О ПРИМЕНЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 115-ФЗ ПИСЬМО ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ 25 июня 2008 г. N 12-1-5/1227 (Д) Департамент финансового мониторинга и валютного контроля рассмотрел запрос и сообщает следующее. Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон) не наделяет Банк России полномочиями по толкованию норм данного Федерального закона. Вместе с тем полагаем возможным изложить мнение Департамента по поставленным в письме вопросам. Согласно пункту 1.1 статьи 6 Федерального закона сделка с недвижимым имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 000 000 рублей (либо эквивалент в иностранной валюте). В соответствии со статьей 153 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Буквальное прочтение нормы пункта 1.1 статьи 6 Федерального закона позволяет сделать вывод о том, что обязательному контролю подлежат не операции по осуществлению расчетов в рамках сделки, а сами сделки с недвижимым имуществом. При совершении расчетов по клиентским сделкам с недвижимым имуществом кредитные организации, как правило, не располагают информацией о дате регистрации сделки (ее вступлении в силу) и/или сумме сделки, и, соответственно, не могут сделать однозначный вывод о том, состоялась ли сделка с недвижимым имуществом, подлежащая обязательному контролю. Таким образом, если в рамках осуществления расчетов по сделке с недвижимым имуществом клиент представил вступивший в законную силу договор, подтверждающий факт совершения сделки с недвижимым имуществом на сумму, равную или превышающую 3 000 000 рублей (или эквивалент в иностранной валюте), то есть кредитная организация располагает всей необходимой информацией, на основании которой можно сделать вывод о проведении ее клиентом операции, подлежащей обязательному контролю, кредитной организации следует направить в уполномоченный орган сообщение с кодом вида операции "8001". В поле DATA сообщения, направляемого в уполномоченный орган, указывается дата вступления в силу договора, предметом которого является недвижимое имущество (для сделок с недвижимым имуществом, не подлежащих государственной регистрации), либо дата государственной регистрации сделки с недвижимым имуществом (для сделок с недвижимым имуществом, подлежащих государственной регистрации), в полях SUME и SUM - сумма договора, предметом которого является недвижимое имущество, а в поле DESCR рекомендуем указать информацию о дате получения кредитной организацией документа, подтверждающего факт совершения сделки с недвижимым имуществом, а также обстоятельствах, при которых кредитной организации стало известно о сделке с недвижимым имуществом. Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 2.11 Положения Банка России от 20 декабря 2002 г. N 207-П "О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в случае, если операция с денежными средствами или иным имуществом, подлежащая обязательному контролю, была выявлена кредитной организацией позже рабочего дня, следующего за днем совершения операции, кредитная организация представляет сведения о такой операции в уполномоченный орган в день ее выявления и направляет в уполномоченный орган через территориальное учреждение ОЭС, содержащий эти сведения, в этот же день до 16.00 по местному времени. Таким образом, если кредитной организации на основании полученных документов стало известно о подлежащей обязательному контролю операции в виде сделки с недвижимым имуществом позднее даты ее совершения, сообщение в уполномоченный орган с кодом 8001 следует направить в день, когда кредитная организация получила сведения об этой сделке. В случае, если кредитная организация при проведении расчетной операции своего клиента не располагает всей необходимой информацией, на основании которой можно сделать вывод о проведении ее клиентом операции, подлежащей обязательному контролю, и указанная операция при реализации правил внутреннего "противолегализационного" контроля не отнесена к операции, вызывающей подозрения в связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, обязанности по направлению сведений в уполномоченный орган не возникает. Директор Департамента Е.И.ИЩЕНКО 25 июня 2008 г. N 12-1-5/1227 |