О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ "СТОЛИЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - 5" НА 2009 - 2011 ГГ. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 12 августа 2008 г. N 737-ПП (ПРМ) В соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании", Законом города Москвы от 20 июня 2001 г. N 25 "О развитии образования в городе Москве" (в редакции Законов города Москвы от 10 октября 2001 г. N 46, от 29 октября 2003 г. N 63, от 22 декабря 2004 г. N 91), в целях определения политики Правительства Москвы в области образования на 2009-2011 гг., дальнейшей консолидации усилий органов государственной власти, научной и педагогической общественности в повышении роли образования Правительство Москвы постановляет: 1. Утвердить городскую целевую программу развития образования "Столичное образование-5" на 2009-2011 гг. (приложение). 2. Возложить функции: 2.1. Государственного заказчика-координатора городской целевой программы развития образования "Столичное образование-5" на 2009-2011 гг. (далее - Программа) - на Департамент образования города Москвы. Назначить персональным руководителем Программы руководителя Департамента образования города Москвы Ларионову О.Н. 2.2. Государственных заказчиков Программы - на Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Департамент городского заказа капитального строительства города Москвы и Управление информатизации города Москвы. 3. Департаменту экономической политики и развития города Москвы включить Программу в перечень городских целевых программ, подлежащих финансированию за счет бюджета города Москвы. 4. Департаменту образования города Москвы: 4.1. В установленном Правительством Москвы порядке обеспечить представление показателей Программы в Департамент финансов города Москвы для включения их в Реестр расходных обязательств города Москвы, принимаемых к обеспечению за счет средств бюджета города Москвы. 4.2. Ежегодно до 15 ноября представлять в Департамент экономической политики и развития города Москвы отчет о выполнении Программы за 9 месяцев и ожидаемом выполнении за год, до 1 марта - окончательные итоги за отчетный год. 5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И. И.о. Мэра Москвы В.И. Ресин 12 августа 2008 г. N 737-ПП Приложение к постановлению Правительства Москвы от 12 августа 2008 года N 737-ПП ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ "СТОЛИЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ-5" НА 2009-2011 ГОДЫ Паспорт Программы -------------------------------------------------------------------------------- |Наименование |Городская целевая программа развития образования "Столичное | |Программы |образование-5" на 2009-2011 годы | |---------------|--------------------------------------------------------------| |Основания для |1. Закон города Москвы от 20.06.2001 N 25 "О развитии | |разработки |образования в городе Москве". | |Программы |2. Постановление Правительства Москвы от 12.02.2008 N 112-ПП | | |"О предварительных итогах выполнения Программы Правительства | | |Москвы за 2007 год и Программе Правительства Москвы на 2008 | | |год" | |---------------|--------------------------------------------------------------| |Государственный|Департамент образования города Москвы. | |заказчик - |Персональный руководитель Программы - руководитель | |координатор |Департамента образования города Москвы О.Н. Ларионова | |Программы | | |---------------|--------------------------------------------------------------| |Государственные|Департамент природопользования и охраны окружающей среды | |заказчики |города Москвы. | | |Департамент городского заказа капитального строительства | | |города Москвы. | | |Управление информатизации города Москвы | |---------------|--------------------------------------------------------------| |Разработчик |Департамент образования города Москвы | |Программы | | |---------------|--------------------------------------------------------------| |Основные |Департамент градостроительной политики, развития | |исполнители |и реконструкции города Москвы. | |Программы |Департамент городского заказа капитального строительства | | |города Москвы (Мосгорзаказ). | | |Департамент науки и промышленной политики города Москвы. | | |Департамент экономической политики и развития города Москвы. | | |Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы. | | |Департамент социальной защиты населения города Москвы. | | |Департамент земельных ресурсов города Москвы. | | |Департамент имущества города Москвы. | | |Департамент природопользования и охраны окружающей среды | | |города Москвы. | | |Департамент здравоохранения города Москвы. | | |Департамент семейной и молодежной политики города Москвы. | | |Департамент физической культуры и спорта города Москвы. | | |Департамент внешнеэкономических и международных связей города | | |Москвы. | | |Комитет межрегиональных связей и национальной политики города | | |Москвы. | | |Департамент культуры города Москвы. | | |Комитет общественных связей города Москвы. | | |Префектуры административных округов города Москвы. | | |Окружные управления образования Департамента образования | | |города Москвы. | | |Управление записи актов гражданского состояния города Москвы. | | |Главное управление внутренних дел по городу Москве. | | |Управление информатизации города Москвы. | | |Управление Федеральной миграционной службы по г. Москве. | | |Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы. | | |Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой информации | | |города Москвы | |---------------|--------------------------------------------------------------| |Сроки |2009-2011 годы: | |выполнения |I этап (основной этап реализации Программы) - 2009-2010 гг.; | |и этапы |II этап (завершающий этап реализации Программы) - 2011 г. | |реализации |Отчетность по Программе в соответствии с требованиями | |Программы |к городским целевым программам | |---------------|--------------------------------------------------------------| |Цель |Создание условий и инновационных механизмов развития системы | |Программы |столичного образования как основы формирования человеческого | | |потенциала и социального обновления региона | |---------------|--------------------------------------------------------------| |Основные задачи|Реализация приоритетного национального проекта "Образование" | |Программы |- механизма системных изменений и инновационных | | |преобразований в столичном регионе. | | |Обеспечение качества и доступности образовательных услуг | | |на всех уровнях образования для разных категорий обучающихся. | | |Обновление содержания и структуры образования на основе | | |вводимых стандартов общего и профессионального образования. | | |Развитие нравственных основ социализации личности в среде | | |столичного мегаполиса на основе традиционных ценностей | | |российского общества. | | |Использование ресурсов дополнительного образования для | | |расширения возможностей выбора индивидуальных образовательных | | |траекторий и развития творческого потенциала личности. | | |Развитие московской региональной системы оценки качества | | |образования. | | |Создание механизмов координации и интеграции сетевого | | |взаимодействия в работе с одаренными детьми и талантливой | | |молодежью. | | |Создание эффективных механизмов финансирования и ресурсного | | |обеспечения образовательной сферы. | | |Развитие механизма общественно-государственного управления | | |образованием как фактора обеспечения качества образования, | | |его открытости и инвестиционной привлекательности. | | |Развитие системы психологического сопровождения | | |образовательного процесса на всех уровнях образования | | |и в различных типах учреждений. | | |Формирование здоровьесберегающей образовательной среды, | | |учитывающей адаптационные резервы школьников и обеспечивающей | | |сохранение их психосоматического здоровья | | |и духовно-нравственное развитие. | | |Внедрение механизмов оценки качества в систему стимулирующей | | |части оплаты труда педагогов. | | |Создание региональной системы контроля и надзора в сфере | | |образования. | | |Совершенствование материально-технической базы | | |образовательных учреждений | |---------------|--------------------------------------------------------------| |Основные |5.1. Совершенствование содержания и технологий образования: | |мероприятия |5.1.1. Дошкольное образование. | |Программы |5.1.2. Общее образование. | | |5.1.3. Высшее профессиональное образование, послевузовское | | |образование. | | |5.1.4. Дополнительное профессиональное образование. | | |5.1.5. Дополнительное образование детей и молодежи. | | |5.2. Создание условий развития системы образования: | | |5.2.1. Кадровая политика. | | |5.2.2. Научно-методическое сопровождение реализации | | |Программы. | | |5.2.3. Развитие материально-технической базы системы | | |образования. | | |5.2.4. Психологическое обеспечение образования. | | |5.2.5. Информатизация системы образования. | | |5.3. Реализация комплексных проектов образования: | | |5.3.1. Развитие системы воспитания детей и молодежи города | | |Москвы. | | |5.3.2. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся, | | |воспитанников. | | |5.3.3. Приоритетный национальный проект "Образование" | |---------------|--------------------------------------------------------------| |Финансовое |Общий объем финансирования <*> 181537,583 млн. руб. | |обеспечение |В том числе по годам реализации: | |Программы |--------------------------------------------------------------| | |По источникам |2009 г. |2010 г. |2011 г. |Всего | | |финансирования: | | | | | | |--------------------|---------|---------|----------|----------| | |Бюджет города |48104,877|52140,345| 81077,461|181322,683| | |Москвы | | | | | | |--------------------|---------|---------|----------|----------| | |В том числе | | | | | | |по кодам бюджетной | | | | | | |квалификации: | | | | | | |--------------------|---------|---------|----------|----------| | |0410 3300100 381 226| 3,200| 1,700| 3,100| 8,000| | |--------------------|---------|---------|----------|----------| | |0410 3300200 381 226| 62,000| 52,800| 52,300| 167,100| | |--------------------|---------|---------|----------|----------| | |0410 3300200 381 200| 800,000| 725,000| 705,000| 2230,000| | |--------------------|---------|---------|----------|----------| | |0410 3300200 381 310| 12,000| 18,000| 21,000| 51,000| | |--------------------|---------|---------|----------|----------| | |0605 8034129 900 443| 11,503| 12,249| 12,922| 36,674| | |--------------------|---------|---------|----------|----------| | |0707 5222900 ВР 214 |33790,000|37150,000|636600,000|134540,000| | |--------------------|---------|---------|----------|----------| | |0701 4200100 327 226| 273,530| 240,030| 193,330| 706,890| | |--------------------|---------|---------|----------|----------| | |0701 4200100 327 310| 1516,370| 1548,460| 1612,491| 4677,321| | |--------------------|---------|---------|----------|----------| | |0701 4200100 327 225| 1210,573| 1389,657| 2485,930| 5086,160| | |--------------------|---------|---------|----------|----------| | |0702 4210100 327 225| 2961,427| 2935,447| 4398,406| 10295,280| | |--------------------|---------|---------|----------|----------| | |0702 4220100 327 225| 364,149| 317,738| 408,150| 1090,037| | |--------------------|---------|---------|----------|----------| | |0702 4230100 327 225| 294,753| 327,108| 336,482| 958,343| | |--------------------|---------|---------|----------|----------| | |0702 4240100 327 225| 121,643| 86,337| 148,110| 356,090| | |--------------------|---------|---------|----------|----------| | |0702 4330100 327 225| 30,035| 65,873| 186,932| 282,840| | |--------------------|---------|---------|----------|----------| | |0704 4270100 327 225| 1726,512| 2040,249| 1429,623| 5196,384| | |--------------------|---------|---------|----------|----------| | |0705 4280100 450 225| 200,000| 250,000| 270,000| 720,000| | |--------------------|---------|---------|----------|----------| | |0706 4300100 327 225| 265,000| 310,000| 260,000| 835,000| | |--------------------|---------|---------|----------|----------| | |0709 4350100 327 225| 40,000| 40,000| 121,000| 201,000| | |--------------------|---------|---------|----------|----------| | |0709 4520100 327 225| 90,720| 53,740| 128,940| 273,400| | |--------------------|---------|---------|----------|----------| | |0702 4210100 327 211| 120,000| 150,000| 14175,230| 36642,560| | |--------------------|---------|---------|----------|----------| | |0702 4210100 327 310| 2103,442| 3262,441| 3487,790| 8853,653| | |--------------------|---------|---------|----------|----------| | |0702 4210100 327 226| 1,000| 1,000| 1,000| 3,000| | |--------------------|---------|---------|----------|----------| | |0702 4230100 327 310| 141,400| 186,081| 206,300| 533,781| | |--------------------|---------|---------|----------|----------| | |0702 5220100 327 310| 1000,000| 150,000| 150,000| 1300,000| | |--------------------|---------|---------|----------|----------| | |0705 4280100 450 226| 5,000| 5,000| 8,000| 18,000| | |--------------------|---------|---------|----------|----------| | |0705 4280100 450 226| 65,130| 61,800| 62,425| 189,355| | |--------------------|---------|---------|----------|----------| | |0705 4280100 450 200| 130,000| 111,000| 108,000| 322,000| | |--------------------|---------|---------|----------|----------| | |0705 4280100 450 226| 400,820| 425,670| 366,640| 1193,130| | |--------------------|---------|---------|----------|----------| | |0705 4520100 450 226| 50,000| 0 | 0 | 50,000| | |--------------------|---------|---------|----------|----------| | |0706 4300100 327 226| 89,690| 77,075| 56,040| 222,805| | |--------------------|---------|---------|----------|----------| | |0706 4300100 327 226| 21,480| 22,690| 17,300| 61,470| | |--------------------|---------|---------|----------|----------| | |0709 4350100 327 226| 126,970| 90,450| 121,350| 338,770| | |--------------------|---------|---------|----------|----------| | |0709 4350100 327 310| 49,000| 19,000| 13,000| 81,000| | |--------------------|---------|---------|----------|----------| | |0709 4360000 448 200| 250 | 250 | 250 | 750 | | |--------------------|---------|---------|----------|----------| | |0804 4561100 453 224| 99,600| 100,300| 101,000| 300,900| | |--------------------|---------|---------|----------|----------| | |Федеральный бюджет | 39,400| 39,400| - | 78,800| | |--------------------|---------|---------|----------|----------| | |Внебюджетные | 45,000| 80,100| 11,000| 136,100| | |источники | | | | | | |--------------------|---------|---------|----------|----------| | |Итого |48189,277|52259,845| 81088,461|181537,583| | |--------------------------------------------------------------| | |-------------------------------- | | |<*> Объемы финансирования уточняются ежегодно при | | |формировании бюджета города Москвы на очередной финансовый | | |год | |---------------|--------------------------------------------------------------| |Ожидаемые |Целевые показатели |Стартовые|2009 г. |2010 г. |2011 г. | |результаты |(результаты) |условия | | | | |реализации |Программы | | | | | |Программы <*> |--------------------|---------|---------|----------|----------| | |Рост числа |64% |70% |81% |85% | | |москвичей, | | | | | | |удовлетворенных | | | | | | |качеством | | | | | | |образовательных | | | | | | |услуг | | | | | | |--------------------|---------|---------|----------|----------| | |Наличие программы |57% |75% |85% |100% | | |развития в каждом | | | | | | |образовательном | | | | | | |учреждении, | | | | | | |ежегодного | | | | | | |публичного отчета | | | | | | |по ее реализации | | | | | | |--------------------|---------|---------|----------|----------| | |Участие родителей |52% |80% |90% |100% | | |в оценке качества | | | | | | |образования | | | | | | |в образовательных | | | | | | |учреждениях | | | | | | |--------------------|---------|---------|----------|----------| | |Количество |9,1 |8,9 |7,8 |7 | | |обучающихся на 1 | | | | | | |компьютер | | | | | | |современной | | | | | | |модификации | | | | | | |--------------------|---------|---------|----------|----------| | |Количество учебных |5% |10% |20% |35% | | |предметов, | | | | | | |реализуемых в | | | | | | |общеобразовательных | | | | | | |учреждениях | | | | | | |в соответствии | | | | | | |с моделью "Школа | | | | | | |информатизации" | | | | | | |--------------------|---------|---------|----------|----------| | |Доля |40% |70% |85% |100% | | |общеобразовательных | | | | | | |учреждений, | | | | | | |удовлетворяющих | | | | | | |современным | | | | | | |требованиям | | | | | | |к условиям | | | | | | |осуществления | | | | | | |образовательного | | | | | | |процесса | | | | | | |--------------------|---------|---------|----------|----------| | |Доля дошкольных |60% |70% |75% |80% | | |учреждений, | | | | | | |удовлетворяющих | | | | | | |современным | | | | | | |требованиям | | | | | | |к условиям | | | | | | |осуществления | | | | | | |образовательного | | | | | | |процесса | | | | | | |--------------------|---------|---------|----------|----------| | |Участие выпускников |28,7% |40% |60% |100% | | |9-х классов в | | | | | | |итоговой аттестации | | | | | | |в новой форме | | | | | | |--------------------|---------|---------|----------|----------| | |Обеспечение |50% |70% |90% |100% | | |дистантными формами | | | | | | |обучения | | | | | | |нуждающихся | | | | | | |в данном виде | | | | | | |образования | | | | | | |--------------------|---------|---------|----------|----------| | |Количество |58% |70% |100% |100% | | |обучающихся старшей | | | | | | |школы по программам | | | | | | |профильного | | | | | | |образования | | | | | | |--------------------|---------|---------|----------|----------| | |Количество |34% |45% |50% |68% | | |школьников, | | | | | | |включенных | | | | | | |в систему | | | | | | |дополнительного | | | | | | |образования | | | | | | |--------------------|---------|---------|----------|----------| | |Доля студентов, |2% |15% |25% |58% | | |обучающихся | | | | | | |по программам | | | | | | |многоуровневой | | | | | | |профессиональной | | | | | | |подготовки | | | | | | |--------------------|---------|---------|----------|----------| | |Средний объем |80 часов |100 часов|120 часов |150 часов | | |получения | | | | | | |дополнительного | | | | | | |профессионального | | | | | | |образования (раз | | | | | | |в пять лет) в | | | | | | |системе московского | | | | | | |образования | | | | | | |--------------------|---------|---------|----------|----------| | |Удельный вес |90% |91% |92% |93% | | |учителей с высшим | | | | | | |образованием | | | | | | |--------------------|---------|---------|----------|----------| | |Наличие |Нет |Есть |Есть |Есть | | |региональной | | | | | | |системы оценки | | | | | | |качества | | | | | | |образования | | | | | | |--------------------|---------|---------|----------|----------| | |Наличие |Нет |Есть |Есть |Есть | | |региональной | | | | | | |системы надзора | | | | | | |и контроля | | | | | | |--------------------|---------|---------|----------|----------| | |Количество зданий |27% |21% |16% |13% | | |образовательных | | | | | | |учреждений, | | | | | | |требующих | | | | | | |капитального | | | | | | |ремонта | | | | | | |--------------------|---------|---------|----------|----------| | |Снижение числа школ |138 | | |78 | | |довоенной | | | | | | |постройки, | | | | | | |требующих | | | | | | |капитального | | | | | | |ремонта (шт.) | | | | | | |--------------------------------------------------------------| | |-------------------------------- | | |<*> Целевые показатели, ожидаемые по результатам реализации | | |Программы, определены с учетом выполнения городской целевой | | |программы развития начального и среднего профессионального | | |образования в городе Москве "Рабочие кадры" на 2008-2010 гг., | | |утвержденной постановлением Правительства Москвы | | |от 04.12.2007 N 1036 "О городской целевой программе развития | | |начального и среднего профессионального образования в городе | | |Москве "Рабочие кадры" на 2008-2010 гг." | |---------------|--------------------------------------------------------------| |Система |Управление и контроль за реализацией Программы осуществляются | |организации |координатором Программы - Департаментом образования города | |управления |Москвы. | |и контроля |Департамент образования несет ответственность за ход | |за исполнением |и конечные результаты реализации Программы, рациональное | |Программы |использование выделяемых на ее выполнение финансовых средств, | | |определяет формы и методы управления реализацией Программы | | |в целом. | | |Программа будет реализована через систему совместного | | |планирования деятельности между Департаментом образования | | |и соответствующими департаментами и комитетами города, | | |префектурами административных округов, окружными управлениями | | |образования, государственными образовательными учреждениями | | |различных типов и видов и негосударственными образовательными | | |учреждениями; институтами и организациями научной, | | |социальной, культурной сферы. | | |Взаимоотношения между заказчиками Программы определяются | | |согласованными сторонами регламентами и нормативными актами, | | |а с исполнителями Программы - договорами, заключаемыми | | |в установленном порядке. | | |Исполнители мероприятий Программы определяются в соответствии | | |с федеральным законодательством и нормативными актами города | | |Москвы. | | |Государственные заказчики и исполнители мероприятий | | |представляют отчеты государственному заказчику - | | |координатору Программы - Департаменту образования города | | |Москвы: | | |- до 15 февраля - о выполнении Программы за отчетный год; | | |- до 31 октября - о фактическом выполнении Программы за 9 | | |месяцев текущего года и об ожидаемом выполнении за текущий | | |год. | | |Департамент образования города Москвы готовит сводные отчеты | | |в целом по Программе и направляет их в Департамент | | |экономической политики и развития города Москвы: | | |- до 15 ноября - за 9 месяцев текущего года и об ожидаемом | | |выполнении за год; | | |- до 1 марта - за отчетный год | -------------------------------------------------------------------------------- 2. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа, и оценка сложившейся ситуации Позитивные изменения, происходящие в настоящее время в России и ведущие к экономическому росту, стабильности и социальному благополучию, укреплению государственности и международного престижа России, формируют новые ценности в общественном сознании. Вместе с тем трансформация экономических отношений, эволюция общественного сознания, рост социального расслоения, полиэтничность, поликультурность и многоконфессиональность наиболее концентрированно представлены в столичном мегаполисе и его системе образования. В Москве дают о себе знать процессы социальной, нравственной, психологической, образовательной, политической жизни современной России, которые входят в образовательное пространство москвичей. Масштабы социально-экономических преобразований и решаемых задач особенно ярко проявляются в Москве - экономически мощном и динамично развивающемся регионе Российской Федерации. Здесь же и наиболее зримы тенденции выхода российской школы на качественно новый уровень. Развитие системы московского образования в 2005-2007 гг. осуществлялось в соответствии с главной стратегической целью - обеспечение устойчивого развития образования в городе Москве, расширение его доступности, обеспечение качества и эффективности, создание безопасной среды для обучающихся и воспитанников образовательных учреждений города. В результате в Москве сложилась структура управления системой образования, обеспечивающая ее стабильное развитие на основе программно-целевого подхода. В ходе модернизации и решения задач приоритетного национального проекта "Образование" были достигнуты следующие результаты: - ускорился процесс обновления содержания образования при помощи расширения тем и перечня учебных курсов, введения специальных интегративных модулей (включая метапредметы), широкого использования исследовательской и проектной деятельности как средств интеграции содержания образования; - активизировалось внедрение новых форм и технологий организации образовательного процесса, обеспечивающих учение детей на основе их собственной мотивации и ответственности, использования информационных и компьютерных технологий в виде мультимедийных курсов, мульти- и видеотек, электронных ресурсов и образовательных порталов; - происходит обогащение образования активными формами обучения - конференциями, слетами, учебными играми, проектами, фестивалями - для формирования ключевых компетенций и включения учащихся в процессы мыследеятельности, необходимые школе будущего; - на региональном уровне складывается система мониторинга для управления качеством образования по результатам; - с целью максимальной реализации запросов и ожиданий потребителей расширяются формы государственно-общественного управления (управляющие, попечительские советы, советы школ), сформированы Общественный совет по образованию, Совет родительской общественности, ученического самоуправления, Городская общественная палата по образованию; - создано экспертное профессионально-общественное сообщество. Общественные эксперты активно участвуют в деятельности комиссий по аккредитации образовательных учреждений, аттестации педагогических и руководящих кадров; - проведена реорганизация образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования Москвы в единый вид - колледж - в системе многоуровневого профессионального образования; - разработана принципиально новая схема организации образовательного процесса в учреждениях высшего педагогического образования, направленная на формирование педагогических компетенций и компетентностей с учетом предстоящего перехода на уровневое высшее образование. Развитие сетевого взаимодействия вузов и общеобразовательных учреждений позволило создать эффективную систему научного обеспечения столичного образования, в рамках которой отрабатываются вопросы формирования профессиональных компетенций учителя в системе высшего педагогического образования, создаются модели психологической поддержки и сопровождения вариативных образовательных траекторий, разрабатываются проблемы непрерывного гуманитарного образования. Продолжает развиваться сеть общеобразовательных учреждений с повышенным уровнем обучения. В области организационно-методического и информационного обеспечения деятельности образовательных учреждений города Москвы созданы и функционируют окружные межведомственные координационные советы по раннему выявлению и учету детей, нуждающихся в государственной защите; осуществляется модернизация системы электронного документооборота и контроля исполнения в Департаменте образования города Москвы и окружных управлениях образования. Достигнуто новое качество информатизации образовательных учреждений города: к высокоскоростной сети Интернет за счет федерального бюджета подключено 164 образовательных учреждения, из средств города - 2034 объекта образования; обеспеченность компьютерами образовательных учреждений доведена до 10 человек на 1 компьютер. В области обеспечения качества образования подготовлены рекомендации по технологии разработки Программы развития общеобразовательного учреждения как инструмента управления качеством образования; программно-методическое обеспечение школ русского языка для детей-мигрантов, созданных на базе 11 образовательных учреждений; разработаны модели 6-летней начальной школы; обобщен опыт работы образовательных учреждений по созданию модели непрерывного экологического образования; в целях предупреждения возникновения проблем в обучении в 73% общеобразовательных учреждениях работают медико-психолого-педагогические консилиумы. В целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся разработан и введен "Паспорт здоровья"; создана технология столичного мониторинга физической подготовленности воспитанников и обучающихся; разработаны комплексные программы физического воспитания для образовательных учреждений, работающих в режиме полного дня, программа по формированию здорового образа жизни; проведен мониторинг "Семья и образовательное учреждение". В области развития системы дошкольного образования наметилась тенденция снижения очередности в дошкольные учреждения; создаются и развиваются новые формы дошкольного образования (лекотеки, консультационные пункты для родителей, центры игровой поддержки, службы ранней помощи, группы кратковременного пребывания, группы "Домашний детский сад"); внедрена программа "Московская семья - компетентные родители". В области создания условий для поддержки и развития одаренных детей организован патронаж 1085 детей со стороны деятелей науки, искусства и культуры; организуются выездные летние профильные школы (лингвистическая школа, для одаренных детей с углубленным изучением иностранного языка, школа "Современная математика"), учебно - тренировочные сборы, профильные семинары, зарубежные образовательные поездки. В области развития образовательной среды для особой категории детей открыто 114 групп кратковременного пребывания для детей с нарушениями в развитии, в том числе 72 группы для детей со сложной структурой дефекта; организовано 1514 ученических мест на дому для детей-инвалидов и обучение студентов-инвалидов в Московском городском психолого-педагогическом университете; работает Клуб семейного общения для родителей, имеющих детей с проблемами в развитии; совместно с благотворительными организациями в 2007 г. организован санаторно - оздоровительный отдых 3,5 тыс. детей. В области кадрового обеспечения осуществляется целевая контрактная подготовка с учетом данных кадровой обеспеченности образовательных учреждений города Москвы; сложилась система работы по повышению престижа педагогического труда (праздники чествования педагогических династий, встречи с победителями конкурса, совместные мероприятия ветеранов педагогического труда и молодых специалистов); молодые специалисты образовательных учреждений обеспечиваются жилой площадью по договорам субаренды. В области создания условий для комплексной безопасности обучающихся и воспитанников увеличилось до 649 учреждений количество охраняемых за счет средств бюджета города Москвы. Системой автоматизированной пожарной сигнализации оборудованы все образовательные учреждения. Созданы общественный совет по безопасности государственных образовательных учреждений и Центр методической поддержки работы по обеспечению безопасности обучающихся и воспитанников образовательных учреждений. Большое значение в системе столичного образования имеет инновационная и экспериментальная деятельность, позволяющая на основе развития сети инновационных ресурсных центров создать образ новой модели образования, адекватной требованиям времени. В экспериментальной деятельности участвуют 980 общеобразовательных учреждений города Москвы (257 экспериментальных площадок, из них 1-го уровня - 234, 2-го уровня - 23). Растет количество образовательных учреждений, ведущих экспериментальную работу в области воспитания и социализации обучающихся. Создан и пополняется электронный банк данных передового опыта в сфере воспитания на основе программ, реализуемых в образовательных учреждениях. Общественную поддержку в ходе реализации приоритетного национального проекта "Образование" получили те образовательные учреждения Москвы, которые выступают в качестве социокультурных комплексов, социальных партнеров по решению проблем местного сообщества и территориального развития. Большим вкладом столицы в общероссийский пакет проектов стал московский проект "Строим Школу Будущего", инициированный Мэром Москвы Ю.М. Лужковым, как региональная составляющая приоритетного национального проекта "Образование" и ответ на вопрос об инновационном развитии столичного образования. При формировании модели школы будущего использованы результаты инновационной деятельности 118 лучших школ - победителей приоритетного национального проекта "Образование" 2006/2007 года. По итогам реализации комплексного проекта модернизации образования город Москва был признан Министерством образования и науки Российской Федерации одним из регионов-лидеров с присвоением ему статуса победителя-консультанта. Вместе предстоит решить ряд проблем по следующим направлениям: - согласование содержания образования, разрабатываемого в рамках Московского базисного учебного плана, с федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения; - создание в образовательных учреждениях новой образовательной среды в соответствии с компетентностным, системно-деятельностным подходом; - совершенствование системы воспитания, дополнительного образования с целью создания условий для формирования новых образовательных результатов учащихся - системы ключевых компетентностей и социализации; - перестройка системы подготовки и переподготовки педагогических кадров в связи с переходом к уровневой системе высшего профессионального образования и внедрением федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования третьего поколения; - развитие региональной системы оценки качества образования в соответствии с введением федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения; - научное, научно-методическое, психологическое, информационное обеспечение и сопровождение системы образования города Москвы в условиях реализации Федеральной и Городской целевых программ развития образования. 3. Основные цели Программы, оценка социальных и экономических результатов реализации Целевой программы Главная цель Программы - создание условий и инновационных механизмов развития системы столичного образования как основы формирования человеческого потенциала и социального обновления региона. Основные задачи: - создание условий в образовательных учреждениях для обеспечения качественного проведения учебно-воспитательного процесса, отвечающих требованиям современного развития науки и образования; - создание равных возможностей для всех категорий детей, в том числе детей с ослабленным состоянием здоровья и детей с ограниченными возможностями здоровья, в получении качественного образования; - создание условий для развития научно-технического творчества обучающихся, включая новые формы образовательного процесса, на примере принципов работы "Технорама"; - обеспечение образовательных учреждений высококвалифицированными специалистами, в том числе воспитателями для дошкольных образовательных учреждений. Основные цели по направлениям: В дошкольном образовании - реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей как основы их успешного обучения в школе. В общем образовании - создание условий и механизмов для обеспечения качества образования на основе компетентностного подхода, преемственности образовательных программ на всех ступенях общего образования и запросов потребителей. В начальном и среднем профессиональном образовании - формирование необходимых условий и механизмов повышения эффективности профессионального образования в обеспечении социально-экономической сферы города Москвы трудовыми ресурсами. В высшем профессиональном образовании, послевузовском образовании - насыщение социальной сферы Москвы высококвалифицированными, конкурентоспособными кадрами, готовыми к инновационной деятельности, к гибкому реагированию на потребности регионального рынка труда. В дополнительном профессиональном образовании - обеспечение устойчивого развития системы дополнительного профессионального образования в соответствии с изменениями нормативно-правовой базы, запросами социальных партнеров, потребителей образовательных услуг, с учетом отечественного и международного опыта реализации концепции непрерывного образования. В дополнительном образовании детей и молодежи - создание условий для продуктивного использования ресурса детства в целях получения образования, адекватного творческой индивидуальности личности и социализации. В кадровой политике - формирование стратегических преимуществ столичного образования путем удовлетворения потребностей отрасли в компетентных, высокомотивированных специалистах, приверженных ценностям педагогической профессии. В укреплении материально-технической базы - оптимальная с точки зрения образовательного эффекта работа по реализации нового образовательного стандарта в части условий обучения. В психологическом обеспечении образования - создание эффективной системы психологического сопровождения образования как условия формирования и развития человеческого ресурса, повышения качества и объема психологических услуг населению, повышения психологической безопасности граждан, подготовка кадров для системы образования и социальной сферы города. В информатизации образовательной среды - формирование ИКТ - компетентности учащихся; реализация модели "Школы информатизации". В информатизации образовательной среды - формирование ИКТ - компетентности учащихся; реализация модели "Школы информатизации" как важнейшего содержательного направления деятельности образовательных учреждений. В духовно-нравственном, гражданском воспитании и правовом просвещении - воспитание нравственного, инициативного, самостоятельного, активного гражданина с четко выраженной позитивной гражданской позицией, способного к постоянному самосовершенствованию. В сохранении и укреплении здоровья обучающихся, воспитанников - сохранение и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников на основе консолидации межведомственных структур: науки, образования, здравоохранения, социальных служб, инновационных сетей образовательных учреждений. В работе с одаренными детьми и молодежью - обеспечение благоприятных условий для создания в городе Москве единой государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей и талантливой молодежи в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности. В реализации приоритетного национального проекта "Образование" - развитие механизмов выявления и внедрения инновационного опыта как основного инструмента модернизации московской региональной системы образования, формирование подходов и механизмов, позволяющих поддерживать направления деятельности, от которых будет получен наибольший эффект в ускорении развития системы образования города Москвы; дальнейшее развитие проекта "Строим Школу Будущего". В развитии региональной московской системы оценки качества образования - соответствие реальных достигаемых образовательных результатов требованиям государства, социальным и личностным ожиданиям, потребностям столичного мегаполиса с последующим принятием обоснованных управленческих решений по развитию системы столичного образования и обеспечением всех заинтересованных сторон объективной информацией о его качестве. Основные социальные результаты реализации Программы: - рост удовлетворенности потребителей качеством московского образования; - обеспечение качества столичного образования на основе формирования новой модели школы будущего (новые образовательные результаты учащихся в соответствии с требованиями времени; новый статус и профессионализм учителя, новая образовательная среда - с учетом потребностей всех категорий обучающихся); - модернизация профессионального образования в соответствии с потребностями развивающейся экономики; - расширение социального партнерства и общественно - государственного управления в московской системе образования. Экономические результаты реализации Программы: - насыщение рынка труда квалифицированными кадрами, способными работать в условиях перехода к инновационной экономике; - определение и внедрение экономических стимулов (механизмов) влияния на качество образования; - переход к новой модели экономики образования (новой системе оплаты труда, подушевому финансированию, финансовой самостоятельности образовательных учреждений). 4. Задачи по достижению целей Программы, этапы, индикаторы и показатели их решения 4.1. Совершенствование содержания и технологий образования. 4.1.1. Дошкольное образование. 4.1.1.1. Задачи по достижению целей Программы: - существенное сокращение дефицита мест в детских садах; - расширение сети дошкольных образовательных учреждений за счет строительства новых детских садов и возврата в систему ранее закрытых учреждений; - увеличение количества групп для детей раннего возраста; - развитие новых форм дошкольного образования в соответствии с запросами населения; - укрепление материально-технической базы для реализации здоровьесберегающих технологий в дошкольных образовательных учреждениях; - реализация в практике работы дошкольных образовательных учреждений здоровьесберегающих технологий; - совершенствование организации питания детей в дошкольных образовательных учреждениях, в том числе с учетом особенностей их здоровья; - обеспечение доступности дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов; - разработка информационных технологий учета и сопровождения "особого" ребенка в образовательной среде города; - разработка современных педагогических технологий по физическому воспитанию; - разработка новых организационных форм работы по физическому воспитанию с детьми дошкольного возраста, не посещающими детские сады; - формирование общественно-профессиональной системы независимой оценки и мониторинга качества образования; - внедрение в образовательную практику современных информационных и коммуникационных технологий; - совершенствование системы работы по патриотическому воспитанию, нравственному и социальному развитию современных детей; - обеспечение качества работы дошкольных образовательных учреждений, имеющих низкий рейтинг у населения; - развитие системы непрерывной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров для дошкольных образовательных учреждений, в том числе для работы с детьми с нарушениями развития, детей-сирот, детей, лишенных родительского попечительства; - разработка и внедрение вариативной системы методической поддержки учебных планов и программ; - внедрение эффективных технологий сотрудничества с родителями в практике социально-делового и психолого-педагогического партнерства; - расширение инициативы и полномочий общественных родительских объединений в вопросах защиты интересов детей, материнства; - создание условий для поддержки одаренных и талантливых детей дошкольного возраста; - использование ресурсов дошкольного образовательного учреждения для интеллектуального развития ребенка; - обеспечение сетевого взаимодействия дошкольных образовательных учреждений; - разработка программ, методических пособий и рекомендаций по направлениям реализации совместного пилотного проекта Департаментом образования города Москвы и ЮНЕСКО; - организация сетевого взаимодействия образовательных ресурсных центров Департаментом образования города Москвы и ЮНЕСКО. 4.1.1.2. Целевые индикаторы: - снижение очередности к 2011 году в дошкольные образовательные учреждения на 93%; - увеличение доли первоклассников, прошедших обучение по образовательным программам для детей старшего дошкольного возраста, до 96%; - достижение к 2011 году 66% охвата детей в возрасте от 1 года до 6,5 лет разными формами дошкольного образования; - повышение до 165 величины среднего показателя "число дней функционирования" дошкольного образовательного учреждения; - увеличение времени двигательной активности ребенка, физкультурных занятий, занятий разными игровыми видами спорта в дошкольном образовательном учреждении до 1,5-2 часов в день; - увеличение до 70% количества детей-инвалидов, охваченных дошкольным образованием, посредством развития инклюзивного, интегративного и специального образования, включая новые формы дошкольного образования; - увеличение до 60% количества педагогов дошкольных образовательных учреждений, имеющих высшее педагогическое образование; - увеличение количества участников Московского городского конкурса "Детский сад года" до 350 дошкольных образовательных учреждений ежегодно; - увеличение до 85% количества родителей, которые удовлетворены качеством дошкольных образовательных услуг; - рост до 75% доли родителей, включенных в программы повышения родительской компетентности. 4.1.2. Общее образование. 4.1.2.1. Задачи по достижению целей Программы: - построение современной модели образования, ориентированной на решение задач инновационного развития экономики; - обеспечение перехода общеобразовательной школы (начальной школы) на новые федеральные государственные образовательные стандарты, направленные на внедрение компетентностного подхода и расширение спектра индивидуальных образовательных возможностей и траекторий для обучающихся; - развитие вариативности и свободы выбора образовательных траекторий для субъектов образовательного процесса (учащихся и их родителей, педагогов и образовательных учреждений); - максимальное приближение к москвичам различных видов образовательных учреждений в соответствии с возможностями и способностями ребенка через развитие вариативной сети учреждений и образовательных программ; - проектирование и внедрение механизмов реализации принципа преемственности при переходе из начальной в основную школу; - внедрение технологий системно-деятельностного, компетентностно - ориентированного подхода в образовании для обеспечения формирования базовых компетентностей современного человека (информационной, коммуникативной, самоорганизации, самообразования); - внедрение различных моделей профильного обучения: внутришкольная профилизация, сетевая и дистантная формы организации; - создание внутришкольных систем управления качеством образования на основе совершенствования механизмов управления качеством (программы развития, публичные отчеты, общественно-государственное управление); - обеспечение в образовательных учреждениях современных условий образовательного процесса в соответствии с переходом на новые образовательные стандарты; - регулярное обеспечение общеобразовательными учреждениями информацией о своей деятельности потребителей и общественность, включая размещение такой информации на сайте. 4.1.2.2. Целевые индикаторы: - 100% включение всех детей школьного возраста в освоение программ общего образования; - наличие портфолио учащихся начальной и основной школы, отражающих достижения и индивидуальный прогресс; - переход начальной школы 100% образовательных учреждений Москвы на образовательные программы, обеспечивающие реализацию стандартов нового поколения; - рост количества обучающихся старшей школы по программам профильного образования до 100%; - не менее 200 учащихся из числа социально незащищенных семей, получающих дистанционную помощь в Интернете и перешедших из категории неуспевающих в категорию успешно справляющихся с учебным планом; - реализация в 100% общеобразовательных учреждений программ профильного обучения с учетом запросов потребителей и социально-экономических условий региона; - наличие в каждом округе Центра профориентации (10); - наличие в 100% районов вариативных образовательных программ для различных категорий детей; - наличие в управлении 100% образовательных учреждений общественной составляющей (управляющие, попечительские советы, наблюдательные советы); - наличие в 100% общеобразовательных учреждений программы развития и ежегодно представляемого открытого публичного доклада; - показатели качества образования в московских образовательных учреждениях по результатам международных сопоставительных исследований - в верхней трети рейтинг-листа. 4.1.3. Начальное и среднее профессиональное образование. Для решения проблем, стоящих перед системой начального и среднего профессионального образования, была разработана и утверждена постановлением Правительства Москвы от 4 декабря 2007 г. N 1036-ПП Городская целевая программа развития начального и среднего профессионального образования в городе Москве. 4.1.4. Высшее профессиональное образование. 4.1.4.1. Задачи по достижению целей Программы: - переход всех вузов системы Департамента образования города Москвы на уровневую систему высшего профессионального образования; - участие в разработке новых образовательных стандартов высшего профессионального образования; - разработка системы новых образовательных программ для бакалавриата и магистратуры; - согласование образовательных программ подготовки (профилей) магистров с номенклатурой научных специальностей высших академических курсов; - информационная поддержка модернизации высшего профессионального образования; - разработка научно-методического обеспечения перехода на двухуровневое высшее профессиональное образование; - развитие системы подготовки научно-педагогических кадров через аспирантуру и докторантуру по основным направлениям психолого - педагогической науки; - создание научно-образовательных центров, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы для поддержки инновационных проектов. 4.1.4.2. Целевые индикаторы: - переход всех вузов системы Департамента образования города Москвы на уровневую систему высшего образования; - охват 15% студентов и преподавателей программами межвузовского обмена для обеспечения академической мобильности; - внедрение новой кредитно-модульной системы на всех факультетах вузов системы Департамента образования города Москвы. 4.1.5. Дополнительное профессиональное образование. 4.1.5.1. Задачи по достижению целей Программы: - создание механизмов диагностики качества профессиональной деятельности специалистов и реализуемых образовательных и консультационных программ; - создание базовых принципов комплектования курсовой системы и финансирования планового повышения квалификации, в том числе по заказам городских учреждений дошкольного, общего и профессионального образования; - совершенствование нормативно-правового обеспечения дополнительного профессионального образования; - развитие содержания дополнительного профессионального образования и используемых образовательных технологий на основе мониторинга формирующихся образовательных потребностей специалистов - педагогов (управленцев), а также планируемых направлений модернизации образования; - разработка научно-методического обеспечения и новых подходов к организации системы ДПО в условиях перехода высшего образования на уровневую систему подготовки специалистов и оценки качества результатов образования на языке компетенций; - разработка основных компонентов системы управления качеством дополнительного профессионального образования, ориентированной на потребности работников образования и запросы образовательных учреждений города Москвы; - развитие научно-методического обеспечения для постдипломного обучения молодых специалистов, приходящих на работу в образовательные учреждения города; - разработка механизмов по учету результатов обучения в процедурах аттестации специалистов и проведения конкурсов на замещение вакантной должности; - разработка и введение в действие механизмов общественно - профессиональной сертификации дополнительных профессиональных образовательных программ; - развитие коммуникативной среды городской системы дополнительного профессионального образования в целях мониторинга и оценки образовательных потребностей слушателей, качества реализованных образовательных программ, расширения использования дистанционного (смешанного) обучения и консультирования работников образования, обмена опытом, формирования доступных электронных (цифровых) образовательных ресурсов дополнительного профессионального образования; - разработка и реализация мер по повышению квалификации и профессиональной переподготовки научно-педагогических кадров системы высшего и дополнительного профессионального образования; - разработка и внедрение дополнительных профессиональных образовательных программ по приоритетным направлениям развития городской системы образования. 4.1.5.2. Целевые индикаторы: - минимальный объем часов обучения по программам дополнительного профессионального образования для работников столичного образования - 144 часа (один раз в пять лет); - научно-методическое и организационно-педагогическое обеспечение технологий дистанционного (смешанного) обучения до 10% программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. 4.1.6. Дополнительное образование детей и молодежи. 4.1.6.1. Задачи по достижению целей Программы: - обеспечение устойчивого развития системы дополнительного образования детей в интересах формирования духовно богатой, физически здоровой, социально активной личности ребенка; - обеспечение современного качества, доступности и эффективности дополнительного образования детей; - реализация приоритетных направлений развития дополнительного образования детей; - совершенствование нормативно-правового обеспечения системы дополнительного образования детей; - обновление содержания образования, организационных форм, методов и технологий дополнительного образования; - повышение социального статуса и профессионального совершенствования педагогических и руководящих кадров системы дополнительного образования детей; - развитие материально-технической базы дополнительного образования детей. 4.1.6.2. Целевые индикаторы: - наличие системы учета потребности в дополнительном образовании детей; - 20% от числа обучающихся, осваивающих программы дополнительного образования в дистанционном режиме; - 15% от числа реализуемых программ дополнительного образования нового поколения (долгосрочных разнонаправленных программ) в общем количестве реализуемых программ; - увеличение до 25% доли учащихся старшего возраста образовательных учреждений разных типов и видов, осваивающих образовательные программы дополнительного образования, от общего числа обучающихся старшего возраста. 4.2. Создание условий развития системы образования. 4.2.1. Кадровая политика. 4.2.1.1. Задачи по достижению целей Программы: - совершенствование системы государственных гарантий, направленных на повышение престижа педагогической профессии; - введение в действие целевых мероприятий по социальной поддержке педагогических работников, молодых специалистов, прежде всего бакалавров. Разработка механизмов по включению в решение этих задач социальных партнеров - бизнеса, а также государственно-общественного управления образовательными учреждениями (советов учреждений); - разработка методологии прогнозирования будущих потребностей столичного образования в кадрах и предложения кадров на основе оценки предполагаемых стратегических изменений в организации образовательного процесса, внешней среде и движения кадров (прихода, текучести, ухода на пенсию); - подготовка вариантов действий (сценариев) в изменившихся условиях на основе прогноза стратегически значимых показателей кадрового обеспечения столичного образования в целях достижения баланса между спросом отрасли в кадрах и их предложением; - проведение на систематической основе мониторинга индикаторов кадрового обеспечения, в частности уровня закрепления в образовательных учреждениях молодых специалистов - выпускников вузов и колледжей; - создание механизмов подготовки и отбора менеджеров образования, бухгалтеров учреждений, перешедших на финансово-хозяйственную самостоятельность; - создание новых критериев оценки педагогической деятельности, механизмов независимой сертификации педагогов с участием социальных партнеров; - разработка и реализация системы мер по развитию наставничества и постдипломному сопровождению (адаптации, обучению, развитию) молодых специалистов - выпускников педагогических вузов и колледжей; - расширение использования системы целевой контрактной подготовки педагогических работников, совершенствование нормативно-правовой базы этой деятельности; - совершенствование системы сбора и анализа кадровой информации, формирование системы показателей качественных характеристик кадрового состава и движения кадров; - разработка механизма взаимодействия городского ученического актива и советов молодых педагогов в целях вовлечения в систему образования педагогически мотивированной учащейся молодежи. 4.2.1.2. Целевые индикаторы: - внедрение системы оплаты труда педагогов в зависимости от достигнутого уровня компетентности и результатов деятельности; - создание механизма общественно-профессиональной сертификации педагогических работников; - введение наставничества в 70% образовательных учреждений; - на 10% повышение доли выпускников городских педагогических вузов, поступающих в образовательные учреждения Москвы; - увеличение удельного веса воспитателей дошкольных образовательных учреждений с высшим образованием с 40 до 60%. 4.2.2. Научно-методическое сопровождение реализации Программы. 4.2.2.1. Задачи по достижению целей Программы: - разработка программы развития приоритетных научно - исследовательских и опытно-конструкторских работ в интересах системы образования города Москвы; - обеспечение реализации механизмов внедрения научных исследований в системе образования города Москвы; - коррекция и проведение комплексных межведомственных научных исследований в системе столичного образования; - мониторинг эффективности состояния и тенденций научного обеспечения развития и модернизации столичного образования; - разработка модели эффективной системы координации управленческих и методических служб, сетевого взаимодействия в организации экспериментальной и инновационной деятельности; - совершенствование навыков научно-исследовательской деятельности у магистров, аспирантов и соискателей. 4.2.2.2. Целевые индикаторы: - 65% научно-исследовательских работ, выполняемых в рамках плановых исследований и внедренных в систему столичного образования; - наличие перечня приоритетных направлений развития НИОКР и проектов для системы столичного образования и банка данных НИОКР; - наличие патентов на 25% результатов НИОКР; - наличие научного парка столичного образования. 4.2.3. Развитие материально-технической базы. 4.2.3.1. Задачи по достижению целей Программы: - осуществление строительства с целью доведения до нормативных показателей обеспеченности образовательными учреждениями районов сложившейся застройки: а) 206 школ и пристроек на 90845 ученических мест, в том числе 9 "Школ здоровья" и 3 "Школ Будущего"; б) 300 дошкольных образовательных учреждений на 49500 мест; в) 103 пристроек спортивных залов к дошкольным образовательным учреждениям; г) 1 колледжа на 500 мест и 1 пристройки к колледжу; д) Дворца творчества детей и молодежи "Интеллект"; е) Центра дополнительного образования детей "Лаборатория путешествий"; - проведение капитального ремонта 135 общеобразовательных учреждений, 270 фасадов; - проведение комплексного благоустройства территорий 735 учреждений. Для обеспечения качества образовательных услуг и создания благоприятных условий образовательного процесса: - разработка перечней игрового, дидактического, коррекционно - развивающего, учебного оборудования и технических средств для новых типов дошкольных учреждений (центров игровой поддержки, лекотек, центров ранней помощи, консультативных пунктов, семейных детских садов и т.д.) и оснащение каждого открываемого учреждения в соответствии с утвержденными перечнями оборудования; - формирование новых перечней учебного оборудования, интегрированных в федеральные государственные образовательные стандарты в части общего среднего образования; - разработка методических рекомендаций для образовательных учреждений по вопросам эффективного обеспечения энергосбережения, сокращения расходов на отопление и освещение; - создание условий для перехода начальной школы на новые федеральные государственные образовательные стандарты в части оснащения учебным оборудованием и техническими средствами обучения (с учетом уже имеющегося оснащения); - оснащение предметных кабинетов общеобразовательных учреждений на основной ступени образования современным учебным оборудованием в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов к условиям обучения; - создание образовательной среды, ориентированной на профильный уровень изучения соответствующих предметов, включая элективные курсы; оснащение окружных ресурсных центров профильного обучения и Городского центра профессиональной ориентации современным учебным оборудованием и техническими средствами обучения; - разработка методики расчета нормативов подушевого финансирования на одного обучающегося для образовательных учреждений, имеющих межшкольные стадионы и физкультурно-оздоровительные комплексы; - оснащение учреждений дополнительного образования по направлениям научно-исследовательской, проектной деятельности и технического творчества детей и подростков необходимым учебным оборудованием, материалами и техническими средствами обучения; - оснащение дошкольных и общеобразовательных учреждений, ведущих работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья, учебным, коррекционно-развивающим оборудованием; - создание современной образовательной среды в учреждениях, ведущих методическую работу с учителями. 4.2.3.2. Целевые индикаторы: - расчетная емкость объектов образования к 2012 году по школам - 883920 учебных мест; по детским садам - 280100 мест; - 100% обеспеченность общеобразовательными школами в районах новой жилой застройки в Западном административном округе (кроме района Солнцево), в Юго-Западном административном округе (кроме районов Южное Бутово и Теплый Стан), в Зеленоградском административном округе и в следующих районах: Строгино, Южное Тушино, Покровское-Стрешнево, Останкино, Выхино-Жулебино, Марьино, Нагатино-Садовники, Богородское; - снижение до 13% количества школ, подлежащих капитальному ремонту; - ввод в действие перечней дидактического и игрового оборудования для дошкольных образовательных учреждений; - 100% оснащение открываемых в дошкольных учреждениях перепрофилируемых групп, групп для детей с аллергодерматозами, вновь созданных дошкольных групп для детей в возрасте 5-7 лет в общеобразовательных учреждениях учебным, дидактическим и игровым оборудованием; - 100% оснащение возвращаемых в систему Департамента образования города Москвы дошкольных образовательных учреждений учебным, дидактическим и игровым оборудованием; - 100% оснащение новых типов дошкольных образовательных учреждений (лекотек, центров игровой поддержки, служб ранней помощи, консультативных пунктов) учебным, дидактическим, коррекционно - развивающим, диагностическим и игровым оборудованием; - 100% оснащение образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями учебным, коррекционным, диагностическим, развивающим и специализированным оборудованием; - ввод в действие перечней учебного оборудования для общеобразовательной школы в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами; - доведение до 100% числа общеобразовательных учреждений, оснащенных учебным оборудованием кабинетов начальной школы, соответствующим новым федеральным государственным образовательным стандартам; - 100% оснащение учебным оборудованием основной и старшей школы общеобразовательных учреждений. 4.2.4. Психологическое обеспечение. 4.2.4.1. Задачи по достижению целей Программы: - развитие структуры психологической службы образования столичного региона. Формирование системы экстренной психологической помощи в рамках Департамента образования города Москвы; - создание системы общественно-государственной аттестации психологических кадров; - создание системы психологической оценки и перспектив развития человеческого ресурса столичного региона: мониторинг состояния детства, мониторинг образовательной среды, мониторинг психологической службы, психологическое сопровождение становления гражданской и профессиональной карьеры учащихся; - разработка программ психологического просвещения населения; - разработка программ межведомственного взаимодействия. 4.2.4.2. Целевые индикаторы: - увеличение с 88 до 95% доли образовательных учреждений системы Департамента образования города Москвы, имеющих в своем штате специалиста - психолога; - 100% детей с особыми образовательными потребностями, обеспеченных индивидуальным медико-социальным и психолого - педагогическим сопровождением; - увеличение до 40% доли специалистов городской сферы образования, прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации по психологическим направлениям; - разработка и реализация не менее 30 новых программ психологического просвещения населения, обеспечение положительной динамики роста объема предоставляемых психологических услуг; - обеспечение 100% возможностью доступа к информационным ресурсам для специалистов, населения, создание специализированных порталов. 4.2.5. Информатизация системы образования. 4.2.5.1. Задачи по достижению целей Программы: - создание единой информационно-образовательной среды системы управления образованием; - разработка и развитие инновационных проектов в области информатизации управления; - развитие комплексной многоцелевой системы "Карта учащегося"; - организация широкого доступа к нормативным, правовым, справочным, библиотечным и прочим информационным ресурсам и сети Интернет; - оснащение администрации всех образовательных учреждений современными средствами вычислительной техники; - подключение к сети Интернет всех учреждений дополнительного образования детей; - обеспечение информационной безопасности субъектов и защита информационных ресурсов столичного образования; - развитие единого телекоммуникационного сетевого пространства сферы образования; - мониторинг и планирование основных составляющих ресурсного обеспечения процесса управления системой образования; - мониторинг состояния и контингента сети образовательных учреждений: разработка методического обеспечения процессов мониторинга состояния и контингента сети образовательных учреждений для стратегического планирования развития образовательной системы мегаполиса; - создание единой системы управления информационными ресурсами управления образованием на принципах открытых систем, которые обеспечивают переносимость, взаимосвязь и масштабируемость информационных ресурсов. 4.2.6. Информатизация образовательного процесса. 4.2.6.1. Задачи по достижению целей Программы: - обеспечение в системе дополнительного профессионального педагогического образования условий (кадры, оснащение средствами вычислительной техники, информационными компьютерными технологиями) для формирования информационной компьютерной технологической компетентности (далее - ИКТ-компетентность) педагогов начиная с работников системы педагогического образования и методической поддержки; - обеспечение в системе методической поддержки условий (кадры, оснащение средствами вычислительной техники, информационными компьютерными технологиями) для индивидуального методического сопровождения учителя и руководителя общеобразовательного учреждения в процессе информатизации; - разработка и реализация окружных программ внедрения моделей "Школ информатизации" в Зеленоградском административном округе; - обеспечение в системе профессионального педагогического образования потребностей в средствах информационных компьютерных технологий для всех ИКТ-компетентных педагогических и руководящих работников; - обеспечение профессиональной ИКТ-компетентности выпускников системы среднего, высшего и дополнительного профессионального образования; - наличие в общеобразовательных учреждениях кадров, обладающих ИКТ-компетентностью, средствами вычислительной техники, информационными компьютерными технологиями по всем направлениям общеобразовательного процесса и информационной среды школы информатизации; - наличие календарно-тематического планирования, включая формирование ИКТ-компетентности, отраженного в информационной среде школы информатизации, по всем направлениям общеобразовательного процесса для всех выпускников соответствующих ступеней; - сертификация учебной ИКТ-компетентности по всем направлениям общеобразовательного процесса для выпускников всех ступеней образования; - достижение приоритетных общеинтеллектуальных и предметных целей в общеобразовательных учреждениях за счет использования ИКТ. 4.2.6.2. Целевые индикаторы: - наличие кадровых условий и оснащения для формирования и поддержки ИКТ-компетентности педагогов и руководителей образовательных учреждений в 100% учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования; - сертифицированная профессиональная ИКТ-компетентность 90% выпускников среднего, 60% - высшего и 40% - дополнительного профессионального образования, методических центров; - оснащение всех общеобразовательных учреждений общешкольными локальными вычислительными сетями; - наличие в 90% общеобразовательных учреждений учителей, обладающих ИКТ-компетентностью по всем направлениям образовательного процесса; - обеспечение потребности в средствах вычислительной техники, информационными компьютерными технологиями для 100% календарно - тематического планирования в информационной среде школы информатизации; - сертифицированная учебная ИКТ-компетентность выпускников: 50% - начальной, 30% - основной, 30% - старшей ступени общего образования; - статистически значимая независимая экспертная оценка, показывающая существенный рост в достижении приоритетных общеинтеллектуальных и предметных целей в школах, реализующих модель школы информатизации. 4.3. Реализация комплексных проектов. 4.3.1. Развитие системы воспитания детей и молодежи в городе Москве. 4.3.1.1. Задачи по достижению целей Программы: - развитие нравственных основ социализации личности в среде столичного мегаполиса на основе традиционных ценностей российского общества; - формирование городской системы экспертизы и прогнозирования развития воспитания; - внедрение технологий целевого планирования и проектирования воспитательной деятельности в практику работы образовательных учреждений; - создание единого информационного пространства воспитания в городе Москве; - внедрение инновационных технологий в деятельности классных руководителей; - создание межведомственных механизмов координации воспитательной деятельности; - отработка механизмов взаимодействия школы, семьи, детских и молодежных организаций, работодателей, других социальных партнеров в области воспитания; - обеспечение участия детей и молодежи в создании современных социальных проектов, организации общественных акций и творческих конкурсов, спортивных и культурных мероприятий; - организация научного обмена по проблемам воспитания в Москве, России и на международном уровне через проведение научных и научно-практических конференций, "круглых столов" и семинаров; - разработка и реализация системы мер по правовому просвещению, |