ОБ ОТСУТСТВИИ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ ПРИЗНАНИЯ УСЛУГ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ МОРСКИХ РЫБОПРОМЫСЛОВЫХ СУДОВ ПО ДОГОВОРУ ФРАХТОВАНИЯ (ВКЛЮЧАЯ ДОГОВОР АРЕНДЫ С ЭКИПАЖЕМ), ОКАЗЫВАЕМЫХ РОССИЙСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РФ, ОБЪЕКТОМ ОБЛОЖЕНИЯ НДС ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 18 июля 2008 г. N 03-07-08/182 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке применения налога на добавленную стоимость в отношении услуг по предоставлению морских судов с экипажем во временное пользование для добычи и переработки водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации, оказываемых российскими организациями, и сообщает следующее. В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Статьей 67 Конституции Российской Федерации определено, что территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, а также воздушное пространство над ними. При этом согласно ст. 2 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" под территориальным морем понимается примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17.12.1998 N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" исключительной экономической зоной Российской Федерации является морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом. Таким образом, исключительная экономическая зона Российской Федерации не является территорией Российской Федерации. Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен нормами ст. 148 Кодекса. Так, согласно пп. 4.1 п. 1 ст. 148 Кодекса местом реализации услуг по предоставлению морских судов по договору фрахтования (включая договор аренды с экипажем), предполагающему перевозку на этих судах, признается территория Российской Федерации, если данные услуги оказываются российской организацией и пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории Российской Федерации. При этом в соответствии с пп. 5 п. 1.1 данной статьи Кодекса местом реализации услуг, непосредственно связанных с фрахтованием и не перечисленных в указанном пп. 4.1 п. 1 ст. 148 Кодекса, территория Российской Федерации не признается. Учитывая изложенное, местом реализации услуг по предоставлению морских судов с экипажем во временное пользование для лова добычи и переработки водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации, оказываемых российскими организациями, в том числе по договорам с другими российскими организациями, по нашему мнению, территория Российской Федерации не признается и указанные услуги объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации не являются. Одновременно отмечаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Н.А.КОМОВА 18 июля 2008 г. N 03-07-08/182 |