О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ. Письмо. Федеральная таможенная служба. 18.06.08 10-113/24210

Оглавление

               О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

                                ПИСЬМО

                    ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

                           18 июня 2008 г.
                            N 10-113/24210

                                 (Д)


     Направляю   Методические   рекомендации   "Организация  кабинетов
психологической   разгрузки   в  таможенных  органах".  Прошу  довести
Методические   рекомендации  до  заместителей  начальников  таможенных
органов   по   кадрам   и   таможенных   психологов   для  дальнейшего
практического использования в работе.

Начальник Управления
государственной службы и кадров
генерал-лейтенант таможенной службы
                                                          Г.Л.КИРИЛЛОВ
18 июня 2008 г.
N 10-113/24210


                                                            Приложение

                                                   к письму ФТС России
                                                  от 18 июня 2008 года
                                                        N 10-113/24210

                      МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
           "ОРГАНИЗАЦИЯ КАБИНЕТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗГРУЗКИ
                        В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ"

     Методические рекомендации разработаны Консультативно-методическим
советом   по   вопросам  психологической  работы  и  совершенствования
деятельности психологической службы таможенных органов.

                               Введение

     Повышение  результативности деятельности и выполнение контрольных
показателей  таможенных  органов  напрямую  зависит  от  человеческого
фактора, т.е. от эффективности деятельности каждого должностного лица.
     Профессиональная  деятельность должностных лиц таможенных органов
носит  напряженный и интенсивный характер, связана с постоянным ростом
объема  информации  и отличается высокой персональной ответственностью
за   конечный   результат.  По  результатам  социально-психологических
мониторингов,  проводимых  в  течение  последних трех лет в таможенных
органах  ФТС России, около 70% должностных лиц периодически испытывают
на  себе  влияние  производственных стресс-факторов. Поэтому повышение
стрессоустойчивости  и  нормализация  психоэмоционального  состояния -
одна  из  важнейших  задач в системе мер по охране здоровья, повышению
работоспособности  и  эффективности  труда  должностных лиц таможенных
органов.
     Данные    Методические   рекомендации   разработаны   на   основе
накопленного   опыта  практической  работы  кабинетов  психологической
разгрузки  в  таможенных органах, методических рекомендаций Российской
таможенной  академии,  МВД,  МЧС,  Минюста,  а также в соответствии со
статьей  223  Трудового кодекса РФ и п. 34 Положения о психологической
службе таможенных органов Российской Федерации, утвержденного Приказом
ГТК России от 14.12.2000 N 1164 "Об утверждении нормативных документов
психологической службы таможенных органов Российской Федерации".

                          1. Общие положения

     1.  Настоящие  Методические  рекомендации  определяют назначение,
задачи,    функциональное   использование   кабинета   психологической
разгрузки  (далее  -  КПР),  регулируют  порядок  организации работы и
требования к оснащению и оформлению КПР.
     2.  КПР представляет собой специально оборудованное изолированное
помещение,   в  котором  созданы  оптимальные  условия  для  повышения
эффективности  профессиональной  деятельности  должностных  лиц  путем
снятия  эмоционального  напряжения,  восстановления работоспособности,
проведения  психотерапевтических  мероприятий.  КПР  предназначен  для
оказания   психологической   помощи  должностным  лицам  и  работникам
таможенных органов и членам их семей.
     3.   КПР  организуются  в  региональных  таможенных  управлениях,
таможнях,  на  таможенных постах, в организациях, подведомственных ФТС
России, в Российской таможенной академии.

             2. Основные задачи, реализуемые в работе КПР

     1.    Психологическая    профилактика   стрессовых   расстройств,
психосоматических заболеваний должностных лиц и работников.
     2.  Повышение устойчивости должностных лиц и работников к влиянию
стрессогенных    факторов   и   снижение   отрицательных   последствий
воздействия этих факторов.
     3.  Восстановление профессиональной работоспособности должностных
лиц и работников.
     4.  Психологическая  подготовка  должностных  лиц  и  работников,
обучение приемам и методам психической саморегуляции.
     5.   Проведение  группового  и  индивидуального  психологического
консультирования   по   актуальным   личностным   и   профессиональным
проблемам.
     6. Психокоррекционная работа с должностными лицами и работниками.
     7. Пропаганда психологических знаний.

                 3. Функциональное использование КПР

     1.    Проведение    различных    видов   занятий   по   повышению
психологических знаний.
     2.   Обучение   практическим  приемам  саморегуляции  психических
состояний.
     3.  Проведение  сеансов,  направленных на восстановление ресурсов
при   высоких  интеллектуальных,  эмоциональных  и  нервно-психических
нагрузках.
     4. Проведение индивидуальной работы по гармонизации эмоциональной
сферы и повышению устойчивости к стресс-факторам.

       4. Методы работы, применяемые в кабинете психологической
                              разгрузки

     КПР   дает  возможность  психологу  реализовать  в  своей  работе
следующие методы:
     1. Нервно-мышечная релаксация и массаж.
     2. Аутогенная тренировка.
     3. Аудио-, видеопсихокоррекционные сеансы.
     4. Телесно ориентированный тренинг (терапия).
     5. Арттерапия.
     6. Библиотерапия.
     7. Фитотерапия, ароматерапия.
     8. Музыко- и цветотерапия (Приложения 1, 2).
     9. Психологическое консультирование.

      5. Организация работы кабинетов психологической разгрузки

     1.  КПР  предназначен  для  проведения групповых и индивидуальных
занятий  и  отдыха  должностных  лиц и работников таможенных органов и
организаций.
     2. Порядок работы КПР определяется психологом с учетом требований
настоящих  Рекомендаций, должностного и административного регламентов,
планов   работы   психолога,   запросов   руководства  и  потребностей
должностных лиц и работников.
     3.  Возможность  посещения  занятий в КПР предоставляется каждому
должностному  лицу и работнику с учетом его профессиональной занятости
и в соответствии с его желанием.
     4.  Время  на  проведение  занятий  в  КПР  определяется  нормами
продолжительности  работы  психолога  в соответствии с технологической
картой.
     5.  Количество  занятий  в  КПР  определяется  психологом и может
носить  разовый,  периодичный  и  постоянный характер в зависимости от
состояния и потребностей должностных лиц и работников.
     6.  График  работы  КПР  составляется  психологом  и утверждается
руководством таможенного органа или организации.
     7.  Проведение занятий может осуществляться с помощью специальных
аудиовидеозаписей   под  руководством  психолога  или  непосредственно
психологом.
     8.   Для   обеспечения   работы  КПР  могут  привлекаться  другие
специалисты в соответствии с задачами и функциями КПР.
     9.   Перечень  необходимого  оборудования  для  КПР  составляется
психологом  в соответствии с настоящими Рекомендациями и возможностями
размеров   кабинета  и  реализуется  соответствующими  подразделениями
таможенного органа.
     10.  При использовании психологом медицинского оборудования КПР в
релаксационном   назначении  должностные  лица  и  работники,  имеющие
хронические  заболевания,  должны получить консультацию лечащего врача
об   отсутствии   противопоказаний   к   применению  подобных  методов
воздействия, о чем психолог должен их предупредить.
     11. Для учета работы КПР психолог делает соответствующие записи в
Журнале учета психологической работы.
     12.  Психолог обобщает материал о работе КПР и представляет его в
своих отчетах.
     13.  Использование  КПР  в  целях, не связанных с психологической
работой, не допускается.

       6. Оформление и комплектование кабинетов психологической
                              разгрузки

        Параметры помещения кабинета психологической разгрузки

     Параметры   помещения  и  оборудование  кабинета  психологической
разгрузки   выступают   базисом,   определяющим   спектр  возможностей
функционирования КПР.
     1.  Помещение  КПР  рекомендуется  оборудовать в непосредственной
близости рабочих мест основного состава таможенного органа.
     2.  Площадь  КПР  определяется  количеством  посадочных  мест  из
расчета  не  менее  2  кв.  м  на  одного  человека с учетом выделения
свободной  площади  между креслами и демонстрационным экраном, а также
площади       для       устройства      природно-ландшафтных      зон,
декоративно-художественных композиций, установки оборудования и т.д.
     3.  Помещение  до  12  кв.  м  не может использоваться в качестве
кабинета   психологической   разгрузки  (только  как  рабочий  кабинет
психолога).
     4. Помещения от 12 до 20 кв. м функционально могут использоваться
для  индивидуальной  и  групповой  работы  (до  7 человек), проведения
обучающих и тренинговых занятий, исключая динамические упражнения.
     5.  Помещения  от  20 кв. м и более могут использоваться как КПР,
так и как многофункциональные кабинеты психологической работы, включая
иные виды работы психолога.
     6. Санитарно-гигиенические требования:
     - кабинет  должен быть изолирован от источников, генерирующих шум
или    вибрацию,    от    поступления   газопылевых   смесей,   хорошо
вентилироваться и отапливаться;
     - уровень шума не должен превышать 50 дБ;
     - температура  воздуха должна быть в пределах 18 - 25 градусов по
Цельсию при относительной влажности 40 - 60%;
     - интенсивность  освещения  рекомендуется  регулировать в широком
диапазоне от максимально яркого до полного затемнения в зависимости от
особенностей проводимых сеансов;
     - необходимо наличие установки для кондиционирования и увлажнения
воздуха;
     - для   обеспечения   звукоизоляции   в  помещении  рекомендуется
устанавливать двойную дверь.

                      Оснащение и оформление КПР

     1. Цветовое оформление стен:
     - цветовую  гамму рекомендуется выполнять в нейтрально-пастельных
тонах;
     - в  северной  стороне  лучше использовать теплые тона, в южной -
прохладные;
     - при  создании цветосветовой композиции помещения и формировании
дополнительного   психоэмоционального   воздействия   на   посетителей
рекомендуется учитывать психофизиологический эффект цветов (Приложение
1).
     2. Окна:
     - для  обеспечения  затемнения  на окнах должны размещаться шторы
(портьеры, жалюзи) из плотной светонепроницаемой ткани в тон стен;
     - шторы,  особенно  если  они  плотные, должны быть устроены так,
чтобы днем их можно было раздвинуть за пределы окон;
     - в  качестве неподвижных штор допустимы лишь легкие, максимально
прозрачные занавеси из тюлевых тканей;
     - помимо   защитных   функций  шторы  используются  как  основной
декоративный элемент интерьера;
     - ткань  по  рисунку  и колориту подбирается к цвету стен, обивки
мебели или напольного покрытия.
     3. Напольное покрытие:
     - покрытие  пола  рекомендуется  выполнять  в  виде  лакированной
паркетной доски;
     - в  целях  удобства  выполнения  релаксационных упражнений и для
обеспечения  условий проведения занятий необходимо покрыть пол мягкими
ковровыми покрытиями.
     4. Освещение:
     - освещение   рекомендуется  равномерное,  без  прямых  попаданий
яркого света на глаза (рассеянный свет);
     - по    периметру    комнаты    могут   размещаться   светильники
(светодиодные излучатели);
     - световая насыщенность регулируется выключателями-реостатами или
с пульта дистанционного управления.
     5. Мебель:
     - обязательным условием для функционирования КПР является наличие
мягких  кресел  с  подлокотниками  и  подголовником или мягкие кресла,
принимающие форму тела (пуфы);
     - эргономичным  (комфортным) является такое расположение туловища
и  ног  человека, сидящего в кресле, при котором угол их отклонения от
вертикальной плоскости составляет 30 град.;
     - оптимальное количество кресел в одном помещении определяется из
расчета не менее 2,0 кв. м на одного человека;
     - необходимы   шкафы   для  книг,  аудиовидеоматериалов,  посуды,
журнальные столики;
     - мебель  должна  иметь  современный  дизайн  и  быть удобной для
эксплуатации.
     6. Интерьер:
     - разнообразие   интерьеру   кабинета  психологической  разгрузки
придают   комнатные   цветы,   естественные  элементы  живой  природы,
декоративные  элементы:  камни,  фрагменты  дерева,  фонтан, аквариум,
панно, картины и т.п.
     7. Аудиовидеоаппаратура:
     - аппаратура  должна  позволять использовать современные носители
информации и иметь соответствующий дизайн;
     - рекомендуется использовать акустические системы объемного звука
с частотным диапазоном от 20 до 20000 Гц.
     8. Аппаратура и приборы для релаксационного воздействия:
     - подобная  аппаратура  должна  иметь  сертификаты  соответствия,
современные характеристики работы;
     - эксплуатация    приборов   не   должна   предполагать   наличие
специального медицинского образования;
     - по  мере  морального  устаревания  аппаратуры  рекомендуется ее
замена на новую.

                          ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
                 КОМПЛЕКТУЮЩИХ ДЛЯ ОСНАЩЕНИЯ КАБИНЕТА
                      ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗГРУЗКИ

---------------------------------------------------------------------------------
|   |                   Оборудование                  |      Количество         |
|---|-------------------------------------------------|-------------------------|
|1. | Мебель                                          |                         |
|---|-------------------------------------------------|-------------------------|
|   | Мягкие кресла для релаксации                    | В зависимости от        |
|   |                                                 | площади помещения       |
|---|-------------------------------------------------|-------------------------|
|2. | Стол рабочий для психолога                      | 1                       |
|---|-------------------------------------------------|-------------------------|
|3. | Рабочее кресло                                  | 1                       |
|---|-------------------------------------------------|-------------------------|
|4. | Шкаф для книг, методических материалов, фонотеки| 1 - 2                   |
|---|-------------------------------------------------|-------------------------|
|5. | Шкаф для посуды                                 | 1                       |
|---|-------------------------------------------------|-------------------------|
|6. | Шкаф для одежды                                 | 1                       |
|---|-------------------------------------------------|-------------------------|
|7. | Тумба для аппаратуры                            | 1 - 2                   |
|---|-------------------------------------------------|-------------------------|
|8. | Столики для арттерапии                          | 1 столик на 2 кресла    |
|---|-------------------------------------------------|-------------------------|
|9. | Журнальный столик                               | 1 - 2                   |
|---|-------------------------------------------------|-------------------------|
|   | Аппаратура и приборы для релаксационного        |                         |
|   | воздействия                                     |                         |
|---|-------------------------------------------------|-------------------------|
|10.| Многофункциональная кровать-массажер для снятия | 1                       |
|   | нервных стрессов, перегрузок и профилактики     |                         |
|   | остеохондроза или массажное кресло              |                         |
|---|-------------------------------------------------|-------------------------|
|11.| Пояс-массажер для снятия мышечного напряжения   | 1                       |
|---|-------------------------------------------------|-------------------------|
|12.| Ручной массажер                                 | 1                       |
|---|-------------------------------------------------|-------------------------|
|13.| Прибор биологической обратной связи для снятия  | 1 - 3                   |
|   | нервно-психического напряжения и восстановления |                         |
|   | работоспособности (типа Релана)                 |                         |
|---|-------------------------------------------------|-------------------------|
|14.| Прибор для регуляции состояния и активации      | 1 - 5                   |
|   | защитных сил организма посредством воздействия  |                         |
|   | цветом (типа "Нова-Про" или "Цветодин")         |                         |
|---|-------------------------------------------------|-------------------------|
|15.| Приборы аккупунктурного воздействия             | 1 - 2                   |
|---|-------------------------------------------------|-------------------------|
|16.| Цветодинамическое устройство для регуляции      | 1                       |
|   | эмоционального состояния (типа "Плазма")        |                         |
|---|-------------------------------------------------|-------------------------|
|17.| Прибор - ионизатор воздуха                      | 1                       |
|---|-------------------------------------------------|-------------------------|
|18.| Соляная лампа                                   | 1 - 2                   |
|---|-------------------------------------------------|-------------------------|
|19.| Аромалампа с набором аромамасел                 | 1 - 3                   |
|---|-------------------------------------------------|-------------------------|
|20.| Бактерицидные лампы                             | 2 - 4                   |
|---|-------------------------------------------------|-------------------------|
|21.| Источники ультрафиолетового излучения           | 2                       |
|---|-------------------------------------------------|-------------------------|
|22.| Увлажнитель воздуха                             | 1                       |
|---|-------------------------------------------------|-------------------------|
|23.| Прибор для измерения физиологических показателей| 1                       |
|   | (температуры тела, уровня напряжения мышц и     |                         |
|   | уровня сопротивления кожи)                      |                         |
|---|-------------------------------------------------|-------------------------|
|24.| Тонометр                                        | 1                       |
|---|-------------------------------------------------|-------------------------|
|   | Аудиовидеоаппаратура                            |                         |
|---|-------------------------------------------------|-------------------------|
|25.| Компьютер                                       | 1                       |
|---|-------------------------------------------------|-------------------------|
|26.| Цветной принтер                                 | 1                       |
|---|-------------------------------------------------|-------------------------|
|27.| Цифровая видеокамера                            | 1                       |
|---|-------------------------------------------------|-------------------------|
|28.| Проекционный экран                              | 1                       |
|---|-------------------------------------------------|-------------------------|
|29.| Слайдопроектор                                  | 1                       |
|---|-------------------------------------------------|-------------------------|
|30.| Сканер                                          | 1                       |
|---|-------------------------------------------------|-------------------------|
|31.| Телевизор с большим экраном                     | 1                       |
|---|-------------------------------------------------|-------------------------|
|32.| Акустическая система объемного звука            | 1 к-т                   |
|---|-------------------------------------------------|-------------------------|
|33.| DVD проигрыватель                               | 1                       |
|---|-------------------------------------------------|-------------------------|
|34.| Специальные аудиовидеопрограммы, диски для      | По мере необходимости   |
|   | проведения сеансов релаксации, аутотренингов и  | с периодичным           |
|   | обучающих занятий                               | обновлением             |
|---|-------------------------------------------------|-------------------------|
|35.| Наушники                                        | По количеству кресел    |
|---|-------------------------------------------------|-------------------------|
|36.| Музыкальный центр                               | 1                       |
|---|-------------------------------------------------|-------------------------|
|   | Элементы интерьера                              |                         |
|---|-------------------------------------------------|-------------------------|
|37.| Ковер для пола или палас (размер максимально    | 1                       |
|   | допустимый)                                     |                         |
|---|-------------------------------------------------|-------------------------|
|38.| Тюль и шторы из плотной ткани                   | По количеству окон      |
|---|-------------------------------------------------|-------------------------|
|39.| Декоративные вазоны для цветов, живые цветы,    | В зависимости от        |
|   | подставки под цветы                             | площади помещения и     |
|   |                                                 | окон                    |
|---|-------------------------------------------------|-------------------------|
|40.| Светильники-подсветки настенные                 | 4 - 6                   |
|---|-------------------------------------------------|-------------------------|
|41.| Картины, цветодинамические панно, пейзажные     | В зависимости от        |
|   | репродукции                                     | площади помещения       |
|---|-------------------------------------------------|-------------------------|
|42.| Декоративный фонтан                             | 1                       |
|---|-------------------------------------------------|-------------------------|
|43.| Аквариум                                        | 1                       |
|---|-------------------------------------------------|-------------------------|
|44.| Архитектурные композиции с использованием       | В зависимости от        |
|   | природного материала (камней, растений и т.п.)  | площади помещения       |
|---|-------------------------------------------------|-------------------------|
|45.| Часы                                            | 1                       |
|---|-------------------------------------------------|-------------------------|
|46.| Вазы напольные                                  | 1 - 2                   |
|---|-------------------------------------------------|-------------------------|
|   | Посуда, бытовые приборы                         |                         |
|---|-------------------------------------------------|-------------------------|
|47.| Термос для фиточаев                             | 2                       |
|---|-------------------------------------------------|-------------------------|
|48.| Наборы чайной посуды из фарфора (с рисунками    | 1 - 3                   |
|   | теплого и холодного оттенков). Набор чайных     |                         |
|   | ложек                                           |                         |
|---|-------------------------------------------------|-------------------------|
|49.| Самовар или электрочайник                       | 1                       |
|---|-------------------------------------------------|-------------------------|
|50.| Микроволновая печь                              | 1                       |
|---|-------------------------------------------------|-------------------------|
|51.| Холодильник                                     | 1                       |
|---|-------------------------------------------------|-------------------------|
|52.| Кулер                                           | 1                       |
|---|-------------------------------------------------|-------------------------|
|53.| Пылесос                                         | 1                       |
|---|-------------------------------------------------|-------------------------|
|   | Расходные материалы                             | По мере расходования    |
|---|-------------------------------------------------|-------------------------|
|54.| Аромамасла                                      |                         |
|---|-------------------------------------------------|-------------------------|
|55.| Салфетки антибактериальные бумажные             |                         |
|---|-------------------------------------------------|-------------------------|
|56.| Свечи для аромалампы                            |                         |
|---|-------------------------------------------------|-------------------------|
|57.| Фиточаи                                         |                         |
|---|-------------------------------------------------|-------------------------|
|58.| Батарейки, аккумуляторы для аппаратуры и часов  |                         |
|---|-------------------------------------------------|-------------------------|
|59.| Коврики для динамических занятий                |                         |
|---|-------------------------------------------------|-------------------------|
|60.| Краски (в наборах), кисти                       |                         |
|---|-------------------------------------------------|-------------------------|
|61.| Бумага для рисования                            |                         |
|---|-------------------------------------------------|-------------------------|
|62.| Аптечка                                         |                         |
---------------------------------------------------------------------------------

     Перечень комплектующих для КПР  может  быть  расширен  по  заявке
психолога с учетом потребностей должностных лиц.


                                                          Приложение 1

                  ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ЦВЕТОВ

--------------------------------------------------------------------------------
|           | Давление крови | Пульс, дыхание|   Мускульное   | Воздействие на |
|           |                |               |   напряжение   |     эмоции     |
|-----------|----------------|---------------|----------------|----------------|
| Красный   | Увеличивает    | Увеличивает   | Увеличивает    | Возбуждает     |
|-----------|----------------|---------------|----------------|----------------|
| Оранжевый | Незначительно  | Незначительно | Увеличивает    | Стимулирует    |
|           | увеличивает    | увеличивает   |                |                |
|-----------|----------------|---------------|----------------|----------------|
| Желтый    | Не меняет      | Не меняет     | Не меняет      | Уравновешивает |
|-----------|----------------|---------------|----------------|----------------|
| Зеленый   | Незначительно  | Незначительно | Незначительно  | Уравновешивает |
|           | уменьшает      | уменьшает     | уменьшает      |                |
|-----------|----------------|---------------|----------------|----------------|
| Голубой   | Уменьшает      | Успокаивает   | Уменьшает      | Успокаивает    |
|-----------|----------------|---------------|----------------|----------------|
| Синий     | Значительно    | Значительно   | Уменьшает      | Затормаживает  |
|           | уменьшает      | уменьшает     |                |                |
|-----------|----------------|---------------|----------------|----------------|
| Фиолетовый| Сильно         | Сильно        | Сильно         | Подавляет      |
|           | уменьшает      | успокаивает   | уменьшает      |                |
--------------------------------------------------------------------------------


                                                          Приложение 2

            ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СРЕДСТВ В РАБОТЕ КПР

     Использование музыки как  средства  повышения  производительности
труда основано на положительном эмоциональном воздействии, поддержании
устойчивого трудового ритма.
     Проведенные учеными   наблюдения  и  эксперименты  показали,  что
сильное физиологическое  воздействие  на  организм  производят  только
хорошо  известные  классические  и  народные мелодии.  В исследованиях
указывается,  что  достаточно  провести  восемь   -   десять   сеансов
направленного   прослушивания   музыки,   чтобы   получить   улучшение
психического состояния человека.
     Выбираются, в первую очередь,  музыкальные композиции,  в которых
преобладают мелодии с выраженным ритмом.  Сеансы  музыкотерапии  имеют
определенную последовательность.
     Первой звучит мелодия, отвечающая душевному состоянию слушателя в
данный момент. Звучание следующего произведения призвано противостоять
действию первой мелодии,  как бы нейтрализуя его. Третье произведение,
завершающее комплекс,  выбирается с таким расчетом, чтобы его звучание
обладало  наибольшей  силой  эмоционального  воздействия,  чтобы   оно
породило  у  слушателя  настроение,  необходимое  для оздоровления его
психического состояния.
     Например, если  человека  мучают навязчивая тревога,  меланхолия,
страх,  то первой ему предлагают для прослушивания  грустную  мелодию,
которая  звучит  для  него  как  голос  сочувствия  и  сострадания его
подлинным или воображаемым невзгодам. Следующим произведением в данном
случае будет светлая, воздушная мелодия, дарующая утешение и вселяющая
надежду.  Третье произведение -  это  динамическая  музыка,  вселяющая
уверенность в себе, мужество, твердость духа.
     Для моделирования    настроения     посетителей     КПР     можно
порекомендовать следующие музыкальные произведения:
     При переутомлении и нервном истощении:
     1. "Утро" Грига.
     2. "Полонез" Огинского.
     При угнетенном меланхоличном настроении
     1. "К радости" Бетховена.
     2. "Аве Мария" Шуберта.
     1. "Хор пилигримов" Вагнера.
     2. "Сентиментальный вальс" Чайковского.
     1. "Лунный свет" Дебюсси.
     2. "Грезы" Шумана.
     3. "Времена года" Чайковского.
     Расслабляющее воздействие оказывают такие классические мелодии:
     1. "Баркарола" Чайковского.
     2. "Пастораль" Бизе.
     3. "Лебедь" Сен-Санса.
     4. "Сентиментальный вальс" Чайковского.
     Для широкой  аудитории  можно   использовать   более   популярные
произведения:
     5. Романс из кинофильма "Овод" Шостаковича.
     6. "Старинную песенку" Бизе.
     7. "Историю любви" Лея.
     8. "Вчера" Ленона.
     9. "Элегию" Форе и др.
     Программа тонизирующего воздействия реализуется с помощью:
     1. "Чардаша" Монти.
     2. "Кумпаренты" Родригиса.
     3. "Аделиты" Пурсела.
     4. "Шербургских зонтиков" Леграна.

     Для занятий   аутогенной  тренировкой  могут  быть  предусмотрены
варианты музыкальных программ,  направленные на  успокоение  (в  конце
рабочего дня) и мобилизацию (перед работой). Например:

                       1. УСПОКАИВАЮЩИЙ ВАРИАНТ

---------------------------------------------------------------------------
|N |         Упражнение         |      Музыкальный фон      |    Время    |
|--|----------------------------|---------------------------|-------------|
|1 |Вводная часть. Установка на |И.С. Бах. Прелюдия N 1     |2 мин.       |
|  |состояние покоя и отдыха    |                           |             |
|--|----------------------------|---------------------------|-------------|
|2 |Расслабление мимических мышц|И.С. Бах. Прелюдия N 8     |4 мин. 30 с  |
|--|----------------------------|---------------------------|-------------|
|3 |Расслабление мышц рук       |И.С. Бах. Хор              |3 мин. 30 с  |
|--|----------------------------|---------------------------|-------------|
|4 |Расслабление мышц туловища  |Ф. Шопен. Прелюдия N 4     |2 мин. 5 с   |
|--|----------------------------|---------------------------|-------------|
|5 |Расслабление мышц ног       |Ф. Шопен. Прелюдия N 13    |4 мин. 35 с  |
|--|----------------------------|---------------------------|-------------|
|6 |Регуляция ритма дыхания     |Ф. Шопен. Прелюдия N 15    |1 мин. 10 с  |
|--|----------------------------|---------------------------|-------------|
|7 |Регуляция ритма сердечных   |Ф. Шопен. Прелюдия N 15    |1 мин. 10 с  |
|  |сокращений                  |                           |             |
|--|----------------------------|---------------------------|-------------|
|8 |Выход из состояния          |Глюк "Мелодия"             |4 мин. 5 с   |
|  |расслабленности             |                           |             |
|--|----------------------------|---------------------------|-------------|
|9 |Общая активизация           |Ф. Шопен. Прелюдия N 15    |3 мин. 45 с  |
---------------------------------------------------------------------------

                                              Общее время 25 мин. 40 с

                       2. МОБИЛИЗУЮЩИЙ ВАРИАНТ

---------------------------------------------------------------------------
|N |         Упражнение         |      Музыкальный фон      |    Время    |
|--|----------------------------|---------------------------|-------------|
|1 |Вводная часть. Установка на |И.С. Бах. Прелюдия N 1     |2 мин.       |
|  |состояние покоя и отдыха    |                           |             |
|--|----------------------------|---------------------------|-------------|
|2 |Расслабление мимических мышц|И.С. Бах. Прелюдия N 8     |4 мин. 30 с  |
|--|----------------------------|---------------------------|-------------|
|3 |Расслабление мышц рук       |И.С. Бах. Хор              |3 мин. 20 с  |
|--|----------------------------|---------------------------|-------------|
|4 |Расслабление мышц туловища  |Ф. Шопен. Прелюдия N 4     |2 мин. 5 с   |
|--|----------------------------|---------------------------|-------------|
|5 |Расслабление мышц ног       |Ф. Шопен. Прелюдия N 13    |4 мин. 35 с  |
|--|----------------------------|---------------------------|-------------|
|6 |Мобилизация физического и   |Глюк "Мелодия"             |4 мин. 5 с   |
|  |психического тонуса         |                           |             |
|--|----------------------------|---------------------------|-------------|
|7 |Формирование состояния      |М. Таривердиев "Мгновение" |1 мин. 10 с  |
|  |уверенности и репродукция   |Ж. Бизе - Р. Щедрин        |1 мин. 45 с  |
|  |предстоящей деятельности    |Тема "Тореадор"            |45 с         |
---------------------------------------------------------------------------

                                              Общее время 24 мин. 15 с
Оглавление