ПО ЖАЛОБАМ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "ЭНЕРГОМАШ" И ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "ТАБАЧНАЯ ФАБРИКА "ОМСКАЯ" НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ПУНКТОМ 4 СТАТЬИ 8 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ. Определение. Конституционный Суд РФ. 14.12.00 258-О

       ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПО ЖАЛОБАМ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "ЭНЕРГОМАШ"
         И ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "ТАБАЧНАЯ ФАБРИКА
         "ОМСКАЯ" НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД
            ПУНКТОМ 4 СТАТЬИ 8 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                  "О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

                             ОПРЕДЕЛЕНИЕ

                        КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ

                          14 декабря 2000 г.
                               N 258-О

                                 (Д)


                     Именем Российской Федерации

     Конституционный Суд Российской Федерации в  составе  Председателя
М.В.Баглая,     судей    Н.С.Бондаря,    Н.В.Витрука,    Г.А.Гаджиева,
Ю.М.Данилова,  Л.М.Жарковой,  Г.А.Жилина,  В.Д.Зорькина, А.Л.Кононова,
В.О.Лучина,  Т.Г.Морщаковой,  Ю.Д.Рудкина,  Н.В.Селезнева,  А.Я.Сливы,
В.Г.Стрекозова,     О.И.Тиунова,     О.С.Хохряковой,      Б.С.Эбзеева,
В.Г.Ярославцева,  заслушав  в  пленарном  заседании  заключение  судьи
Г.А.Гаджиева,  проводившего  на  основании  статьи   41   Федерального
конституционного  закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"
предварительное изучение жалоб АО "Энергомаш" и ОАО "Табачная  фабрика
"Омская", установил:
     1. Налог на добавленную стоимость,  согласно пункту  1  статьи  8
Закона  Российской  Федерации  от  6  декабря  1991  года "О налоге на
добавленную стоимость", уплачивается ежемесячно, исходя из фактических
оборотов по реализации товаров (работ,  услуг) за истекший календарный
месяц,  в срок не позднее 20 числа следующего  месяца.  Вместе  с  тем
пунктом  4  той  же  статьи Министерству финансов Российской Федерации
предоставлено право  устанавливать  иные  налоговые  периоды  и  сроки
уплаты налога.  В соответствии с этой нормой Государственной налоговой
службой Российской Федерации по согласованию с Министерством  финансов
Российской  Федерации была издана инструкция от 11 октября 1995 года N
39 "О порядке исчисления и уплаты налога  на  добавленную  стоимость",
подпунктом  "а"  пункта  30  которой  предусмотрено,  что  организации
(предприятия) со среднемесячными платежами  более  10000  тыс.  рублей
(без учета деноминации) уплачивают по срокам 15-го, 25-го и 5-го числа
следующего месяца декадные платежи в размере одной трети суммы налога,
причитающейся  к  уплате  в  бюджет  по последнему месячному расчету с
последующими пересчетами по сроку 20-го числа  месяца,  следующего  за
отчетным, исходя из фактических оборотов по реализации.
     Как следует из жалоб  АО  "Энергомаш"  и  ОАО  "Табачная  фабрика
"Омская",   за  несоблюдение  указанных  требований  налоговые  органы
привлекли  эти  организации  к  ответственности,  начислив   пеню   за
несвоевременную   уплату  декадных  платежей.  По  мнению  заявителей,
примененный,  таким образом,  в их  делах  пункт  4  статьи  8  Закона
Российской   Федерации   "О   налоге   на  добавленную  стоимость"  не
соответствует статье  57  Конституции  Российской  Федерации,  в  силу
которой  каждый  обязан  платить только законно установленные налоги и
сборы,  а   потому   налоговый   период   как   существенный   элемент
налогообложения не может определяться ведомственным правовым актом.
     2. Вопрос  о   конституционности   законоположений,   допускающих
установление  существенных  элементов  налогообложения  не законом,  а
нормативными актами федеральных органов исполнительной власти, уже был
предметом  рассмотрения  Конституционного  Суда  Российской  Федерации
(постановления  от  18  февраля  1997  года   по   делу   о   проверке
конституционности  постановления Правительства Российской Федерации "О
введении платы за выдачу лицензий на производство,  розлив, хранение и
оптовую продажу алкогольной продукции", от 11 ноября 1997 года по делу
о проверке конституционности статьи 111 Закона Российской Федерации "О
государственной  границе  Российской  Федерации"  и от 23 декабря 1999
года по делу о проверке конституционности отдельных  положений  статей
1,  2,  4  и  6  Федерального  закона  "О  тарифах страховых взносов в
Пенсионный фонд Российской  Федерации,  Фонд  социального  страхования
Российской   Федерации,   Государственный   фонд  занятости  населения
Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского  страхования
на  1999  год"  и статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений и
дополнений  в  Федеральный  закон  "О  тарифах  страховых  взносов   в
Пенсионный  фонд  Российской  Федерации,  Фонд социального страхования
Российской  Федерации,  Государственный   фонд   занятости   населения
Российской  Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования
на 1998 год").  Правовые основания, приведенные в этих постановлениях,
а   следовательно,   и  изложенные  Конституционным  Судом  Российской
Федерации правовые позиции носят общий характер и распространяются  на
все законы, принимаемые в сфере налогообложения.
     Раскрывая нормативное  содержание  закрепленного  в   статье   57
Конституции   Российской  Федерации  принципа  законного  установления
обязательных  платежей,  Конституционный  Суд   Российской   Федерации
указал,  что  данный принцип не ограничивается требованиями к правовой
форме акта,  устанавливающего тот или иной обязательный  платеж,  и  к
процедуре  его  принятия;  содержание этого акта также должно отвечать
определенным  требованиям,  поэтому   не   может   считаться   законно
установленным  обязательный платеж,  не соответствующий,  по существу,
конституционным   принципам   и   отражающим   их   основным   началам
законодательства  о  налогах  и  сборах  (пункт 5 мотивировочной части
постановления от 23 декабря 1999 года).  Федеральные  налоги  и  сборы
следует   считать   "законно  установленными",  если  они  установлены
федеральным законодательным  органом,  в  надлежащей  форме,  то  есть
федеральным  законом (пункт 3 мотивировочной части постановления от 18
февраля  1997  года).  При  этом   налог   может   считаться   законно
установленным   только   в  том  случае,  если  законом  зафиксированы
существенные элементы налогового обязательства,  т.е. установить налог
можно только путем прямого перечисления в законе о налоге существенных
элементов  налогового  обязательства  (пункт  3  мотивировочной  части
постановления от 11 ноября 1997 года).
     Налоговый кодекс Российской Федерации (статья 17),  так же как  и
действовавший  ранее  Закон Российской Федерации "Об основах налоговой
системы  в  Российской  Федерации"  (статья  11)   относят   к   числу
существенных  элементов  налогового  обязательства и налоговый период.
Таким  образом,  пределы  делегирования  законодателем  полномочий   в
налоговой  сфере  определяются  Конституцией  Российской Федерации.  В
соответствии с ее статьей 57 в пункте 1 статьи  4  Налогового  кодекса
Российской    Федерации    установлено,    что    федеральные   органы
исполнительной власти в предусмотренных законодательством о налогах  и
сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным
с налогообложением и сборами,  которые не могут изменять или дополнять
законодательство о налогах и сборах.
     Согласно статье 7 Федерального  закона  "О  введении  в  действие
части  первой  Налогового  кодекса  Российской  Федерации" федеральные
законы и иные нормативные правовые  акты,  действующие  на  территории
Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов,  утративших силу,
определенный статьей 2 данного Федерального закона, действуют в части,
не   противоречащей   части   первой   Налогового  кодекса  Российской
Федерации.
     Следовательно, с  1  января  1999  года,  т.е.  с даты введения в
действие  части  первой  Налогового  кодекса   Российской   Федерации,
положение подпункта "а" пункта 30 инструкции Государственной налоговой
службы Российской Федерации от 11 октября 1995 года N  39  "О  порядке
исчисления   и  уплаты  налога  на  добавленную  стоимость"  в  части,
касающейся уплаты подекадных платежей,  как противоречащее  Налоговому
кодексу  Российской  Федерации  фактически утратило силу и не подлежит
применению,  равно как и положение пункта 4 статьи 8 Закона Российской
Федерации "О налоге на добавленную стоимость".
     3. Как следует из представленных  материалов,  арбитражные  суды,
куда  АО  "Энергомаш"  и  ОАО  "Табачная фабрика "Омская" обратились с
исками о  признании  недействительными  решений,  принятых  налоговыми
органами,   посчитали,   что  необходимость  внесения  ими  подекадных
платежей основана на пункте 4 статьи 8 Закона Российской Федерации  "О
налоге на добавленную стоимость".
     Тем самым в отношении заявителей было нарушено требование  статьи
57  Конституции  Российской Федерации.  Однако их жалобы не могут быть
приняты Конституционным Судом  Российской  Федерации  к  рассмотрению,
поскольку  оспариваемое  положение является по существу таким же,  как
положения, ранее признанные Конституционным Судом Российской Федерации
не  соответствующими  Конституции  Российской  Федерации в сохраняющих
свою  силу  постановлениях,  а  потому  для  разрешения  поставленного
заявителями  вопроса  не  требуется вынесения итогового решения в виде
постановления Конституционного Суда Российской Федерации.
     Исходя из  изложенного  и  руководствуясь  пунктом 3 части первой
статьи 43,  частью  первой  статьи  79  и  частью  третьей  статьи  87
Федерального   конституционного   закона   "О   Конституционном   Суде
Российской  Федерации",  Конституционный  Суд   Российской   Федерации
определил:
     1. Содержащееся в пункте 4 статьи 8 Закона  Российской  Федерации
от  6 декабря 1991 года "О налоге на добавленную стоимость" положение,
предоставляющее  Министерству  финансов  Российской  Федерации   право
устанавливать  налоговые  периоды и сроки уплаты налога на добавленную
стоимость,  отличные от предусмотренных данным  Законом,  является  по
существу  таким  же,  как положения,  ранее признанные Конституционным
Судом Российской Федерации не соответствующими Конституции  Российской
Федерации в постановлениях,  сохраняющих свою силу,  и потому подлежит
отмене в установленном порядке и не может применяться судами,  другими
органами и должностными лицами.
     В соответствии  с   частью   второй   статьи   100   Федерального
конституционного  закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"
дела  АО  "Энергомаш"  и  ОАО  "Табачная  фабрика  "Омская"   подлежат
пересмотру в обычном порядке.
     2. Признать  жалобы  АО  "Энергомаш"  и  ОАО  "Табачная   фабрика
"Омская"   не   подлежащими   дальнейшему   рассмотрению  в  заседании
Конституционного Суда Российской Федерации,  поскольку для  разрешения
поставленного   заявителями   вопроса  в  соответствии  с  Федеральным
конституционным законом "О Конституционном Суде Российской  Федерации"
не  требуется  вынесения  предусмотренного  его  статьей  71 итогового
решения в виде постановления.
     3. Определение  Конституционного  Суда  Российской  Федерации  по
данным жалобам окончательно и обжалованию не подлежит.
     4. Настоящее   Определение  подлежит  опубликованию  в  "Собрании
законодательства  Российской   Федерации",   "Российской   газете"   и
"Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".

Конституционный Суд
Российской Федерации

14 декабря 2000 г.
N 258-О