ЗАО, ОКАЗЫВАЮЩЕЕ КОНСУЛЬТАЦИОННО-АУДИТОРСКИЕ УСЛУГИ, ПО ИТОГАМ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТОРСКИХ ПРОВЕРОК ПЕРЕДАЕТ ЗАКАЗЧИКАМ УСЛУГ АУДИТОРСКИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ЭТА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОКАЗАНИЕМ УСЛУГ И ВПРАВЕ ЛИ ЗАО ОТНОСИТЬ СТОИМОСТЬ ПРЯМЫХ РАСХОДОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ ПРИ ОКАЗАНИИ УСЛУГ В ОТЧЕТНОМ (НАЛОГОВОМ) ПЕРИОДЕ, В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ НА УМЕНЬШЕНИЕ ДОХОДОВ ОТ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ДАННОГО ПЕРИОДА ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 15 июля 2008 г. N 03-03-06/1/404 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу отнесения расходов на аудиторские услуги в целях налогообложения прибыли и сообщает следующее. В соответствии с пп. 17 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на аудиторские услуги. Абзацем 3 п. 2 ст. 318 Кодекса предусмотрено, что налогоплательщики, оказывающие услуги, вправе относить сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства. На основании п. 5 ст. 38 Кодекса услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. В соответствии со ст. 779 гл. 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Правила гл. 39 ГК применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным гл. 37, 38, 40, 41, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 53 ГК. Следовательно, налогоплательщик, оказывающий аудиторские услуги, вправе относить сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства. Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме. Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики И.В.ТРУНИН 15 июля 2008 г. N 03-03-06/1/404 |