ЭНЕРГОСНАБЖАЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ В СВЯЗИ С БОЛЬШИМ ЧИСЛОМ КЛИЕНТОВ НЕСЕТ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ РАСХОДЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ДОКУМЕНТОВ НА БУМАЖНЫХ НОСИТЕЛЯХ ДЛЯ РАСЧЕТОВ С КЛИЕНТАМИ (В ТОМ ЧИСЛЕ СЧЕТОВ, АКТОВ ПРИЕМА-ПЕРЕДАЧИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ И СЧЕТОВ-ФАКТУР). В ЦЕЛЯХ СОКРА. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 21.08.08 03-03-06/1/478

            ЭНЕРГОСНАБЖАЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ В СВЯЗИ С БОЛЬШИМ
            ЧИСЛОМ КЛИЕНТОВ НЕСЕТ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ РАСХОДЫ ПО
           ПОДГОТОВКЕ ДОКУМЕНТОВ НА БУМАЖНЫХ НОСИТЕЛЯХ ДЛЯ
           РАСЧЕТОВ С КЛИЕНТАМИ (В ТОМ ЧИСЛЕ СЧЕТОВ, АКТОВ
          ПРИЕМА-ПЕРЕДАЧИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ И СЧЕТОВ-ФАКТУР). В
         ЦЕЛЯХ СОКРАЩЕНИЯ УКАЗАННЫХ РАСХОДОВ ПРИНЯТО РЕШЕНИЕ
         ОРГАНИЗОВАТЬ СИСТЕМУ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА,
              ПРИ КОТОРОЙ ВСЕ ДОКУМЕНТЫ ПОДПИСЫВАЮТСЯ С
         ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННО-ЦИФРОВОЙ ПОДПИСИ. ЯВЛЯЕТСЯ
           ЛИ АКТ ПРИЕМА-ПЕРЕДАЧИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ ПЕРВИЧНЫМ
        УЧЕТНЫМ ДОКУМЕНТОМ В ЦЕЛЯХ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО
        УЧЕТА, А СЧЕТ-ФАКТУРА В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ - ДОКУМЕНТОМ,
         НА ОСНОВАНИИ КОТОРОГО ПРАВОМЕРНО ПРИНЯТЬ СУММУ НДС К
                               ВЫЧЕТУ?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          21 августа 2008 г.
                           N 03-03-06/1/478

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо  по вопросу применения электронной цифровой подписи в первичных
учетных  документах,  на  основании  которых  ведется  бухгалтерский и
налоговый учет, и сообщает следующее.
     Согласно   ст.  160  Гражданского  кодекса  Российской  Федерации
использование  при  совершении  сделок  факсимильного  воспроизведения
подписи   с  помощью  средств  механического  или  иного  копирования,
электронно-цифровой   подписи   либо  иного  аналога  собственноручной
подписи  допускается  в  случаях и в порядке, предусмотренных законом,
иными правовыми актами или соглашением сторон.
     Федеральный  закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"
(далее   -   Закон   N   129-ФЗ)   устанавливает   единые  правовые  и
методологические  основы  организации и ведения бухгалтерского учета в
Российской Федерации.
     Статьей  9  Закона  N 129-ФЗ предусмотрено, что все хозяйственные
операции,  проводимые организацией, должны оформляться оправдательными
документами.  Эти документы служат первичными учетными документами, на
основании которых ведется бухгалтерский учет.
     Первичные  и  сводные  учетные  документы  могут  составляться на
бумажных и машинных носителях информации.
     В  соответствии  со  ст.  11  Федерального закона от 27.07.2006 N
149-ФЗ   "Об   информации,   информационных  технологиях  и  о  защите
информации"  электронное  сообщение,  подписанное электронной цифровой
подписью   или  иным  аналогом  собственноручной  подписи,  признается
электронным    документом,    равнозначным   документу,   подписанному
собственноручной  подписью,  в  случае  если федеральными законами или
иными   нормативными   правовыми  актами  не  устанавливается  или  не
подразумевается   требование   о  составлении  документа  на  бумажном
носителе.
     Помимо  этого  в  силу  ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 N
1-ФЗ  "Об электронной цифровой подписи" электронная цифровая подпись в
электронном документе равнозначна собственноручной подписи в документе
на бумажном носителе при одновременном соблюдении следующих условий:
     сертификат ключа подписи, относящийся к этой электронной цифровой
подписи,  не утратил силу (действует) на момент проверки или на момент
подписания   электронного   документа   при   наличии   доказательств,
определяющих момент подписания;
     подтверждена   подлинность   электронной   цифровой   подписи   в
электронном документе;
     электронная  цифровая  подпись  используется  в  соответствии  со
сведениями, указанными в сертификате ключа подписи.
     Таким  образом,  при  соблюдении  указанных  выше  требований акт
приема-передачи   электроэнергии,  надлежащим  образом  оформленный  и
подписанный с помощью электронной цифровой подписи, является первичным
учетным документом в целях бухгалтерского и налогового учета.
     Что  касается  оформления  счетов-фактур  в электронном виде и их
подписания  электронно-цифровой  подписью,  необходимо  учитывать, что
согласно  п.  1  ст.  169  Кодекса счета-фактуры являются документами,
служащими основанием для принятия покупателем предъявленных продавцами
товаров  (работ, услуг, имущественных прав) сумм налога на добавленную
стоимость к вычету.
     Счета-фактуры,  реквизиты  которых  предусмотрены п. п. 5 и 6 ст.
169  Кодекса,  не  являются  первичными  документами  в целях Закона N
129-ФЗ,  а  служат основанием для принятия предъявленных сумм налога к
вычету  или  возмещению  в  порядке,  предусмотренном гл. 21 "Налог на
добавленную  стоимость"  Кодекса.  При  этом  данной  статьей  Кодекса
возможность  использования электронно-цифровых подписей руководителя и
главного бухгалтера организации не предусмотрена.
     Кроме   того,  Правилами  ведения  журналов  учета  полученных  и
выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по
налогу   на   добавленную   стоимость,   утвержденными  Постановлением
Правительства  Российской  Федерации  от  02.12.2000  N  914, также не
предусмотрен  порядок,  позволяющий  использовать  электронно-цифровые
подписи руководителя и главного бухгалтера организации.
     По   мнению  Департамента,  для  внедрения  системы  электронного
документооборота   счетов-фактур   требуется   внесение   изменений  в
нормативные правовые акты.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                            И.В.ТРУНИН
21 августа 2008 г.
N 03-03-06/1/478