ОРГАНИЗАЦИЕЙ-НЕДРОПОЛЬЗОВАТЕЛЕМ В РЕЗУЛЬТАТЕ АУКЦИОНА ПОЛУЧЕНЫ ЛИЦЕНЗИИ НА ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ НЕДР, РАЗВЕДКУ И ДОБЫЧУ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ. СОГЛАСНО ПОЛОЖЕНИЯМ ЛИЦЕНЗИОННОГО СОГЛАШЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ПЕРЕЧИСЛЕНЫ СУММЫ РАЗОВОГО ПЛАТЕЖА ЗА ПОЛЬЗОВАНИ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 19.08.08 03-03-06/1/171

             ОРГАНИЗАЦИЕЙ-НЕДРОПОЛЬЗОВАТЕЛЕМ В РЕЗУЛЬТАТЕ
         АУКЦИОНА ПОЛУЧЕНЫ ЛИЦЕНЗИИ НА ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ
            НЕДР, РАЗВЕДКУ И ДОБЫЧУ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ.
             СОГЛАСНО ПОЛОЖЕНИЯМ ЛИЦЕНЗИОННОГО СОГЛАШЕНИЯ
           ОРГАНИЗАЦИЕЙ ПЕРЕЧИСЛЕНЫ СУММЫ РАЗОВОГО ПЛАТЕЖА
          ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДРАМИ ПО КАЖДОЙ ЛИЦЕНЗИИ. В КАКОМ
           ПОРЯДКЕ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ РАЗОВЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА
             ПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДРАМИ ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГОВОЙ
                      БАЗЫ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          19 августа 2008 г.
                           N 03-03-06/1/171

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо  по  вопросу  о порядке учета для целей налогообложения прибыли
расходов,  связанных  с  получением лицензии на пользование недрами, и
сообщает следующее.
     В  соответствии  с  п.  1  ст.  325 Налогового кодекса Российской
Федерации  (далее  -  Кодекс)  налогоплательщики,  принявшие решение о
приобретении  лицензий  на  право пользования недрами, в аналитических
регистрах    налогового    учета    обособленно    отражают   расходы,
осуществляемые в целях приобретения данных лицензий. При этом расходы,
связанные  с  приобретением  каждой  конкретной  лицензии, учитываются
отдельно.
     К  расходам,  осуществляемым  в  целях  приобретения  лицензии, в
частности, относятся:
     расходы, связанные с предварительной оценкой месторождения;
     расходы, связанные с проведением аудита запасов месторождения;
     расходы  на  разработку  технико-экономического обоснования (иных
аналогичных работ), проекта освоения месторождения;
     расходы на приобретение геологической и иной информации;
     расходы на оплату участия в конкурсе.
     В  случае если по результатам конкурса налогоплательщик заключает
лицензионное   соглашение   на  право  пользования  недрами  (получает
лицензию),  то расходы, осуществленные налогоплательщиком, связанные с
процедурой  участия  в  конкурсе,  формируют  стоимость  лицензионного
соглашения   (лицензии),   которая  учитывается  налогоплательщиком  в
составе   нематериальных   активов.   При   этом  амортизация  данного
нематериального  актива  начисляется  в порядке, установленном ст. ст.
256 - 259 Кодекса.
     Согласно  ст.  40  Закона  РФ  от  21.02.1992 N 2395-1 "О недрах"
пользователи недр, получившие право на пользование недрами, уплачивают
разовые  платежи  за  пользование недрами при наступлении определенных
событий,  оговоренных  в  лицензии  (разовые  платежи  за  пользование
недрами).
     Поскольку   уплата   разовых   платежей   является   лицензионным
требованием  и условием, то есть является обязательством лицензиата по
уже  имеющейся  лицензии,  уплата  таких  разовых  платежей  не  может
рассматриваться   как  расход,  осуществленный  в  целях  приобретения
лицензии  и,  соответственно,  включаемый  в стоимость нематериального
актива.
     Учитывая   изложенное,   расход   в   виде  разового  платежа  за
пользование недрами учитывается в составе прочих расходов, связанных с
производством и реализацией, на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 Кодекса.
     В  соответствии  с  п. 1 ст. 272 Кодекса расходы, принимаемые для
целей  налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом)
периоде,  к  которому они относятся, независимо от времени фактической
выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с
учетом положений ст. ст. 318 - 320 Кодекса.
     В  связи с этим, в случае если согласно принятой учетной политике
и  положениям  п. 1 ст. 318 Кодекса расходы в виде разового платежа за
пользование недрами являются косвенными расходами, указанные расходы в
соответствии с п. 2 ст. 318 Кодекса подлежат отнесению в полном объеме
к расходам текущего отчетного (налогового) периода.
     Одновременно  сообщаем,  что  мнение  Департамента, приведенное в
настоящем   письме,  не  содержит  правовых  норм  или  общих  правил,
конкретизирующих  нормативные  предписания,  и не является нормативным
правовым  актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007
N    03-02-07/2-138    направляемое    мнение    Департамента    имеет
информационно-разъяснительный    характер   по   вопросам   применения
законодательства   Российской  Федерации  о  налогах  и  сборах  и  не
препятствует   налоговым   органам,  налогоплательщикам,  плательщикам
сборов  и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства
о  налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной
в настоящем письме.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
19 августа 2008 г.
N 03-03-06/1/171