ОБ ОТСУТСТВИИ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ ПРИЗНАНИЯ УСЛУГ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ МОРСКИХ РЫБОПРОМЫСЛОВЫХ СУДОВ ПО ДОГОВОРУ ФРАХТОВАНИЯ (ВКЛЮЧАЯ ДОГОВОР АРЕНДЫ С ЭКИПАЖЕМ), ОКАЗЫВАЕМЫХ РОССИЙСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РФ, ОБЪЕКТОМ ОБЛОЖЕНИЯ Н. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 18.07.08 03-07-08/182

             ОБ ОТСУТСТВИИ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ ПРИЗНАНИЯ УСЛУГ
           ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ МОРСКИХ РЫБОПРОМЫСЛОВЫХ СУДОВ
           ПО ДОГОВОРУ ФРАХТОВАНИЯ (ВКЛЮЧАЯ ДОГОВОР АРЕНДЫ
          С ЭКИПАЖЕМ), ОКАЗЫВАЕМЫХ РОССИЙСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
           В ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РФ, ОБЪЕКТОМ
                            ОБЛОЖЕНИЯ НДС

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                           18 июля 2008 г.
                            N 03-07-08/182

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо   о  порядке  применения  налога  на  добавленную  стоимость  в
отношении   услуг  по  предоставлению  морских  судов  с  экипажем  во
временное  пользование  для  добычи и переработки водных биологических
ресурсов  в  исключительной  экономической  зоне Российской Федерации,
оказываемых российскими организациями, и сообщает следующее.
     В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской
Федерации   (далее  -  Кодекс)  объектом  налогообложения  налогом  на
добавленную   стоимость  признаются  операции  по  реализации  товаров
(работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     Статьей  67  Конституции  Российской  Федерации  определено,  что
территория   Российской   Федерации  включает  в  себя  территории  ее
субъектов,  внутренние  воды и территориальное море, а также воздушное
пространство  над ними. При этом согласно ст. 2 Федерального закона от
31.07.1998  N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море
и  прилежащей  зоне  Российской  Федерации"  под территориальным морем
понимается  примыкающий  к  сухопутной  территории  или  к  внутренним
морским водам морской пояс шириной 12 морских миль.
     В  соответствии  со  ст.  1  Федерального  закона от 17.12.1998 N
191-ФЗ  "Об  исключительной  экономической  зоне Российской Федерации"
исключительной   экономической  зоной  Российской  Федерации  является
морской   район,   находящийся   за  пределами  территориального  моря
Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом.
     Таким   образом,  исключительная  экономическая  зона  Российской
Федерации не является территорией Российской Федерации.
     Порядок  определения  места  реализации  работ  (услуг)  в  целях
применения  налога на добавленную стоимость установлен нормами ст. 148
Кодекса.
     Так,  согласно  пп.  4.1  п.  1 ст. 148 Кодекса местом реализации
услуг по предоставлению морских судов по договору фрахтования (включая
договор  аренды  с экипажем), предполагающему перевозку на этих судах,
признается   территория   Российской  Федерации,  если  данные  услуги
оказываются  российской организацией и пункт отправления и (или) пункт
назначения  находятся  на  территории Российской Федерации. При этом в
соответствии  с  пп.  5 п. 1.1 данной статьи Кодекса местом реализации
услуг,  непосредственно  связанных с фрахтованием и не перечисленных в
указанном  пп.  4.1  п.  1  ст.  148  Кодекса,  территория  Российской
Федерации не признается.
     Учитывая  изложенное,  местом  реализации услуг по предоставлению
морских  судов  с  экипажем во временное пользование для лова добычи и
переработки    водных    биологических   ресурсов   в   исключительной
экономической   зоне  Российской  Федерации,  оказываемых  российскими
организациями,   в  том  числе  по  договорам  с  другими  российскими
организациями,  по  нашему  мнению, территория Российской Федерации не
признается  и  указанные  услуги  объектом  налогообложения налогом на
добавленную стоимость на территории Российской Федерации не являются.
     Одновременно  отмечаем,  что  настоящее  письмо  Департамента  не
содержит  правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные
предписания,  и не является нормативным правовым актом. В соответствии
с  Письмом  Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое
мнение  Департамента  имеет  информационно-разъяснительный характер по
вопросам  применения законодательства Российской Федерации о налогах и
сборах  и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о
налогах  и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в
настоящем письме.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                            Н.А.КОМОВА
18 июля 2008 г.
N 03-07-08/182