ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР УЧРЕЖДЕНИЯ БЫЛ ПРИВЛЕЧЕН К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ПРЕДУСМОТРЕННОЙ В СТАТЬЕ 15.1 КОАП РФ ЗА НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА РАБОТЫ С ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТЬЮ И ПОРЯДКА ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ, ВЫРАЗИВШЕЕСЯ В НАКОПЛЕНИИ В КАССЕ НАЛИЧНЫХ ДЕН. Письмо. Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве. 23.04.08 09-10/039388@

              ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР УЧРЕЖДЕНИЯ БЫЛ ПРИВЛЕЧЕН
         К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ПРЕДУСМОТРЕННОЙ
          В СТАТЬЕ 15.1 КОАП РФ ЗА НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА РАБОТЫ
          С ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТЬЮ И ПОРЯДКА ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ
         ОПЕРАЦИЙ, ВЫРАЗИВШЕЕСЯ В НАКОПЛЕНИИ В КАССЕ НАЛИЧНЫХ
        ДЕНЕГ СВЕРХ УСТАНОВЛЕННЫХ ЛИМИТОВ. ВПРАВЕ ЛИ ИНСПЕКЦИЯ
           ПРЕКРАТИТЬ ПРОИЗВОДСТВО ПО ДАННОМУ ДЕЛУ В СВЯЗИ
              С ИСТЕЧЕНИЕМ СРОКА ДАВНОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К
        АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ? КАКОЙ СРОК ДАВНОСТИ
            ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
          УСТАНОВЛЕН ЗА СОВЕРШЕНИЕ УКАЗАННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ?

                                ПИСЬМО

         УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ

                          23 апреля 2008 г.
                           N 09-10/039388@

                                 (Д)


     Согласно  статье 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной
наличностью  и  порядка  ведения  кассовых  операций,  выразившееся  в
осуществлении  расчетов  наличными  деньгами  с  другими организациями
сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании)
в  кассу  денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных
денежных  средств,  а  равно в накоплении в кассе наличных денег сверх
установленных  лимитов,  влечет  наложение административного штрафа на
должностных  лиц  в размере от 4000 до 5000 руб., на юридических лиц -
от 40000 до 50000 руб.
     Банком  России от 05.01.98 N 14-П утверждено Положение о правилах
организации  наличного  денежного  обращения  на территории Российской
Федерации (далее - Положение).
     В соответствии с пунктом 2.5 Положения в кассах предприятий могут
храниться   наличные   деньги   в  пределах  лимитов,  устанавливаемых
обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями
этих предприятий.
     Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями
банков      ежегодно      всем      предприятиям     независимо     от
организационно-правовой  формы  и  сферы деятельности, имеющим кассу и
осуществляющим налично-денежные расчеты.
     По  предприятию,  не представившему расчет на установление лимита
остатка  наличных  денег в кассе ни в одно из обслуживающих учреждений
банка,   лимит   остатка   кассы   считается  нулевым,  а  не  сданная
предприятием в учреждения банков денежная наличность - сверхлимитной.
     Совет  директоров  Банка России от 22.09.93 N 40 утвердил Порядок
ведения кассовых операций в Российской Федерации (далее - Порядок).
     В  пункте  2.6  Положения  и  пункте  6  Порядка  определено, что
предприятия  обязаны  сдать  в  банк  всю  денежную  наличность  сверх
установленных  лимитов  остатка  наличных  денег  в  кассе в порядке и
сроки, согласованные с обслуживаемым банком.
     Согласно  пункту  2.6  Положения  и  пункту 9 Порядка предприятия
вправе  хранить  в  своих  кассах  наличные деньги сверх установленных
лимитов  только  для  оплаты  труда,  выплаты  пособий  по социальному
страхованию  и  стипендий  не  свыше  трех  рабочих дней, включая день
получения денег в кассе.
     Положение  и  Порядок не относятся к законодательству о налогах и
сборах,  которое  на  основании  статьи  1  НК  РФ  состоит из НК РФ и
принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
     Административное правонарушение, содержащееся в главе 15 КоАП РФ,
за  которое  предусмотрена  ответственность  в  статье  15.1  КоАП РФ,
относится к правонарушениям в сфере финансов.
     В  пункте  2  постановления  Пленума  ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 "О
некоторых   вопросах,   связанных   с  введением  в  действие  Кодекса
Российской  Федерации  об административных правонарушениях" и в пункте
23  постановления  Пленума  Верховного  суда  РФ от 24.10.2006 N 18 "О
некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части
Кодекса  Российской  Федерации  об  административных  правонарушениях"
установлено,  что административная ответственность в области налогов и
сборов предусмотрена в статьях 15.3-15.9 и 15.11 КоАП РФ.
     В  соответствии  со  статьей 4.5 КоАП РФ постановление по делу об
административном  правонарушении  не  может быть вынесено по истечении
двух  месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за
нарушение  законодательства  Российской Федерации о налогах и сборах -
по   истечении   одного   года  со  дня  совершения  административного
правонарушения.
     Следовательно,   срок  давности  привлечения  к  административной
ответственности  по  статье  15.1 КоАП РФ составляет два месяца со дня
совершения правонарушения.
     Из  представленных  материалов  следует,  что  нарушение  порядка
работы  с  денежной  наличностью  и порядка ведения кассовых операций,
выразившееся  в  накоплении в кассе наличных денег сверх установленных
лимитов, главным бухгалтером учреждения допущено в 33 случаях в период
с 10 июля по 13 декабря 2007 года.
     По  данным  фактам  3  марта  2008  года прокуратурой в отношении
указанного  должностного  лица  возбуждено 33 дела об административном
правонарушении,  предусмотренном  статьей 15.1 КоАП РФ. Материалы этих
дел  в соответствии со статьями 2.5, 23.5, 28.4 и 28.8 КоАП РФ 4 марта
2008 года были переданы в инспекцию для рассмотрения.
     Таким  образом, на момент возбуждения данных административных дел
и передачи их в инспекцию истек двухмесячный срок давности привлечения
главного бухгалтера учреждения к административной ответственности.
     В  соответствии  с  пунктом 6 статьи 24.5 КоАП РФ производство по
делу  об  административном  правонарушении  не  может  быть  начато, а
начатое  производство  подлежит прекращению в связи с истечением срока
давности привлечения к административной ответственности.
     Следовательно,   производство  по  указанным  делам  в  отношении
главного   бухгалтера   учреждения   17  марта  2008  года  прекращено
инспекцией обоснованно.

Заместитель
руководителя Управления
советник государственной
гражданской службы 2-го класса
                                                         Н.В. Прокаева
23 апреля 2008 г.
N 09-10/039388@