1. КАКОВ ПОРЯДОК УЧЕТА БАНКОМ РАСХОДОВ НА РАЗРАБОТКУ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВОВ ОБРАЗОВАНИЯ ОТХОДОВ И ЛИМИТОВ НА ИХ РАЗМЕЩЕНИЕ (ПНООЛР), В ТОМ ЧИСЛЕ РАСХОДОВ НА РАЗРАБОТКУ НОВЫХ ПНООЛР В СВЯЗИ С ИЗМЕНЕНИЕМ ОБЪЕМОВ ФАКТИЧЕСКОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ ПО ДЕЙСТВУЮЩИМ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМ БАНКА? 2. КАК ОТРАЗИТЬ В РАСХОДАХ ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ЗАТРАТЫ НА ОБНОВЛЕНИЕ ПРОГРАММ ДЛЯ ЭВМ, ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПРАВО ПОЛЬЗОВАНИЯ КОТОРЫМИ ПРИНАДЛЕЖИТ БАНКУ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 18 августа 2008 г. N 03-03-06/2/105 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета расходов на разработку проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и сообщает следующее. По первому вопросу. В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы комиссионных сборов и иных подобных расходов за выполненные сторонними организациями работы (предоставленные услуги). Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461, определяют порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. В соответствии с п. п. 4 и 11 вышеуказанных Правил индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, за исключением обращения с радиоактивными отходами, на основании Методических указаний, утверждаемых Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представляют указанные проекты на утверждение в территориальные органы уполномоченного органа. Лимиты на размещение отходов устанавливаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и организациями неизменности производственного процесса и используемого сырья. Проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение могут быть разработаны сторонней специализированной организацией. Таким образом, расходы на разработку проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, по нашему мнению, организация вправе учитывать для целей налогообложения прибыли организаций на основании пп. 3 п. 1 ст. 264 и пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ равномерно в течение срока их действия. В случае осуществления по каким-либо основаниям расходов на разработку новых проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение организация может единовременно учесть в расходах для целей налогообложения прибыли организаций расходы в виде разницы между общей суммой расходов на разработку старых проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и фактически учтенных расходов. По второму вопросу. В соответствии с пп. 2 п. 3 ст. 257 НК РФ к нематериальным активам относится исключительное право автора и иного правообладателя на использование программы для ЭВМ, базы данных. Согласно п. 2 ст. 258 НК РФ определение срока полезного использования объекта нематериальных активов производится исходя из срока действия патента, свидетельства и (или) из других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации или применимым законодательством иностранного государства, а также исходя из полезного срока использования нематериальных активов, обусловленного соответствующими договорами. Следовательно, расходы на приобретение исключительного права автора и иного правообладателя на использование программы для ЭВМ должны учитываться в расходах для целей налогообложения прибыли организаций в течение срока полезного использования вышеуказанного исключительного права. Подпунктом 26 п. 1 ст. 264 НК РФ установлено, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К указанным расходам также относятся расходы на приобретение исключительных прав на программы для ЭВМ стоимостью менее 10 000 руб. и обновление программ для ЭВМ и баз данных. Таким образом, расходы на обновление программы для ЭВМ, исключительное право пользование которой принадлежит организации, могут учитываться в расходах для целей налогообложения прибыли организаций на основании пп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ. Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России N 03-02-07/2-138 от 07.08.2007 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме. Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики И.В.ТРУНИН 18 августа 2008 г. N 03-03-06/2/105 |