ВПРАВЕ ЛИ РОССИЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧИТЫВАТЬ СУММЫ НДС И СЕЛЬХОЗНАЛОГА, НАЧИСЛЕННЫЕ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ СУММЫ РАСХОДОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ УЧЕТУ ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГООБЛАГАЕМОЙ ПРИБЫЛИ ДЛЯ УПЛАТЫ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ В РФ? ВПРАВЕ ЛИ РОССИЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОТРАЗИТЬ УКАЗАННЫЕ СУММЫ НАЛОГОВ В СООТВЕТСТВУЮЩИХ СТРОКАХ НАЛОГОВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ О ДОХОДАХ, ПОЛУЧЕННЫХ РОССИЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ОТ ИСТОЧНИКОВ ЗА ПРЕДЕЛАМИ РФ? ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ 29 апреля 2008 г. N 20-12/041771 (Д) Инструкция по заполнению налоговой декларации о доходах, полученных российской организацией от источников за пределами РФ (далее - Инструкция), утверждена приказом МНС России от 23.12.2003 N БГ-3-23/709@. Согласно Инструкции декларация представляется российской организацией при ее обращении в налоговые органы в целях зачета в соответствии с налоговым законодательством РФ и соглашениями об избежании двойного налогообложения сумм налога на прибыль (доход), уплаченного (удержанного) в иностранном государстве. На основании статьи 311 НК РФ доходы, полученные российской организацией от источников за пределами РФ, учитываются при определении ее налоговой базы. Указанные доходы учитываются в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в РФ, так и за ее пределами. При определении налоговой базы расходы, произведенные российской организацией в связи с получением доходов от источников за пределами РФ, вычитаются в порядке и размерах, установленных в главе 25 НК РФ. Согласно статье 7 Налогового кодекса РФ если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ. Между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь действует Соглашение об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.95 (далее - Соглашение). Если лицо с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве получает доход или владеет имуществом в другом Договаривающемся Государстве, которые в соответствии с положениями данного Соглашения могут облагаться налогом в другом Государстве, сумма налога на этот доход или имущество, подлежащая уплате в этом другом Государстве, может быть вычтена из суммы налога, взимаемого с такого лица в связи с таким доходом или имуществом в первом упомянутом Государстве. При этом такой вычет не будет превышать сумму налога первого Государства на такой доход или имущество, рассчитанного в соответствии с его налоговым законодательством и правилами. Об этом сказано в статье 20 Соглашения. В соответствии со статьей 7 Соглашения прибыль предприятия одного Договаривающегося Государства может облагаться налогом только в этом Государстве, если только такое предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через находящееся там постоянное представительство. Если предприятие осуществляет предпринимательскую деятельность таким образом, то его прибыль может облагаться налогом в этом другом Государстве, но только в той части, которая относится к этому постоянному представительству. Следовательно, российская организация, осуществляющая деятельность на территории Республики Беларусь через находящееся там постоянное представительство, вправе произвести зачет уплаченной ею в Республике Беларусь суммы налога от деятельности своего постоянного представительства при уплате ею налога на прибыль в РФ. При этом она должна учитывать, что согласно статье 311 НК РФ зачет уплаченных в иностранных государствах налогов производится при фактической уплате налога на прибыль в РФ. Такой зачет может быть произведен только в случае, если доходы, полученные российской организацией за пределами РФ, были включены в налоговую базу при уплате налога на прибыль в РФ. От этого зависит возникновение права на зачет в РФ уплаченного российской организацией в иностранном государстве налога в том налоговом (отчетном) периоде, в котором он был фактически уплачен за границей. Согласно Инструкции информация, относящаяся к деятельности российской организации в иностранном государстве через постоянное представительство, отражается в разделе II декларации. В графе 4 строки 100 раздела II декларации указывается общая сумма (брутто) соответствующего вида дохода постоянного представительства без учета каких-либо вычетов и до уплаты (удержания) налогов, предусмотренных законодательством государства - источника дохода. По общему правилу, установленному в главе 25 НК РФ, при определении доходов в целях налогообложения прибыли из них исключаются суммы налогов, предъявленных налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав). В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся в том числе суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, начисленные в установленном законодательством РФ порядке, за исключением перечисленных в статье 270 НК РФ. При отнесении к расходам иностранных налогов на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ (в качестве других, специально не указанных расходов, связанных с производством и реализацией) необходимо учитывать следующее. Порядок отнесения к расходам сумм начисленных налогов имеет отдельное нормативное регулирование в статье 264 НК РФ, и такие расходы могут приниматься при определении налоговой базы в порядке, предусмотренном в подпункте 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Таким образом, в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций в порядке, определенном налоговым законодательством РФ, не учитываются суммы НДС, установленного законодательством иностранного государства, предъявленные налогоплательщиком иностранному покупателю в связи с реализацией работ и услуг на территории данного иностранного государства. При этом уплаченный на территории иностранного государства НДС при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций в РФ также не учитывается. В отношении сельхозналога, начисленного и уплаченного в соответствии с законодательством иностранного государства, также применяется указанный порядок, установленный в подпункте 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ. В соответствии с Инструкцией в графах 8 и 9 строки 100 раздела II декларации отражаются сведения о расходах, произведенных российской организацией как в РФ, так и за ее пределами, связанные с получением доходов от источников за пределами РФ через постоянное представительство и включенные в расчет налоговой базы по налогу на прибыль организаций в том же отчетном (налоговом) периоде, что и полученные доходы. Следовательно, суммы налогов, уплаченные российской организацией на территории иностранных государств, не подлежат отражению в графе 9 строки 100 раздела II и графе 8 строки 060 раздела III декларации. Основание: письмо Минфина России от 13.06.2007 N 03-03-06/1/376. Заместитель руководителя Управления советник государственной гражданской службы 2-го класса Н.В. Прокаева 29 апреля 2008 г. N 20-12/041771 |