за счет бюджетных средств Правительства Москвы. К финансированию могут быть привлечены также заинтересованные инвестиционные, строительные и страховые компании. 5. Планирование разработки Московских городских строительных норм 5.1. Разработка московских городских строительных норм в основном осуществляется в соответствии с ежегодными тематическими планами по пересмотру действующих и разработке новых нормативных документов по проектированию и строительству по Москомархитектуре (государственный заказчик). 5.2. Заявки на включение тем в тематический план по пересмотру действующих и разработке новых нормативных документов по проектированию и строительству должны содержать обоснование необходимости разработки МГСН. Если заявка вносится от имени организации, которая предлагает себя в качестве разработчика, то в ней должны быть указаны цели и задачи разработки, этапы работ, сроки их выполнения, ориентировочный объем финансирования. В заявке должны быть приведены аргументы, доказывающие невозможность или нецелесообразность решения вопросов, которым предполагается посвятить планируемые к разработке МГСН, на основе использования нормативных документов федерального уровня; эффективность затраты средств на разработку МГСН с учетом прогнозируемого эффекта от их введения в действие. Примеры обоснований для включения тем в тематический план по пересмотру действующих и разработке новых нормативных документов по проектированию и строительству приведены в таблице, п. 4.6. 5.3. Заявки на включение в тематический план по пересмотру действующих и разработке новых нормативных документов по проектированию и строительству вносятся в Департамент экономической политики и развития города и Москомархитектуру. 6. Порядок разработки Московских городских строительных норм 6.1. Разработка Московских городских строительных норм (далее - МГСН), как правило, состоит из следующих стадий: 1-я стадия - организация разработки МГСН; 2-я стадия - разработка проекта МГСН в первой редакции, получение отзывов и заключения головной организации по соответствующему направлению нормирования, проведение согласительного совещания по первой редакции МГСН; 3-я стадия - подготовка проекта МГСН в окончательной редакции разработчика, согласование проекта, получение результатов научно-технической экспертизы и представление проекта заказчику; 4-я стадия - рассмотрение, согласование с заинтересованными городскими организациями, принятие заказчиком, утверждение МГСН Правительством Москвы; 5-я стадия - регистрация МГСН в Министерстве регионального развития Российской Федерации и направление на издание. Допускается совмещение стадий или выделение отдельных этапов в составе стадии, например, разработка макета (основных положений, концепций); опытное проектирование и др. 6.2. Организация разработки документа включает в себя определение содержания и объемов работ и заключение договоров на их выполнение между заказчиком, основным разработчиком и при необходимости соисполнителями. При заключении договора заказчик совместно с разработчиком подготавливает, согласовывает и представляет на утверждение первому заместителю Мэра Москвы задание на разработку МГСН, в котором указаны основные цели и задачи разработки, структура документа, требования к содержанию работы и сроки ее выполнения, наименования организаций-соисполнителей, а также организаций, которым документ направляют на отзыв и на согласование. Информация о начале разработки МГСН публикуется в периодической печати города Москвы. На основе этой информации заинтересованные организации и предприятия могут направлять разработчику заявки о направлении им на отзыв разрабатываемого проекта документа (первой редакции). 6.3. Изложение проекта МГСН должно соответствовать правилам изложения стандартов по ГОСТ Р 1.5. В состав проекта МГСН в обязательном порядке должны включаться разделы: 1 - область применения; 2 - нормативные ссылки; 3 - термины и определения; 4 - общие положения. Наименования остальных разделов документа принимаются разработчиком в зависимости от содержания документа. Оформление титульного листа и первого листа МГСН, а также предисловия - согласно приложению 1 к настоящим Методическим указаниям. 6.4. Разработка первой редакции проекта МГСН организуется основным разработчиком и соисполнителями в согласованном между ними порядке, обеспечивающем качественную подготовку документа в сроки, установленные договором. Подготовленную первую редакцию проекта документа рассматривают на научно-техническом совете основного разработчика и рассылают на отзыв с пояснительной запиской. В пояснительной записке к первой редакции проекта указывают: - основание для разработки норм с указанием заказчика разработки; - краткую характеристику объекта нормирования; - обоснование целесообразности разработки; - описание ожидаемой экономической, социальной и/или иной эффективности от применения норм; - сведения о соответствии проекта норм федеральным законам, техническим регламентам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации и города Москвы, которые содержат требования к объекту и/или аспекту нормирования; - перечень исходных документов и другие источники информации, использованные при разработке проекта норм, в том числе информацию об использовании документов, относящихся к объектам патентного или авторского права; - сведения о разработчике норм с указанием его почтового адреса, номера контактного телефона и адреса электронной почты (при его наличии у разработчика). Отзыв по проекту документа направляют разработчику не позднее чем через месяц со дня получения проекта. 6.5. Подготовку проекта МГСН в окончательной редакции для представления его на утверждение и согласование разработчик осуществляет с учетом полученных отзывов. Для рассмотрения замечаний и предложений согласующих организаций по проекту документа основной разработчик при необходимости рассмотрения разногласий проводит согласительное совещание с ответственными представителями этих организаций. Принятые на совещании решения оформляются протоколом и отражаются в сводке замечаний. 6.6. Разработчик до представления документа заказчику согласовывает проект МГСН с органами государственного надзора и другими организациями, указанными в техническом задании на его разработку. 6.7. Проект МГСН направляется на отзывы и согласование с сопроводительным письмом заказчика. Копии отзывов и согласований заказчик передает разработчику для составления сводки отзывов и замечаний, проведения согласительных совещаний и подготовки окончательной редакции. Рассмотрение проекта осуществляют в срок до 30 дней со дня его поступления. Согласование оформляют письмом. Запись "Согласовано с замечаниями" не допускается. 6.8. Разногласия, возникшие при согласовании проекта документа, оформляют совместным протоколом. Решения по разногласиям после их дополнительного рассмотрения с заинтересованными организациями принимает заместитель Мэра Москвы, вносящий документ в Правительство Москвы на утверждение. 6.9. Подготовленный к утверждению проект МГСН, согласованный со всеми заинтересованными организациями, направляется на экспертизу в ФГУП ЦНС ("Центр методологии нормирования и стандартизации в строительстве"). Экспертиза проводится на предмет соответствия документа действующему законодательству, требованиям технических регламентов и нормативных документов федерального уровня в части обеспечения безопасности, а также целесообразности включения документа в федеральную систему нормативных документов в области строительства. Решение не включать документ в федеральную систему нормативных документов в области строительства не является препятствием для его применения на территории г. Москвы. Экспертиза осуществляется на договорной основе. Договор на проведение экспертизы заключается с заказчиком (см.п. 4.8) или, если это предусмотрено договором на разработку МГСН, основным разработчиком. 6.10. Согласованный и отредактированный для публикации проект МГСН представляется основным разработчиком заказчику нормативного документа в 4 экземплярах, а также в электронном виде, если иное не определено договором. 6.11. Рассмотрение и принятие заказчиком проекта МГСН осуществляются в порядке, предусмотренном договором между заказчиком и разработчиком. 7. Утверждение и введение в действие МГСН 7.1. Московские городские строительные нормы утверждаются Правительством Москвы в установленном им порядке. 7.2. Проект МГСН представляется на утверждение заказчиком разработки документа. 7.3. На утверждение проект МГСН направляется с подлинниками согласований и экспертным заключением ФГУП ЦНС. 7.4. Утвержденный документ с экспертным заключением ФГУП ЦНС направляется в Министерство регионального развития Российской Федерации на регистрацию в качестве территориальных строительных норм и включение в Указатель нормативных документов в области строительства, действующих на территории Российской Федерации. При регистрации Московских городских строительных норм им присваивается обозначение, включающее: аббревиатуру МГСН и регистрационный номер согласно порядку, принятому для московских нормативных документов в области строительства; в скобках - аббревиатуру ТСН (территориальные строительные нормы) и регистрационный номер согласно порядку, принятому для нормативных документов в области строительства Министерством регионального развития РФ; после регистрационного номера добавляются слова "г. Москвы"). 7.5. Утвержденные и зарегистрированные Московские городские строительные нормы направляются для официального издания в порядке, установленном Правительством Москвы. 7.6. Московские городские строительные нормы вступают в действие в порядке, установленном Законом города Москвы "О градостроительных нормативах и правилах города Москвы". 7.7. Московские городские строительные нормы отменяются Правительством Москвы по обоснованному представлению Москомархитектуры или другого заказчика. 8. Внесение изменений в МГСН 8.1. Изменения к Московским городским строительным нормам разрабатывают и принимают в порядке, аналогичном порядку разработки, согласования и утверждения основного документа (МГСН), приведенному в настоящих Методических указаниях. В случаях, предусмотренных техническим заданием, порядок разработки изменений может быть упрощен. 8.2. Внесение изменений в Московские городские строительные нормы в ином порядке не допускается. 9. Хранение подлинников МГСН, изменений и поправок к МГСН Хранение утвержденного подлинника МГСН, изменений и поправок к ним, прошедших регистрацию в Министерстве регионального развития РФ, а также писем о согласовании и регистрации МГСН осуществляет протокольный отдел Правительства Москвы. Приложение 1 к Методическим указаниям ТИПОВЫЕ ФОРМЫ ЛИСТОВ МОСКОВСКИХ ГОРОДСКИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМ а) титульный лист --------------------------------------------------------------------------- | -------- | | | Герб | | | |Москвы| | | -------- | | | | ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ | | | | СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ | | МОСКОВСКИЕ ГОРОДСКИЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ | | | | -------------------------------------------------- | | (наименование документа) | | -------------------------------------------------- | | --------------------------------------------------- | | | | МГСН ---------- | | (ТСН ----------- г. МОСКВЫ) | | | | | | | | МОСКВА - ------ г. | --------------------------------------------------------------------------- б) первый лист --------------------------------------------------------------------------- |ПРАВИТЕЛЬСТВО |МОСКОВСКИЕ ГОРОДСКИЕ |МГСН --------- | |МОСКВЫ |СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ |-------------------| | | |РАЗРАБОТАНЫ ВПЕРВЫЕ| --------------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- (наименование документа) ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- МГСН ---------- (ТСН -------- г. МОСКВЫ) --------------------------------------------------------------------------- | ВНЕСЕНЫ | УТВЕРЖДЕНЫ | СРОК ВВЕДЕНИЯ | | --------------- | Правительством Москвы | в действие | | | постановлением | с ----------- г. | | | от ----------- г. N ------- | | --------------------------------------------------------------------------- в) предисловие 1. Разработаны ----------------------- 2. Внесены --------------------------- 3. Подготовлены к утверждению и изданию ------------------- 4. Согласованы -------------------------------------------- 5. Приняты и введены в действие с --------- г. постановлением Правительства Москвы от ----------- г. N ---------- 6. Зарегистрированы Министерством регионального развития РФ в качестве территориальных строительных норм - ТСН ------------ г. Москвы (письмо от ------- N ------------). |