ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО
www.businesspravo.ru
Оглавление

    

                             РАСПОРЯЖЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                          15 августа 2008 г.
                               N 1193-р

                                 (Д)


     1. Одобрить прилагаемую Концепцию действий на рынке труда на 2008
- 2010 годы.
     2.  Минздравсоцразвития  России  разработать  в  3-месячный  срок
совместно  с  заинтересованными  федеральными  органами исполнительной
власти  и  внести  в  Правительство  Российской Федерации проект плана
мероприятий  по реализации Концепции действий на рынке труда на 2008 -
2010 годы.
     3.   Федеральным   органам   исполнительной   власти   и  органам
исполнительной  власти субъектов Российской Федерации при разработке и
осуществлении  мероприятий,  оказывающих воздействие на развитие рынка
труда,  руководствоваться Концепцией действий на рынке труда на 2008 -
2010 годы.

Председатель Правительства
Российской Федерации
                                                               В.ПУТИН
15 августа 2008 г.
N 1193-р


                                                              ОДОБРЕНА
                                           распоряжением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                               от 15 августа 2008 года
                                                              N 1193-р

                              КОНЦЕПЦИЯ
             ДЕЙСТВИЙ НА РЫНКЕ ТРУДА НА 2008 - 2010 ГОДЫ

             I. Предпосылки разработки Концепции действий
                  на рынке труда на 2008 - 2010 годы

       1. Социально-экономическое развитие Российской Федерации
                     и перспективы его ускорения

     В  Российской  Федерации  сформировались  к  2008  году тенденции
устойчивого   социально-экономического  роста.  В  2007  году  прирост
валового   внутреннего  продукта  составил  8,1  процента,  при  росте
инвестиций в основной капитал - 21,1 процента.
     Структурная  перестройка  экономики,  рост инвестиций и повышение
потребительского   спроса   обусловили   повышение   спроса  на  труд.
Численность занятых в экономике возросла за 2003 - 2007 годы с 66 млн.
человек  до  70,6  млн.  человек.  Общая  численность  безработных  за
указанный период сократилась с 6,2 млн. человек до 4,6 млн. человек.
     В 2008 - 2010 годах прогнозируется стабильный прирост инвестиций,
ожидаемый   как   за  счет  частного  капитала,  так  и  в  результате
государственных вложений. Предполагается продолжение роста иностранных
инвестиций в экономику страны.
     Перечисленные     выше     макроэкономические    факторы    будут
способствовать  дальнейшему  увеличению  объемов  производства  и, как
следствие, росту потребности работодателей в рабочей силе.
     Приоритетными    задачами    социально-экономической    политики,
направленной   на   развитие   рынка  труда,  повышение  эффективности
действующих и создание новых рабочих мест, являются:
     реализация    инвестиционных    и    инновационных   проектов   в
высокотехнологичных сферах экономики;
     формирование  и  развитие  производственных  кластеров,  а  также
развитие энергетики, промышленности и транспортной инфраструктуры;
     развитие  и  модернизация  образования, здравоохранения, жилищной
сферы и агропромышленного комплекса;
     создание   и   совершенствование  рыночных  институтов,  а  также
развитие малого предпринимательства.
     В    связи    с    этим   возникает   необходимость   обеспечения
модернизируемых   и   вновь   создаваемых  рабочих  мест  необходимыми
квалифицированными кадрами.
     Предстоящее вступление Российской Федерации во Всемирную торговую
организацию  и  открытие  внутреннего  рынка  страны  для  иностранных
компаний  потребует  от российских организаций существенного повышения
качества выпускаемых товаров и оказываемых услуг.
     Для  обеспечения  конкурентоспособности  российских организаций в
новых  условиях  необходима реструктуризация и диверсификация отраслей
экономики,  что  повлечет  за  собой  изменение  сложившейся структуры
занятости  населения  и будет сопровождаться сокращением неэффективных
рабочих  мест  и  высвобождением  работников, расширением сферы услуг,
развитием  инновационных  направлений  деятельности  и  возникновением
новых профессий.
     В   связи   с   процессами   глобализации   экономики  обострится
конкуренция  на  рынке  квалифицированной  рабочей силы. Наблюдаемые в
западноевропейских   странах   негативные   демографические  тенденции
предположительно  обусловят повышение спроса в этих странах на рабочую
силу  из  стран  Содружества  Независимых  Государств,  в том числе из
Российской Федерации.

              2. Перспективные демографические тенденции

     В   связи   с   реализацией  Концепции  демографической  политики
Российской  Федерации  на  период  до  2025  года, утвержденной Указом
Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351, ожидается
улучшение  демографической  ситуации в 2008 - 2010 годах за счет роста
числа   родившихся,   снижения   смертности   населения  и  увеличения
миграционного прироста.
     Вместе  с тем вследствие изменения возрастной структуры населения
тенденция  снижения  численности  населения  трудоспособного  возраста
сохранится.
     Ожидаемые рост рождаемости и старение населения приведут к выходу
с  рынка  труда  молодых  женщин  в  связи  с  рождением ребенка и лиц
старшего возраста.
     По  среднесрочному  прогнозу  в  2010  году  численность  граждан
трудоспособного  возраста  составит 87,6 млн. человек, что на 2,6 млн.
человек (на 2,9 процента) меньше, чем в 2006 году.
     Сокращение   численности   населения   трудоспособного  возраста,
являясь  причиной  возникновения  дефицита  трудовых  ресурсов, станет
существенным ограничением для ускорения темпов экономического роста.

                3. Территориальные диспропорции спроса
                     и предложения на рынке труда

     Усугублению  проблемы  дефицита  трудовых  ресурсов  способствует
современное   распределение   производительных   сил   в  сочетании  с
локализацией  региональных  рынков труда и низкой мобильностью рабочей
силы.
     В    настоящее    время    распределение   производительных   сил
характеризуется следующими тенденциями:
     концентрация  спроса  и  предложения  рабочей  силы в центральных
районах   страны.   В   организации   субъектов  Российской  Федерации
Центрального  федерального округа в I квартале 2008 г. были приняты на
работу  свыше  730  тыс.  человек, или 26,8 процента общей численности
вновь  принятых  работников в Российской Федерации. При этом около 380
тыс.  рабочих  мест в организациях оставались вакантными (3,7 процента
списочной  численности  работников).  В 2007 году миграционный прирост
населения  в  округе  составил  162 тыс. человек, из них почти 70 тыс.
человек в Московской обл. и более 50 тыс. человек в г. Москве;
     отток  трудоспособного  населения  из  районов  Сибири и Дальнего
Востока.  За  2002  -  2007 годы из этих районов выбыло свыше 740 тыс.
человек,   из   которых   около   75   процентов  составляли  граждане
трудоспособного возраста;
     значительное  превышение  предложения рабочей силы над спросом на
нее  в  республиках  Северного  Кавказа.  В  2007  году  в  Республике
Дагестан,  Республике Ингушетия и Чеченской Республике не имели работы
от  20  до  50  процентов  трудоспособного  населения.  Доля длительно
безработных в указанных республиках составляет свыше 60 процентов.
     Таким  образом,  дезинтеграционные  процессы  на  рынке  труда  в
отдельных  субъектах  Российской  Федерации  обусловливают  сохранение
очагов  застойной  безработицы,  в то время как в ряде регионов страны
наблюдается нехватка рабочей силы.

           4. Структурные диспропорции спроса и предложения
                            на рынке труда

     Модернизация производства, расширение применения новых наукоемких
технологий и  их  развитие  приводят  к  изменению  профессионально  -
квалификационной структуры спроса на рынке труда, повышению требований
работодателей к качеству рабочей силы.
     Несоответствие структуры профессионального образования актуальным
и перспективным потребностям рынка труда по квалификационному уровню и
профессиональной структуре привели к нехватке квалифицированных кадров
по ряду профессий и специальностей.
     Структура  профессионального  образования смещена в пользу высшей
школы. С начала 90-х годов число вузов в Российской Федерации возросло
в  2  раза,  а  численность  студентов - в 2,6 раза. Доля лиц с высшим
образованием  среди  занятого  в экономике населения в настоящее время
составляет  27,8  процента.  В  то же время спрос на квалифицированных
рабочих   и   специалистов  остается  неудовлетворенным  и  продолжает
возрастать.
     Несбалансированность объемов и профилей подготовки специалистов с
потребностями   рынка   труда   в  ряде  случаев  усугубляют  проблемы
трудоустройства   выпускников   образовательных  учреждений  (особенно
коммерческого сектора профессионального образования).
     Из  1,7  млн. студентов, поступивших в вузы в 2007 году, лишь 569
тыс.  человек  (33,5  процента)  проходят  обучение  за счет бюджетных
средств  с  преимуществом  трудоустройства после окончания обучения. В
настоящее  время  около  834  тыс. человек (37,9 процента), окончивших
образовательные  учреждения,  из  числа  молодежи в возрасте до 29 лет
являются безработными.
     В  этой  связи профессиональная ориентация молодежи должна играть
более  существенную  роль  при  формировании спроса на образовательные
услуги,  обусловливая  тем  самым  более высокую занятость выпускников
образовательных  учреждений  и  обеспеченность  экономики необходимыми
кадровыми ресурсами.
     Низкий  уровень  оплаты  труда  в ряде отраслей приводит к оттоку
квалифицированных  кадров  в другие сектора экономики, снижению спроса
на  профессиональное образование по низкооплачиваемым специальностям и
невозможности восполнить кадровый дефицит в перспективе.
     В свою очередь, низкое качество рабочих мест оказывает негативное
влияние на функционирование рынка труда и приводит к высокой текучести
и  нехватке  рабочей  силы  на работах, связанных с тяжелым физическим
трудом,  вредными  и  опасными  условиями  труда,  к  потере  кадровых
ресурсов  в  связи с производственным травматизмом и профессиональными
заболеваниями.
     Уровень   травматизма  со  смертельным  исходом  на  производстве
ежегодно   сокращается   (за   2007   год  от  несчастных  случаев  на
производстве  погибли  2,9  тыс.  человек,  за  2005  год  -  3,1 тыс.
человек),  однако  он  существенно  превышает аналогичные показатели в
европейских странах.
     Продолжается рост численности работников, занятых на производстве
в  условиях,  не  отвечающих санитарно-гигиеническим нормам. С 1997 по
2006 год этот показатель вырос с 17,1 до 24,9 процента.

             II. Цели, задачи и приоритетные направления
                  государственной политики в области
                      регулирования рынка труда

     Концепцией   действий  на  рынке  труда  на  2003  -  2005  годы,
одобренной  распоряжением  Правительства Российской Федерации от 6 мая
2003 г. N 568-р, в качестве ключевой задачи государственной политики в
области  регулирования  рынка  труда  была определена реализация мер в
социально-трудовой  сфере,  позволяющих  в  последующем  в качественно
новых   экономических   условиях   повысить   эффективность  занятости
населения.
     Основываясь  на  принципе  преемственности  стратегической  цели,
государственная  политика в области регулирования рынка труда в 2008 -
2010  годах  будет  направлена  на  создание правовых, экономических и
институциональных   условий   для  повышения  эффективности  занятости
населения.
     Основными    задачами    государственной   политики   в   области
регулирования рынка труда являются:
     содействие  в  реализации  прав граждан на свободное распоряжение
своими  способностями  к труду и достойный труд по свободно выбранному
роду деятельности и профессии;
     обеспечение реализации прав граждан на защиту от безработицы;
     обеспечение  соблюдения прав в области охраны труда и его оплаты,
а   также  предотвращение  нарушений  прав  трудящихся,  в  том  числе
дискриминации в сфере труда;
     содействие  обеспечению работодателей рабочей силой в необходимом
количестве и требуемой квалификации.
     Решение  задач  по  содействию  занятости населения и обеспечению
экономики  и  социальной  сферы квалифицированными трудовыми ресурсами
предусматривается    обеспечить    путем    повышения    эффективности
функционирования  рынка  труда при соблюдении трудовых прав и гарантий
для граждан Российской Федерации.
     С  этой  целью  предполагается проведение модернизации механизмов
реализации   государственной  политики  на  рынке  труда  и  внедрение
инновационных   методов   государственного   регулирования  в  области
содействия занятости населения.
     Приоритетными  направлениями  государственной  политики в области
регулирования рынка труда являются:
     совершенствование законодательства Российской Федерации в области
содействия занятости населения;
     совершенствование  системы мониторинга и прогнозирования ситуации
на рынке труда;
     обеспечение  сбалансированности  профессионального  образования и
спроса на рабочую силу;
     развитие  региональных  рынков  труда и повышение территориальной
мобильности рабочей силы;
     развитие кадрового потенциала;
     оптимизация привлечения иностранной рабочей силы;
     стимулирование экономической активности населения;
     повышение качества рабочих мест.

                      III. Основные направления
                по реализации государственной политики
                 в области регулирования рынка труда

           1. Совершенствование законодательства Российской
          Федерации в области содействия занятости населения

     Совершенствование законодательства Российской Федерации в области
содействия  занятости населения должно отвечать современным тенденциям
в социально-трудовой сфере в связи с углублением различий в содержании
труда  и  формах  его  организации  в  различных  секторах  экономики,
обусловленных  диверсификацией  производства,  проведением структурных
реформ,  а  также созданием высокотехнологичных производств и объектов
инфраструктуры.
     Расширение  гибких  форм организации труда, способствующее спросу
на   рабочую   силу  и  сокращению  неформального  сектора  экономики,
предусматривается   одновременно  подкреплять  мерами  по  обеспечению
соблюдения законодательных норм.
     Совершенствование законодательства Российской Федерации в области
содействия  занятости  населения  будет  осуществляться  по  следующим
приоритетным направлениям:
     гармонизация  законодательства  Российской  Федерации  в  области
содействия занятости населения с международными нормами;
     совершенствование  законодательства  Российской Федерации в целях
повышения  гибкости  российского  рынка труда, включая законодательное
регулирование возникающих новых форм трудовых отношений;
     совершенствование  разграничения полномочий в сфере регулирования
рынка   труда  между  федеральными  органами  государственной  власти,
органами  государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации  и
органами местного самоуправления;
     совершенствование  механизма  реализации государственных гарантий
по   трудоустройству  безработных  граждан,  обладающих  недостаточной
конкурентоспособностью  на  рынке  труда  и испытывающих трудности при
трудоустройстве, включая инвалидов и женщин, имеющих малолетних детей;
     нормативно-правовое    обеспечение   внедрения   профессиональных
стандартов;
     реформирование   системы   государственной  социальной  поддержки
безработных  граждан  с  целью  стимулирования  их  к активному поиску
работы.

               2. Совершенствование системы мониторинга
              и прогнозирования ситуации на рынке труда

     Для  решения  задач  государственного  регулирования  рынка труда
необходимы  проведение  регулярного  мониторинга  спроса и предложения
рабочей силы и разработка прогноза спроса и предложения на рынке труда
Российской Федерации.
     Предполагается  осуществление мониторинга ситуации на рынке труда
по следующим направлениям:
     определение       профессионально-квалификационной      структуры
перспективной потребности работодателей в рабочей силе;
     определение величины и профессионально-квалификационной структуры
дополнительной  потребности  работодателей  в  рабочей  силе в связи с
реализацией стратегий социально-экономического развития, федеральных и
региональных   целевых  программ,  а  также  реализацией  приоритетных
национальных проектов;
     определение величины и профессионально-квалификационной структуры
предложения   рабочей   силы   на   рынке  труда  с  учетом  изменения
демографической  ситуации  и  сложившейся  структуры профессионального
образования.
     На   основе  результатов  мониторинга  ситуации  на  рынке  труда
предусматривается   разработка  на  федеральном  уровне  и  на  уровне
субъектов  Российской Федерации прогнозов спроса и предложения рабочей
силы  на  рынке труда в рамках профессионально-квалификационных групп,
видов   экономической   деятельности,   а   также   укрупненных  групп
специальностей   в   соответствии   с  Общероссийским  классификатором
специальностей по образованию.
     С  учетом  прогнозов  спроса  и предложения рабочей силы на рынке
труда   предусматривается  осуществлять  планирование  мероприятий  по
реализации  государственной  политики  в  области  регулирования рынка
труда,  включая  мероприятия  по повышению территориальной мобильности
трудовых   ресурсов   страны  и  привлечению  иностранных  работников,
уточнение  стратегий  и планов развития профессионального образования,
разработку программ профессиональной ориентации населения.
     На  основе  мониторинга  ситуации  на  рынке труда предполагается
формирование  и  ведение регистров получателей государственных услуг в
сфере   занятости   населения,   включающих  сведения  о  гражданах  и
работодателях,   обратившихся   в   государственную  службу  занятости
населения (далее - органы службы занятости).

                  3. Обеспечение сбалансированности
        профессионального образования и спроса на рабочую силу

     Для  обеспечения модернизируемых и вновь создаваемых рабочих мест
необходимыми   кадровыми  ресурсами  предусматривается  сбалансировать
структуру профессионального    образования    и    профессионально   -
квалификационную структуру спроса на  рабочую  силу  путем  реализации
следующих мер:
     пересмотр   направлений  и  уровней  профессиональной  подготовки
рабочих  кадров  и специалистов с учетом прогноза спроса и предложения
рабочей  силы  на  рынке  труда  с обеспечением соответствия структуры
профессионального   образования   потребностям  рынка  труда.  Органам
исполнительной   власти   субъектов  Российской  Федерации  необходимо
сосредоточить  внимание на подготовке рабочих кадров по общеотраслевым
профессиям,  потребность в которых не может быть удовлетворена за счет
имеющихся    трудовых    ресурсов.    Развитие    системы   начального
профессионального  образования предполагается ориентировать на решение
этой задачи;
     разработка     профессиональных     стандартов     по     уровням
профессионального   образования   в   соответствии   с   потребностями
работодателей,   введение  которых  будет  способствовать  обеспечению
взаимосвязи  рынка  труда и профессионального образования, определению
качественных   характеристик   запроса   (заказа)   работодателей   на
подготовку  рабочих  кадров  и специалистов, а также сформирует основу
для  сертификации  персонала,  способствующей созданию условий равного
доступа  граждан  к  отраслевым  и  профессиональным  рынкам  труда  и
повышению правовой защищенности работников при проведении аттестации;
     разработка целевых программ профессиональной ориентации молодежи,
способствующих  формированию  структуры  спроса  населения  на  услуги
профессионального  образования  в  соответствии  с потребностями рынка
труда;
     организация  в  2008  - 2010 годах информационно-пропагандистских
кампаний  по  повышению  престижа  рабочих  профессий с использованием
средств  массовой информации и современных информационных технологий в
целях   информирования   общества   о   ситуации   на  рынке  труда  и
перспективных  потребностях  экономики  в  кадрах,  а  также повышения
профессиональной ориентированности молодежи.

                4. Развитие региональных рынков труда
         и повышение территориальной мобильности рабочей силы

     В   целях   развития   региональных   рынков  труда  и  повышения
территориальной мобильности рабочей силы предусматривается:
     формирование   механизмов,  мотивирующих  органы  государственной
власти субъектов Российской Федерации на осуществление мер по развитию
трудовых   ресурсов,   разработку   и   реализацию  активных  программ
содействия занятости населения;
     осуществление  комплекса  мер  по  регулированию  рынка  труда  в
районах Сибири и Дальнего Востока и созданию благоприятных условий для
привлечения в эти районы квалифицированных трудовых ресурсов из других
субъектов Российской Федерации и зарубежных стран;
     осуществление  дополнительных мероприятий по содействию занятости
населения  в  республиках Северного Кавказа на основе создания рабочих
мест  в  основных  сферах  экономической деятельности, развития малого
предпринимательства   и  самозанятости  населения,  а  также  развития
национальных промыслов и ремесел;
     осуществление   комплекса   мер   по   устранению   экономических
ограничений, сдерживающих перемещение российских граждан по территории
страны   (иногородних   работников)  в  целях  осуществления  трудовой
деятельности;
     использование    информационных    коммуникационных   технологий,
позволяющих  гражданам самим получать доступ к интересующей информации
и прочим справочным материалам о возможностях трудоустройства, а также
следить за появляющимися вакансиями.
     В  целях  создания  благоприятных условий для привлечения рабочей
силы  в  субъекты Российской Федерации, испытывающие нехватку трудовых
ресурсов,  необходимо расширить доступ граждан к рынку жилья на основе
реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное
жилье - гражданам России".
     В  целях  решения проблем, возникающих при перемещении работников
по   стране,   предусматриваются  такие  меры,  как  совершенствование
процедуры  их  регистрации по месту временного пребывания, обеспечение
временным  жильем, легализация трудовой деятельности и защита трудовых
прав, а также доступ к объектам социальной сферы.
     Предполагается   расширить  содействие  безработным  гражданам  и
членам   их   семей   в  переезде  в  субъекты  Российской  Федерации,
испытывающие  нехватку рабочей силы, в том числе в сельскую местность,
в  целях трудоустройства, а также в осуществлении их профессионального
обучения  по  востребованным  на  рынке труда профессиям. В этой связи
необходимо пересмотреть перечень возмещаемых затрат и размеры оказания
финансовой помощи переселяющимся семьям.

                   5. Развитие кадрового потенциала

     Реализация  инвестиционных  и  инновационных  проектов,  развитие
отраслей  экономики,  а  также  реализация  приоритетных  национальных
проектов потребуют скоординированных действий со стороны государства и
бизнеса  по  созданию  новых  рабочих  мест и их обеспечению кадровыми
ресурсами.
     Приоритетными  направлениями,  по  которым  будет  осуществляться
взаимовыгодное   сотрудничество  органов  исполнительной  власти  всех
уровней  с  работодателями  в  целях  развития  кадрового  потенциала,
являются   привлечение   молодежи   к   освоению   рабочих  профессий,
предотвращение потерь квалифицированных кадров и содействие инициативе
по сохранению и развитию кадрового потенциала организаций.
     Ключевым  направлением взаимовыгодного сотрудничества государства
и  бизнеса  должно  стать привлечение молодежи в учреждения начального
профессионального  образования  в  целях  освоения рабочих профессий и
последующего  трудоустройства  в  организации,  испытывающие  нехватку
квалифицированных рабочих.
     Основываясь   на  договорных  принципах,  необходимо  реализовать
интересы    всех   участников   такого   сотрудничества.   Государство
заинтересовано  в  снижении риска возникновения безработицы, повышении
эффективности   бюджетных   расходов   на  начальное  профессиональное
образование,  работодатель  -  в обеспечении производства необходимыми
рабочими  кадрами  в  достаточном количестве и требуемой квалификации,
работники  - в реализации возможности получения профессии, дальнейшего
трудоустройства, получении содействия в найме или приобретении жилья.
     В   этой   связи   необходимо   принятие   действенных   мер   по
предотвращению  негативных  последствий реструктуризации и банкротства
организаций, сопровождаемых значительным высвобождением рабочей силы.
     Усилия   работодателей   должны  быть  направлены  на  участие  в
разработке  и  осуществлении  адресных  проектов,  включающих  в  себя
профессиональное  обучение,  переобучение  и повышение квалификации, а
также  содействие  в  переезде  высвобождаемых  работников и членов их
семей в другую местность в целях трудоустройства.
     Со  стороны  государства  предусматривается поощрение и поддержка
инициатив   бизнеса  по  развитию  кадрового  потенциала  организаций,
включая   профессиональную   подготовку,  переподготовку  и  повышение
квалификации персонала на базе организаций.
     Расширение  компетенции работников путем освоения новых и смежных
профессий  позволит  существенно увеличить их конкурентоспособность на
рынке  труда,  что особенно важно для трудоустройства граждан, которые
имеют    ограничения    трудоспособности    вследствие   приобретенных
профессиональных заболеваний и трудовая деятельность которых в прежних
условиях нежелательна.
     Одним из направлений дальнейшего развития частно-государственного
партнерства  в  развитии  кадрового  потенциала  организаций  является
участие  бизнеса  в разработке и реализации отраслевых и межотраслевых
программ подготовки специалистов.
     В   целях   стимулирования  работодателей  к  развитию  кадрового
потенциала     посредством     использования    рыночных    механизмов
предполагается  проведение  добровольной  сертификации  организаций по
результатам  их деятельности по развитию персонала. Такая сертификация
сфокусирует  внимание  владельцев  и руководителей бизнеса на развитии
трудовых   ресурсов  организаций  и  оценит  систему  управления  ими.
Добровольную        сертификацию        предполагается       проводить
неправительственными или общественными организациями.
     В   условиях  ускоряющегося  научного  и  технического  прогресса
работнику  необходимо  предоставить  возможность  широкого  доступа  к
постоянному  обновлению  знаний  и  умений,  качественной информации и
консультациям   относительно  возможностей  получения  образования  на
протяжении  всей  жизни,  а  также обеспечить максимальное приближение
процесса обучения к потребителю на основе использования информационных
и коммуникационных технологий.

          6. Оптимизация привлечения иностранных работников

     Регулирование  процессов  привлечения и использования иностранных
работников  в  Российской  Федерации  предусматривается осуществлять с
учетом  перспективных потребностей экономики страны и социальной сферы
в  трудовых ресурсах на основе принципа приоритетного права российских
граждан на трудоустройство.
     На  основе  прогноза  потребности  работодателей  в  рабочей силе
предполагается  сформировать перечень дефицитных профессий, по которым
не будет квотироваться привлечение иностранных работников.
     В  целях  защиты  интересов  российских  граждан  на  рынке труда
предусматривается  ежегодно  устанавливать допустимую долю иностранных
работников,   используемых  в  соответствующих  отраслях  экономики  и
социальной сфере.
     Решению  проблемы  обеспечения  субъектов  Российской  Федерации,
испытывающих   нехватку  рабочей  силы,  квалифицированными  трудовыми
ресурсами   способствует   реализация   Государственной  программы  по
оказанию  содействия  добровольному переселению в Российскую Федерацию
соотечественников,   проживающих   за   рубежом,  утвержденной  Указом
Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637.

         7. Стимулирование экономической активности населения

     В  условиях  сокращения  численности  населения  в трудоспособном
возрасте   ключевое   значение   приобретает  способность  максимально
эффективно    использовать   существующий   в   Российской   Федерации
человеческий потенциал, включая безработных граждан. Государство будет
содействовать   интеграции   в   рынок   труда   граждан,   обладающих
недостаточной  конкурентоспособностью  на  рынке  труда и испытывающих
трудности  в поиске работы (инвалиды, одинокие и многодетные родители,
воспитывающие  несовершеннолетних  детей и детей-инвалидов, выпускники
общеобразовательных     учреждений,     ищущие     работу     впервые,
несовершеннолетние   в   возрасте   от   14   до   18   лет,  граждане
предпенсионного  возраста,  потерявшие  работу,  женщины,  стремящиеся
возобновить   трудовую   деятельность  после  перерыва,  связанного  с
рождением  и воспитанием детей, граждане, уволенные с военной службы и
члены   их   семей,   граждане,   подвергшиеся  воздействию  радиации,
вынужденные переселенцы и другие).
     В    отношении    указанных    категорий    безработных   граждан
предусматривается  осуществление органами службы занятости специальных
программ, предусматривающих:
     оказание  услуг  по  информированию  о  ситуации  на рынке труда,
психологической поддержке и профессиональной ориентации;
     профессиональное  обучение, переобучение и повышение квалификации
по  профессиям  (специальностям), пользующимся спросом на рынке труда,
основанные на процедуре профилирования безработных граждан;
     организацию   временных   (общественных)  работ  и  стажировок  в
организациях,  а  также  оказание  материальной  поддержки  участникам
временных (общественных) работ и стажировок;
     содействие  в  переезде безработных граждан в другую местность, в
том числе сельскую местность, в целях трудоустройства.
     Предполагается   осуществление  кардинальных  мер  по  ликвидации
хронической  (застойной) безработицы, особенно в республиках Северного
Кавказа,  созданию условий для привлечения трудоспособного населения в
сельскую  местность,  способствующих  восполнению  трудовых ресурсов и
улучшению демографической ситуации в стране.
     Назрела  необходимость  пересмотра  системы  социальной поддержки
безработных  граждан,  имея  в  виду  прекращение  выполнения  функции
государственной  социальной  помощи  в  виде  пособия по безработице и
переход  на принципы социальной поддержки, стимулирующие безработных к
активному поиску работы.
     Социальная   поддержка   граждан   в  период  безработицы  должна
предоставляться  безработным  гражданам  при условии осуществления ими
активного   поиска  работы  и  участия  в  специальных  программах  по
содействию занятости, а также иметь ограничение по максимальному сроку
ее  получения  и  обеспечивать  в  период  ее получения удовлетворение
основных жизненных потребностей.

                  8. Повышение качества рабочих мест

     Решение  задач по повышению качества рабочих мест предусматривает
увеличение  оплаты труда и улучшение условий трудовой деятельности при
конструктивном и долгосрочном взаимодействии социальных партнеров.
     Отраслевые     (межотраслевые)     соглашения,    устанавливающие
минимальные   социально-трудовые   гарантии   на  уровне,  позволяющем
привлекать квалифицированную рабочую силу на российский рынок труда, а
также  перспективы  поэтапного  повышения  оплаты  труда  и социальных
гарантий,  должны  составлять  основу стратегических планов и программ
развития бизнеса.
     Перспективной   задачей   государства,   решение   которой  будет
способствовать  росту  заработной  платы,  в  том  числе  в  бюджетном
секторе,   является   переход  к  отраслевым  системам  оплаты  труда,
предполагающим  объединение  профессий рабочих и должностей служащих в
профессионально-квалификационные  группы в зависимости от требований к
уровню   образования   по   каждому   виду  деятельности.  Для  каждой
профессионально-квалификационной      группы      будет     установлен
гарантированный уровень оплаты труда.
     В   целях   создания  условий  для  безопасного  труда,  снижения
производственного   травматизма   и  профессиональной  заболеваемости,
сокращения  нарушений  прав работников в области охраны труда, а также
повышения   эффективности   мер  по  предупреждению  производственного
травматизма и профессиональных заболеваний необходимо:
     создание  современной и эффективной системы мониторинга состояния
условий и охраны труда на рабочих местах;
     повышение   эффективности   надзорно-контрольной  деятельности  в
области охраны труда;
     создание  новых  средств  индивидуальной  и  коллективной  защиты
работников,    а   также   приборов   контроля   вредных   и   опасных
производственных факторов;
     совершенствование  системы  образования  в  области  охраны труда
(создание региональных центров по обучению и стажировке в сфере охраны
труда  и  мобильных  учебных  классов,  а  также  разработка  программ
дистанционного обучения);
     совершенствование информационного обеспечения и пропаганды охраны
труда  (формирование  единой  автоматизированной  системы  мониторинга
производственного травматизма и профессиональной заболеваемости);
     содействие   в  улучшении  условий  труда  для  работников  малых
предприятий.

      IV. Совершенствование системы государственного управления
                 в области регулирования рынка труда

     Для эффективного решения задач по обеспечению экономики трудовыми
ресурсами и содействию занятости населения необходимо совершенствовать
государственное    управление    в    сфере    занятости    населения,
предусматривающее более широкое участие субъектов Российской Федерации
в регулировании рынка труда.
     Передача  полномочий  Российской  Федерации  в области содействия
занятости   населения   субъектам  Российской  Федерации  способствует
повышению   эффективности   реализуемых   мероприятий   по  содействию
занятости населения:
     за  счет  более  гибкого  и  адресного механизма финансирования и
оказания   государственных   услуг  по  содействию  в  трудоустройстве
безработным гражданам. Средства на осуществление переданных полномочий
предусматриваются  в  федеральном  бюджете  в  виде субвенций бюджетам
субъектов Российской Федерации;
     за счет координации территориальных программ содействия занятости
населения     с     региональными     стратегиями     и    программами
социально-экономического развития и инвестиционными проектами;
     за   счет   возможности  установления  дополнительных  социальных
гарантий  и  расширения  перечня государственных услуг по содействию в
трудоустройстве  безработных граждан с использованием средств бюджетов
субъектов   Российской   Федерации.   Органы   государственной  власти
субъектов   Российской   Федерации   вправе  дополнительно  направлять
собственные  средства  на  финансирование  мероприятий  по  содействию
занятости населения.
     На     федеральном     уровне     предполагается    осуществление
нормативно-правового   регулирования,   стратегического  планирования,
контроля  и  надзора  за осуществлением органами исполнительной власти
субъектов   Российской   Федерации  переданных  полномочий  в  области
содействия занятости населения.
     Федеральными  органами  исполнительной  власти с участием органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусматривается
решение следующих задач:
     мониторинг   ситуации  на  рынке  труда  в  субъектах  Российской
Федерации  и  разработка прогноза спроса и предложения на региональных
рынках труда для определенной профессионально-квалификационной группы;
     регулирование   распределения  трудовых  ресурсов,  разработка  и
реализация программ повышения территориальной мобильности рабочей силы
и регулирование привлечения и использования иностранной рабочей силы;
     разработка  и  реализация  программ по информированию населения о
ситуации  на  рынке  труда  и  профессиональной ориентации молодежи, а
также  осуществление  проектов,  направленных на популяризацию рабочих
профессий.
     В  целях  повышения гибкости рынка труда заинтересованным органам
исполнительной   власти   всех   уровней   необходимо   способствовать
дальнейшему  развитию  форм  и  методов  оказания  услуг по содействию
занятости   населения   и  обеспечению  работодателей  рабочей  силой,
координации  деятельности органов службы занятости и негосударственных
организаций,  оказывающих  услуги в сфере занятости населения, а также
содействовать  формированию  единого  информационного  пространства  и
утверждению  стандартов  качества  оказания услуг в области содействия
занятости населения.

             V. Ожидаемые результаты реализации Концепции

     Реализация   положений,   предусмотренных  настоящей  Концепцией,
позволит  существенно  улучшить  ситуацию  на рынке труда в Российской
Федерации,  снизить  уровень  общей  безработицы  до  5  - 6 процентов
экономически активного населения.
     Повышение  гибкости  рынка  труда будет способствовать расширению
возможностей  реализации  прав  граждан  на достойный труд по свободно
выбранному роду деятельности и профессии.
     Повышение    взаимосвязи    рынка   труда   и   профессионального
образования,  а  также  развитие  межтерриториальной  и  межотраслевой
мобильности  трудовых  ресурсов  станут  одними  из важнейших факторов
содействия  обеспечению  работодателей  рабочей  силой  в  необходимом
количестве и требуемой квалификации.
     Предотвращению  дефицита  квалифицированных  кадров  будут  также
способствовать  меры  по  оптимизации  использования труда иностранных
работников  и  привлечению на постоянное место жительства в Российскую
Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
     Осуществление специальных программ занятости будет способствовать
интеграции  в рынок труда и эффективной занятости безработных граждан,
обладающих   недостаточной   конкурентоспособностью  на  рынке  труда,
испытывающих трудности при трудоустройстве.
     Предусмотренное  Концепцией  повышение  эффективности  контроля и
надзора  в  сфере  труда и занятости обеспечит существенное сокращение
нарушений  прав  трудящихся  в  области охраны и оплаты труда, а также
предотвращение дискриминации в сфере труда.
     Развитие  механизмов  социального  партнерства в целях содействия
занятости    населения,    повышения    качества    рабочих   мест   и
совершенствование  системы  оплаты  труда  будут  способствовать росту
уровня  заработной  платы  и  в  конечном счете повышению уровня жизни
населения Российской Федерации.
    
Оглавление


Печать
2003 - 2020 © НДП "Альянс Медиа"
Рейтинг@Mail.ru