О ВКЛЮЧЕНИИ БАНКОМ В НАЛОГОВУЮ БАЗУ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ СДЕЛКИ РАСЧЕТНЫЙ ПРОЦЕНТНЫЙ СВОП ДОХОДОВ (РАСХОДОВ) В ВИДЕ ПРОЦЕНТОВ, ПОЛУЧЕННЫХ (УПЛАЧЕННЫХ) НА ДАТУ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РАСЧЕТОВ, А ТАКЖЕ ПРИЧИТАЮЩИХСЯ К ПОЛУЧЕНИЮ (НАЧИСЛЕННЫХ) НА ДА. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 15.07.08 03-03-06/1/405

           О ВКЛЮЧЕНИИ БАНКОМ В НАЛОГОВУЮ БАЗУ ПО НАЛОГУ НА
          ПРИБЫЛЬ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ СДЕЛКИ РАСЧЕТНЫЙ ПРОЦЕНТНЫЙ
         СВОП ДОХОДОВ (РАСХОДОВ) В ВИДЕ ПРОЦЕНТОВ, ПОЛУЧЕННЫХ
         (УПЛАЧЕННЫХ) НА ДАТУ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РАСЧЕТОВ, А ТАКЖЕ
           ПРИЧИТАЮЩИХСЯ К ПОЛУЧЕНИЮ (НАЧИСЛЕННЫХ) НА ДАТУ
       ОКОНЧАНИЯ ОТЧЕТНОГО (НАЛОГОВОГО) ПЕРИОДА. ОБ ОТСУТСТВИИ
        ОСНОВАНИЙ ДЛЯ КВАЛИФИКАЦИИ УКАЗАННОЙ СДЕЛКИ КАК СДЕЛКИ
          НА ПОСТАВКУ ПРЕДМЕТА СДЕЛКИ С ОТСРОЧКОЙ ИСПОЛНЕНИЯ

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                           15 июля 2008 г.
                           N 03-03-06/1/405

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо  по  вопросу  о  порядке налогообложения прибыли по операциям с
финансовыми инструментами срочных сделок и сообщает следующее.
     1.  Порядок определения налоговой базы по операциям с финансовыми
инструментами  срочных  сделок установлен ст. ст. 301 - 305 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
     В  соответствии  с п. 1 ст. 301 Кодекса для целей налогообложения
прибыли  организаций  под  финансовыми  инструментами  срочных  сделок
(сделок  с  отсрочкой  исполнения)  понимаются  соглашения  участников
срочных  сделок (сторон сделки), определяющие их права и обязанности в
отношении   базисного  актива,  в  том  числе  фьючерсные,  опционные,
форвардные контракты, а также соглашения участников срочных сделок, не
предполагающие  поставку  базисного  актива,  но  определяющие порядок
взаиморасчетов сторон сделки в будущем в зависимости от изменения цены
или  иного  количественного показателя базисного актива по сравнению с
величиной  указанного  показателя,  которая  определена  (либо порядок
определения которой установлен) сторонами при заключении сделки.
     Порядок   ведения   налогового   учета  по  срочным  сделкам  при
применении метода начисления установлен ст. 326 Кодекса.
     В  соответствии  с  указанной  статьей  налогоплательщик  на дату
заключения  сделки  отражает  в  аналитическом  учете  сумму возникших
требований  (обязательств)  к контрагентам, исходя из условий сделки и
требований  (обязательств)  в  отношении базисного актива (в том числе
товаров, денежных средств, драгоценных металлов, ценных бумаг, индекса
цен или ставок).
     Налоговая база определяется налогоплательщиком на дату исполнения
срочной  сделки.  По  сделкам,  носящим длительный характер, налоговая
база определяется налогоплательщиком также на дату окончания отчетного
(налогового) периода.
     Если  по  условиям  сделки предусмотрено проведение промежуточных
расчетов  при изменении стоимостной оценки требований (обязательств) в
связи  с  падением  (ростом)  официальных  курсов  иностранных валют к
российскому   рублю   либо   рыночных   (биржевых)   цен   на  товары,
налогоплательщик определяет доходы (расходы) на каждую дату проведения
таких расчетов в соответствии с условиями сделки.
     При  увеличении  (уменьшении)  рублевого  эквивалента  требований
(обязательств)  в  иностранной валюте в связи с изменением официальных
курсов  иностранных  валют  к  российскому  рублю  либо при увеличении
(уменьшении)  требований  (обязательств) в связи с изменением рыночных
котировок  базисного актива сумма положительных (отрицательных) разниц
либо  увеличения  (снижения) требований (обязательств), образовавшаяся
за  период  с  даты  заключения  сделки  (даты  окончания  предыдущего
отчетного  (налогового)  периода) до даты исполнения сделки (окончания
отчетного   (налогового)   периода),   включается   в  состав  доходов
(расходов),  формирующих  налоговую  базу  по  операциям с финансовыми
инструментами срочных сделок.
     Учитывая  изложенное,  при заключении сделки расчетный процентный
своп  для  целей  налогообложения прибыли в составе доходов (расходов)
учитываются  суммы  в  виде процентов, полученных (уплаченных) на даты
осуществления  расчетов  в  соответствии  с  условиями сделки, а также
суммы  процентов,  причитающихся  к  получению  (начисленных)  на дату
окончания отчетного (налогового) периода.
     При  этом  суммы  доходов  (расходов),  ранее  учтенные для целей
налогообложения, подлежат исключению из налоговой базы.
     Обязательства (требования) по начисленным процентам в иностранной
валюте  пересчитываются  в  рубли  по  официальному  курсу иностранной
валюты  к  рублю,  установленному  Банком  России  на  дату  окончания
отчетного (налогового) периода.
     При  этом переоценка требований и обязательств по процентам, срок
начисления  которых  в  соответствии  с условиями сделки приходится на
период  после даты окончания отчетного (налогового) периода, для целей
налогообложения не производится.
     2.  В  соответствии  со  ст.  301 Кодекса налогоплательщик вправе
самостоятельно   квалифицировать  сделку,  признавая  ее  операцией  с
финансовым  инструментом  срочных  сделок  либо  сделкой  на  поставку
предмета  сделки  с  отсрочкой  исполнения. Критерии отнесения сделок,
предусматривающих  поставку  предмета  сделки (за исключением операций
хеджирования),   к  категории  операций  с  финансовыми  инструментами
срочных  сделок  должны  быть  определены налогоплательщиком в учетной
политике для целей налогообложения.
     Учитывая  изложенное,  сделка  расчетный процентный своп не может
быть   квалифицирована  как  сделка  на  поставку  предмета  сделки  с
отсрочкой    исполнения,   поскольку   условиями   такой   сделки   не
предусмотрено поставки базисного актива.
     Мнение  Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит
правовых   норм   или   общих   правил,  конкретизирующих  нормативные
предписания,  и не является нормативным правовым актом. В соответствии
с  Письмом  Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое
мнение  Департамента  имеет  информационно-разъяснительный характер по
вопросам  применения законодательства Российской Федерации о налогах и
сборах  и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о
налогах  и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в
настоящем письме.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                            И.В.ТРУНИН
15 июля 2008 г.
N 03-03-06/1/405