О РЕКОМЕНДАЦИЯХ БАНКА РОССИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ФОРМИРОВАНИЮ БУХГАЛТЕРСКОЙ СЛУЖБЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ БАНКА РОССИИ ПИСЬМО ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ 15 июля 2008 г. N 84-Т (Д) В целях совершенствования организации и ведения бухгалтерского учета в Банке России разработаны примерная структура управления (отдела) бухгалтерского учета и отчетности территориального учреждения Банка России и примерный перечень функций, выполняемых подразделениями управления (отдела) бухгалтерского учета и отчетности территориального учреждения Банка России (Приложение 1 и Приложение 2 к настоящему письму), которые рекомендуются для использования в работе территориальными учреждениями Банка России. Рекомендуемая структура управления (отдела) бухгалтерского учета и отчетности территориального учреждения Банка России предусматривает централизацию на уровне территориального учреждения Банка России совершения ряда бухгалтерских операций, выполняемых в настоящее время бухгалтерскими службами территориального учреждения Банка России, головного расчетно-кассового центра (далее - ГРКЦ), расчетно-кассового центра (далее - РКЦ), а также объединение выполнения бухгалтерской службой территориального учреждения Банка России значительной части функций, непосредственно связанных с обязанностями главного бухгалтера, предусмотренными законодательством Российской Федерации (Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", с изменениями) и нормативными актами Банка России. Рекомендуемая структура управления (отдела) бухгалтерского учета и отчетности территориального учреждения Банка России не предусматривает увеличения численности бухгалтерской службы в целом по территориальному учреждению Банка России. Для приведения структуры бухгалтерской службы территориального учреждения Банка России в соответствие с примерной структурой управления (отдела) бухгалтерского учета и отчетности территориального учреждения Банка России рекомендуем провести следующие организационные и подготовительные мероприятия: - определить перечень функций по ведению бухгалтерского учета внутрибанковских операций, передаваемых от ГРКЦ и РКЦ в управление (отдел) бухгалтерского учета и отчетности территориального учреждения Банка России (учет основных средств и нематериальных активов, затрат по капитальным вложениям, расчетов по оплате труда и иным выплатам Банка России, дополнительному пенсионному обеспечению, учет налогов и иных платежей, а также состав функций по ведению налогового учета и другие операции); - разработать и утвердить порядок и сроки передачи функций; - пересмотреть и внести соответствующие изменения в структуры управления (отдела) бухгалтерского учета и отчетности территориального учреждения Банка России (предварительно проинформировав об этом Департамент бухгалтерского учета и отчетности и Финансовый департамент), а также бухгалтерских служб ГРКЦ и РКЦ и утвердить их; - разработать и утвердить в порядке, установленном пунктом 1.2 части III Положения Банка России от 01.01.2006 N 66-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изменениями), положения о структурных подразделениях управления (отдела) бухгалтерского учета и отчетности территориального учреждения Банка России, бухгалтерских службах ГРКЦ и РКЦ, должностные инструкции бухгалтерских работников; - разработать порядок взаимодействия подразделений территориального учреждения, ГРКЦ и РКЦ по предоставлению в территориальное учреждение Банка России в установленные сроки табелей учета рабочего времени, больничных листов и другой документации, связанной с выплатами Банка России, а также с осуществлением хозяйственной деятельности территориального учреждения Банка России, ГРКЦ и РКЦ; - разработать порядок взаимодействия службы по работе с персоналом с управлениями (отделами) бухгалтерского учета и отчетности по предоставлению ею в установленные сроки обобщенной документации, связанной с выплатами Банка России; - утвердить регламент взаимодействия управления (отдела) бухгалтерского учета и отчетности территориального учреждения Банка России с бухгалтерскими службами ГРКЦ и РКЦ, предусмотрев в нем порядок формирования и оформления первичных учетных документов, передачи их в обработку и отражения в бухгалтерском балансе, формирования бухгалтерского баланса, выходных форм к нему, архива бухгалтерских документов и обеспечения их сохранности; - утвердить перечень должностных лиц, осуществляющих в территориальном учреждении Банка России ежедневный контроль за соблюдением сметно-штатной дисциплины, правильностью отражения в бухгалтерском учете расходования средств в соответствии с утвержденными сметами (расходов на содержание территориального учреждения Банка России, капитальных затрат, расходов Социального фонда), совершаемыми внутрибанковскими операциями (оплатой счетов, подписанием актов выполненных работ и так далее), обеспечив при этом соблюдение нормативных актов Банка России. Вопрос о функционировании подразделения сметного планирования и штатного регулирования вне бухгалтерской службы может быть рассмотрен Банком России при условии предварительного уведомления Департамента бухгалтерского учета и отчетности и Финансового департамента. О проведенных мероприятиях по приведению структуры бухгалтерской службы территориальных учреждений Банка России в соответствие с примерной структурой управления (отдела) бухгалтерского учета и отчетности территориального учреждения Банка России просим сообщить в Департамент бухгалтерского учета и отчетности в составе годового бухгалтерского отчета. Председатель Банка России С.М.ИГНАТЬЕВ 15 июля 2008 г. N 84-Т Приложение 1 к письму Банка России от 15 июля 2008 года N 84-Т ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ (ОТДЕЛА) БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ БАНКА РОССИИ Главный бухгалтер - начальник управления (отдела) бухгалтерского учета и отчетности территориального учреждения Банка России Заместитель главного - заместитель начальника управления бухгалтера <*> (отдела) бухгалтерского учета и отчетности территориального учреждения Банка России -------------------------------- <*> Количество должностей "заместитель главного бухгалтера - заместитель начальника управления (отдела) бухгалтерского учета и отчетности" определяется из расчета не менее 2-х курируемых отделов (секторов). При необходимости допускается введение должности "заместитель главного бухгалтера - начальник отдела". 1. Отдел (сектор) организации бухгалтерского учета и отчетности 1.1. Сектор (отдельные специалисты) организации бухгалтерского учета 1.2. Сектор (отдельные специалисты) организации и составления отчетности 1.3. Сектор (отдельные специалисты) по взаимодействию с кредитными организациями и структурными подразделениями территориального учреждения, занимающимися надзором и инспектированием по вопросам методологии бухгалтерского учета 1.4. Сектор (отдельные специалисты) организации учета и обслуживания счетов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации 2. Отдел (сектор, отдельные специалисты в составе отдела (сектора) организации бухгалтерского учета и отчетности) сметного планирования и штатного регулирования 3. Отдел (сектор, отдельные специалисты в составе отдела (сектора) организации бухгалтерского учета и отчетности) учета налоговых и других обязательных платежей, уплачиваемых Банком России 4. Отдел (сектор) учета внутрибанковских операций 4.1. Сектор (отдельные специалисты) по учету расчетов по оплате труда, других выплат, кредитов 4.2. Сектор (отдельные специалисты) по учету капитальных вложений, основных средств и нематериальных активов 4.3. Сектор (отдельные специалисты) по учету материальных запасов 4.4. Сектор (отдельные специалисты) по учету хозяйственных операций 5. Отдел (сектор, отдельные специалисты в составе управления (отдела) бухгалтерского учета и отчетности) последующего контроля Приложение 2 к письму Банка России от 15 июля 2008 года N 84-Т ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЙ, ВЫПОЛНЯЕМЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ УПРАВЛЕНИЯ (ОТДЕЛА) БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ БАНКА РОССИИ 1. Функции отдела (сектора) организации бухгалтерского учета и отчетности 1.1. Организация ведения бухгалтерского учета и составления отчетности в структурных подразделениях и подразделениях, в том числе составляющих отдельные балансы и имеющих банковские счета (в случае их наличия в структуре территориального учреждения) (далее - подразделения), документооборота по ведению бухгалтерского учета. 1.2. Осуществление контроля за ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской отчетности и расшифровок к ней в подразделениях. Оказание практической помощи путем консультаций и выездов специалистов в подразделения (с привлечением специалистов других отделов (секторов) управления (отдела) бухгалтерского учета и отчетности). Направление подразделениям обобщающих писем и разъяснений по вопросам бухгалтерского учета и составления отчетности. 1.3. Своевременное составление, анализ и представление Банку России полной и достоверной сводной бухгалтерской и другой отчетности в порядке и сроки, установленные Банком России. 1.4. Составление и представление структурным подразделениям территориального учреждения, постоянно действующим советам (комиссиям), созданным при руководстве территориального учреждения, необходимой информации на основе данных бухгалтерского учета и отчетности, рассмотрение документов, подготовленных структурными подразделениями территориального учреждения Банка России по вопросам, относящимся к бухгалтерскому учету. 1.5. Контроль за своевременным завершением расчетов в системе банковских электронных срочных платежей по межрегиональным, внутрирегиональным электронным платежам с применением авизо (включая квитовку). 1.6. Контроль за проведением заключительных оборотов по операциям отчетного года, операций по выходу на сводный баланс по счетам расчетов с применением авизо. 1.7. Получение, проверка годовых бухгалтерских отчетов подразделений (с привлечением специалистов других отделов (секторов) управления (отдела) бухгалтерского учета и отчетности). Составление годового бухгалтерского отчета в целом по территориальному учреждению Банка России. Направление подразделениям писем по результатам рассмотрения годовых бухгалтерских отчетов. Участие в составлении годового отчета территориального учреждения Банка России. 1.8. Рассмотрение материалов инспекционных проверок кредитных организаций по направлениям работы, относящимся к компетенции управления (отдела) бухгалтерского учета и отчетности, направление писем подразделению, осуществляющему инспекционные проверки, по качеству проведения проверок, обоснованности выводов проверяющих. 1.9. Рассмотрение извлечений из актов комплексных ревизий и тематических проверок в подразделениях по направлениям работы, относящимся к компетенции управления (отдела) бухгалтерского учета и отчетности (с привлечением специалистов других отделов (секторов) управления (отдела) бухгалтерского учета и отчетности), направление в ревизионное подразделение заключений с аргументированными замечаниями по качеству проведения проверок, обоснованности выводов проверяющих, осуществление контроля за устранением недостатков. 1.10. Организация ведения бухгалтерского учета и обслуживания счетов по учету средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Организация и осуществление контроля за правильностью открытия и обслуживания подразделениями счетов по учету средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и проведением по ним операций, за составлением подразделениями и кредитными организациями (их филиалами) отчетности об остатках на счетах по учету средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на счетах органов государственной власти, органов местного самоуправления, представление в установленные сроки этой отчетности в Банк России и в случаях, предусмотренных нормативными актами Банка России, территориальным органам Федерального казначейства. Подготовка и представление в Банк России предложений по совершенствованию форм отчетности. Составление и представление отчетности о поступлении в федеральный бюджет доходов, администрируемых Банком России. Координация работы и взаимодействие с территориальными органами Федерального казначейства, финансовыми органами исполнительной власти, а также органами государственных внебюджетных фондов по обслуживанию счетов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, администрированию Банком России поступлений в бюджетную систему Российской Федерации отдельных видов доходов. Осуществление мониторинга и анализа состояния остатков на счетах по учету средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Осуществление анализа исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований. Согласование устанавливаемых избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации порядка открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных из бюджетов субъектов Российской Федерации, местного бюджета избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации, другим комиссиям на подготовку и проведение выборов, а также порядка открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов, специальных счетов фондов референдума при проведении выборов в соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в органы местного самоуправления, референдумов. 1.11. Представление информации Департаменту бухгалтерского учета и отчетности, необходимой для составления Годовой финансовой отчетности Банка России, подготовка и представление необходимой информации, связанной с проведением независимых аудиторских проверок. 1.12. Организация и проведение семинаров, совещаний с главными бухгалтерами и специалистами бухгалтерской службы подразделений и кредитных организаций, ответы на запросы подразделений и кредитных организаций в части применения нормативных актов Банка России по вопросам бухгалтерского учета (с привлечением специалистов других отделов (секторов) управления (отдела) бухгалтерского учета и отчетности). 1.13. Участие в подготовке и оформлении материалов совместно с подразделением юридической службы территориального учреждения для рассмотрения в судебных и следственных органах. 1.14. Подготовка предложений по повышению квалификации бухгалтерских работников. 1.15. Подготовка информации и заполнение разделов Паспорта учреждения Банка России в части, относящейся к бухгалтерскому учету. 1.16. Участие при внедрении новых и внесении изменений в действующие программные комплексы в части ведения бухгалтерского учета. 2. Функции отдела (сектора, отдельных специалистов в составе отдела (сектора) организации бухгалтерского учета и отчетности) сметного планирования и штатного регулирования 2.1. Формирование проектов смет расходов на содержание территориального учреждения, Социального фонда, капитальных затрат. 2.2. Осуществление контроля за целевым использованием сметных ассигнований, лимитов капитальных затрат и средств Социального фонда, правильностью отражения в бухгалтерском учете расходования средств в соответствии с утвержденными сметами. 2.3. Составление отчетности об использовании средств, предусмотренных сметами расходов на содержание территориального учреждения, Социального фонда, капитальных затрат и представление ее в Банк России. 2.4. Осуществление расчета размера дополнительных пенсий на основании сведений, представляемых службой персонала, осуществление контроля за соблюдением лимита выплат дополнительного пенсионного обеспечения, сроками выдачи дополнительных пенсий, своевременным отдебетованием сумм выплат дополнительных пенсий в Банк России, составление отчетности о расходовании средств, выделенных на дополнительное пенсионное обеспечение. 2.5. Формирование и ведение штатного расписания, осуществление контроля за соблюдением штатной дисциплины в соответствии с утвержденными показателями предельной численности и предельного фонда заработной платы по должностным окладам, нормативными и иными актами Банка России. 2.6. Осуществление контроля за правильностью применения действующих условий оплаты труда и стимулирующих выплат в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации и нормативными актами Банка России. 2.7. Сбор и анализ сведений об операционной нагрузке на учетно-операционных работников, представление отчетности по операционной нагрузке в Банк России. 2.8. Проверка правильности оформления хозяйственных договоров по вопросам, относящимся к бухгалтерскому учету. 3. Функции отдела (сектора, отдельных специалистов в составе отдела (сектора) организации бухгалтерского учета и отчетности) учета налоговых и других обязательных платежей, уплачиваемых Банком России 3.1. Осуществление расчетов и формирование налоговой отчетности по суммам налогов (авансовых платежей) и других обязательных платежей, подлежащих уплате в бюджет по месту нахождения территориального учреждения, его структурных подразделений и прочих объектов налогообложения, кроме расчетов и отчетности, осуществление (формирование) которых отнесено к функциям отдела (сектора) учета внутрибанковских операций. 3.2. Подготовка распоряжений отделу (сектору) учета внутрибанковских операций на перечисление налогов и других обязательных платежей, уплачиваемых на местах, контроль за своевременной уплатой налогов и других обязательных платежей. 3.3. Ведение регистров налогового учета по налогу на прибыль организаций, за исключением регистров налогового учета, ведение которых относится к функциям отдела (сектора) учета внутрибанковских операций. 3.4. Осуществление контроля операций по учету налогов и других обязательных платежей на балансовых счетах 60301, 60302, 60309, 60310, 60322, 60323. 3.5. Осуществление формирования и направление в Банк России сводных отчетов по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль организаций, налогу на добычу полезных ископаемых, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, по начисленным и уплаченным налогам, сборам и другим обязательным платежам, сводных книг покупок и продаж и других отчетов по запросам Банка России. 3.6. Представление налоговых деклараций и запрашиваемой информации в налоговые органы по месту нахождения территориального учреждения, подразделений и объектов недвижимости Банка России. Осуществление сверки расчетов с налоговыми органами по месту нахождения подразделений и объектов недвижимости Банка России. Сопровождение проверок налоговых органов. Представление расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду и запрашиваемой информации в территориальные органы Ростехнадзора. 3.7. Осуществление планирования и контроля сметных ассигнований на уплату налогов и других обязательных платежей. 3.8. Осуществление внутреннего налогового контроля в соответствии с требованиями Учетной политики Банка России для целей налогообложения, в том числе по операциям (доходам и расходам) и объектам налогообложения, отражение в налоговом учете которых производится отделом (сектором) учета внутрибанковских операций. 3.9. Подготовка совместно с подразделением юридической службы территориального учреждения писем, направляемых в адрес налоговых органов по вопросам, связанным с урегулированием налоговых правоотношений. 3.10. Осуществление взаимодействия с Налоговым управлением Финансового департамента и другими подразделениями по вопросам исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей, формирования и порядка представления отчетности по налогам и другим обязательным платежам, уплачиваемым территориальным учреждением и подразделениями. 3.11. Осуществление мониторинга действующих законодательных актов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о налогах и представление информации в Налоговое управление Финансового департамента Банка России. 3.12. Участие в подготовке и оформлении материалов совместно с подразделением юридической службы территориального учреждения для рассмотрения в судебных и следственных органах по вопросам налогообложения. 3.13. Участие в составлении годовой финансовой отчетности территориального учреждения, представление необходимой информации по вопросам налогового учета и налогообложения отделу (сектору) организации бухгалтерского учета и отчетности. 3.14. Осуществление взаимодействия с подразделениями Федеральной службы по вопросам экологического и технологического надзора и с управлениями Роснедвижимости по территориальным округам. 3.15. Организация и проведение проверок подразделений, связанных с организацией налогового учета, исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в соответствии с требованиями Учетной политики Банка России для целей налогообложения. 3.16. Участие в тестировании и сопровождении программных комплексов в части ведения налоговых регистров и составления налоговой отчетности. 4. Функции отдела (сектора) учета внутрибанковских операций <*> -------------------------------- <*> Изложенные в разделе 4 "Функции отдела (сектора) учета внутрибанковских операций" функции предусматривают ведение централизованного учета внутрибанковских операций в целом по всем подразделениям (по мере централизации учета). 4.1. Осуществление учета расчетов с работниками по оплате труда, начисления единого социального налога, налога на доходы физических лиц, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, контроля за правильностью начисления (перечисления) и отражения в бухгалтерском учете производимых выплат, всех видов удержаний, налогов и страховых взносов. 4.2. Составление и представление в налоговые органы сведений о доходах, выплаченных физическим лицам, и суммах начисленного и удержанного налога на доходы физических лиц, в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации - справок о среднем заработке работников для начисления пенсий и сведений индивидуального персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования, в региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - документов и отчетности, предусмотренных в системе обязательного социального страхования, и осуществление сверок расчетов с этими органами. 4.3. Осуществление учета выдачи и погашения кредитов, предоставляемых работникам. 4.4. Осуществление учета выплат сумм дополнительного пенсионного обеспечения, использования средств, предусмотренных сметой расходов Социального фонда. 4.5. Осуществление бухгалтерского учета всех видов налогов и других платежей, уплачиваемых Банком России. 4.6. Осуществление учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, подотчетными лицами. 4.7. Оформление, проверка счетов-фактур. Ведение книги покупок, книги продаж, журналов учета счетов-фактур. 4.8. Осуществление учета операций по капитальным затратам, связанных с движением основных средств, материальных запасов и нематериальных активов, учета амортизации основных средств, нематериальных активов, переоценки основных средств и других операций, включая инвентаризацию. Рассмотрение вопросов списания основных средств, затрат по незавершенному строительству, нематериальных активов через Совет директоров Банка России и Центральную комиссию Банка России по списанию имущества, дебиторской задолженности, в пределах компетенции управления (отдела) бухгалтерского учета и отчетности территориального учреждения. 4.9. Проведение сверки остатков учета имущества, нематериальных активов и материальных запасов у материально ответственных лиц, ответственных лиц с данными бухгалтерского учета. 4.10. Осуществление учета операций, выполняемых подразделениями, составляющими отдельные балансы и имеющими банковские счета. 4.11. Составление бухгалтерской, статистической, налоговой и другой отчетности в пределах компетенции отдела (сектора) и представление ее в соответствующие органы (в том числе в налоговые и другие органы, включая осуществление сверок расчетов с этими органами), Банк России, отдел (сектор) организации бухгалтерского учета и отчетности в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации, Банком России, территориальным учреждением Банка России. 4.12. Представление структурным подразделениям территориального учреждения, отделам (секторам) управления (отдела) бухгалтерского учета и отчетности необходимой информации на основе данных бухгалтерского, налогового учета и бухгалтерской, налоговой отчетности. 4.13. Ведение аналитических и простых регистров налогового учета по налогу на прибыль организаций по доходам и расходам, по операциям, учет которых осуществляется отделом (сектором), в том числе операциям, связанным с движением основных средств, материальных запасов и нематериальных активов, оплатой труда работников и расчетами по кредитам, другим хозяйственным операциям. 5. Функции отдела (сектора, отдельных специалистов в составе управления (отдела) бухгалтерского учета и отчетности) последующего контроля 5.1. Осуществление последующего контроля принятых и сформированных расчетных и кассовых документов и совершенных в соответствии с ними бухгалтерских и кассовых операций, правильности учета и оформления совершенных операций надлежащими документами. 5.2. Проведение последующих проверок бухгалтерской работы. |