БАНК ЗАНИМАЕТСЯ БРОКЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ И ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ОПЕРАЦИИ ПО КУПЛЕ-ПРОДАЖЕ ЦЕННЫХ БУМАГ. КЛИЕНТАМИ БАНКА ЯВЛЯЮТСЯ РОССИЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ИНОСТРАННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, НЕ ИМЕЮЩИЕ В РФ ПОСТОЯННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА. НА КАКУЮ ДАТУ У БАНКА ВОЗНИКАЕТ О. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 18.08.08 03-03-06/2/106

              БАНК ЗАНИМАЕТСЯ БРОКЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ И
         ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ОПЕРАЦИИ ПО КУПЛЕ-ПРОДАЖЕ ЦЕННЫХ БУМАГ.
          КЛИЕНТАМИ БАНКА ЯВЛЯЮТСЯ РОССИЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И
         ИНОСТРАННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, НЕ ИМЕЮЩИЕ В РФ ПОСТОЯННОГО
          ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА. НА КАКУЮ ДАТУ У БАНКА ВОЗНИКАЕТ
         ОБЯЗАННОСТЬ НАЛОГОВОГО АГЕНТА ПО УДЕРЖАНИЮ НАЛОГА НА
          ПРИБЫЛЬ С ДОХОДОВ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: НА ДАТУ
        ПОСТУПЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НА СПЕЦИАЛЬНЫЙ БРОКЕРСКИЙ
        СЧЕТ ИЛИ НА ДАТУ ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НА СЧЕТ
        ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ? ЕСЛИ НАЛОГ СЛЕДУЕТ УДЕРЖИВАТЬ
         НА МОМЕНТ ПОСТУПЛЕНИЯ СРЕДСТВ НА БРОКЕРСКИЙ СЧЕТ, ТО
              КАК ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ НАЛОГОВАЯ БАЗА: ПО ИТОГАМ
           ОПЕРАЦИОННОГО ДНЯ ИЛИ ПО ИТОГАМ КАЖДОЙ СДЕЛКИ? В
             СЛУЧАЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ БАНКОМ В ТЕЧЕНИЕ ОДНОГО
         ОПЕРАЦИОННОГО ДНЯ ДВУХ И БОЛЕЕ СДЕЛОК ПО РЕАЛИЗАЦИИ
        АКЦИЙ РАЗЛИЧНЫХ ЭМИТЕНТОВ (ОДНОГО ЭМИТЕНТА) РОССИЙСКИХ
         ОРГАНИЗАЦИЙ ВПРАВЕ ЛИ БАНК ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ НАЛОГОВОЙ
          БАЗЫ В СООТВЕТСТВИИ С П. 4 СТ. 309 НК РФ УМЕНЬШИТЬ
        ДОХОД, ПОЛУЧЕННЫЙ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ АКЦИЙ ОДНОГО ЭМИТЕНТА,
         НА СУММУ УБЫТКОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ АКЦИЙ КАК
                  ЭТОГО ЖЕ, ТАК И ДРУГОГО ЭМИТЕНТОВ?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          18 августа 2008 г.
                           N 03-03-06/2/106

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо  по вопросам исчисления и удержания налоговым агентом налога на
прибыль  организаций  при  выплате  доходов  иностранной организации и
сообщает следующее.
     Согласно  пп.  5  п.  1  ст.  309  Налогового  кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) доходы, полученные иностранной организацией
от реализации акций (долей) российских организаций, более 50 процентов
активов  которых  состоит  из  недвижимого  имущества, находящегося на
территории  Российской  Федерации,  а  также  финансовых инструментов,
производных  от  таких  акций (долей), если получение таких доходов не
связано   с   предпринимательской   деятельностью   этой   иностранной
организации  через постоянное представительство в Российской Федерации
(далее  - доходы от реализации акций), относятся к доходам иностранной
организации  от источников в Российской Федерации и подлежат обложению
налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.
     На  основании  п.  1  ст.  310  Кодекса  налог  с  таких  доходов
исчисляется  и  удерживается  налоговым  агентом  при  каждой  выплате
доходов.
     В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ
"О   рынке   ценных  бумаг"  (далее  -  Закон)  брокерской  признается
деятельность   по  совершению  гражданско-правовых  сделок  с  ценными
бумагами  от  имени  и  за  счет клиента или от своего имени и за счет
клиента на основании возмездных договоров с клиентом.
     Согласно  требованиям  указанного  Закона  и  Постановлений  ФКЦБ
России   от  11.10.1999  N  9  "Об  утверждении  Правил  осуществления
брокерской  и  дилерской деятельности на рынке ценных бумаг Российской
Федерации"  и  от  13.08.2003  N 03-39/пс "О Положении о требованиях к
разделению  денежных средств брокера и денежных средств его клиентов и
обеспечению  прав клиентов при использовании денежных средств клиентов
в собственных интересах брокера" денежные средства клиента, полученные
для  инвестирования  в  ценные  бумаги,  а  также  денежные  средства,
полученные  по сделкам, должны храниться на отдельном банковском счете
(счетах),  открываемом  брокером  в кредитной организации (специальный
брокерский  счет).  Брокер  обязан вести учет денежных средств каждого
клиента,  находящихся  на  специальном  брокерском  счете  (счетах), и
отчитываться перед клиентом.
     Клиент   вправе   потребовать   возврата  всей  суммы  или  части
принадлежащих   ему   денежных  средств,  находящихся  на  специальном
брокерском   счете   (счетах).   Эти   денежные   средства   не  могут
использоваться   брокером  в  своих  интересах,  только  если  это  не
предусмотрено договором о брокерском обслуживании.
     Исходя  из  положений  ст.  ст.  309 и 310 Кодекса, у российского
банка,  выступающего  брокером  на рынке ценных бумаг и выплачивающего
доходы  от  реализации акций иностранной организации, при перечислении
денежных   средств  на  специальный  брокерский  счет  (счета)  данной
иностранной   организации   возникает   обязанность  по  исчислению  и
удержанию  налога  с указанных доходов. Такая обязанность возникает по
итогам  каждой  сделки  при  каждом  перечислении дохода от реализации
акций на специальный брокерский счет (счета).
     Пунктом  4  ст.  309  Кодекса  установлено,  что  при определении
налоговой  базы  по  доходам,  указанным  выше, из суммы таких доходов
могут  вычитаться  расходы,  предусмотренные ст. 280 Кодекса. При этом
применение  порядка формирования налоговой базы по операциям с ценными
бумагами,  предусмотренного  ст.  280  Кодекса (а также по результатам
одного  операционного  дня),  в  целях  ст.  ст.  309  и  310  Кодекса
указанными статьями не предусмотрено.
     В  связи  с  этим  в случае осуществления банком в течение одного
операционного  дня  двух  и  более  сделок по реализации акций (долей)
различных эмитентов (одного эмитента) - российских организаций банк не
вправе  уменьшить облагаемый доход, полученный в результате реализации
акций  (долей)  одного  эмитента,  на  сумму  убытков,  полученных при
реализации акций как этого же, так и других эмитентов.
     Одновременно  сообщаем,  что  настоящее  письмо  Департамента  не
содержит  правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные
предписания,  и не является нормативным правовым актом. В соответствии
с  Письмом  Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое
мнение  Департамента  имеет  информационно-разъяснительный характер по
вопросам  применения законодательства Российской Федерации о налогах и
сборах  и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о
налогах  и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в
настоящем письме.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                            И.В.ТРУНИН
18 августа 2008 г.
N 03-03-06/2/106