ОБ ОДОБРЕНИИ КОНЦЕПЦИИ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЫЗОВА ЭКСТРЕННЫХ ОПЕРАТИВНЫХ СЛУЖБ ЧЕРЕЗ ЕДИНЫЙ НОМЕР "112" НА БАЗЕ ЕДИНЫХ ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКИХ СЛУЖБ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ). Распоряжение. Правительство РФ. 25.08.08 1240-Р

Оглавление


                             РАСПОРЯЖЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                          25 августа 2008 г.
                               N 1240-р

                                 (Д)


     1.  Одобрить  прилагаемую  Концепцию создания системы обеспечения
вызова  экстренных  оперативных служб через единый номер "112" на базе
единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований.
     2. Утвердить прилагаемый план мероприятий по реализации Концепции
создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через
единый   номер   "112"  на  базе  единых  дежурно-диспетчерских  служб
муниципальных образований.

Председатель Правительства
Российской Федерации
                                                               В.ПУТИН
25 августа 2008 г.
N 1240-р


                                                              ОДОБРЕНА
                                           распоряжением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                               от 25 августа 2008 года
                                                              N 1240-р

                              КОНЦЕПЦИЯ
            СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЫЗОВА ЭКСТРЕННЫХ
      ОПЕРАТИВНЫХ СЛУЖБ ЧЕРЕЗ ЕДИНЫЙ НОМЕР "112" НА БАЗЕ ЕДИНЫХ
        ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКИХ СЛУЖБ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

                             I. Введение

     Настоящая  Концепция  разработана  Министерством связи и массовых
коммуникаций Российской Федерации совместно с Министерством Российской
Федерации  по  делам  гражданской  обороны,  чрезвычайным  ситуациям и
ликвидации  последствий  стихийных  бедствий на основании Федерального
закона  "О связи", Постановления Правительства Российской Федерации от
31   декабря   2004  г.  N  894  "Об  утверждении  перечня  экстренных
оперативных  служб,  вызов  которых  круглосуточно  и бесплатно обязан
обеспечить  оператор связи пользователю услугами связи, и о назначении
единого номера вызова экстренных оперативных служб".
     Настоящая   Концепция  обосновывает  необходимость  разработки  и
создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через
единый номер с любого телефонного аппарата (далее - система-112).

          II. Анализ сложившейся обстановки и необходимость
                         создания системы-112

     Забота   о  жизни  и  здоровье  граждан,  сохранности  имущества,
обеспечении  личной и общественной безопасности, а также необходимость
противодействия  угрозам  техногенного,  природного  характера и актам
терроризма требуют развития механизма быстрого реагирования на угрозы.
Повышение  безопасности  и  защищенности населения и критически важных
объектов  от  указанных  угроз  является  одной из важнейших задач для
обеспечения национальной   безопасности   и  стабильного  социально  -
экономического развития Российской Федерации. Одним из методов решения
этой  проблемы  является  создание  специальных служб,  обеспечивающих
оперативную помощь населению.
     Постановлением  Правительства  Российской Федерации от 31 декабря
2004  г. N 894 в качестве единого номера вызова экстренных оперативных
служб  на  всей  территории  Российской  Федерации начиная с 2008 года
назначен  номер  "112".  В  указанном Постановлении определен перечень
экстренных  оперативных  служб,  состоящий из 4 действующих экстренных
оперативных  служб  (служба  пожарной  охраны,  служба милиции, служба
скорой  медицинской  помощи и аварийная служба газовой сети) и 2 новых
служб  (служба  "Антитеррор"  и  служба  реагирования  в  чрезвычайных
ситуациях). В целях реализации этого Постановления необходимо провести
комплекс   системно-технических   и   организационных  мероприятий  по
модернизации сетей связи и дежурно-диспетчерских служб, обеспечивающих
возможность  приема и обработки вызовов (сообщений о происшествиях) от
населения в адрес экстренных оперативных служб.

           III. Зарубежный опыт функционирования экстренных
               оперативных служб на базе единого номера

     В  США  и  Канаде  действуют службы вызова экстренных оперативных
служб,  вызов  которых  осуществляется  по  универсальному телефонному
номеру  "911". Эти службы обеспечивают возможность обращения жителей и
организаций в местную систему общественной безопасности.
     Первая служба "911" была открыта в феврале 1968 г. в г. Халлевиле
(США).
     Службы  "911" обслуживают городское и сельское население. В сутки
они  принимают  около  300 тыс. вызовов, что составляет более 100 млн.
вызовов  в  год.  Для  создания  и  обеспечения  работы  служб "911" и
дальнейшего  их совершенствования законодательством ряда штатов введен
налог  (примерно  0,25  -  0,5 доллара в месяц), взимаемый с абонентов
телефонных сетей.
     Опыт  работы  экстренных  служб  показывает, что для эффективного
оказания  помощи  при  возникновении  чрезвычайного  происшествия в 10
процентах  случаев  требуется  привлечение  более чем одной экстренной
службы.  Службы  "911"  также позволяют более рационально использовать
ресурсы  экстренных  оперативных  служб  и обеспечивать их эффективное
взаимодействие по ликвидации последствий чрезвычайных происшествий.
     Анализ  работы  служб "911", рассчитанных на обслуживание вызовов
только   чрезвычайного   характера,  показывает,  что  около  половины
телефонных  обращений  к  службе  "911"  не  являются  таковыми. Иначе
говоря,  на  службы поступает значительный процент ложных вызовов. Эти
вызовы   приводят   к   возникновению   перегрузок   на  сетях  связи,
обеспечивающих  работу служб "911", следствием чего является отказ или
длительное   ожидание   обслуживания  вызовов,  носящих  действительно
чрезвычайный характер.
     Для  решения  этой проблемы предпринимается ряд мер. В частности,
дополнительно   к   службе   "911"  создается  служба  "311",  которая
обслуживает  вызовы,  не носящие чрезвычайного характера. Вместе с тем
не  более  50 процентов граждан США знают номера различных специальных
экстренных  служб,  в то время как номер "911" знают все граждане этой
страны.
     В  конце  1980-х годов в США появились первые усовершенствованные
аппаратно-программные комплексы служб "Е911" (Enhanced 911), в которых
используется оборудование маршрутизации вызовов и ведения компьютерной
базы  данных,  а  также  обеспечивается цифровой обмен данными по сети
связи.   Вся  обработка  информации  осуществляется  на  компьютере  -
производится   автоматическое  определение  номера  и  местонахождение
позвонившего абонента.
     Решением  Европейского  союза  91/396/ЕЕС  от  29  июля  1991  г.
определены  основные требования к единому номеру помощи в чрезвычайных
ситуациях  "112".  Эти  требования дополнены Директивой 98/10/ЕС от 26
февраля 1998 г.
     В   соответствии   с  указанным  решением  номер  "112"  является
обязательным   для   вызова   экстренных   служб   при   возникновении
чрезвычайной ситуации, несущей угрозу для жизни и здоровья людей.
     Страны    Европейского    союза    подписали    в    1998    году
телекоммуникационное  соглашение,  согласно  которому  единым  номером
экстренного  вызова  стал  "112".  Таким  образом, находясь в любой из
европейских  стран, можно в случае необходимости набрать номер "112" и
получить требуемую помощь.
     В   Европе   службы  спасения  строятся  практически  по  тем  же
принципам,  что  и  в  США.  Как правило, номер "112" обслуживают либо
пожарная  служба,  либо полиция, которые принимают необходимые меры по
экстренному  реагированию  на  полученный  вызов  и  привлекают другие
службы.

                 IV. Опыт функционирования экстренных
                      оперативных служб в России

     В  Российской  Федерации  с  1930-х годов существуют такие службы
экстренного  реагирования,  как  "01"  (служба  пожарной охраны), "02"
(служба  милиции),  "03"  (служба  скорой  медицинской  помощи),  "04"
(аварийная  служба  газовой  сети), которые осуществляют прием вызовов
(сообщений   о   происшествиях)   от  населения  и  при  необходимости
организуют экстренное реагирование мобильными силами и средствами.
     Служба реагирования в чрезвычайных ситуациях начала создаваться с
середины   1990-х   годов.   В   1998   году   для   создания   единых
дежурно-диспетчерских  служб  городов  и  районов был разработан пакет
документов,  согласованный  с  заинтересованными федеральными органами
исполнительной  власти,  а  также  с  органами  исполнительной  власти
субъектов Российской Федерации.
     Министерство  Российской  Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным  ситуациям  и  ликвидации  последствий стихийных бедствий
обеспечило  объединение службы пожарной охраны и службы реагирования в
чрезвычайных ситуациях в рамках единой дежурно-диспетчерской службы.
     В   системе  Министерства  внутренних  дел  Российской  Федерации
круглосуточная   регистрация   вызовов   (сообщений  о  происшествиях)
возложена на дежурные части органов внутренних дел.
     Министерство  здравоохранения  и  социального развития Российской
Федерации   определило,   что  круглосуточный  централизованный  прием
вызовов от населения, своевременное направление выездных бригад скорой
медицинской  помощи,  оперативное  управление и контроль за их работой
осуществляют   оперативные   отделы   (диспетчерские)  станций  скорой
медицинской помощи.
     В  соответствии  с  Указом  Президента Российской Федерации от 15
февраля  2006  г.  N  116  "О  мерах  по  противодействию  терроризму"
образован  Национальный  антитеррористический  комитет,  председателем
которого  является директор Федеральной службы безопасности Российской
Федерации.
     Федеральной    службой    безопасности    Российской    Федерации
установлено,  что  прием сообщений о преступлениях и иной информации о
преступлениях   и   событиях,   угрожающих   личной   и   общественной
безопасности,   осуществляется   в   круглосуточном   режиме  штатными
дежурными, их помощниками либо сотрудниками, назначенными на дежурство
в установленном порядке.
     Аварийные  службы  газовой  сети во многих населенных пунктах уже
выполняют  функции объединенной аварийной службы жилищно-коммунального
хозяйства.   Планируется,   что   такие   службы   будут  созданы  для
реагирования  на аварии в жилищно-коммунальном комплексе муниципальных
образований.
     Все   экстренные   службы   организуют  между  собой  необходимое
взаимодействие,      которое     регламентируется     соответствующими
ведомственными нормативными документами.
     Российская  Федерация  совместно  со  странами Европейского союза
подписала   в  1998  году  телекоммуникационное  соглашение,  согласно
которому единым номером экстренного вызова стал номер "112".

                V. Цели создания и задачи системы-112
                        в Российской Федерации

     Основными  целями  создания  системы-112  в  Российской Федерации
являются:
     организация  комплекса мер, обеспечивающих ускорение реагирования
и  улучшение  взаимодействия  экстренных оперативных служб при вызовах
(сообщениях о происшествиях) населения;
     организация  удобного  вызова  экстренных  оперативных  служб  по
принципу    "одного   окна",   позволяющая   позвонившему   лицу   при
возникновении  происшествия не задумываться о том, какая именно служба
ему необходима и какой номер требуется использовать для доступа к ней;
     уменьшение  возможного социально-экономического ущерба вследствие
происшествий и чрезвычайных ситуаций;
     гармонизация   способа  вызова  экстренных  оперативных  служб  с
законодательством Европейского союза.
     Система-112 должна решать следующие основные задачи:
     прием   оператором   по   номеру   "112"   вызовов  (сообщений  о
происшествиях)  и  обеспечение  психологической поддержки позвонившему
лицу;
     анализ поступающей информации о происшествиях;
     передача   информации  о  происшествиях  в  дежурно-диспетчерские
службы  в  соответствии  с их компетенцией для организации экстренного
реагирования;
     формирование   статистических   отчетов  по  поступившим  вызовам
(сообщениям о происшествиях);
     автоматическое определение номера позвонившего лица (номера "А"),
получение  от  оператора  связи  имеющихся  данных  о  местонахождении
абонентского   устройства   с  этим  номером,  а  также  иных  данных,
необходимых для обеспечения реагирования по вызову;
     автоматический  дозвон  до  позвонившего лица в случае внезапного
прерывания соединения;
     регистрация  и документирование всех входящих и исходящих звонков
по номеру "112" (запись, архивирование, поиск, передача и др.);
     ведение  базы  данных об основных характеристиках происшествий, о
начале  и  завершении  экстренного  реагирования  на полученные вызовы
(сообщения о происшествиях), а также о его основных результатах;
     возможность  приема  вызовов  (сообщений  о  происшествиях)  на 5
иностранных  языках  (французский,  английский,  немецкий,  испанский,
китайский) в административном центре субъекта Российской Федерации и в
иных  муниципальных образованиях, причем субъекты Российской Федерации
могут  самостоятельно  принимать решение по формированию и утверждению
перечня  муниципальных  образований,  где  с  учетом  местных  условий
необходимо  использование дополнительных языков обращения к экстренным
оперативным службам.
     Для решения указанных задач необходимо:
     разработать   нормативную  правовую  базу,  регулирующую  вопросы
создания и функционирования системы-112;
     подготовить  сети  связи  общего  пользования  к  введению номера
"112";
     обеспечить     организационную     и    технологическую    основу
информационного   взаимодействия   экстренных  оперативных  служб  для
своевременной   обработки   вызовов   (сообщений   о   происшествиях),
поступающих  по  номеру  "112",  и  их  эффективного межведомственного
взаимодействия в рамках системы-112;
     обеспечить    требуемый   уровень   профессиональной   подготовки
дежурно-диспетчерского персонала системы-112;
     провести  информирование  населения  Российской Федерации о вводе
единого номера вызова экстренных оперативных служб "112".

                      VI. Структура системы-112

     Система-112 является территориально-распределенной информационной
системой  и  объединяет  на  основе единых дежурно-диспетчерских служб
муниципальных   образований   (далее  -  единые  дежурно-диспетчерские
службы)  дежурно-диспетчерские службы следующих экстренных оперативных
служб:
     служба пожарной охраны;
     служба реагирования в чрезвычайных ситуациях;
     служба милиции;
     служба скорой медицинской помощи;
     аварийная служба газовой сети;
     служба "Антитеррор".
     Единые   дежурно-диспетчерские   службы  и  дежурно-диспетчерские
службы  экстренных  оперативных  служб  (далее - дежурно-диспетчерские
службы)  входят  в  соответствующие  организационно-штатные  структуры
федеральных   органов   исполнительной  власти  и  их  территориальных
органов,  органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
и   органов  местного  самоуправления,  специально  уполномоченных  на
решение   задач   гражданской  обороны,  предупреждения  и  ликвидации
чрезвычайных    ситуаций,    безопасности   государства,   обеспечения
правопорядка, безопасности жизни и здоровья граждан.
     С  целью  обеспечения координации взаимодействия при реагировании
на   вызовы   (сообщения  о  происшествиях)  по  номеру  "112"  единые
дежурно-диспетчерские   службы   соседних   муниципальных  образований
связаны между собой.
     Органы  и  организации  субъекта  Российской  Федерации,  которым
необходимо     обеспечить     информационный     обмен    с    едиными
дежурно-диспетчерскими  службами  и  дежурно-диспетчерскими  службами,
определяются  высшим органом исполнительной власти субъекта Российской
Федерации исходя из местных условий.
     Категории  единых дежурно-диспетчерских служб определяются исходя
из их организационно-штатной структуры, разрабатываемой в соответствии
с методическими рекомендациями, утверждаемыми Министерством Российской
Федерации  по  делам  гражданской  обороны,  чрезвычайным  ситуациям и
ликвидации   последствий   стихийных   бедствий,   и  классификации  в
соответствии  с обслуживанием ими территории со следующей численностью
населения:
     более 1 млн. человек;
     от 250 тыс. до 1 млн. человек;
     от 100 до 250 тыс. человек;
     от 50 до 100 тыс. человек;
     до 50 тыс. человек.
     Основу технологического построения системы-112 составляют типовые
унифицированные программно-технологические комплексы и соответствующие
сети, средства и сооружения связи.
     Система-112 состоит из:
     подсистемы    приема    и    обработки   вызовов   (сообщений   о
происшествиях),   предназначенной   для  приема  и  обработки  вызовов
(сообщений      о     происшествиях),     поступающих     в     единую
дежурно-диспетчерскую  службу  от узлов обеспечения вызовов экстренных
оперативных  служб,  принадлежащих  оператору  связи,  и их передачи в
соответствующие   дежурно-диспетчерские  службы.  В  состав  указанной
подсистемы входит центр обработки вызовов (сообщений о происшествиях),
на  котором  производится  прием  и  обработка  вызовов, поступающих в
единую дежурно-диспетчерскую службу по номеру "112";
     подсистемы  хранения  и  актуализации  баз данных, обрабатывающей
информацию   о  полученных  вызовах  (сообщениях  о  происшествиях)  и
обеспечивающей  возможность  получения  информации  о  происшествии из
архива в оперативном режиме;
     подсистемы   поддержки   принятия  решений,  предназначенной  для
информационного  обеспечения  персонала  единой  дежурно-диспетчерской
службы при принятии управленческих решений по экстренному реагированию
на  принятые  вызовы  (сообщения  о  происшествиях) и планированию мер
реагирования;
     подсистемы      консультативного      обслуживания     населения,
предназначенной    для    оказания   информационно-справочной   помощи
позвонившим     лицам    по    вопросам    обеспечения    безопасности
жизнедеятельности, в том числе через сеть Интернет;
     геоинформационной  подсистемы,  отражающей  на основе электронных
карт природно-географические, социально-демографические, экономические
и другие характеристики территории, а также место происшествия;
     подсистемы  мониторинга,  предназначенной  для приема и обработки
информации  и  сигналов, поступающих в дежурно-диспетчерские службы от
датчиков,  установленных  на  контролируемых  стационарных и подвижных
объектах;
     подсистемы      обеспечения      информационной     безопасности,
предназначенной  для  защиты  информации  и  средств  ее  обработки  в
системе-112.
     Инфраструктура    связи   системы-112   формируется   на   основе
инфраструктуры сети связи общего пользования.
     Единая  дежурно-диспетчерская  служба  муниципального образования
должна осуществлять круглосуточное дежурство и находиться в постоянной
готовности   к  организации  экстренного  реагирования  на  вызовы  от
населения  и  сообщения  о  происшествиях,  возникающих  на территории
муниципального образования.
     Дежурно-диспетчерский  персонал  системы-112  (далее  - операторы
"112")  должен  иметь  техническую возможность подключения психолога к
разговору   с   позвонившим   лицом   для   оказания   ему  экстренной
психологической помощи.
     Поступающие  в  систему-112  вызовы  (сообщения о происшествиях),
относящиеся    к    компетенции    экстренных    оперативных    служб,
регистрируются,   анализируются   и   передаются  оператором  "112"  в
дежурно-диспетчерские  службы  соответствующих  экстренных оперативных
служб.
     Оператор "112" при получении вызова (сообщения о происшествии) от
абонента   с   учетом   имеющихся  в  базе  данных  сведений  о  месте
расположения   абонентского   устройства   с   определившимся  номером
вырабатывает   рекомендации   для   дежурно-диспетчерских   служб   по
реагированию на этот вызов (сообщение о происшествии).
     Оператор  "112"  в  автоматизированном режиме осуществляет ввод в
базу   данных  основных  характеристик  происшествия,  передает  их  в
дежурно-диспетчерские  службы по предназначению, осуществляет контроль
реагирования  на  происшествие,  анализирует  и  вводит  в базу данных
информацию,  полученную по результатам реагирования, при необходимости
уточняет  и  корректирует  действия привлеченных дежурно-диспетчерских
служб,  информирует  взаимодействующие дежурно-диспетчерские службы об
оперативной обстановке, принятых и реализуемых мерах.
     Дежурно-диспетчерские  службы  должны  направлять  в  систему-112
информацию  о ходе и окончании мероприятий по экстренному реагированию
на принятый вызов (сообщение о происшествии).
     Доступ к базам данных системы-112 и статистическим отчетам единых
дежурно-диспетчерских    служб   обеспечивается   в   соответствии   с
законодательством Российской Федерации.

         VII. Разработка и уточнение нормативных правовых актов
                и организационно-методических документов

     Создание   системы-112   потребует   внесения   изменений  в  ряд
нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе в:
     Федеральный  закон  "О пожарной безопасности" - в части изменения
номера  для  приема  сообщений  о  пожарах  и чрезвычайных ситуациях в
телефонных сетях населенных пунктов;
     Федеральный   закон   "О   защите   населения   и  территорий  от
чрезвычайных  ситуаций  природного и техногенного характера" - в части
определения   полномочий  органов  государственной  власти  и  органов
местного   самоуправления  по  вопросам  создания  и  функционирования
системы-112;
     Федеральный  закон  "О  связи"  - в части уточнения использования
единого  номера  вызова экстренных оперативных служб и оплаты расходов
операторов связи;
     Федеральный закон "О персональных данных" - в части использования
персональных данных при реагировании на чрезвычайные происшествия;
     Указ  Президента  Российской  Федерации  от 11 июля 2004 г. N 868
"Вопросы   Министерства  Российской  Федерации  по  делам  гражданской
обороны,  чрезвычайным  ситуациям  и  ликвидации последствий стихийных
бедствий" - в части определения обязанностей и полномочий Министерства
Российской   Федерации  по  делам  гражданской  обороны,  чрезвычайным
ситуациям    и   ликвидации   последствий   стихийных   бедствий   при
функционировании системы-112;
     Постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997
г.  N 334 "О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией
в  области  защиты  населения  и  территорий  от чрезвычайных ситуаций
природного   и   техногенного   характера"   -   в  части  организации
информационного  обмена  между  единой дежурно-диспетчерской службой и
взаимодействующими дежурно-диспетчерскими службами;
     Постановление  Правительства  Российской  Федерации от 30 декабря
2003  г.  N  794  "О  единой  государственной системе предупреждения и
ликвидации  чрезвычайных  ситуаций"  -  в  части  изменения номера для
приема  сообщений  о  пожарах  и  чрезвычайных ситуациях и определения
полномочий единой дежурно-диспетчерской службы;
     Постановление  Правительства  Российской  Федерации от 31 декабря
2004  г.  N  894 "Об утверждении перечня экстренных оперативных служб,
вызов  которых  круглосуточно  и  бесплатно обязан обеспечить оператор
связи  пользователю  услугами  связи,  и  о  назначении единого номера
вызова  экстренных  оперативных  служб"  -  в  части  уточнения сроков
введения  единого  номера  экстренных  оперативных  служб в Российской
Федерации;
     Приказ  Министерства информационных технологий и связи Российской
Федерации  от  17  ноября  2006  г. N 142 "Об утверждении и введении в
действие  российской  системы  и  плана нумерации" - в части уточнения
сроков   введения   единого  номера  экстренных  оперативных  служб  в
Российской Федерации.
     Для  обеспечения координации работ по развертыванию системы-112 в
Российской  Федерации будет образован межведомственный совет, в состав
которого  войдут  представители  заинтересованных  федеральных органов
исполнительной власти.
     Предусматривается    разработка   нормативных   правовых   актов,
определяющих  порядок  оплаты услуг оператора связи, доводящего трафик
системы-112  до единой дежурно-диспетчерской службы, и услуг оператора
связи, поддерживающего вызов номера "112".

                VIII. Подготовка и обучение персонала
                  единых дежурно-диспетчерских служб
                    и дежурно-диспетчерских служб

     В   связи   с  изменением  порядка  вызова  оперативных  служб  и
необходимостью организации информационного взаимодействия этих служб в
рамках  системы-112  возникает  задача  повышения  уровня квалификации
персонала  единых  дежурно-диспетчерских служб и дежурно-диспетчерских
служб.   Для   этого  должно  быть  обеспечено  проведение  подготовки
специалистов  этих  служб  в образовательных учреждениях по программам
профессиональной   подготовки   и   дополнительного  профессионального
образования.
     Такая подготовка будет организована в образовательных учреждениях
в зависимости от региональных потребностей:
     для  операторов  "112",  диспетчеров  и  начальников  смены  -  в
государственных     образовательных     учреждениях    дополнительного
профессионального  образования,  учебных центрах (пунктах) федеральной
противопожарной  службы,  а  также  в  учебно-методических  центрах по
вопросам   гражданской   обороны  и  чрезвычайных  ситуаций  субъектов
Российской Федерации;
     для   руководящего   состава   -  в  образовательных  учреждениях
Министерства   Российской  Федерации  по  делам  гражданской  обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
     Кроме  того, при необходимости подготовка будет развернута в иных
организациях,   имеющих  лицензию  на  право  ведения  образовательной
деятельности.

       IX. Этапы работ по созданию и развертыванию системы-112

     Мероприятия    по    созданию    и    развертыванию   системы-112
предусматривается осуществить в 2 этапа.
     Первый  этап  (2008  - 2009 годы) предусматривает отработку общих
принципов функционирования системы-112 и организацию межведомственного
взаимодействия экстренных оперативных служб на примере опытных зон.
     На  указанном этапе предполагается внесение изменений в указанные
в   разделе   VII   настоящей  Концепции  нормативные  правовые  акты,
регулирующие вопросы создания системы-112.
     Кроме того, на этом этапе необходимо:
     разработать  и утвердить положения о единых дежурно-диспетчерских
службах,     а     также    определить    регламенты    взаимодействия
дежурно-диспетчерских служб в рамках системы-112;
     разработать  типовые  унифицированные  программно-технологические
комплексы системы-112;
     осуществить  внедрение  типовых  унифицированных  технологических
комплексов  системы-112  в опытных зонах системы-112 и их интеграцию с
существующими  автоматизированными  системами  экстренных  оперативных
служб    для    отработки    вопросов    организации   информационного
взаимодействия между ними;
     проработать  вопрос о выделении дополнительных номеров для вызова
конкретных экстренных оперативных служб.
     В   качестве   опытных   зон   для   проработки  общих  принципов
функционирования    системы-112   по   организации   межведомственного
взаимодействия  экстренных  оперативных служб целесообразно определить
не менее 2 субъектов Российской Федерации.
     На  втором  этапе  (2009  -  2012  годы) должно быть осуществлено
полномасштабное   развертывание   системы-112   на   всей   территории
Российской  Федерации. Для реализации этой цели должен быть разработан
и  введен  в  действие межведомственный регламент обмена информацией в
электронной  форме.  При  этом вводимые в эксплуатацию технологические
комплексы  системы-112  муниципальных образований субъектов Российской
Федерации    объединяются    в   единую   инфокоммуникационную   среду
системы-112.

                        X. Целевые показатели

     Целевым  показателем реализации работ и мероприятий по созданию и
развертыванию  системы-112  является  количество  субъектов Российской
Федерации, в которых реализована система обеспечения вызова экстренных
оперативных   служб   через   единый   номер   "112"  на  базе  единых
дежурно-диспетчерских служб.
     Этот показатель должен достигать следующих значений:
     в 2009 году - 20;
     в 2010 году - 44;
     в 2011 году - 68;
     в 2012 году - 83.

            XI. Источники и механизмы финансирования работ
               по созданию и развертыванию системы-112

     Работы  по созданию и развертыванию системы-112 носят комплексный
межведомственный  характер. Необходимый уровень координации действий и
концентрации  ресурсов  при  решении задач по созданию и развертыванию
системы-112  может быть достигнут при использовании программно-целевых
методов.
     Финансирование  работ  по  созданию  и  развертыванию системы-112
производится   с   учетом   софинансирования   из  бюджетов  субъектов
Российской   Федерации   в   рамках   Федеральной   целевой  программы
"Электронная  Россия  (2002 - 2010 годы)", утвержденной Постановлением
Правительства  Российской  Федерации  от  28  января  2002  г. N 65, и
Федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской
Федерации  до  2010  года",  утвержденной Постановлением Правительства
Российской Федерации от 6 января 2006 г. N 1.
     Финансирование работ по развертыванию опытных зон производится за
счет   средств,   предусмотренных   в  Федеральной  целевой  программе
"Электронная   Россия   (2002   -   2010   годы)",   и   на   условиях
софинансирования из бюджетов субъектов Российской Федерации.
     Мероприятия   по  переводу  сетей  местной  телефонной  связи  на
использование  номера  "112"  финансируются за счет средств операторов
связи.

             XII. Информационная безопасность системы-112

     Создание системы-112 и обеспечение эффективного межведомственного
взаимодействия экстренных оперативных служб требуют серьезного подхода
к решению задач, связанных с обеспечением информационной безопасности.
     Разработка системы обеспечения информационной безопасности должна
быть   частью   работ   по   созданию   системы-112.   Мероприятия  по
проектированию  системы обеспечения информационной безопасности должны
проводиться  одновременно  с  разработкой системы-112 и выполняться за
счет финансовых и других ресурсов, выделенных на указанную разработку.

               XIII. Оценка экономической и социальной
                      эффективности системы-112

     По имеющимся оценкам, в результате чрезвычайных ситуаций ежегодно
гибнут  70 тыс. человек (с учетом дорожно-транспортных происшествий) и
разрушаются  более  300 особо ценных объектов природного и культурного
наследия.  Ежегодный  экономический  ущерб  от  чрезвычайных  ситуаций
составляет около 3 процентов объема валового внутреннего продукта.
     В  результате  создания и развертывания системы-112 оперативность
совместных  действий  экстренных  оперативных  служб должна возрасти и
время  реагирования  снизиться с 1 часа до 30 - 40 минут, что позволит
уменьшить  безвозвратные  потери населения в чрезвычайных ситуациях на
10 - 15 процентов, а экономический ущерб - на 3 - 5 процентов.


                                                             УТВЕРЖДЕН
                                           распоряжением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                               от 25 августа 2008 года
                                                              N 1240-р

                                 ПЛАН
                 МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
            СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЫЗОВА ЭКСТРЕННЫХ
      ОПЕРАТИВНЫХ СЛУЖБ ЧЕРЕЗ ЕДИНЫЙ НОМЕР "112" НА БАЗЕ ЕДИНЫХ
        ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКИХ СЛУЖБ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

--------------------------------------------------------------------------------------
|                            | Вид документа | Срок          |    Ответственные      |
|                            |               | представления |     исполнители       |
|------------------------------------------------------------------------------------|
|            I. Разработка и уточнение нормативных правовых актов                    |
|                 и организационно-методических документов                           |
|------------------------------------------------------------------------------------|
| 1. Внесение изменений в    | проекты       |  II           | Минкомсвязь России,   |
| Федеральные законы "О      | федеральных   |  квартал      | Минэкономразвития     |
| связи", "О персональных    | законов,      |  2009 г.      | России,               |
| данных", "О пожарной       | проект указа  |               | МЧС России,           |
| безопасности", "О защите   | Президента    |               | Минрегион России,     |
| населения и территорий от  | Российской    |               | Минздравсоцразвития   |
| чрезвычайных ситуаций      | Федерации     |               | России,               |
| природного и техногенного  |               |               | МВД России,           |
| характера" и Указ          |               |               | ФСБ России,           |
| Президента Российской      |               |               | Минфин России         |
| Федерации "Вопросы         |               |               |                       |
| Министерства Российской    |               |               |                       |
| Федерации по делам         |               |               |                       |
| гражданской обороны,       |               |               |                       |
| чрезвычайным ситуациям и   |               |               |                       |
| ликвидации последствий     |               |               |                       |
| стихийных бедствий"        |               |               |                       |
|----------------------------|---------------|---------------|-----------------------|
| 2. Внесение изменений в    | постановление |  IV           | Минкомсвязь России,   |
| Федеральную целевую        | Правительства |  квартал      | МЧС России,           |
| программу "Электронная     | Российской    |  2008 г.      | Минрегион России,     |
| Россия (2002 - 2010        | Федерации     |               | Минздравсоцразвития   |
| годы)"                     |               |               | России,               |
|                            |               |               | ФСБ России,           |
|                            |               |               | МВД России,           |
|                            |               |               | Минэкономразвития     |
|                            |               |               | России,               |
|                            |               |               | Минфин России         |
|----------------------------|---------------|---------------|-----------------------|
| 3. Внесение изменений в    | постановление |  IV           | МЧС России,           |
| Федеральную целевую        | Правительства |  квартал      | Минкомсвязь России,   |
| программу "Снижение        | Российской    |  2008 г.      | Минрегион России,     |
| рисков и смягчение         | Федерации     |               | Минздравсоцразвития   |
| последствий чрезвычайных   |               |               | России,               |
| ситуаций природного и      |               |               | МВД России,           |
| техногенного характера в   |               |               | Минэкономразвития     |
| Российской Федерации до    |               |               | России,               |
| 2010 года"                 |               |               | Минфин России         |
|----------------------------|---------------|---------------|-----------------------|
| 4. Разработка и уточнение  | приказы       |  I квартал    | Минкомсвязь России,   |
| нормативных правовых       | федеральных   |  2009 г.      | МЧС России,           |
| актов, организационно-     | органов       |               | Минрегион России,     |
| методических и иных        | исполнительной|               | Минздравсоцразвития   |
| документов, необходимых    | власти        |               | России,               |
| для разработки, создания   |               |               | МВД России,           |
| и функционирования         |               |               | ФСБ России            |
| системы-112                |               |               |                       |
|----------------------------|---------------|---------------|-----------------------|
| 5. Разработка проектов     | соглашение    |  I квартал    | МЧС России,           |
| типовых соглашений между   | между МЧС     |  2009 г.      | органы                |
| МЧС России и органами      | России и      |               | исполнительной        |
| исполнительной власти      | органами      |               | власти субъектов      |
| субъектов Российской       | исполнительной|               | Российской Федерации  |
| Федерации по               | власти        |               |                       |
| разграничению полномочий   | субъектов     |               |                       |
| по организации             | Российской    |               |                       |
| функционирования системы-  | Федерации     |               |                       |
| 112                        |               |               |                       |
|----------------------------|---------------|---------------|-----------------------|
| 6. Образование             | распоряжение  |  IV           | Минкомсвязь России,   |
| межведомственного совета   | Правительства |  квартал      | Минэкономразвития     |
| для обеспечения            | Российской    |  2008 г.      | России,               |
| координации работ по       | Федерации     |               | МЧС России,           |
| развертыванию системы-112  |               |               | Минрегион России,     |
| в Российской Федерации     |               |               | Минздравсоцразвития   |
|                            |               |               | России,               |
|                            |               |               | МВД России, ФСБ       |
|                            |               |               | России,               |
|                            |               |               | Минфин России         |
|------------------------------------------------------------------------------------|
|                 II. Разработка, испытания и развертывание                          |
|                     системы-112 в Российской Федерации                             |
|------------------------------------------------------------------------------------|
| 7. Выбор пилотных          | конкурсная    |  IV           | МЧС России, МВД       |
| регионов Российской        | документация  |  квартал      | России,               |
| Федерации для отработки    |               |  2008 г.      | Минкомсвязь России,   |
| методологии развертывания  |               |               | органы исполнительной |
| и функционирования         |               |               | власти субъектов      |
| системы-112                |               |               | Российской Федерации  |
|----------------------------|---------------|---------------|-----------------------|
| 8. Проведение              | совместный    |  II           | Минкомсвязь России,   |
| государственных испытаний  | приказ        |  квартал      | МЧС России,           |
| программно-технического    | Минкомсвязи   |  2009 г.      | МВД России            |
| комплекса системы-112      | России,       |               |                       |
|                            | МЧС России,   |               |                       |
|                            | МВД России    |               |                       |
|----------------------------|---------------|---------------|-----------------------|
| 9. Отработка методологии   | приказ        |  I квартал    | МЧС России,           |
| развертывания и            | МЧС России    |  2009 г.      | Минкомсвязь России,   |
| функционирования системы-  |               |               | Минрегион России,     |
| 112 в пилотных регионах    |               |               | Минздравсоцразвития   |
| Российской Федерации       |               |               | России,               |
|                            |               |               | МВД России,           |
|                            |               |               | ФСБ России, органы    |
|                            |               |               | исполнительной        |
|                            |               |               | власти субъектов      |
|                            |               |               | Российской Федерации  |
|----------------------------|---------------|---------------|-----------------------|
| 10. Создание учебно-       | доклад в      |  2008 -       | МЧС России,           |
| методических центров для   | Правительство |  2010 годы    | МВД России,           |
| подготовки оперативного и  | Российской    |               | Минкомсвязь России    |
| технического персонала     | Федерации     |               |                       |
| системы-112                |               |               |                       |
|----------------------------|---------------|---------------|-----------------------|
| 11. Подготовка             | доклад в      |  2008 -       | МЧС России,           |
| оперативного и             | Правительство |  2012 годы    | МВД России,           |
| технического персонала     | Российской    |               | Минкомсвязь России    |
| системы-112                | Федерации     |               |                       |
|----------------------------|---------------|---------------|-----------------------|
| 12. Развертывание          | доклад в      |  2009 -       | Минкомсвязь России,   |
| системы-112 во всех        | Правительство |  2012 годы    | МЧС России,           |
| субъектах Российской       | Российской    |               | Минрегион России,     |
| Федерации                  | Федерации     |               | Минздравсоцразвития   |
|                            |               |               | России,               |
|                            |               |               | МВД России,           |
|                            |               |               | ФСБ России, органы    |
|                            |               |               | исполнительной        |
|                            |               |               | власти субъектов      |
|                            |               |               | Российской Федерации  |
--------------------------------------------------------------------------------------
Оглавление