ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ЖИЛЫХ ДОМОВ, ОСНОВНЫХ ОБЪЕКТОВ И СИСТЕМ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ В СЕЙСМИЧЕСКИХ РАЙОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2009 - 2013 ГОДЫ"). Распоряжение. Правительство РФ. 15.08.08 1197-Р

Оглавление


                             РАСПОРЯЖЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                          15 августа 2008 г.
                               N 1197-р

                                 (Д)


     1.  Утвердить прилагаемую Концепцию федеральной целевой программы
"Повышение  устойчивости  жилых  домов,  основных  объектов  и  систем
жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 -
2013 годы".
     2. Определить:
     государственным  заказчиком  -  координатором федеральной целевой
программы  "Повышение  устойчивости  жилых  домов, основных объектов и
систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на
2009 - 2013 годы" (далее - Программа) - Минрегион России;
     государственными  заказчиками  Программы  - Минрегион России, МВД
России, Минобороны России, МЧС России и ФСБ России.
     3.  Установить,  что предельный (прогнозный) объем финансирования
Программы  за  счет средств федерального бюджета составляет 48000 млн.
рублей (в ценах соответствующих лет).
     4.  Минрегиону  России  обеспечить разработку проекта Программы и
представить  его  в  установленном  порядке в Правительство Российской
Федерации в ноябре 2008 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
                                                               В.ПУТИН
15 августа 2008 г.
N 1197-р


                                                            УТВЕРЖДЕНА
                                           распоряжением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                               от 15 августа 2008 года
                                                              N 1197-р

                              КОНЦЕПЦИЯ
        ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ
       ЖИЛЫХ ДОМОВ, ОСНОВНЫХ ОБЪЕКТОВ И СИСТЕМ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ
             В СЕЙСМИЧЕСКИХ РАЙОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                         НА 2009 - 2013 ГОДЫ"

        I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей
       Программы приоритетным задачам социально-экономического
                    развития Российской Федерации

     Концепция  федеральной  целевой программы "Повышение устойчивости
жилых   домов,   основных   объектов   и   систем  жизнеобеспечения  в
сейсмических  районах Российской Федерации на 2009 - 2013 годы" (далее
соответственно   -  Концепция,  Программа)  разработана  на  основании
положений,  содержащихся  в  Бюджетном  послании Президента Российской
Федерации  Федеральному  Собранию Российской Федерации от 23 июня 2008
г.,  а  также  в  соответствии  с  порядком  разработки  и  реализации
федеральных  целевых программ и межгосударственных целевых программ, в
осуществлении  которых  участвует  Российская  Федерация, утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N
594  "О  реализации  Федерального  закона  "О  поставках продукции для
федеральных государственных нужд".
     Обеспечение   приемлемого   уровня   сейсмической   безопасности,
повышение  устойчивости  жилых  домов  и  объектов жизнеобеспечения, а
также  минимизация  потерь  от  землетрясений  в  регионах  с высокими
уровнями  сейсмических  рисков  являются важными факторами устойчивого
социально-экономического    развития    и   обеспечения   национальной
безопасности Российской Федерации.
     Значительная  часть  территории  Российской  Федерации  (около 25
процентов), на которой расположены 27 субъектов Российской Федерации и
550  населенных пунктов с населением около 2 млн. человек, находится в
сейсмоопасных    зонах,    подверженных   воздействию   разрушительных
землетрясений.   В  последние  годы  на  территории  страны  произошло
несколько  крупных  землетрясений  в  районах, традиционно считавшихся
сейсмически  неопасными  либо,  по  прогнозам,  относившихся к меньшей
расчетной  интенсивности  проявлений  сейсмической  активности,  в том
числе  землетрясение  мощностью 9 баллов, произошедшее на Алтае в 2003
году,  и  серия землетрясений мощностью 10 баллов, произошедших в 2006
году в Корякском автономном округе.
     По  экспертным  оценкам,  имеют  дефицит  сейсмостойкости и могут
представлять  опасность  при сейсмических воздействиях до 50 процентов
объектов    капитального    строительства    жилого,    общественного,
производственного   назначения   и  коммунальной  сферы  (в  некоторых
регионах этот показатель составляет от 60 до 90 процентов).
     Органы   государственной   власти   и   местного   самоуправления
осуществляют  комплекс  мер  по  повышению  достоверности  и  точности
прогноза  сейсмических  событий,  соблюдению требований сейсмостойкого
строительства  и  реализации  неотложных  мероприятий  по  обеспечению
сейсмической безопасности.
     В   рамках  федеральной  целевой  программы  "Снижение  рисков  и
смягчение  последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера   в   Российской   Федерации  до  2010  года",  утвержденной
Постановлением  Правительства Российской Федерации от 6 января 2006 г.
N   1,  реализуются  мероприятия,  направленные  на  совершенствование
системы  мониторинга  и  прогнозирования  чрезвычайных ситуаций, в том
числе обусловленных сейсмической опасностью и цунами.
     Органы  исполнительной  власти  субъектов  Российской Федерации и
органы  местного самоуправления в рамках своих полномочий осуществляют
меры  по сейсмоусилению жилого фонда и отдельных объектов коммунальной
инфраструктуры.
     Вместе  с тем указанные работы не скоординированы должным образом
и не всегда обеспечены необходимыми материальными ресурсами.
     Системы  сейсмонаблюдения и прогнозирования чрезвычайных ситуаций
позволяют  обеспечить достаточно надежное предупреждение землетрясений
на   среднесрочную  перспективу.  Однако  сложность  этого  природного
явления  не  позволяет обеспечить высокую достоверность краткосрочного
прогноза сейсмических событий по месту и времени их проявления.
     В  этой  связи  в  качестве  приоритетных  направлений  в области
обеспечения  сейсмической  безопасности  в  ближайшей  и среднесрочной
перспективе следует рассматривать:
     минимизацию как людских (погибшие и пострадавшие граждане), так и
материальных   (ущерб,   наносимый   зданиям  и  сооружениям)  потерь,
понесенных вследствие разрушительных землетрясений;
     создание  необходимых условий для бесперебойного функционирования
систем  жизнеобеспечения во время сейсмических событий и ликвидации их
последствий.
     Ключевые  мероприятия  Программы  будут  направлены  на повышение
сейсмической  устойчивости объектов жилищного фонда, основных объектов
и    систем    энергоснабжения,   водоснабжения,   служб   экстренного
реагирования   и   предоставления   медицинской  помощи,  а  также  на
предотвращение негативных последствий разрушения объектов коммунальной
инфраструктуры.
     Концепцией  предусматривается достижение следующих стратегических
целей:
     повышение  устойчивости  жилых  домов, основных объектов и систем
жизнеобеспечения в сейсмических районах;
     сокращение  объемов  финансовых  и  иных  материальных  ресурсов,
привлекаемых для преодоления последствий разрушительных землетрясений;
     повышение   уровня   координации   действий  федеральных  органов
исполнительной   власти,   органов   исполнительной  власти  субъектов
Российской  Федерации и органов местного самоуправления по минимизации
возникающих  при  сейсмических  проявлениях потерь и угроз для жизни и
здоровья населения, а также разрушений жизненно важных объектов.

          II. Обоснование целесообразности решения проблемы
                      программно-целевым методом

     Требуемый   уровень   сейсмической  безопасности  не  может  быть
обеспечен    только    в    рамках   основной   деятельности   органов
государственной    власти,    органов    местного   самоуправления   и
собственников  различных  объектов  и  сооружений.  Характер  проблемы
требует наличия долговременной стратегии и применения организационно -
финансовых   механизмов   взаимодействия,   координации    усилий    и
концентрации ресурсов субъектов экономики и институтов общества.
     Минимизация    потерь,   понесенных   вследствие   землетрясений,
повышение  безопасности  населения  посредством  усиления недостаточно
сейсмостойких    конструкций    и    создание    необходимых   условий
бесперебойного   функционирования   систем   жизнеобеспечения  требуют
разработки  единой  системы  мер  и ее адаптации к конкретным условиям
сейсмически  опасных  территорий Российской Федерации, расположенных в
Южном,  Сибирском  и  Дальневосточном федеральных округах, в отношении
которых будут осуществлены мероприятия Программы.
     По своему целевому назначению мероприятия Программы направлены на
повышение уровня сейсмической безопасности жилищного фонда, устойчивое
функционирование   значимых   инфраструктурных   объектов   и   систем
жизнеобеспечения  (объекты  тепло-,  энерго-  и водоснабжения, а также
водоотведения  и  т.д.),  мест  массового  пребывания населения, в том
числе  общественного  и  жилого  назначения,  зданий  и  сооружений, в
которых  предполагается  размещение  пострадавшего  населения, а также
объектов,    обеспечивающих   национальную   безопасность   Российской
Федерации,   находящихся   в   ведении   Министерства  внутренних  дел
Российской  Федерации,  Министерства  Российской  Федерации  по  делам
гражданской  обороны,  чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных   бедствий,  Министерства  обороны  Российской  Федерации  и
Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
     Указанные   значимые   и  многофункциональные  объекты  с  учетом
важности   их   функционирования   в   период  ликвидации  последствий
землетрясений  входят  в  сферу  интересов  и  ответственности органов
государственной власти и местного самоуправления. Меры по повышению их
сейсмической    устойчивости   требуют   скоординированных   действий,
максимальная  результативность  которых может быть обеспечена только с
использованием программно-целевых механизмов.
     Недостаточная   результативность  федеральной  целевой  программы
"Сейсмобезопасность   территории   России"   (2002   -   2010   годы),
утвержденной  Постановлением  Правительства Российской Федерации от 25
сентября  2001  г.  N  690, которая действовала до 2006 года, в первую
очередь была обусловлена следующими причинами:
     нечеткость ее целей;
     фокусировка    на   узком   спектре   социальных   объектов,   не
обеспечивавшем    общего   снижения   возникающих   при   сейсмических
проявлениях   потерь   и   угроз  жизни  и  здоровью  людей,  а  также
функционирования основных объектов и систем жизнеобеспечения;
     отсутствие  скоординированного подхода и взаимной ответственности
федеральных  и региональных органов исполнительной власти в реализации
мероприятий указанной программы;
     недостаточность  задействованных  ресурсов  для  достижения целей
указанной программы.
     Общий   объем   финансирования   федеральной   целевой  программы
"Сейсмобезопасность   территории   России"  (2002  -  2010  годы)  был
определен  в  размере 28783,9 млн. рублей, в том числе за счет средств
федерального  бюджета  -  3535,1 млн. рублей (12,3 процента), бюджетов
субъектов  Российской  Федерации  и  местных бюджетов (далее - бюджеты
субъектов  Российской Федерации) - 9613,9 млн. рублей (33,4 процента),
внебюджетных  источников  -  15634,9  млн. рублей (54,3 процента). При
этом  объем недофинансирования указанной программы за 2002 - 2006 годы
составил 9100 млн. рублей (31,6 процента), в том числе за счет средств
внебюджетных  источников  - 5400 млн. рублей (34,5 процента), бюджетов
субъектов  Российской  Федерации  -  3300 млн. рублей (34,3 процента),
федерального бюджета - 517 млн. рублей (14,6 процента).
     Реализацию программы "Сейсмобезопасность территории России" (2002
- 2010 годы) предполагалось осуществить в 2 этапа:
     первый этап - 2002 - 2005 годы;
     второй этап - 2006 - 2010 годы.
     На   первом   этапе   реализации   программы  "Сейсмобезопасность
территории  России"  (2002  - 2010 годы) средства федерального бюджета
направлялись на объекты здравоохранения и образования. Запланированное
указанной  программой  финансирование  сейсмоусиления  жилых  домов  и
объектов жизнеобеспечения не осуществлялось.
     В  рамках  первого этапа реализации программы "Сейсмобезопасность
территории  России"  (2002  -  2010  годы)  были  проведены  работы по
сейсмоусилению  42 объектов образования и здравоохранения в 8 регионах
Российской    Федерации.    Выполнение    научно-исследовательских   и
опытно-конструкторских работ было направлено на уточнение сейсмической
опасности  территорий  некоторых  субъектов  Российской Федерации и на
разработку  конкретных  технических решений по способам сейсмоусиления
строительных  конструкций  указанных объектов. После подведения итогов
этого  этапа  и  признания  его результатов неэффективными было издано
распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N
1546-р о прекращении реализации указанной программы.
     Разработку  и реализацию Программы предполагается осуществлять на
новой концептуальной основе.
     Концепция базируется на следующих принципах:
     сейсмическое  районирование  территории  Российской  Федерации  и
уточнение ранее составленных прогнозов;
     системный  подход  к  повышению  устойчивости основных объектов и
систем жизнеобеспечения;
     научное  обоснование приоритетности в реализации инвестиционных и
практических мероприятий;
     применение  четких  критериев  отбора  жизненно  важных объектов,
требующих сейсмоусиления;
     учет региональных особенностей, включая природные и экономические
факторы;
     ориентация   прикладных   научных   исследований   на  достижение
практических   результатов   в  области  модернизации  нормативного  и
экономического    регулирования    основных    вопросов    обеспечения
сейсмической безопасности.

                III. Характеристика и прогноз развития
       сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере
             без использования программно-целевого метода

     По  экспертным  оценкам,  до  50  процентов  зданий  и сооружений
общественного   и  жилого  назначения,  расположенных  в  сейсмических
районах  Российской  Федерации,  испытывают  дефицит сейсмостойкости и
могут представлять опасность при сейсмических проявлениях.
     Прежде  всего  необходимо  выделить  среди  них  объекты жилого и
общественного   назначения   с  массовым  пребыванием  людей,  системы
жизнеобеспечения,   здания  и  сооружения,  в  которых  предполагается
размещение   пострадавшего  населения,  а  также  объекты,  разрушение
которых  представляет  наибольшую опасность либо ведет к максимальному
ущербу в условиях чрезвычайных ситуаций.
     Усугубляет  сложившуюся  ситуацию  и  то, что субъекты Российской
Федерации,  расположенные  в  сейсмических  районах,  имеют наименьший
уровень  финансовой  обеспеченности, а также обеспеченности ресурсами,
находящимися в их распоряжении.
     Основными недостатками и издержками подхода к решению проблемы на
основе  исключительной  ответственности  собственника  по  обеспечению
сейсмической   устойчивости  зданий  и  сооружений  без  использования
государственной поддержки и программно-целевых механизмов являются:
     отсутствие   комплексного   системного   подхода   к   управлению
сейсмическими рисками;
     невозможность    достижения   приемлемого   уровня   сейсмической
устойчивости  систем  жизнеобеспечения  в  целом  путем сейсмоусиления
отдельных объектов;
     недостаточная     гибкость     основных     элементов     системы
администрирования  и  управления ресурсами, выделенными для достижения
этих целей.
     Отказ   от  использования  программно-целевых  методов  негативно
скажется  на  общем  уровне  обеспечения  безопасности  населения,  не
позволит  существенно  сократить  ущерб  для  жизненно важных объектов
экономики  и  инфраструктуры,  а  также обеспечить максимально высокий
уровень   защищенности   жилых   домов,  основных  объектов  и  систем
жизнеобеспечения.
     Без  использования  программно-целевых методов результаты научных
исследований    по   таким   важным   направлениям,   как   управление
сейсмическими  рисками,  информационное  обеспечение  решения  проблем
сейсмической  безопасности  территорий  и объектов, а также развитие и
совершенствование    системы   мониторинга   сейсмической   уязвимости
существующей    застройки,    сейсмического    риска    территорий   и
прогнозирования   возможных  социально-экономических  и  экологических
последствий сильных землетрясений, не будут обеспечены механизмами для
их прикладного применения.
     С  учетом  комплексного  и  межведомственного  характера проблемы
повышения  сейсмической  устойчивости  основных  объектов и достижения
приемлемого  уровня  сейсмической  безопасности  в  условиях отказа от
использования   программно-целевого  метода  могут  увеличиться  сроки
достижения  требуемых результатов в 2 - 3 раза, а затраты привлекаемых
на эти цели ресурсов - в 3 - 5 раз.

               IV. Возможные варианты решения проблемы

     Для  обеспечения требований по сейсмической устойчивости зданий и
сооружений могут быть определены 2 основных варианта решения проблемы.
     Первый   вариант  основан  на  включении  в  область  программной
разработки   всех   категорий   объектов   с   дефицитом  сейсмической
устойчивости  для  оказания  государственной  поддержки.  Такой подход
имеет  преимущество  с  точки  зрения  постановки  обоснованных  целей
Программы    с    учетом    множества    факторов,    в    том   числе
социально-экономического характера.
     Вместе  с  тем  предварительная  проработка  вопроса  обеспечения
сейсмической безопасности на территории Российской Федерации показала,
что  в  настоящее время отсутствует конкретная информация, необходимая
для   принятия   решения   о   целесообразности  проведения  работ  по
сейсмоусилению объектов и определения объема средств на их выполнение.
     В  связи с этим мероприятия по сейсмоусилению зданий и сооружений
могут  носить  выборочный,  локальный  характер  и не решат проблему в
целом.
     Кроме  того,  при значительном увеличении количества строящихся и
реконструируемых  объектов  может  возникнуть вероятность бессистемной
реализации  мероприятий  Программы, что повлечет за собой недостижение
эффекта,  обеспечивающего  максимально  возможный уровень безопасности
проживания    людей    и   функционирования   объектов   экономики   и
инфраструктуры в сейсмических районах. При этом возникает значительный
риск  завышения объемов финансовых средств, необходимых для реализации
мероприятий Программы.
     Такой  подход  требует  установления четких критериев и пропорций
предоставления   государственной   поддержки  на  цели  сейсмоусиления
объектов.
     Указанный  вариант  решения  проблемы  предусматривает повышенные
объемы финансирования подготовки и реализации мероприятий Программы за
счет  средств  федерального  бюджета,  бюджетов  субъектов  Российской
Федерации и внебюджетных источников.
     По   предварительным  оценкам  ученых  и  независимых  экспертов,
первоочередного   сейсмоусиления   требуют   около  20  тыс.  объектов
различного  целевого  назначения,  в  том  числе жилых домов. При этом
общая   площадь   зданий   и   сооружений,  требующих  первоочередного
сейсмоусиления  и  защиты,  составляет около 24 - 30 млн. кв. метров и
оценивается в 400 - 450 млрд. рублей.
     При  использовании этого варианта решения проблемы следует особое
внимание  уделить  оценке  реальной потребности в финансовых ресурсах,
привлекаемых  на  реализацию  мероприятий  Программы,  с  учетом таких
факторов,  как  уровень  индивидуального  и общего сейсмического риска
субъекта Российской Федерации, его бюджетные и иные ресурсы, плотность
населения, уровень урбанизации и другие.
     Второй    вариант    решения    проблемы   ограничивает   область
программно-целевой    разработки    достижением    требуемого   уровня
устойчивости  основных  элементов  системы жизнеобеспечения в условиях
сейсмических рисков конкретных территорий.
     Исходя  из этого сформирован комплекс мероприятий, обеспечивающих
наилучшие результаты в достижении отдельных целей Программы.
     Реализацию Программы предполагается осуществить в 2 этапа.
     Первый  этап  (2009  -  2010  годы)  является  подготовительным и
предусматривает  выполнение  мероприятий,  результаты которых позволят
объективно   оценить   сложившуюся  ситуацию  и  создать  условия  для
проведения работ по сейсмоусилению зданий и сооружений.
     На   первом   этапе   предлагается   подготовить  соответствующие
нормативные   и   методические   документы,   реализовать  необходимые
мероприятия  по  сейсмическому районированию, выполнить обследование и
паспортизацию  зданий и сооружений по единой методике, провести анализ
деятельности  и  расширение  сети  сейсмологических  станций,  принять
решения   о   целесообразности   сейсмоусиления  конкретных  объектов,
определить объем необходимых средств, в том числе средств федерального
бюджета, на указанные работы.
     На   этом   этапе   также  предусмотрена  возможность  реализации
мероприятий  по  сейсмоусилению  расположенных на наиболее сейсмически
опасных  территориях  объектов,  на  которые  имеется  утвержденная  и
прошедшая государственную экспертизу проектная документация.
     Второй  этап  (2011 - 2013 годы) является основным и предполагает
проведение  работ,  обеспечивающих  сейсмическую безопасность зданий и
сооружений в сейсмических районах Российской Федерации.
     Преимуществом   второго  варианта  является  системный  подход  к
решению  проблемы  повышения  устойчивости  объектов  на  сейсмических
территориях.   Последовательная  реализация  мероприятий  Программы  в
рамках  указанных  этапов  позволяет  получить и обобщить информацию о
реальном   положении   дел   в   рассматриваемой  области,  определить
первоочередные  задачи  и  основные  приоритеты,  принять обоснованные
решения о необходимости их реализации.
     Рассмотрение вариантов решения проблемы сейсмической устойчивости
с  учетом  выполнения  комплекса  взаимосвязанных  и скоординированных
мероприятий   позволяет  сделать  вывод  о  том,  что  второй  вариант
реализации Программы является предпочтительным.

          V. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы
                      программно-целевым методом

     Реализацию Программы предлагается осуществить в 2009 - 2013 годах
в 2 этапа:
     первый этап - 2009 - 2010 годы;
     второй этап - 2011 - 2013 годы.

            VI. Предложения по целям и задачам Программы,
      целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценить ход
                   реализации Программы (по годам)

     Концепцией предусматривается основная цель Программы - достижение
приемлемого     уровня     сейсмической    безопасности,    уменьшение
экономического  и экологического ущерба, возникающего при сейсмических
проявлениях,   создание   условий   для  устойчивого  функционирования
жилищного фонда, основных объектов и систем жизнеобеспечения.
     Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
     реализация   подготовительных   организационных   мероприятий   и
совершенствование    нормативно-правовой    базы    для    обеспечения
скоординированного   подхода  к  выполнению  работ  по  сейсмоусилению
объектов;
     сейсмоусиление   объектов  жилищного  фонда,  объектов  и  систем
жизнеобеспечения,  мест  массового  пребывания людей, а также зданий и
сооружений,  задействованных  в  системе  экстренного  реагирования  и
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, объектов, обеспечивающих
национальную безопасность;
     создание   условий   и   эффективных  механизмов,  обеспечивающих
необходимый  уровень  сейсмической  безопасности  при строительстве на
сейсмически опасных территориях.
     Указанные  задачи  отвечают  государственной  системе  достижения
целей  в  сфере обеспечения условий для безопасной жизнедеятельности и
снижения    рисков    воздействия   опасных   природных   явлений   на
социально-экономическое развитие страны.
     Концепцией  предусматриваются  целевые  индикаторы  и  показатели
оценки эффективности реализации Программы, представленные в приложении
N 1.
     Для  оценки  реализации  Программы  предполагается  использование
следующих целевых показателей:
     снижение сейсмической уязвимости жилых домов, основных объектов и
систем жизнеобеспечения;
     снижение  уровня  сейсмического  риска возникновения чрезвычайных
ситуаций вследствие разрушительных землетрясений;
     увеличение  полноты,  достоверности  и  доступности  информации о
нормативно  установленных требованиях в сфере обеспечения сейсмической
безопасности   и   сейсмической  устойчивости  жилых  домов,  основных
объектов и систем жизнеобеспечения.

               VII. Предложения по объемам и источникам
                       финансирования Программы

     Предварительно     общий     объем    финансирования    Программы
предусматривается  в  размере  72000  млн. рублей, в том числе за счет
средств:
     федерального бюджета - 48000 млн. рублей;
     бюджетов субъектов Российской Федерации - 22000 млн. рублей;
     внебюджетных источников - 2000 млн. рублей.
     Расходы  на  капитальные  вложения  составят 99,6 процента (71691
млн. рублей),  а  затраты  на  научно-исследовательские  и  опытно   -
конструкторские работы - 0,4 процента (309 млн. рублей).
     Объемы  финансирования  Программы  по источникам финансирования и
видам расходов представлены в приложениях N 2 - 4.
     При расчете объемов средств федерального бюджета, необходимых для
выделения  на софинансирование объектов, находящихся в государственной
собственности   субъектов   Российской   Федерации   и   муниципальной
собственности,  а  также объемов финансирования таких объектов за счет
средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников учитывалось
осуществление  обязательного  финансирования  мероприятий Программы за
счет   средств   бюджетов   субъектов  Российской  Федерации  и  (или)
внебюджетных источников.
     В   соответствии  с  положениями  Бюджетного  кодекса  Российской
Федерации  средства  федерального  бюджета  направляются на реализацию
мероприятий    Программы   в   отношении   объектов,   находящихся   в
государственной   собственности   субъектов   Российской  Федерации  и
муниципальной   собственности,  в  виде  субсидий  бюджетам  субъектов
Российской   Федерации.   При   этом   предусматривается  обязательное
финансирование в объемах, определенных Программой.
     Предложения  по  ресурсному  обеспечению  Программы и соотношению
расходов   бюджетов   различных   уровней  и  внебюджетных  источников
учитывают уровень сейсмического риска территорий и финансовые ресурсы,
находящиеся  в  распоряжении  органов  исполнительной власти субъектов
Российской  Федерации,  а  также  иные  средства, привлекаемые на цели
сейсмоусиления.
     Формирование  предложений  по распределению инвестиционных затрат
на   указанных   условиях  позволит  с  высокой  степенью  вероятности
завершить запланированные мероприятия Программы и исключить проблемные
вопросы их ресурсного обеспечения в дотационных регионах.
     Уточнение  объектов  в  составе мероприятий Программы по основным
направлениям  ее  реализации  будет  осуществляться  с  учетом  заявок
субъектов  Российской  Федерации  при  условии  использования  на цели
сейсмоусиления собственных и привлеченных средств.

         VIII. Предварительная оценка ожидаемой эффективности
      и результативности предлагаемого варианта решения проблемы

     Экономическая   эффективность   и   результативность   реализации
Программы в основном зависит от степени достижения целевых показателей
и индикаторов Программы, предусмотренных в приложении N 1 к Концепции.
     С   учетом   взаимосвязи   отдельных   показателей  общая  оценка
экономической эффективности и результативности Программы выполнена для
каждого   ее   варианта   с   использованием   2   групп  показателей,
характеризующих:
     снижение   потерь,   понесенных   вследствие   землетрясений,   в
результате   реализации   первоочередных   мероприятий   Программы  по
сейсмоусилению объектов и систем жизнеобеспечения;
     повышение  общей  расчетной экономической эффективности комплекса
мероприятий  Программы,  обеспечивающих снижение материального ущерба,
возникающего при сейсмических проявлениях.
     Численные   значения   показателей   экономической  эффективности
Программы  в  период  ее  реализации  определены  приблизительно и при
разработке  проекта  Программы  должны  быть  уточнены с учетом оценки
эффективности мероприятий Программы и специфики решаемых проблем.
     Эффективность  и  результативность предлагаемого варианта решения
проблемы может быть оценена исходя из того, что реализация мероприятий
Программы  позволит  снизить социальный, экономический и экологический
риск  в  сейсмических  районах Российской Федерации, уменьшить потери,
понесенные   населением  в  результате  разрушительных  землетрясений,
создать  условия  для  функционирования  систем  жизнеобеспечения  при
наступлении   сейсмических   событий   и  ликвидации  их  последствий,
минимизировать  ущерб,  наносимый  зданиям  и сооружениям в результате
сейсмических проявлений.

            IX. Предложения по участию федеральных органов
         исполнительной власти, ответственных за формирование
                        и реализацию Программы

     Федеральным   органом  исполнительной  власти,  ответственным  за
формирование   и   реализацию   Программы,   предлагается   определить
Министерство регионального развития Российской Федерации.
     Кроме  того,  к  формированию и реализации Программы предлагается
привлечь    Министерство    внутренних   дел   Российской   Федерации,
Министерство  обороны  Российской  Федерации,  Министерство Российской
Федерации  по  делам  гражданской  обороны,  чрезвычайным  ситуациям и
ликвидации   последствий   стихийных  бедствий  и  Федеральную  службу
безопасности Российской Федерации.

             X. Предложения по государственным заказчикам
                      и разработчикам Программы

     Предлагается определить:
     государственным    заказчиком   -   координатором   Программы   -
Министерство регионального развития Российской Федерации;
     государственными    заказчиками    Программы    -    Министерство
регионального  развития  Российской Федерации, Министерство внутренних
дел  Российской  Федерации, Министерство обороны Российской Федерации,
Министерство   Российской  Федерации  по  делам  гражданской  обороны,
чрезвычайным  ситуациям  и ликвидации последствий стихийных бедствий и
Федеральную службу безопасности Российской Федерации;
     разработчиком  Программы  -  Министерство  регионального развития
Российской Федерации.

               XI. Предложения по основным направлениям
                       финансирования Программы

     Реализация  мероприятий  Программы  осуществляется  по  следующим
направлениям:
     исследования  по  оценке  сейсмического риска и совершенствование
нормативных    правовых,    методических   и   организационных   основ
государственного управления в области повышения защиты жизненно важных
объектов и систем жизнеобеспечения населения;
     формирование  системы мониторинга сейсмической устойчивости жилых
домов,    жизненно   важных   объектов   и   сооружений   с   массовым
сосредоточением людей, разработка специальных мер сейсмической защиты;
     разработка   и   реализация   практических   мер   по   повышению
сейсмической   устойчивости  жилых  домов,  жизненно  важных  объектов
Российской  Федерации  (в том числе критически важных объектов, систем
энергоснабжения,   коммунальной   инфраструктуры,   объектов   системы
реагирования   в  чрезвычайных  ситуациях)  и  сооружений  с  массовым
сосредоточением людей;
     развитие  системы  информационного  обеспечения  и  ситуационного
анализа сейсмических рисков устойчивости зданий и сооружений.
     Основу  мероприятий  Программы, касающихся исследований по оценке
сейсмического  риска  и  совершенствования нормативных правовых актов,
составляют  исследования  фундаментального  и  прикладного  характера,
направленные на:
     разработку  научно-методических  основ  прикладного сейсмического
районирования  территорий  Российской  Федерации,  проведение работ по
актуализации   карт  общего  сейсмического  районирования,  детальному
сейсмическому   районированию  и  микросейсморайонированию  территорий
поселений и городских округов;
     совершенствование  государственного  управления  территорий  и их
развитие   (предоставление   земельных   участков,   проектирование  и
строительство объектов) с учетом уровня сейсмического риска;
     разработку технических регламентов, включающих в себя в том числе
требования  и  технические  условия,  необходимые  при проектировании,
строительстве  и  реконструкции  зданий  и  сооружений  в  сейсмически
опасных районах;
     развитие  и  совершенствование  механизмов взаимодействия органов
государственной  власти,  собственников и общественных организаций при
осуществлении  инвестиционных  проектов и практических мер обеспечения
сейсмической безопасности.
     Основные    мероприятия   Программы   по   формированию   системы
мониторинга  сейсмической  устойчивости  жизненно  важных  объектов  и
сооружений  с  массовым  сосредоточением  людей  и сейсмической защите
указанных объектов и сооружений направлены на:
     разработку   методов,   порядка   и  процедур  оценки  остаточной
сейсмической устойчивости зданий и сооружений с учетом территориальных
факторов и прогноза уровня сейсмического риска;
     развитие    технических    средств   и   технологий   мониторинга
сейсмической  устойчивости  высотных зданий и жизненно важных объектов
экономики   и   инфраструктуры,   переоснащение   и   дооснащение  ими
соответствующих   структур   государственной   системы  мониторинга  и
прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
     развитие  и  совершенствование  методической базы, обеспечивающей
проведение мониторинга сейсмической устойчивости зданий и сооружений с
учетом   уровня   сейсмических   рисков,  а  также  проведение  сбора,
обработки,  передачи  и  хранения  информации, полученной в результате
мониторинга;
     создание  и внедрение системы подготовки и повышения квалификации
специалистов  в  сфере  мониторинга,  контроля и прогноза сейсмической
устойчивости сооружений.
     Концепцией  предусматривается  обеспечение  реализации неотложных
мероприятий по сейсмоусилению жилых домов, а также основных объектов и
систем жизнеобеспечения, задействованных в единой системе реагирования
в   чрезвычайных   ситуациях,   снижение  их  уязвимости  и  повышение
устойчивости  в условиях землетрясений разрушительной силы, развитие и
совершенствование  систем  и  методов технической диагностики жизненно
важных объектов экономики и инфраструктуры.
     Мероприятия   Программы   по   развитию  системы  информационного
обеспечения  и  ситуационного анализа сейсмических рисков устойчивости
зданий  и  сооружений  направлены  на  повышение доступности получения
достоверной  информации  о реальном состоянии основных объектов систем
жизнеобеспечения и уровне сейсмических рисков, в том числе в интересах
развития экономики, объектов инфраструктуры и жилищного строительства.
     Предполагается,   что  указанные  мероприятия  обеспечат  решение
следующих вопросов:
     расширение  применения  современных  информационных  технологий в
сфере обеспечения сейсмической безопасности;
     разработка  и  ведение  информационных и аналитических экспертных
систем   и   баз   данных  для  выявления  закономерностей  в  области
обеспечения  сейсмической  безопасности, выработка вероятных сценариев
развития ситуаций в условиях сейсмических проявлений;
     обеспечение  необходимой  информацией  в  рамках  действия единой
государственной   системы   предупреждения  и  ликвидации  последствий
чрезвычайных ситуаций;
     обеспечение   проведения   экспертной   оценки   и  моделирования
сейсмических    рисков   применительно   к   инвестиционным   проектам
общегосударственного  значения, в том числе осуществляемым на условиях
государственно-частного партнерства.
     Предполагаемые  объемы  финансирования  по  основным направлениям
реализации Программы представлены в приложении N 3 к Концепции.

             XII. Предложения по механизмам формирования
                        мероприятий Программы

     Перечень    мероприятий   Программы   формируется   разработчиком
Программы   на  основании  предложений  государственных  заказчиков  и
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в строгом
соответствии  с  утвержденными  приоритетами  и  целевыми индикаторами
Программы.
     При  формировании  перечня  мероприятий Программы будут соблюдены
требования  законодательства Российской Федерации и нормативы целевого
выделения   средств   с   учетом   дефицита   сейсмостойкости   систем
жизнеобеспечения и стратегически значимых объектов в разрезе субъектов
Российской Федерации.

           XIII. Предложения по формам и методам управления
                        реализацией Программы

     Механизм   реализации  Программы  формируется  в  соответствии  с
законодательством  Российской Федерации, постановлениями Правительства
Российской  Федерации  по  вопросам  программной  проработки и решения
актуальных   проблем   в  сфере  повышения  сейсмической  устойчивости
жизненно  важных  объектов  Российской  Федерации. Механизм реализации
Программы включает в себя:
     стратегическое планирование и прогнозирование;
     применение  правовых  рычагов  влияния  (совокупность нормативных
правовых  актов  федерального и регионального уровней), способствующих
решению  задач  Программы,  а  также  регулирующих  отношения  на всех
уровнях исполнительной власти;
     организационную   структуру   управления   реализацией  Программы
(определение  состава,  функций и согласованности звеньев всех уровней
управления).
     Концепцией  предусматривается, что важнейшим элементом реализации
Программы  является взаимосвязь планирования, реализации, мониторинга,
уточнения и корректировки Программы.
     В   связи   с  этим  предполагается  ежеквартальный  анализ  хода
реализации  Программы на основе оценки результативности ее мероприятий
и достижения целевых индикаторов.
     Принятие   управленческих   решений   в  рамках  Программы  будет
осуществляться   с  учетом  информации,  поступающей  от  исполнителей
программных мероприятий.
     Формирование и использование современной системы контроля на всех
стадиях  реализации  Программы  должно стать неотъемлемой составляющей
механизма ее реализации.
     Предлагается следующий вариант управления реализацией Программы.
     Государственный  заказчик  -  координатор  Программы  в  ходе  ее
реализации:
     осуществляет  координацию деятельности государственных заказчиков
по подготовке и реализации мероприятий Программы, а также по анализу и
рациональному  использованию  средств  федерального  бюджета, бюджетов
субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников;
     организует текущее управление реализацией Программы;
     разрабатывает  в  пределах  своих полномочий нормативные правовые
акты, необходимые для реализации Программы;
     подготавливает   ежеквартальные   и   ежегодные  доклады  о  ходе
реализации Программы;
     подготавливает целевые индикаторы оценки эффективности реализации
Программы на очередной год в квартальном разрезе;
     организует мониторинг хода реализации Программы;
     несет ответственность за обеспечение своевременной и качественной
реализации мероприятий Программы и эффективного использования средств,
выделяемых на эти цели;
     организует  внедрение  информационных  технологий  для управления
реализацией Программы и контроля за ходом ее реализации;
     организует  размещение  в  электронном  виде  информации о ходе и
результатах   реализации  Программы,  финансировании  ее  мероприятий,
привлечении  внебюджетных  ресурсов, проведении конкурсов на участие в
реализации Программы и порядке участия в ней инвесторов.
     Государственный  заказчик  -  координатор  Программы  совместно с
государственными  заказчиками Программы организует экспертные проверки
хода реализации Программы.
     Государственные заказчики Программы:
     ежеквартально обобщают и анализируют статистическую отчетность по
реализации  Программы  и  представляют  в  Министерство  регионального
развития  Российской  Федерации,  Министерство экономического развития
Российской  Федерации  и  Министерство  финансов  Российской Федерации
доклады о ходе реализации Программы;
     организуют   внедрение   информационных   технологий   управления
реализацией  Программы,  а также осуществление контроля за реализацией
мероприятий Программы;
     осуществляют   координацию  деятельности  органов  исполнительной
власти    субъектов    Российской   Федерации   и   органов   местного
самоуправления  по  подготовке  и  реализации мероприятий Программы, а
также  осуществляют  анализ  и  контроль  рационального и эффективного
использования   средств   федерального   бюджета,  бюджетов  субъектов
Российской Федерации и внебюджетных источников;
     предоставляют государственному заказчику - координатору Программы
в  установленные  им  сроки  отчеты  о  ходе реализации Программы и об
использовании бюджетных средств.
     Государственные   заказчики  Программы  и  органы  исполнительной
власти субъектов Российской Федерации осуществляют совместные действия
по реализации мероприятий Программы.
     Средства федерального бюджета предоставляются при условии наличия
утвержденной  в  установленном  порядке проектной документации и после
представления   органом   исполнительной  власти  субъекта  Российской
Федерации  информации  об  использовании  средств  в  пропорциональном
соотношении,  установленном  для  финансового  обеспечения мероприятия
Программы.
     В  целях  организации  взаимодействия  государственных заказчиков
Программы   и   органов  исполнительной  власти  субъектов  Российской
Федерации могут заключаться соответствующие соглашения.


                                                        Приложение N 1

                                       к Концепции федеральной целевой
                                     программы "Повышение устойчивости
                                        жилых домов, основных объектов
                                             и систем жизнеобеспечения
                                                в сейсмических районах
                                                  Российской Федерации
                                                  на 2009 - 2013 годы"

                   ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ
        ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
        "ПОВЫШЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ЖИЛЫХ ДОМОВ, ОСНОВНЫХ ОБЪЕКТОВ
           И СИСТЕМ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ В СЕЙСМИЧЕСКИХ РАЙОНАХ
            РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2009 - 2013 ГОДЫ" <*>

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|                         |     Единица     |    2009 год    |   2010 год   |  2011 год  |  2012 год   |    2013 год   |
|                         |    измерения    |                |              |            |             |               |
|-------------------------|-----------------|----------------|--------------|------------|-------------|---------------|
|  Снижение сейсмической  |  млрд. рублей   | 124,2 - 186,3  | 195 - 292,5  | 234 - 351  |  234 - 351  | 212,8 - 319,2 |
| уязвимости жилых домов, |                 |                |              |            |             |               |
|   основных объектов и   |                 |                |              |            |             |               |
| систем жизнеобеспечения |                 |                |              |            |             |               |
|-------------------------|-----------------|----------------|--------------|------------|-------------|---------------|
|     Снижение уровня     |   процентов к   |       10       |      20      |     40     |     60      |      80       |
|   сейсмического риска   |  общему числу   |                |              |            |             |               |
|      возникновения      |    объектов,    |                |              |            |             |               |
|  чрезвычайных ситуаций  |    требующих    |                |              |            |             |               |
|       вследствие        | первоочередного |                |              |            |             |               |
|     разрушительных      | сейсмоусиления  |                |              |            |             |               |
|      землетрясений      |                 |                |              |            |             |               |
|-------------------------|-----------------|----------------|--------------|------------|-------------|---------------|
|   Увеличение полноты,   |   процентов по  |       10       |      20      |     40     |     60      |      80       |
|     достоверности и     |   отношению к   |                |              |            |             |               |
| доступности информации  |   показателям   |                |              |            |             |               |
|      о нормативно       |    2008 года    |                |              |            |             |               |
|      установленных      |                 |                |              |            |             |               |
|   требованиях в сфере   |                 |                |              |            |             |               |
|       обеспечения       |                 |                |              |            |             |               |
|      сейсмической       |                 |                |              |            |             |               |
|     безопасности и      |                 |                |              |            |             |               |
|      сейсмической       |                 |                |              |            |             |               |
|   устойчивости жилых    |                 |                |              |            |             |               |
|     домов, основных     |                 |                |              |            |             |               |
|    объектов и систем    |                 |                |              |            |             |               |
|    жизнеобеспечения     |                 |                |              |            |             |               |
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------
     <*> Численные значения показателей  определены  приблизительно  и
при  разработке  проекта  программы  должны  быть  уточнены  с  учетом
программных мероприятий и оценки их эффективности.
                              
                              
                                                        Приложение N 2

                                       к Концепции федеральной целевой
                                     программы "Повышение устойчивости
                                        жилых домов, основных объектов
                                             и систем жизнеобеспечения
                                                в сейсмических районах
                                                  Российской Федерации
                                                  на 2009 - 2013 годы"
                              
                    ПРЕДЕЛЬНЫЕ (ПРОГНОЗНЫЕ) ОБЪЕМЫ
       ФИНАНСИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ
         УСТОЙЧИВОСТИ ЖИЛЫХ ДОМОВ, ОСНОВНЫХ ОБЪЕКТОВ И СИСТЕМ
          ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ В СЕЙСМИЧЕСКИХ РАЙОНАХ РОССИЙСКОЙ
             ФЕДЕРАЦИИ НА 2009 - 2013 ГОДЫ" ПО ИСТОЧНИКАМ
                   ФИНАНСИРОВАНИЯ И ВИДАМ РАСХОДОВ
                              
                                                         (млн. рублей)
-----------------------------------------------------------------------------------
|                      | 2009 -|                  В том числе                     |
|                      | 2013  |--------------------------------------------------|
|                      |годы - | 2009 год |2010 год |2011 год |2012 год |2013 год |
|                      | всего |          |         |         |         |         |
|---------------------------------------------------------------------------------|
| За счет средств всех источников финансирования                                  |
|---------------------------------------------------------------------------------|
| НИОКР                |  309  |    72    |  87,5   |  77,5   |  64     |    8    |
|----------------------|-------|----------|---------|---------|---------|---------|
| Капитальные вложения | 71691 |  10600   | 14100   |  15650  | 15741   |  15600  |
|----------------------|-------|----------|---------|---------|---------|---------|
| Прочие               |   -   |    -     |   -     |    -    |   -     |    -    |
|---------------------------------------------------------------------------------|
| За счет средств федерального бюджета                                            |
|---------------------------------------------------------------------------------|
| НИОКР                |  200  |    51    |  57,5   |  44,5   |   41    |    6    |
|----------------------|-------|----------|---------|---------|---------|---------|
| Капитальные вложения | 47800 |   6000   |  9500   | 11000   |  11000  |  10300  |
|----------------------|-------|----------|---------|---------|---------|---------|
| Прочие               |   -   |    -     |   -     |    -    |   -     |    -    |
|---------------------------------------------------------------------------------|
| За счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации                         |
|---------------------------------------------------------------------------------|
| НИОКР                |  109  |    21    |    30   |     33  |     23  |     2   |
|----------------------|-------|----------|---------|---------|---------|---------|
| Капитальные вложения | 21891 |   4250   |   4250  |    4250 |    4291 |    4850 |
|----------------------|-------|----------|---------|---------|---------|---------|
| Прочие               |   -   |     -    |    -    |     -   |      -  |     -   |
|---------------------------------------------------------------------------------|
| За счет средств внебюджетных источников                                         |
|---------------------------------------------------------------------------------|
| НИОКР                |   -   |     -    |    -    |    -    |    -    |    -    |
|----------------------|-------|----------|---------|---------|---------|---------|
| Капитальные вложения | 2000  |    350   |   350   |   400   |   450   |   450   |
|----------------------|-------|----------|---------|---------|---------|---------|
| Прочие               |   -   |     -    |    -    |    -    |    -    |    -    |
-----------------------------------------------------------------------------------


                                                        Приложение N 3

                                       к Концепции федеральной целевой
                                     программы "Повышение устойчивости
                                        жилых домов, основных объектов
                                             и систем жизнеобеспечения
                                                в сейсмических районах
                                                  Российской Федерации
                                                  на 2009 - 2013 годы"
                              
                                ОБЪЕМЫ
       ФИНАНСИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ
         УСТОЙЧИВОСТИ ЖИЛЫХ ДОМОВ, ОСНОВНЫХ ОБЪЕКТОВ И СИСТЕМ
          ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ В СЕЙСМИЧЕСКИХ РАЙОНАХ РОССИЙСКОЙ
              ФЕДЕРАЦИИ НА 2009 - 2013 ГОДЫ" ПО ОСНОВНЫМ
                      НАПРАВЛЕНИЯМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
                              
                                                         (млн. рублей)
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|   |                              |Объемы        |                              В том числе                                 |
|   |                              |финансирования|--------------------------------------------------------------------------|
|   |                              |- всего       | федеральный бюджет     | бюджеты субъектов      |    внебюджетные        |
|   |                              |              |                        |Российской Федерации    |      источники         |
|   |                              |              |------------------------|------------------------|------------------------|
|   |                              |              |капитальные|прочие|НИОКР|капитальные|прочие|НИОКР|капитальные|прочие|НИОКР|
|   |                              |              |вложения   |нужды |     |вложения   |нужды |     |вложения   |нужды |     |
|---|------------------------------|--------------|-----------|------|-----|-----------|------|-----|-----------|------|-----|
| 1.| Исследования по оценке       |    59        |   -       |   -  |  57 |   -       |   -  |  2  |   -       |   -  |  -  |
|   | сейсмического риска и        |              |           |      |     |           |      |     |           |      |     |
|   | совершенствование            |              |           |      |     |           |      |     |           |      |     |
|   | нормативных правовых,        |              |           |      |     |           |      |     |           |      |     |
|   | методических и               |              |           |      |     |           |      |     |           |      |     |
|   | организационных основ        |              |           |      |     |           |      |     |           |      |     |
|   | государственного управления  |              |           |      |     |           |      |     |           |      |     |
|   | в области повышения защиты   |              |           |      |     |           |      |     |           |      |     |
|   | жизненно важных объектов и   |              |           |      |     |           |      |     |           |      |     |
|   | систем жизнеобеспечения      |              |           |      |     |           |      |     |           |      |     |
|   | населения                    |              |           |      |     |           |      |     |           |      |     |
|---|------------------------------|--------------|-----------|------|-----|-----------|------|-----|-----------|------|-----|
| 2.| Формирование системы         |    37        |   -       |   -  |  27 |   -       |   -  |  10 |   -       |   -  |   - |
|   | мониторинга сейсмической     |              |           |      |     |           |      |     |           |      |     |
|   | устойчивости жилых домов,    |              |           |      |     |           |      |     |           |      |     |
|   | жизненно важных объектов и   |              |           |      |     |           |      |     |           |      |     |
|   | сооружений с массовым        |              |           |      |     |           |      |     |           |      |     |
|   | сосредоточением людей,       |              |           |      |     |           |      |     |           |      |     |
|   | разработка специальных мер   |              |           |      |     |           |      |     |           |      |     |
|   | сейсмической защиты          |              |           |      |     |           |      |     |           |      |     |
|---|------------------------------|--------------|-----------|------|-----|-----------|------|-----|-----------|------|-----|
| 3.| Разработка и реализация      | 71691        | 47800     |   -  |  -  | 21891     |   -  |  -  |  2000     |   -  |  -  |
|   | практических мер по          |              |           |      |     |           |      |     |           |      |     |
|   | повышению сейсмической       |              |           |      |     |           |      |     |           |      |     |
|   | устойчивости жилых домов,    |              |           |      |     |           |      |     |           |      |     |
|   | жизненно важных объектов     |              |           |      |     |           |      |     |           |      |     |
|   | Российской Федерации (в том  |              |           |      |     |           |      |     |           |      |     |
|   | числе критически важных      |              |           |      |     |           |      |     |           |      |     |
|   | объектов, систем             |              |           |      |     |           |      |     |           |      |     |
|   | энергоснабжения,             |              |           |      |     |           |      |     |           |      |     |
|   | коммунальной                 |              |           |      |     |           |      |     |           |      |     |
|   | инфраструктуры, объектов     |              |           |      |     |           |      |     |           |      |     |
|   | системы реагирования в       |              |           |      |     |           |      |     |           |      |     |
|   | чрезвычайных ситуациях) и    |              |           |      |     |           |      |     |           |      |     |
|   | сооружений с массовым        |              |           |      |     |           |      |     |           |      |     |
|   | сосредоточением людей        |              |           |      |     |           |      |     |           |      |     |
|---|------------------------------|--------------|-----------|------|-----|-----------|------|-----|-----------|------|-----|
| 4.| Развитие системы             |   213        |   -       |   -  | 116 |   -       |   -  | 97  |   -       |   -  |   - |
|   | информационного обеспечения  |              |           |      |     |           |      |     |           |      |     |
|   | и ситуационного анализа      |              |           |      |     |           |      |     |           |      |     |
|   | сейсмических рисков          |              |           |      |     |           |      |     |           |      |     |
|   | устойчивости зданий и        |              |           |      |     |           |      |     |           |      |     |
|   | сооружений                   |              |           |      |     |           |      |     |           |      |     |
|---|------------------------------|--------------|-----------|------|-----|-----------|------|-----|-----------|------|-----|
|   | Всего по Программе           | 72000        | 47800     |   -  | 200 | 21891     |   -  | 109 |  2000     |   -  |  -  |
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


                                                        Приложение N 4

                                       к Концепции федеральной целевой
                                     программы "Повышение устойчивости
                                        жилых домов, основных объектов
                                             и систем жизнеобеспечения
                                                в сейсмических районах
                                                  Российской Федерации
                                                  на 2009 - 2013 годы"

                                ОБЪЕМЫ
               ФИНАНСИРОВАНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ
         И ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ РАБОТ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ
        ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ЖИЛЫХ ДОМОВ,
             ОСНОВНЫХ ОБЪЕКТОВ И СИСТЕМ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ
             В СЕЙСМИЧЕСКИХ РАЙОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                         НА 2009 - 2013 ГОДЫ"

                                                         (млн. рублей)
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|   |                                     |  2009 - 2013               |                                                     В том числе                                                                 |
|   |                                     |  годы - всего              |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|   |                                     |                            |   2009 год              |   2010 год              |   2011 год               |   2012 год              |   2013 год             |
|   |                                     |----------------------------|-------------------------+-------------------------|--------------------------|-------------------------|------------------------|
|   |                                     | общий объем   |в том числе | федеральный | бюджеты   | федеральный | бюджеты   | федеральный | бюджеты    | федеральный | бюджеты   |федеральный | бюджеты   |
|   |                                     | финансирования|средства    | бюджет      | субъектов | бюджет      | субъектов | бюджет      | субъектов  | бюджет      | субъектов |бюджет      | субъектов |
|   |                                     |               |федерального|             | Российской|             | Российской|             | Российской |             | Российской|            | Российской|
|   |                                     |               |бюджета     |             | Федерации |             | Федерации |             | Федерации  |             | Федерации |            | Федерации |
|---|-------------------------------------|---------------|------------|-------------|-----------|-------------|-----------|-------------|------------|-------------|-----------|------------|-----------|
| 1.| Исследование прикладной             |   10          |  10        | 5,5         |  -        | 4,5         |  -        |  -          |  -         |  -          |  -        |  -         |   -       |
|   | эффективности шкал,                 |               |            |             |           |             |           |             |            |             |           |            |           |
|   | применяемых в мировой практике      |               |            |             |           |             |           |             |            |             |           |            |           |
|   | для целей сейсмической оценки и     |               |            |             |           |             |           |             |            |             |           |            |           |
|   | нормативно-правового                |               |            |             |           |             |           |             |            |             |           |            |           |
|   | регулирования, создание и           |               |            |             |           |             |           |             |            |             |           |            |           |
|   | апробирование новой                 |               |            |             |           |             |           |             |            |             |           |            |           |
|   | макросейсмической шкалы,            |               |            |             |           |             |           |             |            |             |           |            |           |
|   | учитывающей геологические           |               |            |             |           |             |           |             |            |             |           |            |           |
|   | проявления землетрясений,           |               |            |             |           |             |           |             |            |             |           |            |           |
|   | разработка требований по            |               |            |             |           |             |           |             |            |             |           |            |           |
|   | применению сейсмической шкалы       |               |            |             |           |             |           |             |            |             |           |            |           |
|   | в проектировании и                  |               |            |             |           |             |           |             |            |             |           |            |           |
|   | строительстве                       |               |            |             |           |             |           |             |            |             |           |            |           |
|---|-------------------------------------|---------------|------------|-------------|-----------|-------------|-----------|-------------|------------|-------------|-----------|------------|-----------|
| 2.| Разработка методики, критериев и    |   14          |  14        | 4,5         |  -        | 3,5         |  -        |  3          |  -         |  2          |  -        |   1        |   -       |
|   | процедур оценки дефицита            |               |            |             |           |             |           |             |            |             |           |            |           |
|   | сейсмостойкости зданий и            |               |            |             |           |             |           |             |            |             |           |            |           |
|   | сооружений в системах               |               |            |             |           |             |           |             |            |             |           |            |           |
|   | жизнеобеспечения                    |               |            |             |           |             |           |             |            |             |           |            |           |
|---|-------------------------------------|---------------|------------|-------------|-----------|-------------|-----------|-------------|------------|-------------|-----------|------------|-----------|
| 3.| Разработка территориальных схем     |   110         |  16        |  8          |  15       |  8          |  29       |  -          |  30        |  -          |  20       |  -         |   -       |
|   | оценки уровней риска и              |               |            |             |           |             |           |             |            |             |           |            |           |
|   | сейсмостойкости зданий и            |               |            |             |           |             |           |             |            |             |           |            |           |
|   | сооружений                          |               |            |             |           |             |           |             |            |             |           |            |           |
|---|-------------------------------------|---------------|------------|-------------|-----------|-------------|-----------|-------------|------------|-------------|-----------|------------|-----------|
| 4.| Разработка основных элементов и     |  16,5         | 16,5       |  3          |  -        |  4          |  -        | 3,5         |  -         |  3          |  -        |  3         |   -       |
|   | порядка проведения оценки           |               |            |             |           |             |           |             |            |             |           |            |           |
|   | сейсмических рисков на              |               |            |             |           |             |           |             |            |             |           |            |           |
|   | земельных участках,                 |               |            |             |           |             |           |             |            |             |           |            |           |
|   | предоставляемых для                 |               |            |             |           |             |           |             |            |             |           |            |           |
|   | строительства объектов              |               |            |             |           |             |           |             |            |             |           |            |           |
|   | экономики и инфраструктуры          |               |            |             |           |             |           |             |            |             |           |            |           |
|---|-------------------------------------|---------------|------------|-------------|-----------|-------------|-----------|-------------|------------|-------------|-----------|------------|-----------|
| 5.| Разработка порядка и процедур       |  18,5         | 16,5       | 4,5         |  -        | 5,5         |  -        | 4,5         |  2         |  2          |  -        |  -         |   -       |
|   | осуществления мониторинга           |               |            |             |           |             |           |             |            |             |           |            |           |
|   | сейсмического риска на              |               |            |             |           |             |           |             |            |             |           |            |           |
|   | критически важных объектах          |               |            |             |           |             |           |             |            |             |           |            |           |
|---|-------------------------------------|---------------|------------|-------------|-----------|-------------|-----------|-------------|------------|-------------|-----------|------------|-----------|
| 6.| Создание и обеспечение              |   113         | 100        |  20         |  6        |  25         |  1        |  25         |  1         |  30         |   3       |   -        |   2       |
|   | функционирования единой             |               |            |             |           |             |           |             |            |             |           |            |           |
|   | информационной базы данных          |               |            |             |           |             |           |             |            |             |           |            |           |
|   | "Сейсмобезопасность России"         |               |            |             |           |             |           |             |            |             |           |            |           |
|   | с региональными и тематическими     |               |            |             |           |             |           |             |            |             |           |            |           |
|   | разделами, уточняющими              |               |            |             |           |             |           |             |            |             |           |            |           |
|   | исходную сейсмичность и             |               |            |             |           |             |           |             |            |             |           |            |           |
|   | сейсмический риск в                 |               |            |             |           |             |           |             |            |             |           |            |           |
|   | информационной системе              |               |            |             |           |             |           |             |            |             |           |            |           |
|   | обеспечения градостроительной       |               |            |             |           |             |           |             |            |             |           |            |           |
|   | деятельности                        |               |            |             |           |             |           |             |            |             |           |            |           |
|---|-------------------------------------|---------------|------------|-------------|-----------|-------------|-----------|-------------|------------|-------------|-----------|------------|-----------|
| 7.| Развитие механизмов страхования     |  10,5         | 10,5       | 2,5         |  -        |  3          |  -        |  4          |  -         |  1          |   -       |   -        |   -       |
|   | жизненно важных объектов с          |               |            |             |           |             |           |             |            |             |           |            |           |
|   | учетом уровня сейсмических          |               |            |             |           |             |           |             |            |             |           |            |           |
|   | рисков                              |               |            |             |           |             |           |             |            |             |           |            |           |
|---|-------------------------------------|---------------|------------|-------------|-----------|-------------|-----------|-------------|------------|-------------|-----------|------------|-----------|
| 8.| Развитие экспериментальной базы     |  16,5         | 16,5       |  3          |  -        |  4          |  -        | 4,5         |  -         |  3          |  -        |  2         |   -       |
|   | моделирования сценарных             |               |            |             |           |             |           |             |            |             |           |            |           |
|   | условий воздействия                 |               |            |             |           |             |           |             |            |             |           |            |           |
|   | сейсмических событий на             |               |            |             |           |             |           |             |            |             |           |            |           |
|   | элементы конструкций зданий и       |               |            |             |           |             |           |             |            |             |           |            |           |
|   | сооружений                          |               |            |             |           |             |           |             |            |             |           |            |           |
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Оглавление