ОБ ОДОБРЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2008 - 2015 ГОДЫ). Распоряжение. Правительство РФ. 25.08.08 1244-Р

Оглавление


                             РАСПОРЯЖЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                          25 августа 2008 г.
                               N 1244-р

                                 (Д)


     1.  Одобрить  прилагаемую  Концепцию развития образования в сфере
культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы.
     2. Утвердить прилагаемый план мероприятий по реализации Концепции
развития  образования  в  сфере  культуры  и  искусства  в  Российской
Федерации на 2008 - 2015 годы.
     3.   Рекомендовать   органам   исполнительной   власти  субъектов
Российской Федерации:
     разработать  меры,  направленные на сохранение и развитие системы
образования в сфере культуры и искусства;
     учитывать   положения  Концепции  развития  образования  в  сфере
культуры  и  искусства  в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы при
утверждении  целевых  программ  развития культуры субъектов Российской
Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации
                                                               В.ПУТИН
25 августа 2008 г.
N 1244-р


                                                              ОДОБРЕНА
                                           распоряжением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                               от 25 августа 2008 года
                                                              N 1244-р

                              КОНЦЕПЦИЯ
          РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
              В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2008 - 2015 ГОДЫ

       1. Характеристика ситуации в области образования в сфере
                         культуры и искусства

     Сложившаяся   в   последнее   десятилетие   ситуация   в  области
образования  в  сфере  культуры и искусства характеризуется комплексом
системных     проблем,    обусловленных    внесением    изменений    в
законодательство    Российской   Федерации.   Функции   по   выработке
государственной  политики в области образования отнесены к компетенции
Министерства образования и науки Российской Федерации.
     Меры,   принятые  в  2001  -  2007  годах  федеральными  органами
исполнительной   власти,   органами  исполнительной  власти  субъектов
Российской  Федерации  и  органами  местного  самоуправления  в рамках
реализации Концепции модернизации российского образования на период до
2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации
от  29  декабря  2001  г.  N  1756-р, межведомственных и ведомственных
программ  в сфере образования, создали общую базу для решения основных
задач отечественной системы образования.
     Однако   ни  основной  массив  нормативных  актов,  ни  указанные
Концепция  и  программы  не  учитывали  в  достаточной  мере специфику
образования в сфере культуры и искусства.
     Необходим  концептуальный  подход к решению проблем образования в
сфере  культуры  и  искусства, который позволил бы определить основные
направления  его  развития,  а  также  роль  и  место  в общей системе
российского образования.
     Реализация   настоящей   Концепции   направлена   на   достижение
стратегических   целей  социально-экономического  развития  Российской
Федерации,  в  том  числе  на  удовлетворение  потребностей  граждан в
образовании  и  духовном  развитии  и  сохранение сложившейся в России
уникальной   системы   подготовки  музыкантов,  артистов,  режиссеров,
хореографов,    художников,   скульпторов,   дизайнеров   и   деятелей
киноискусства.

      2. Обоснование соответствия решаемой проблемы приоритетным
              задачам социально-экономического развития
                         Российской Федерации

     В  целях  сохранения  и  развития  образования в сфере культуры и
искусства   настоящая   Концепция   направлена  на  решение  следующих
вопросов:
     роль  и  значение  образования  в  сфере  культуры  и искусства в
социально-политическом   и  духовно-нравственном  развитии  Российской
Федерации;
     система  образования в сфере культуры и искусства, его структура,
современное состояние и специфические особенности;
     национальные  культурные традиции, составляющие часть культурного
наследия Российской Федерации;
     законодательные  инициативы,  связанные с развитием образования в
сфере культуры и искусства на 2008 - 2015 годы.
     Развитие  образования  в  сфере  культуры  и  искусства  является
важнейшей   базой   для   художественного   образования   в   целом  и
основополагающей  частью  системы художественного образования, а также
призвано обеспечить решение следующих задач:
     выявление  художественно  одаренных  детей  и  молодежи,  а также
обеспечение  соответствующих  условий для их образования и творческого
развития;
     подготовка  творческих и педагогических кадров в сфере культуры и
искусства,  а  также педагогических кадров для системы художественного
образования;
     сохранение  и  передача  новым  поколениям  традиций  российского
профессионального образования в сфере культуры и искусства;
     эстетическое воспитание подрастающего поколения;
     воспитание подготовленной и заинтересованной аудитории слушателей
и зрителей;
     приобщение  граждан России к ценностям отечественной и зарубежной
художественной   культуры,   лучшим   образцам  народного  творчества,
классического и современного искусства;
     реализация   нравственного   потенциала  искусства  как  средства
формирования   и  развития  этических  норм  поведения  и  морали  как
личности, так и общества.
     Высочайшие  достижения  российской  культуры  опираются  в первую
очередь  на  уникальную систему подготовки творческих и педагогических
кадров  в  сфере  культуры  и  искусства.  Эффективность  этой системы
подтверждается  высоким  уровнем  экспорта образовательных услуг сферы
искусства,   показателями  трудоустройства  по  специальности  молодых
специалистов  -  выпускников  высших  и  средних  специальных  учебных
заведений искусств, признанием мировым сообществом отечественной школы
по  подготовке  творческих  кадров в различных видах искусств, а также
востребованностью   педагогов  российских  образовательных  учреждений
высшего профессионального образования в сфере искусства за рубежом.
     Основой   ресурсного  обеспечения  системы  образования  в  сфере
культуры   и   искусства  остается  развитая  сеть  государственных  и
муниципальных образовательных учреждений, в которую входят:
     образовательные  учреждения  дополнительного  образования детей -
детские школы искусств (по видам искусств);
     образовательные    учреждения    для   особо   одаренных   детей,
интегрированно   реализующие   программы  основного  общего,  среднего
(полного) общего образования и среднего профессионального образования;
     средние   специальные   учебные   заведения   -   художественные,
музыкальные, хореографические, театральные, культурно-просветительские
и  другие  училища (колледжи), находящиеся либо в ведении Министерства
культуры Российской Федерации и Федерального агентства по образованию,
либо в ведении субъектов Российской Федерации;
     университеты,   академии,   институты,   находящиеся   в  ведении
Правительства  Российской  Федерации, Министерства культуры Российской
Федерации,  Федерального агентства по образованию, Российской академии
художеств и органов местного самоуправления.
     К этому необходимо добавить, что образовательные программы разных
уровней  по  направлению  "культура  и  искусство"  реализуются в ряде
непрофильных   образовательных  учреждений  как  в  государственном  и
муниципальном, так и в негосударственном секторах.
     Подобная децентрализация управления образовательными учреждениями
сферы  культуры  и  искусства,  а также отрыв их от отрасли приводят к
снижению  качества образования в этой сфере. Сложившаяся десятилетиями
система  профессионального  образования  в  сфере культуры и искусства
(школа  -  училище  -  вуз), которая по праву занимает сегодня одно из
ведущих  мест  в  мире, работает устойчиво и эффективно в тех случаях,
когда   образовательные   учреждения,   составляющие  эти  три  звена,
находятся в ведении органов управления культурой.
     Настоящая  Концепция определяет приоритеты развития образования в
сфере  культуры и искусства и меры по достижению стратегических целей,
направленных  на  реализацию  конституционных  прав  граждан  в  части
обеспечения  свободы  творчества  и участия в культурной жизни страны,
продекларированных  в  докладе  о  результатах и основных направлениях
деятельности Министерства культуры Российской Федерации на 2008 - 2010
годы.
     Целями настоящей Концепции являются:
     обеспечение  условий  для  эффективного  развития  и модернизации
отечественной  системы  образования  в  сфере  культуры  и искусства в
соответствии   с   приоритетами  государственной  политики  в  области
культуры      и      искусства      и     стратегическими     задачами
социально-экономического развития России;
     обеспечение  устойчивого  бескризисного  развития образовательных
учреждений  культуры  и  искусства,  находящихся в ведении федеральных
органов   исполнительной  власти,  субъектов  Российской  Федерации  и
органов местного самоуправления;
     обеспечение   гарантированного  сохранения  лучших  отечественных
традиций образования в сфере культуры и искусства в процессе адаптации
высшего   профессионального  образования  к  международным  тенденциям
развития   высшего  образования,  в  том  числе  в  рамках  Болонского
процесса;
     повышение  роли  предметов  художественно-эстетического профиля в
сфере общего образования;
     создание  условий  для  получения  художественного  образования и
приобщения  к искусству и культуре всех групп населения, в особенности
детей, подростков и молодежи;
     сохранение  и  развитие  сложившейся  в России уникальной системы
образовательных  учреждений  дополнительного образования детей в сфере
культуры  и  искусства,  в  частности  детских школ искусств (по видам
искусств).
     Для   реализации  целей  настоящей  Концепции  требуется  решение
следующих задач:
     нормативно-правовое  обеспечение  развития  образования  в  сфере
культуры  и  искусства путем внесения изменений в федеральные законы и
нормативные  правовые  акты  в части уточнения специфики образования в
сфере культуры и искусства;
     решение   вопросов   оплаты  труда  преподавателей  детских  школ
искусств  (по  видам искусств) в части установления единой нормы часов
(18 часов в неделю) педагогической работы за ставку заработной платы и
вопросов  пенсионного  обеспечения в части отмены ограничения права на
досрочное  назначение  трудовой  пенсии  преподавателям  детских  школ
искусств (по видам искусств);
     создание   дополнительных   условий   для  поддержки  талантливых
обучающихся   в   детских   школах   искусств   (по  видам  искусств),
образовательных   учреждениях  среднего  и  высшего  профессионального
образования в сфере культуры и искусства;
     создание  условий  для поддержки педагогических кадров учреждений
культуры и искусств, работающих с одаренными детьми;
     укрепление     материально-технической    базы    образовательных
учреждений   сферы   культуры   и   искусства,  включая  оснащение  их
музыкальными  инструментами  и  специальным современным оборудованием,
обеспечивающим   возможность  эффективной  реализации  образовательных
программ;
     научное,  учебно-методическое и кадровое обеспечение деятельности
образовательных учреждений сферы культуры и искусства;
     создание  условий  для развития международных контактов в области
образования в сфере культуры и искусства;
     развитие  имущественных комплексов государственных (федеральных и
субъектов   Российской   Федерации)  и  муниципальных  образовательных
учреждений сферы культуры и искусства;
     совершенствование     подготовки    педагогических    кадров    в
образовательных  учреждениях  сферы  культуры  и  искусства  для  всех
уровней системы художественного образования;
     повышение значимости культуры и искусства при реализации основных
и   дополнительных   образовательных  программ  в  общеобразовательных
учреждениях.

      3. Специфические особенности образования в сфере культуры
                 и искусства и проблемы его развития

     Общероссийским   классификатором  специальностей  по  образованию
предусмотрены  14  направлений  подготовки  (специальностей) высшего и
среднего  профессионального образования укрупненной группы "культура и
искусство".
     Направления   подготовки   (специальностей)   укрупненной  группы
"культура   и   искусство",   такие,  как  "библиотечно-информационные
ресурсы",  "народная  художественная  культура", "социально-культурная
деятельность",    "светорежиссура",   "реставрация",   "художественное
проектирование   изделий   текстильной   и   легкой   промышленности",
составляют  образовательную  часть  в сфере культуры. Функционирование
образовательных   программ   в   сфере   культуры   осуществляется   в
соответствии  с  нормами,  установленными законодательством Российской
Федерации.
     Направления   подготовки   (специальностей)   укрупненной  группы
"культура   и   искусство",   такие,   как   "музыкальное  искусство",
"театральное       искусство",      "хореографическое      искусство",
"изобразительное      искусство",      "литературное      творчество",
"киноискусство",   "дизайн",   "декоративно-прикладное   искусство   и
народные   промыслы",   составляют   образовательную   часть  в  сфере
искусства.   Каждое   из   таких  направлений  подготовки  имеет  свою
специфику,    обусловленную   тем   или   иным   видом   искусства   и
нерегламентированную    нормами,    установленными   законодательством
Российской Федерации.

          Общие особенности профессиональных образовательных
                      программ в сфере искусства

     Специфика   профессионального   образования   в  сфере  искусства
проявляется уже при приеме абитуриентов в высшие и средние специальные
образовательные  учреждения,  где  результаты единого государственного
экзамена   абитуриента   являются   необходимым,  но  не  определяющим
элементом.  Законодательством  Российской  Федерации  по  направлениям
подготовки  (специальностям),  требующим  наличия  у  поступающих  лиц
определенных    творческих   способностей,   предусмотрены   испытания
творческой  направленности  как  дополнительные по отношению к единому
государственному  экзамену.  В  сфере  искусства  именно  они являются
основными,  поскольку  позволяют  выявить  у  абитуриентов необходимые
творческие способности, умения и физические данные.
     Специфика   образования   в   сфере   искусства   проявляется   в
особенностях выбора профессии и ее постижения.
     В    области    гуманитарного    и    технического    образования
профессиональные образовательные программы строятся на научной базе по
принципу  перехода  от  общего  -  фундаментального  к  специальному -
частному.
     Освоение   образовательных   программ   в   сфере  искусства  (за
исключением  направлений  искусствоведения)  в малой степени связано с
изучением  научных  дисциплин и базируется на творческих способностях,
данных     человеку     природой.     Образовательный     процесс    у
музыкантов-исполнителей,   артистов   театра  и  кино,  танцовщиков  и
художников  начинается  чаще  всего  с детского возраста и должен быть
непрерывным,  поскольку связан не с постепенным (от фундаментального к
частному)  освоением  тех  или  иных  наук,  а  с  сугубо практическим
чувственным,  физическим  и  интеллектуальным  постижением обучающимся
сути   осваиваемого   вида   искусства,   раскрытием   психофизических
возможностей  личности,  тренировкой своего тела и психики, выработкой
комплекса  психофизических  качеств,  необходимых для самореализации в
выбранной профессии.
     Практическая    направленность    профессионального   образования
предопределяет    и   характер   подготовки   педагогических   кадров.
Преподаватель  профильных  дисциплин  осваивает методику преподавания,
перенимая ее непосредственно от своего педагога, и, бережно относясь к
ее  традиционной  основе,  обогащает  ее  собственным опытом. Разрыв в
непрерывной  цепочке  "педагог  -  ученик - педагог" в сфере искусства
приводит  к  невосполнимым  потерям.  Отсюда  вытекает особая важность
задачи сохранения педагогических традиций отечественного образования в
сфере культуры и искусства.
     В соответствии с законодательством Российской Федерации основными
формами  подготовки  научно-педагогических  и  научных кадров являются
аспирантура   и   докторантура,   обучение   в  которых  заканчивается
подготовкой  диссертации  на  соискание  ученой  степени кандидата или
доктора наук. В сфере искусства написание диссертации возможно лишь по
образовательным программам в области истории и теории искусств.
     В   Законе  Российской  Федерации  "Об  образовании"  отсутствует
понятие  "творческая  аспирантура".  В  соответствии  с Постановлением
Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР от 16 ноября 1967 г.
N  1064  "Об  улучшении  подготовки  научных  и  научно-педагогических
кадров"  была  организована  двухгодичная  ассистентура  - стажировка,
которая   действовала  до  1992  года.  В  настоящее  время  вопрос  о
послевузовском     профессиональном    образовании    по    программам
исполнительских искусств остается нерешенным.
     Нормативные  правовые  акты  в  области высшего профессионального
образования устанавливают  коэффициент  соотношения   профессорско   -
преподавательского  состава  к  количеству  обучающихся  как  1  к 10.
Реализация образовательных программ в сфере  искусства  базируется  на
индивидуальных формах обучения.
     По   ряду   образовательных  программ  высшего  профессионального
образования   (режиссура,  вокальное  искусство,  оперно-симфоническое
дирижирование,  композиция) получение образования возможно при наличии
уже   имеющихся  высшего  образования  и  профессионального  опыта.  В
настоящее    время    законодательство    Российской    Федерации   не
предусматривает  возможность  получения второго высшего образования на
бюджетной основе.
     Воспитание  детей  и  молодежи  с помощью культуры и искусства, а
также  функционирование  детских  школ  искусств  (по видам искусств),
домов культуры, студий и других учреждений детского культурного досуга
предполагают  наличие  достаточного количества высококвалифицированных
специалистов, способных обучать и воспитывать подрастающее поколение в
духе уважения к культурным традициям, патриотизма и понимания ценности
прекрасного.
     Выявление  художественно  одаренных  детей  и  молодежи  является
задачей  образовательных  учреждений культуры и искусства всех уровней
(от   детских   школ  искусств  до  вузов  соответствующего  профиля).
Регулярное   обновление   образовательных  программ,  базирующихся  на
традициях  российского  художественного  образования, является задачей
как  отдельных  образовательных  учреждений,  так  и  их  методических
объединений.
     Общие  для  всех  образовательных  учреждений  в сфере культуры и
искусства   специфические   особенности  предопределяют  необходимость
выработки   для   них   особых  лицензионных  требований  и  критериев
государственной аккредитации.

       Особенности образовательных программ по видам искусств,
                 требующих ранней профессионализации

     По  большинству  направлений  подготовки  в области музыкального,
изобразительного,   хореографического   и  циркового  искусств  начало
профессиональной  подготовки  начинается  в  раннем  возрасте  в  силу
требований этих искусств к психофизиологии обучающегося.
     Задачу  ранней  профессионализации  призваны решать детские школы
искусств   (по  видам  искусств),  функционирующие  сегодня  в  рамках
дополнительного  образования детей, а также хореографические, цирковые
училища  и  специальные музыкальные и художественные школы (колледжи),
реализующие интегрированные образовательные программы основного общего
образования,   среднего   (полного)   общего  образования  и  среднего
профессионального образования.
     Вместе  с  тем  Законом  Российской  Федерации  "Об  образовании"
определено,   что   обучению  по  образовательной  программе  среднего
профессионального    образования   должно   предшествовать   получение
основного  общего  и  среднего  (полного)  общего образования. Решение
этого  вопроса  возможно  путем  внесения изменения в законодательство
Российской Федерации.

          Особенности многоуровневого образования в области
          музыкального, изобразительного, хореографического
                       и театрального искусств

     В  области  музыкального,  изобразительного  и  хореографического
искусств   в  России  сложилась  система  трехуровневого  образования,
обеспечивающая   доступность,   качество  и  эффективность  подготовки
профессиональных   кадров.   Учитывая   многолетний  опыт  сложившейся
системы,  необходимо  создать  нормативную  базу для ее сохранения как
объекта  национального  достояния,  а  также определить условия для ее
функционирования в рамках законодательства Российской Федерации.
     Система образования в сфере культуры и искусства предполагает три
обязательных уровня подготовки профессиональных кадров.
     I   уровень   -  детская  школа  искусств  (по  видам  искусств),
являющаяся  необходимой базой и фундаментом будущего профессионального
образования.
     II  уровень  -  училище  или  колледж  искусств - образовательные
учреждения  среднего  профессионального образования, дающие выпускнику
альтернативные  возможности,  в  частности,  работать по приобретенной
специальности  или продолжить обучение в высшем учебном заведении. При
этом  для  музыкального, хореографического и изобразительного искусств
среднее  профессиональное  образование  является  необходимым  уровнем
образования.
     Кроме  того,  дети, имеющие ярко выраженные способности в области
музыкального,  хореографического  и  изобразительного  искусств, могут
реализовать  образовательные  программы  I  и  II уровней непрерывно в
музыкальных,  хореографических  и  художественных школах (колледжах) -
образовательных учреждениях, являющихся средними специальными учебными
заведениями  и  реализующих  интегрированно  образовательные программы
основного  общего образования, среднего (полного) общего образования и
среднего профессионального образования.
     III  уровень  -  высшее  учебное  заведение  искусств,  в котором
повышается  уровень  профессиональных умений и навыков, уже полученных
на предшествующем уровне образования.
     Таким  образом,  особенностью  образования  в  сфере  культуры  и
искусства  является  его  многоступенчатое  освоение в течение 15 - 18
лет.
     В области вокального искусства профессиональные способности могут
проявиться  в более позднем возрасте, что обусловлено физиологическими
особенностями организма. В такой ситуации последовательное прохождение
I  и  II  уровней  может  быть  исключено, но при этом для определения
уровня  способностей  поступающих,  а  также  с  целью  предоставления
базовых знаний, необходимых для обучения в образовательном учреждении,
важно создать условия для обучения таких студентов на подготовительных
отделениях.
     В  ходе общих преобразований, связанных с переходом на реализацию
основных    образовательных    программ    высшего   профессионального
образования  по  уровням  и  разработкой  федеральных  государственных
образовательных  стандартов,  должны  быть  сохранены  базовые  основы
отечественного  трехуровневого  образования  в  области  музыкального,
изобразительного и хореографического искусств.
     Специфичной  является  подготовка  артиста  театра. Для студента,
осваивающего  специальность артиста, итоговой учебной работой является
исполнение  ролей  в  учебных  спектаклях.  С  этой целью студенческая
группа  формируется  подобно труппе театра для обеспечения возможности
постановки нескольких учебных спектаклей за время обучения.
     Обучение  при  этом  ведется  руководителем группы - мастером (по
аналогии  с художественным руководителем театра), который принимает на
себя  ответственность  за  весь  комплекс  профессиональной подготовки
будущих артистов.
     Организация    подготовки   артистов   в   форме   мастерской   и
моделирование  процесса  коллективного творчества репертуарного театра
являются  признанным  в мире достижением, требующим сохранения базовых
основ  российского  театрального  образования,  не допуская укрупнения
специальностей (квалификаций) подготовки.

      4. Обоснование необходимости комплексного решения проблем
               образования в сфере культуры и искусства

     В сфере культуры и искусства функционирует около 5,5 тыс. детских
школ искусств, 260 учреждений среднего профессионального образования и
68 образовательных учреждений высшего профессионального образования.
     Руководители  и  преподаватели  этих  образовательных  учреждений
несут  ответственность  за  сохранение  и  передачу  новым  поколениям
традиций  российского профессионального образования в сфере культуры и
искусства.  При  этом  ни  в  одном  нормативном документе не отражена
специфика  образования  в  сфере  культуры и искусства, а совокупность
образовательных   учреждений   отрасли   культуры   и   искусства   не
рассматривается   как  единая  система.  Учитывая  межведомственный  и
межотраслевой   характер   проблем  образования  в  сфере  культуры  и
искусства,  принятие  настоящей  Концепции  с  целью  выработки единой
государственной политики в области сохранения и развития образования в
сфере  культуры  и  искусства  позволит  привлечь  к ее реализации все
заинтересованные субъекты Российской Федерации.

        5. Решение проблем общего художественного образования
               как условие развития образования в сфере
                         культуры и искусства

     Образование  в  сфере  культуры  и  искусства  является составной
частью  системы  художественного  образования.  При этом образование в
сфере  культуры  и  искусства,  создавая  ориентиры и базу для системы
художественного   образования,   в   свою   очередь,  зависит  от  его
результативности.
     С  целью  развития  образования  в  сфере  культуры  и  искусства
необходимо решение следующих проблем художественного образования:
     недооценка в социальной практике роли художественной культуры как
влиятельного фактора динамического развития общества;
     культурный  нигилизм  значительной  части  молодежи, подвергающей
сомнению  или  отрицанию  ценностей  высокого искусства и их эталонную
роль в культуре;
     усиление  разрыва  между  различными  слоями  населения и высокой
культурой, приобретающей все более элитарный характер;
     второстепенная роль,  которая отводится предметам художественно -
эстетического профиля в общем образовании на всех его ступенях;
     имеющая  место  платная  форма обучения в системе дополнительного
образования детей;
     не  отвечающая  современным требованиям материально-техническая и
кадровая   обеспеченность   художественного   образования   в   рамках
общеобразовательного процесса.
     Решение  проблем  художественного  образования  в  целом  требует
согласованных  между  всеми органами государственной власти и местного
самоуправления  организационно-управленческих  действий,  основными из
которых являются:
     формирование    на    государственном    уровне    отношения    к
художественному  образованию  как  особо  значимой  сфере человеческой
деятельности, крайне необходимой для развития российского общества;
     усиление  роли  предметов  художественно-эстетического профиля на
всех  ступенях  общего  образования,  увеличение  количества  часов  и
перечня образовательных программ по видам искусств;
     восстановление,   сохранение   и  развитие  национальных  хоровых
традиций  и  других  форм приобщения к искусству в общеобразовательных
учреждениях;
     непрерывное   обновление   программно-методического  обеспечения,
содержания,  форм  и  методов  художественного  образования  с  учетом
лучшего отечественного опыта и мировых достижений;
     активное     участие     средств     массовой     информации    в
художественно-просветительской деятельности;
     развитие   системы  подготовки  и  переподготовки  педагогических
кадров с учетом реальных общественных потребностей и новых тенденций в
развитии российской художественной культуры и мирового опыта;
     укрепление     материально-технической    базы    образовательных
учреждений, разработка мер по материальному стимулированию и достойной
оплате   труда   преподавателей  дисциплин  художественно-эстетической
направленности, а также предоставлению им социальных гарантий.

          6. Предварительная оценка эффективности реализации
                         настоящей Концепции

     Эффективность   реализации  настоящей  Концепции  оценивается  по
следующим направлениям:
     соответствие структуры подготовки специалистов в сфере культуры и
искусства потребностям государства и требованиям рынка труда;
     расширение  возможностей профессиональной самореализации молодежи
в сфере культуры и искусства;
     сохранение    сложившейся    национальной    системы   подготовки
профессиональных  кадров в сфере искусства (школа - 5 - 8 лет, училище
- 4 года, вуз - 4 - 6 лет);
     использование    адекватных    критериев    при   лицензировании,
государственной  аккредитации  и  оценке  деятельности образовательных
учреждений  высшего  и  среднего профессионального образования в сфере
культуры и искусства;
     предоставление    возможности    лицам,    окончившим    вуз   по
образовательным    программам    в    области   искусства,   получения
послевузовского   профессионального  образования  и  защиты  выпускной
квалификационной  работы в форме, не предполагающей написание и защиту
диссертации;
     повышение  качества  подготовки  и  переподготовки педагогических
кадров с учетом реальных общественных потребностей;
     восстановление,  сохранение  и  дальнейшее  развитие национальных
хоровых   традиций   и   других   форм   приобщения   к   искусству  в
общеобразовательных    учреждениях   и   учреждениях   дополнительного
образования детей;
     усиление роли предметов художественно-эстетической направленности
на всех ступенях общего образования;
     снижение  текучести  кадров  в  образовательных учреждениях сферы
культуры и искусства;
     повышение  уровня оплаты педагогического труда в сфере культуры и
искусства (рост средней заработной платы по отрасли);
     рост  экспорта образовательных услуг в сфере культуры и искусства
(увеличение  числа граждан других государств, обучающихся в российских
образовательных учреждениях сферы культуры и искусства);
     расширение  сотрудничества  с  европейскими  странами  в  области
образования  в  сфере  культуры  и  искусства с целью взаимного обмена
передовым  опытом  и  выработки  адекватных  критериев оценки качества
образования в этой сфере;
     обеспечение  содержания  имущественного комплекса образовательных
учреждений  (материальной базы, специального оборудования, музыкальных
инструментов)   в   состоянии,  соответствующем  целям  и  современным
требованиям образования в сфере культуры и искусства;
     обеспечение образовательных учреждений сферы культуры и искусства
общежитиями  в  объеме,  достаточном  для  решения проблемы выполнения
плана качественного приема абитуриентов.

       7. Основные этапы и предполагаемые результаты реализации
                         настоящей Концепции

     На первом этапе реализации настоящей Концепции (2008 - 2010 годы)
предполагается разработать:
     систему  мер  по  совершенствованию  законодательства  Российской
Федерации  в области образования, направленных на сохранение специфики
образования в сфере культуры и искусства;
     систему  мер  по  материальному  стимулированию лучших работников
образовательных    учреждений,   развитию   детского   и   молодежного
творчества;
     систему  мер,  направленных  на  развитие материально-технической
базы,   в   том   числе   общежитий  государственных  и  муниципальных
образовательных учреждений сферы культуры и искусства.
     Меры,  принятые  на  первом этапе реализации настоящей Концепции,
позволят  стабилизировать  ситуацию  в  этой сфере, в том числе решить
вопрос  о  передаче  образовательных учреждений культуры и искусства в
ведение  органов,  осуществляющих управление в сфере культуры, а также
урегулировать  вопросы послевузовского профессионального образования и
социальной поддержки преподавателей.
     Предусматривается     определить    возможные    пути    развития
имущественных комплексов образовательных учреждений.
     На втором этапе реализации настоящей Концепции (2010 - 2015 годы)
предстоит в полном масштабе реализовать разработанные меры.
     Результатом   реализации  настоящей  Концепции  на  втором  этапе
станет:
     сохранение   единой   системы  образования  в  сфере  культуры  и
искусства  (школа  -  училище  -  вуз)  в  ведении  органов управления
культурой;
     совершенствование   законодательной   базы   с  учетом  специфики
образования в сфере культуры и искусства;
     повышение эффективности и качества образования в сфере культуры и
искусства;
     обеспечение     необходимого    уровня    материально-технической
оснащенности образовательных учреждений;
     повышение     социального     статуса     и     профессионального
совершенствования     педагогических    и    руководящих    работников
образовательных учреждений культуры и искусства;
     повышение       конкурентоспособности       и      инвестиционной
привлекательности  профессионального  образования  в  сфере культуры и
искусства.

      8. Федеральные органы исполнительной власти, ответственные
                  за реализацию настоящей Концепции

     Федеральными  органами  исполнительной  власти, ответственными за
реализацию   настоящей   Концепции,   являются  Министерство  культуры
Российской  Федерации,  Министерство  образования  и  науки Российской
Федерации и Федеральное агентство по образованию.


                                                             УТВЕРЖДЕН
                                           распоряжением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                               от 25 августа 2008 года
                                                              N 1244-р

                                 ПЛАН
       МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
         В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                         НА 2008 - 2015 ГОДЫ

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|     |                                                                    |    Срок     |     Ответственные        |
|     |                                                                    | реализации  |      исполнители         |
|-----|--------------------------------------------------------------------|-------------|--------------------------|
| 1.  | Внесение в Закон Российской Федерации "Основы законодательства     | 2009 - 2010 | Минкультуры России,      |
|     | Российской Федерации о культуре" изменений в части сохранения и    |    годы     | Минобрнауки России       |
|     | развития образования в сфере культуры и искусства, в том числе     |             |                          |
|     | определения понятий "образование в сфере культуры и искусства",    |             |                          |
|     | "эстетическое воспитание", "художественное образование", "система  |             |                          |
|     | художественного образования"                                       |             |                          |
|-----|--------------------------------------------------------------------|-------------|--------------------------|
| 2.  | Внесение в Положение о Министерстве культуры Российской            |  2009 год   | Минкультуры России,      |
|     | Федерации изменений в части закрепления за Минкультуры России      |             | Минобрнауки России       |
|     | функций по взаимодействию с Минобрнауки России при выработке       |             |                          |
|     | государственной политики и нормативно-правовом регулировании в     |             |                          |
|     | сфере образования                                                  |             |                          |
|-----|--------------------------------------------------------------------|-------------|--------------------------|
| 3.  | Внесение в Закон Российской Федерации "Об образовании" и           |   2009 год  | Минкультуры России,      |
|     | Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном      |             | Минобрнауки России       |
|     | образовании" изменений в части особенностей:                       |             |                          |
|     |   послевузовского образования по творческо-исполнительским         |             |                          |
|     | специальностям;                                                    |             |                          |
|     |   дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства   |             |                          |
|-----|--------------------------------------------------------------------|-------------|--------------------------|
| 4.  | Урегулирование вопроса о предоставлении лицам, получившим первую   | 2008 - 2009 | Минкультуры России,      |
|     | отсрочку в период обучения в образовательных учреждениях среднего  |     годы    | заинтересованные         |
|     | профессионального образования по специальностям в области          |             | федеральные органы       |
|     | искусства, отсрочки от призыва на военную службу в случае их       |             | исполнительной власти    |
|     | поступления для продолжения образования по аналогичным             |             |                          |
|     | образовательным программам в образовательные учреждения высшего    |             |                          |
|     | профессионального образования                                      |             |                          |
|-----|--------------------------------------------------------------------|-------------|--------------------------|
| 5.  | Разработка проектов нормативных актов Правительства Российской     | 2009 - 2010 | Минкультуры России       |
|     | Федерации:                                                         |     годы    |                          |
|     |   об определении соотношения численности педагогических            |             |                          |
|     | работников к численности студентов, обучающихся в вузах по         |             |                          |
|     | профессиональным образовательным программам в области искусства    |             |                          |
|     | (установление коэффициентов), исходя из обоснованной потребности   |             |                          |
|     | индивидуального обучения студентов и обучения их в малых группах;  |             |                          |
|     |   об установлении нормативов оптимальной нагрузки                  |             |                          |
|     | педагогических работников в образовательных учреждениях в сфере    |             |                          |
|     | культуры и искусства                                               |             |                          |
|-----|--------------------------------------------------------------------|-------------|--------------------------|
| 6.  | Внесение в Постановление Правительства Российской Федерации от     | 2009 год    | Минкультуры России,      |
|     | 3 апреля 2003 г. N 191 "О продолжительности рабочего времени       |             | заинтересованные         |
|     | (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы)     |             | федеральные органы       |
|     | педагогических работников" изменений по вопросу установления       |             | исполнительной власти    |
|     | единой нормы часов за ставку заработной платы                      |             |                          |
|-----|--------------------------------------------------------------------|-------------|--------------------------|
| 7.  | Внесение в нормативные правовые акты изменений в части             | 2009 год    | Минкультуры России,      |
|     | установления требований к условиям осуществления образовательного  |             | Минобрнауки России       |
|     | процесса по образовательным программам в сфере культуры и          |             |                          |
|     | искусства, а также в части установления показателей деятельности   |             |                          |
|     | образовательных учреждений в сфере культуры и искусства,           |             |                          |
|     | используемых при государственной аккредитации соответствующих      |             |                          |
|     | образовательных учреждений                                         |             |                          |
|-----|--------------------------------------------------------------------|-------------|--------------------------|
| 8.  | Инвентаризация имущественного комплекса государственных и          | 2008 - 2009 | Минкультуры России,      |
|     | муниципальных образовательных учреждений в сфере культуры и        |    годы     | органы исполнительной    |
|     | искусства                                                          |             | власти субъектов         |
|     |                                                                    |             | Российской Федерации     |
|-----|--------------------------------------------------------------------|-------------|--------------------------|
| 9.  | Развитие материально-технической базы, в том числе общежитий,      | 2009 - 2015 | Минкультуры России,      |
|     | государственных и муниципальных образовательных учреждений в       |    годы     | Рособразование,          |
|     | сфере культуры и искусства                                         |             | органы исполнительной    |
|     |                                                                    |             | власти субъектов         |
|     |                                                                    |             | Российской Федерации     |
|-----|--------------------------------------------------------------------|-------------|--------------------------|
| 10. | Государственная поддержка талантливых учащихся детских школ        | 2009 - 2015 | Минкультуры России,      |
|     | искусств, студентов образовательных учреждений среднего и высшего  |    годы     | органы исполнительной    |
|     | профессионального образования в сфере культуры и искусства         |             | власти субъектов         |
|     |                                                                    |             | Российской Федерации     |
|-----|--------------------------------------------------------------------|-------------|--------------------------|
| 11. | Материальное стимулирование лучших педагогических работников       | 2009 - 2015 | Минкультуры России,      |
|     | образовательных учреждений в сфере культуры и искусства            |    годы     | органы исполнительной    |
|     |                                                                    |             | власти субъектов         |
|     |                                                                    |             | Российской Федерации     |
|-----|--------------------------------------------------------------------|-------------|--------------------------|
| 12. | Развитие системы подготовки и переподготовки кадров педагогических | 2009 - 2015 | Минкультуры России,      |
|     | и других категорий работников образовательных учреждений в сфере   |    годы     | органы исполнительной    |
|     | культуры и искусства                                               |             | власти субъектов         |
|     |                                                                    |             | Российской Федерации     |
|-----|--------------------------------------------------------------------|-------------|--------------------------|
| 13. | Учебно-методическое обеспечение образовательных учреждений в       | 2009 - 2015 | Минкультуры России,      |
|     | сфере культуры и искусства                                         |    годы     | органы исполнительной    |
|     |                                                                    |             | власти субъектов         |
|     |                                                                    |             | Российской Федерации     |
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Оглавление