О НАПРАВЛЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ. Письмо. Государственный таможенный комитет РФ (ГТК России). 08.12.00 01-06/35982

                      О НАПРАВЛЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ
   
                                ПИСЬМО

                ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ

                          8 декабря 2000 г.
                            N 01-06/35982

                                (НЦПИ)
   

     ГТК России  обобщена  практика  применения  таможенными  органами
Российской   Федерации   положений   Таможенного   кодекса  Российской
Федерации,  касающихся производства по делам  о  нарушении  таможенных
правил и их рассмотрения.
     По результатам проведенной работы и анализа запросов, поступающих
из   таможенных   органов,  подготовлены  рекомендации  по  применению
неоднозначно  трактуемых  таможенными  органами  положений  указанного
Кодекса.
     Содержание настоящего  письма  довести  до  сведения  подчиненных
таможенных органов.

Заместитель председателя Комитета
генерал-лейтенант таможенной службы
                                                            Б.М. ГУТИН
8 декабря 2000 г.
N 01-06/35982


                                                            Приложение

                                                   к письму ГТК России
                                                от 8 декабря 2000 года
                                                         N 01-06/35982

     1. При привлечении военнослужащих к ответственности за  нарушение
таможенных  правил  и  решении  вопроса о возможности наложения на них
взыскания в виде штрафа необходимо руководствоваться следующим.
     Пункт третий  статьи  26  Закона Российской Федерации от 22.01.93
N 4338-1 "О статусе военнослужащих"  содержал  норму  права,  согласно
которой военнослужащие несли административную ответственность на общих
основаниях,  но к ним не могли быть применены  такие  виды  взыскания,
как:  исправительные работы,  административный арест,  штраф и лишение
права управления транспортными средствами.
     18 июня   1993  года  был  принят  Таможенный  кодекс  Российской
Федерации (далее ТК России),  который  в  статье  232  установил,  что
военнослужащие  Вооруженных  Сил  Российской Федерации,  Пограничных и
внутренних  войск,   иных   воинских   формирований,   предусмотренных
законодательными   актами   Российской   Федерации,  лица  рядового  и
начальствующего состава органов внутренних дел  Российской  Федерации,
сотрудники органов внешней разведки Российской Федерации,  федеральных
органов государственной безопасности,  а также призванные  на  военные
сборы граждане несут ответственность за нарушение таможенных правил на
общих основаниях,  при этом исключений о наложении  на  указанных  лиц
каких-либо  видов взысканий сделано не было.  В соответствии с пунктом
шестым  Постановления  Верховного  Совета  Российской   Федерации   "О
введении  в  действие  Таможенного  кодекса  Российской  Федерации"  в
месячный срок со дня принятия ТК России все нормативно - правовые акты
должны  были  быть  приведены  в соответствие с указанным Кодексом.  А
пункт пятый этого же  Постановления  гласил:  "Впредь,  до  приведения
законодательных   и   иных   правовых  актов  Российской  Федерации  в
соответствие с Таможенным кодексом  Российской  Федерации  действующие
правовые   акты   Российской   Федерации   применять   в   части,   не
противоречащей указанному Кодексу".
     Однако 27  января  1995  года  Федеральным  законом  N 10-ФЗ были
внесены изменения  в  статью  16  Кодекса  РСФСР  об  административных
правонарушениях (далее - КоАП),  согласно которым военнослужащие также
подлежали   ответственности   за   совершение   ими   административных
правонарушений  на общих основаниях,  но к ним не могли быть применены
отдельные виды взысканий (в том числе штраф).
     Подобная норма  содержится  и  в  Федеральном  законе от 27.05.98
N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".  Так,  в соответствии с  частью  3
статьи  28 указанного Закона за административные правонарушения (в том
числе   за   нарушения   таможенных   правил)   военнослужащие   несут
ответственность на общих основаниях,  но к ним не могут быть применены
административные взыскания в виде штрафа,  лишения права на управление
транспортным   средством,  исправительных  работ  и  административного
ареста.  При этом следует иметь в  виду,  что  правовые  и  социальные
гарантии    военнослужащим,   включая   меры   их   правовой   защиты,
предусмотренные данным Законом,  не могут быть  отменены  или  снижены
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации  иначе  как  путем  внесения  изменений   и   дополнений   в
Федеральный закон от 27.05.98 N 76-ФЗ (часть 2 статьи 4 Закона).
     Таким образом,  на   военнослужащих,   признанных   виновными   в
совершении   нарушения  таможенных  правил,  не  может  быть  наложено
взыскание в виде штрафа.
     В случае,   если   санкцией   статьи   ТК   России,   по  которой
военнослужащий привлекается к ответственности за нарушение  таможенных
правил,  предусмотрен только один вид взыскания - штраф, то, по нашему
мнению, производство и рассмотрение дела о нарушении таможенных правил
должно  проводиться  по  общим  правилам  в  соответствии с ТК России.
Однако при признании такого лица  виновным  в  совершении  таможенного
правонарушения  в  резолютивной части постановления необходимо сделать
ссылку на часть 3 статьи 28 Федерального закона от 27.05.98 N 76-ФЗ "О
статусе военнослужащих" и взыскание в виде штрафа не налагать.
     2. В  практике  работы  таможенных  органов  имеют  место  случаи
привлечения  к ответственности за нарушения таможенных правил филиалов
и представительств юридических лиц. В этой связи сообщаем следующее.
     В соответствии  с  пунктом  шестым статьи 18 ТК России под лицами
понимаются предприятия,  учреждения,  организации,  а также физические
лица.  Согласно  статье  55  Гражданского кодекса Российской Федерации
филиалы и  представительства  не  являются  юридическими  лицами.  Они
являются     обособленными    подразделениями    юридического    лица,
расположенными вне  места  его  нахождения,  представляющими  интересы
юридического  лица и осуществляющими их защиту (представительства),  а
также осуществляющими все функции лица  или  их  часть,  в  том  числе
функции представительства (филиалы).
     Таким образом,  подразделения юридических лиц не  входят  в  круг
субъектов,  перечисленных  в  пункте  шестом  статьи 18 ТК России,  и,
следовательно,  субъектами  ответственности  за  нарушения  таможенных
правил не являются.
     В практике работы таможенных органов  возникают  ситуации,  когда
филиал образован в установленном порядке в качестве юридического лица,
а  его  наименование  как  филиала  не  соответствует  его   правовому
положению.  В  подобной  ситуации  филиал  должен  рассматриваться как
юридическое  лицо  и,  соответственно,  при  совершении  им  нарушения
таможенных   правил   нести   ответственность   согласно  действующему
таможенному законодательству.  Аналогичная позиция  по  этому  вопросу
отражена  и в письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от
29.05.92 N С-13/ОПИ-122.
     3. При  исчислении  сроков наложения взыскания в случаях принятия
отделом дознания таможенного органа решения об  отказе  в  возбуждении
или о прекращении уголовного дела,  но при наличии признаков нарушения
таможенных  правил  таможенным  органам  необходимо  руководствоваться
следующим.
     В соответствии с частью 3 статьи 247 ТК России в случаях отказа в
возбуждении или прекращении уголовного дела,  но при наличии признаков
нарушения таможенных правил срок  наложения  взыскания  исчисляется  с
момента  получения  таможенным органом Российской Федерации решения об
отказе в возбуждении  или  о  прекращении  уголовного  дела.  Обращаем
внимание,  что  такое  решение должно быть получено извне,  то есть от
органов   предварительного   следствия,   других   органов   дознания,
прокуратуры или суда.  В таких случаях,  в соответствии со статьей 302
ТК России производство по делу о НТП и его рассмотрение по материалам,
полученным  из вышеуказанных органов,  осуществляется в общем порядке,
срок наложения взыскания исчисляется с момента получения решения.
     Ни отдел дознания,  ни отдел таможенных расследований не являются
таможенными органами Российской Федерации  (статья  8  ТК  России),  а
выступают   лишь   в  качестве  структурных  подразделений  таможенных
органов.
     В связи  с  этим  положения части третьей статьи 247 ТК России не
могут быть применены в  случаях,  когда  постановление  о  прекращении
уголовного  дела  или об отказе в возбуждении уголовного дела вынесено
таможенным органом  как  органом  дознания,  а  материалы,  содержащие
достаточные   данные,   указывающие   на   признаки   административных
правонарушений,  переданы в отдел  таможенных  расследований.  В  этом
случае  такие  материалы  в  таможенный  орган Российской Федерации не
поступали, а находились в нем с момента обнаружения правонарушения.
     4. В соответствии со статьей 290 ТК России производство по делу о
нарушении таможенных  правил  ведется  должностным  лицом  таможенного
органа  Российской  Федерации,  непосредственно обнаружившим нарушение
таможенных  правил.  Однако  в  ТК  России  предусмотрена  возможность
передачи   дела   о   НТП   для  дальнейшего  производства  и  другому
должностному  лицу   таможенного   органа,   являющемуся   сотрудником
структурного  подразделения  по  борьбе  с  контрабандой и нарушениями
таможенных   правил   (в   настоящее   время   -   отдела   таможенных
расследований).  Такая  передача  осуществляется по решению начальника
таможенного органа или его заместителя.  При  этом  в  соответствии  с
Приказом  ГТК  России от 28.07.98 N 517 "Об усилении контроля за ходом
производства по делам о нарушении таможенных правил" до передачи  дела
о   НТП   должностное   лицо   таможенного   органа,   непосредственно
обнаружившее таможенное правонарушение и составившее протокол  о  НТП,
если это возможно,  должно выполнить первичные процессуальные действия
(опрос лица,  привлекаемого к ответственности,  или его представителя,
изъятие  товаров и транспортных средств,  документов и иных предметов,
разместить изъятый товар на хранение и др.).
     Порядок передачи   дела   о   НТП  от  одного  должностного  лица
таможенного  органа  другому  был  разъяснен  письмом  ГТК  России  от
18.07.95  N  03-43/10147  "О некоторых вопросах ведения производства и
рассмотрения дел о нарушении таможенных правил".
     В случае,   если   начальником   таможенного   органа  Российской
Федерации или его заместителем было принято решение о передаче дела  о
НТП  сотруднику  отдела таможенных расследований,  последний не вправе
отказаться от  принятия  дела  к  своему  производству  по  основаниям
невыполнения первичных процессуальных действий,  даже если их возможно
и необходимо было осуществить.  Данный факт,  по нашему мнению,  может
послужить  основанием  для  проведения  служебной  проверки,  но он не
должен влиять на принятие к своему производству дела о НТП.
     5. При разрешении вопроса о судьбе дела о НТП в случае ликвидации
юридического лица - субъекта ответственности -  хотелось  бы  обратить
внимание на тот факт,  что в соответствии с пунктом вторым статьи 51 и
пунктом восьмым статьи 63 Гражданского  кодекса  Российской  Федерации
юридическое  лицо  считается  созданным  с момента его государственной
регистрации,   а   прекратившим   свое   существование    (завершившим
ликвидацию)  после  внесения  об  этом записи в единый государственный
реестр юридических лиц.
     Начало процедуры   ликвидации   юридического   лица   в  порядке,
предусмотренном статьями  61  -  64  Гражданского  кодекса  Российской
Федерации,  или  открытие  конкурсного  производства (для юридического
лица,  признанного  в  установленном  законом  порядке  банкротом)  не
означает  необходимости "автоматического" прекращения дела о нарушении
таможенных правил.  Прекращение дела по пункту 2 статьи 291 ТК  России
(в связи с отсутствием субъекта правонарушения, а потому и отсутствием
состава  правонарушения)  возможно  только  после  внесения  в  единый
государственный  реестр юридических лиц записи о завершении ликвидации
лица.
     6. В  соответствии с пунктом 10 статьи 291 ТК России производство
по делу о нарушении таможенных правил не может быть начато при наличии
по тому же факту в отношении лица, привлекаемого к ответственности, не
отмененного в установленном порядке постановления о прекращении дела о
нарушении  таможенных  правил.  Согласно  статье  302  ТК  России  при
получении материалов о прекращении уголовного дела и наличии признаков
нарушения таможенных правил, производство по делу о НТП должно быть по
существу возобновлено. Учитывая, что в связи с возбуждением уголовного
дела  в  отношении  того  же  лица  и  по тому же факту правонарушения
производство по делу о нарушении таможенных правил было прекращено  по
пункту  11  статьи 291 ТК России,  при возобновлении административного
расследования постановление о прекращении производства по делу  о  НТП
подлежит отмене.
     Постановление о прекращении  производства  по  делу  о  нарушении
таможенных правил, вынесенное в соответствии с пунктом 11 статьи 291 и
статьей 357 ТК России должностным лицом таможенного органа  Российской
Федерации,   в   производстве   которого  находилось  данное  дело,  и
утвержденное  заместителем  начальника   этого   таможенного   органа,
подлежит   отмене  вышестоящим,  по  отношению  к  лицу,  утвердившему
постановление, должностным лицом.
     В случае, если постановление о прекращении производства по делу о
НТП  вынесено  должностным   лицом   таможенного   органа   Российской
Федерации,  в  производстве которого дело находилось и было утверждено
начальником этого таможенного органа в порядке статьи 357  ТК  России,
такое постановление подлежит отмене вышестоящим таможенным органом.
     И в первом,  и во  втором  случаях  при  отмене  постановлений  о
прекращении  производства  по  делам  о  нарушениях  таможенных правил
необходимо руководствоваться положениями статьи 419 ТК России.
     7. При  применении  положений  статьи  298  ТК  России необходимо
обратить внимание на то, что соединение дел о НТП в одном производстве
не  является  обязательным.  При  привлечении  одного и того же лица к
ответственности за совершение нескольких правонарушений соединение дел
целесообразно   в   тех  случаях,  когда  это  не  повлечет  за  собой
затягивания производства  по  делу  и,  как  следствие,  невозможность
наложения взыскания ввиду истечения установленных частью первой статьи
247 ТК России сроков.
     Выделение дела   о   НТП   допускается   в   случаях,  вызываемых
необходимостью,  если это не отразится на  всесторонности,  полноте  и
объективности  разрешения дела.  При этом необходимо руководствоваться
следующим:  в  случае,  когда  по  одному  делу  подлежат  доказыванию
несколько    фактов   нарушений   таможенных   правил,   а   собранных
доказательств достаточно для принятия решения по одному или нескольким
из них,  лицо,  ведущее производство, выделяет такие дела и направляет
их  на  рассмотрение  согласно  установленному   порядку.   Выполнение
указанной  процедуры  позволит  избежать  необоснованного  затягивания
производства и прекращения дела в связи с истечением сроков  наложения
взысканий.
     8. Статус товаров и транспортных средств,  изымаемых  по  делу  о
нарушении  таможенных  правил,  определяется в соответствии со статьей
337 ТК России,  исходя из конкретных обстоятельств  дела  (изъятые:  в
качестве  непосредственного  объекта нарушения таможенных правил;  для
обеспечения  взыскания  возможных  штрафов  и  стоимости   товаров   и
транспортных  средств;  в  качестве  транспортных средств,  на которых
перевозились товары,  являющиеся непосредственным  объектом  нарушения
таможенных  правил;  в  качестве  товаров  и  транспортных  средств со
специально изготовленными тайниками,  использованными для  перемещения
через  таможенную  границу  Российской  Федерации с сокрытием товаров,
являющихся непосредственным объектом нарушения таможенных правил).  Он
должен   быть  правильно  определен  еще  до  фактического  изъятия  и
оставаться неизменным,  по крайней мере,  до выяснения  обстоятельств,
которые коренным образом влияют на определение статуса таких товаров и
транспортных средств.
     Для изменения статуса товаров и транспортных средств, при наличии
достаточных к тому оснований, вышестоящее должностное лицо таможенного
органа,  руководствуясь статьей 419 ТК России, изменяет первоначальное
решение об изъятии путем вынесения соответствующего постановления.
     Изменение статуса   изъятых   товаров   и  транспортных  средств,
руководствуясь при  этом  только  соображениями  целесообразности,  не
основано на законе и, следовательно, недопустимо.
     9. Отмена решения об изъятии товаров  и  транспортных  средств  в
ходе  производства  по  делу  о  НТП  таможенным  законодательством  и
нормативными правовыми актами ГТК России прямо  не  предусмотрена,  но
возможность ее применения вытекает из положений статьи 419 ТК России.
     Так, если в ходе производства по делу о  НТП  будет  установлено,
что  товары  и  транспортные  средства  были  необоснованно  изъяты по
решению  лица,  в  производстве  которого  находилось   данное   дело,
представляется,  что  в  этом  случае  вышестоящее  должностное лицо в
порядке  контроля,  руководствуясь  статьей  419  ТК  России,   должно
отменить  решение  нижестоящего  должностного  лица.  При  этом данное
решение должно быть формализовано в  виде  постановления,  вынесенного
вышестоящим должностным лицом таможенного органа.
     10. В соответствии с частью третьей статьи 363 ТК России  дело  о
НТП   может  быть  рассмотрено  в  отсутствие  лица,  привлекаемого  к
ответственности,    руководителя    или    заместителя    руководителя
предприятия,    учреждения    или    организации,    привлекаемых    к
ответственности за  нарушение  таможенных  правил,  их  адвокатов  или
представителей только в случаях,  когда имеются данные о своевременном
извещении такого лица о месте и времени рассмотрения дела,  но от  них
не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела.
     Критерий определения своевременности  уведомления  законодательно
не  определен,  в  связи  с  чем  должностное лицо таможенного органа,
рассматривающее  дело  о  нарушении   таможенных   правил,   оценивает
обстоятельства,  указанные в статье 359 ТК России, исходя из имеющихся
в деле материалов,  и при этом несет персональную  ответственность  за
выполнение требований данной статьи.
     В связи   с   изложенным   необходимо   также    отметить,    что
предварительный   отказ  лица,  привлекаемого  к  ответственности,  от
участия  в  рассмотрении  дела  о  нарушении  таможенных   правил   не
освобождает  таможенный  орган  от обязанности уведомить его о месте и
времени рассмотрения,  поскольку в  соответствии  со  статьей  363  ТК
России  подобный  отказ не является основанием для рассмотрения дела в
отсутствие субъекта ответственности. Ходатайство о рассмотрении дела в
отсутствие   лица,   привлекаемого   к  ответственности  за  нарушение
таможенных правил,  может явиться основанием для  такого  рассмотрения
только   в  случаях,  когда  правонарушитель  был  надлежащим  образом
уведомлен о месте и времени рассмотрения дела,  однако уже после этого
отказался присутствовать при принятии решения по делу.