ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ДОВЕРИТЕЛЬНОМУ УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ ПАЕВЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ФОНДОВ, ПЛАТЕЛЬЩИКОМ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ В ОТНОШЕНИИ ИМУЩЕСТВА ВЛАДЕЛЬЦЕВ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПАЕВ, НАХОДЯЩЕГОСЯ НА ЕЕ БАЛАНСЕ, НАЧИНАЯ С 2008 Г.? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 28 августа 2008 г. N 03-05-05-01/55 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о налогообложении налогом на имущество организаций имущества, составляющего закрытый паевой инвестиционный фонд недвижимости, и сообщает. В соответствии со ст. 373 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются, в частности, российские организации. Согласно ст. 10 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" паевой инвестиционный фонд не является юридическим лицом. Пунктом 1 ст. 374 Налогового кодекса установлено, что объектом налогообложения по налогу на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. При формировании учетной политики в отношении отражения в бухгалтерском учете имущества, учитываемого на балансе организации в качестве объектов основных средств, необходимо исходить из допущения имущественной обособленности, предусмотренной ст. 8 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Учитывая указанные нормы законодательства, налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации - балансодержатели признаваемого объектом налогообложения в соответствии с п. 1 ст. 374 Налогового кодекса имущества, находящегося у юридического лица на праве собственности (праве оперативного управления, хозяйственного ведения). Согласно ст. 15 Федерального закона N 156-ФЗ общее имущество (денежные средства и иное имущество), принадлежащее учредителям (владельцам инвестиционных паев) паевого инвестиционного фонда на праве собственности и составляющее паевой инвестиционный фонд, учитывается управляющей компанией (доверительным управляющим) обособленно на отдельном балансе и по нему ведется самостоятельный учет. Имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, является общим имуществом владельцев инвестиционных паев и принадлежит им на праве общей долевой собственности. Раздел имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, и выдел из него доли в натуре не допускаются (п. 2 ст. 11 Федерального закона N 156-ФЗ). При этом инвестиционный пай является именной ценной бумагой, удостоверяющей долю его владельца в праве собственности на имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд (п. 1 ст. 14 Федерального закона N 156-ФЗ). Ценные бумаги (в том числе именные ценные бумаги (инвестиционные паи)), удостоверяющие долю его владельца в праве собственности на общее имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, на основании положений п. 1 ст. 374 Налогового кодекса не являются объектом налогообложения налогом на имущество организаций. Федеральным законом от 24.07.2007 N 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в ст. 378 Налогового кодекса, вступившие в силу с 1 января 2008 г., в соответствии с которыми имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, переданное в доверительное управление (приобретенное в рамках договора доверительного управления), не подлежит налогообложению у учредителя доверительного управления. Поэтому управляющая компания, осуществляющая деятельность по доверительному управлению имуществом паевых инвестиционных фондов, признается налогоплательщиком начиная с 2008 г. только в отношении имущества, находящегося на балансе организации на правах собственности. Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 28 августа 2008 г. N 03-05-05-01/55 |