О ПОРЯДКЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НДС ПОСРЕДНИЧЕСКИХ УСЛУГ, ОКАЗЫВАЕМЫХ РОССИЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ НА ОСНОВАНИИ ДОГОВОРА МОРСКОГО ПОСРЕДНИЧЕСТВА ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 2 июня 2008 г. N 03-07-08/133 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке налогообложения налогом на добавленную стоимость посреднических услуг, оказываемых российской организацией на основании договора морского посредничества, и сообщает следующее. Согласно п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен нормами ст. 148 Кодекса. Так, на основании норм пп. 5 п. 1 данной статьи место реализации посреднических услуг, оказываемых по договорам морского посредничества, определяется по месту осуществления деятельности организации, оказывающей такие услуги. При этом п. 2 указанной ст. 148 Кодекса установлено, что местом осуществления деятельности организации, оказывающей вышеназванные услуги, признается территория Российской Федерации в случае присутствия этой организации на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации. Таким образом, местом реализации посреднических услуг, оказываемых российской организацией на основании договоров морского посредничества, является территория Российской Федерации и, соответственно, такие услуги признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. Пунктом 1 ст. 156 Кодекса предусмотрено, что при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как сумма дохода, полученная налогоплательщиком в виде вознаграждения за исполнение посреднических услуг. При этом на основании ст. 164 Кодекса данные операции подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 18 процентов. Что касается упомянутого в письме пп. 5 п. 1.1 ст. 148 Кодекса, то положения данного подпункта не предусматривают порядка определения места реализации в отношении посреднических услуг. Одновременно отмечаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Н.А.КОМОВА 2 июня 2008 г. N 03-07-08/133 |