ОБ ОПЫТЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЛУЖБ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ТРАНСПОРТНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ИНВАЛИДОВ ПИСЬМО ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ 4 марта 2008 г. N 10-11/08-1973 (Д) Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию в рамках осуществления возложенных полномочий полагает необходимым изучить и обобщить опыт регионов по организации предоставления инвалидам специального транспортного обслуживания. В настоящее время одной из острейших проблем, как известно, является инвалидизация населения страны. Общая численность инвалидов на сегодняшний день составляет свыше 13 млн. человек, т.е. более 9,2 процента от общей численности населения. При этом данная цифра с каждым годом неуклонно растет. Реабилитация инвалидов, направленная на устранение или полную компенсацию ограничений жизнедеятельности с целью восстановления социального статуса инвалидов, определена как одно из основных направлений социальной политики. В современном обществе жизненный уровень инвалидов и шансы их трудоустройства крайне низкие и возможности медико-социальной и профессиональной реабилитации по-прежнему ограничены. На сегодняшний день отмечается недостаточный уровень обеспечения инвалидов транспортными средствами реабилитации, вспомогательными устройствами и приспособлениями для быта, труда, обучения и других сфер жизнедеятельности. До настоящего времени во многих регионах не созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, общественным и производственным зданиям и сооружениям, несмотря на то, что согласно статье 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" это является обязательством бюджетов всех уровней. Как известно, в связи с вступлением в силу с 1 января 2005 г. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ нормы законов, предусматривавшие обеспечение инвалидов транспортными средствами при наличии у них соответствующих медицинских показаний, утратили силу. В рамках длящихся обязательств данный Федеральный закон предусматривает предоставление за счет средств федерального бюджета гражданам тех льгот и гарантий, право на получение которых у них возникло до 1 января 2005 г. Однако в рамках принятого 6 сентября 2007 г. Правительством Российской Федерации Постановления N 561 "Об обеспечении транспортными средствами за счет средств федерального бюджета инвалидов, поставленных до 1 января 2005 г. органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации на учет по обеспечению транспортными средствами" из средств федерального бюджета, выделяемых на его реализацию, автомобилями может быть обеспечен только определенный круг инвалидов и то не в полном объеме. Также и за счет средств собственного бюджета не все регионы способны обеспечить в полной мере инвалидов спецавтотранспортом. В такой ситуации с особой остротой встает вопрос транспортного обслуживания инвалидов и возникает необходимость поиска новых вариантов предоставления инвалидам транспортных услуг. Росздрав располагает сведениями о том, что в качестве дополнительных льгот для инвалидов, позволяющих им безболезненно приспосабливаться к социальной среде, чувствовать себя полноправными членами общества и иметь возможность посещения социально значимых объектов, расположенных на территории городов и населенных пунктов, заниматься общественно полезным трудом, в регионах создаются и успешно функционируют службы "Социальное такси" или подобные им службы, осуществляющие транспортное обслуживание нуждающихся граждан. Практика регионов показывает, что функционирующие во многих субъектах Российской Федерации службы "Социальное такси", как следующий шаг к созданию безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями, пользуются большой востребованностью. Те, кто годами не выходил дальше своего двора или квартала, получают реальную возможность общения, решения жизненно важных вопросов, одним словом, могут восполнить то, чего были лишены многие годы. В целях изучения опыта создания и функционирования служб "Социальное такси" и подобных им служб, оказывающих транспортные услуги инвалидам, а также обобщения полученной информации и доведения результатов до регионов в рамках информационного обмена Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию просит представить не позднее 10 апреля 2008 года сведения о мерах, принимаемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по эффективному решению проблем инвалидов в беспрепятственном доступе к объектам инфраструктуры (с приложением копий нормативных документов). В частности, просим проинформировать Агентство о функционирующих в регионах службах "Социальное такси" и им подобных, в том числе: порядок их работы; порядок определения категории лиц, имеющих право на оказание данных услуг; динамика объемных показателей за 2005 - 2007 г. (количество перевозок, доходы, расходы и др.); условия взимания платы за оказание транспортных услуг; эффективность работы названных служб и проблемы, возникающие в процессе создания служб и их дальнейшего функционирования в регионе. Заместитель Руководителя А.В.БЕЛОСТОЦКИЙ 4 марта 2008 г. N 10-11/08-1973 |