1. КАКОВ ПОРЯДОК УЧЕТА БАНКОМ РАСХОДОВ НА РАЗРАБОТКУ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВОВ ОБРАЗОВАНИЯ ОТХОДОВ И ЛИМИТОВ НА ИХ РАЗМЕЩЕНИЕ (ПНООЛР), В ТОМ ЧИСЛЕ РАСХОДОВ НА РАЗРАБОТКУ НОВЫХ ПНООЛР В СВЯЗИ С ИЗМЕНЕНИЕМ ОБЪЕМОВ ФАКТИЧЕСКОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ ПО ДЕЙСТВУЮЩИМ ПОДР. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 18.08.08 03-03-06/2/105

         1. КАКОВ ПОРЯДОК УЧЕТА БАНКОМ РАСХОДОВ НА РАЗРАБОТКУ
         ПРОЕКТОВ НОРМАТИВОВ ОБРАЗОВАНИЯ ОТХОДОВ И ЛИМИТОВ НА
           ИХ РАЗМЕЩЕНИЕ (ПНООЛР), В ТОМ ЧИСЛЕ РАСХОДОВ НА
         РАЗРАБОТКУ НОВЫХ ПНООЛР В СВЯЗИ С ИЗМЕНЕНИЕМ ОБЪЕМОВ
        ФАКТИЧЕСКОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ ПО ДЕЙСТВУЮЩИМ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМ
           БАНКА? 2. КАК ОТРАЗИТЬ В РАСХОДАХ ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ
           НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ЗАТРАТЫ НА ОБНОВЛЕНИЕ ПРОГРАММ
          ДЛЯ ЭВМ, ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПРАВО ПОЛЬЗОВАНИЯ КОТОРЫМИ
                          ПРИНАДЛЕЖИТ БАНКУ?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          18 августа 2008 г.
                           N 03-03-06/2/105

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо  по  вопросу  учета  расходов на разработку проектов нормативов
образования отходов и лимитов на их размещение и сообщает следующее.
     По первому вопросу.
     В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - НК РФ) к прочим расходам, связанным с производством
и  реализацией,  относятся  суммы  комиссионных сборов и иных подобных
расходов    за    выполненные    сторонними    организациями    работы
(предоставленные услуги).
     Согласно  п.  1  ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ
"Об  отходах  производства  и  потребления" в целях обеспечения охраны
окружающей  природной среды и здоровья человека, уменьшения количества
отходов  применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим
лицам,  осуществляющим  деятельность  в  области обращения с отходами,
устанавливаются   нормативы   образования   отходов  и  лимиты  на  их
размещение.
     Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и
лимитов  на  их  размещение, утвержденные Постановлением Правительства
Российской   Федерации   от   16.06.2000  N  461,  определяют  порядок
разработки  и  утверждения нормативов образования отходов и лимитов на
их размещение.
     В соответствии с п. п. 4 и 11 вышеуказанных Правил индивидуальные
предприниматели  и  юридические  лица,  осуществляющие  деятельность в
области   обращения   с   отходами,   за   исключением   обращения   с
радиоактивными   отходами,   на   основании   Методических   указаний,
утверждаемых Федеральной службой по экологическому, технологическому и
атомному надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов
и  лимитов  на  их  размещение  и  представляют  указанные  проекты на
утверждение в территориальные органы уполномоченного органа.
     Лимиты  на размещение отходов устанавливаются сроком на 5 лет при
условии  ежегодного  подтверждения индивидуальными предпринимателями и
организациями  неизменности производственного процесса и используемого
сырья.
     Проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение
могут быть разработаны сторонней специализированной организацией.
     Таким   образом,   расходы   на  разработку  проектов  нормативов
образования  отходов  и  лимитов  на  их размещение, по нашему мнению,
организация   вправе   учитывать  для  целей  налогообложения  прибыли
организаций на основании пп. 3 п. 1 ст. 264 и пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ
равномерно в течение срока их действия.
     В  случае  осуществления  по  каким-либо  основаниям  расходов на
разработку  новых проектов нормативов образования отходов и лимитов на
их  размещение  организация  может единовременно учесть в расходах для
целей налогообложения прибыли организаций расходы в виде разницы между
общей   суммой  расходов  на  разработку  старых  проектов  нормативов
образования  отходов  и лимитов на их размещение и фактически учтенных
расходов.
     По второму вопросу.
     В  соответствии  с  пп.  2  п.  3  ст. 257 НК РФ к нематериальным
активам  относится исключительное право автора и иного правообладателя
на использование программы для ЭВМ, базы данных.
     Согласно   п.  2  ст.  258  НК  РФ  определение  срока  полезного
использования  объекта  нематериальных  активов производится исходя из
срока  действия  патента,  свидетельства и (или) из других ограничений
сроков   использования   объектов   интеллектуальной  собственности  в
соответствии  с  законодательством Российской Федерации или применимым
законодательством   иностранного   государства,   а  также  исходя  из
полезного  срока  использования нематериальных активов, обусловленного
соответствующими договорами.
     Следовательно,  расходы  на  приобретение  исключительного  права
автора  и  иного  правообладателя  на  использование программы для ЭВМ
должны  учитываться  в  расходах  для  целей  налогообложения  прибыли
организаций  в  течение  срока  полезного использования вышеуказанного
исключительного права.
     Подпунктом  26  п.  1  ст.  264  НК  РФ установлено, что к прочим
расходам,  связанным с производством и реализацией, относятся расходы,
связанные  с  приобретением  права на использование программ для ЭВМ и
баз   данных   по   договорам   с  правообладателем  (по  лицензионным
соглашениям).   К   указанным  расходам  также  относятся  расходы  на
приобретение исключительных прав на программы для ЭВМ стоимостью менее
10 000 руб. и обновление программ для ЭВМ и баз данных.
     Таким   образом,   расходы   на  обновление  программы  для  ЭВМ,
исключительное  право  пользование  которой  принадлежит  организации,
могут   учитываться  в  расходах  для  целей  налогообложения  прибыли
организаций на основании пп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ.
     Одновременно  сообщаем,  что  настоящее  письмо  Департамента  не
содержит  правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные
предписания,  и не является нормативным правовым актом. В соответствии
с  Письмом  Минфина России N 03-02-07/2-138 от 07.08.2007 направляемое
мнение  Департамента  имеет  информационно-разъяснительный характер по
вопросам  применения законодательства Российской Федерации о налогах и
сборах  и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о
налогах  и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в
настоящем письме.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                            И.В.ТРУНИН
18 августа 2008 г.
N 03-03-06/2/105