КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТРАСЛЕВОГО СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ЦЕНТРА РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМ И МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ХОЛДИНГА "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ". Концепция. ОАО Российские железные ДОРОГИ. 27.03.08

Оглавление

      КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТРАСЛЕВОГО
       СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ЦЕНТРА РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМ
      И МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ХОЛДИНГА "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

                              КОНЦЕПЦИЯ

                   ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

                           27 марта 2008 г.


                                 (Д)


                                                            УТВЕРЖДЕНА
                                                             ОАО "РЖД"
                                                    27 марта 2008 года
                                                                  N 17

                             1. Введение

     Концепция   создания   и   организации  деятельности  отраслевого
специализированного  Центра  разработки  и  внедрения систем и методов
управления  холдинга  "Российские железные дороги" (далее - Концепция)
разработана в соответствии с решением итогового правления ОАО "РЖД" от
18 - 19 декабря 2007 г. N 42.
     При   разработке   Концепции   учитывались   основные   положения
Стратегической  программы  развития  ОАО "РЖД" и Программы структурной
реформы  на  железнодорожном  транспорте,  утвержденной Постановлением
Правительства Российской Федерации от 18 мая 2001 г. N 384 (в редакции
Постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2004 г.
N 811).
     В Концепции представлены:
     - описание   текущего   состояния  организации  консультационного
сопровождения  текущей  деятельности  и  развития  ОАО  "РЖД" и других
компаний холдинга "Российские железные дороги" (далее - Холдинг);
     - обоснование    необходимости    создания   внутрикорпоративного
консультационного центра по вопросам управления;
     - описание   организации  хозяйственной  деятельности  и  системы
управления  Центра  разработки и внедрения систем и методов управления
холдинга "Российские железные дороги" (далее - Центр).

              2. Состояние организации консультационного
            сопровождения текущей деятельности и развития
            компаний холдинга "Российские железные дороги"

     Обеспечение  устойчивого  функционирования  и развития российских
железных  дорог,  достижение  результатов,  предусмотренных программой
реформы    железнодорожного   транспорта,   требуют   планомерного   и
адекватного  совершенствования  всей  системы  управления  ОАО "РЖД" и
других компаний Холдинга.
     В  связи  с  неравномерностью  потребностей  в  решении отдельных
специальных   задач  и  нехваткой  квалифицированного  управленческого
персонала для работ по совершенствованию организационно-функциональной
структуры  и процессов управления ОАО "РЖД" и других компаний Холдинга
привлекаются внешние консультанты. С каждым годом объем потребления их
услуг  возрастает,  что соответствует общемировым тенденциям. Проекты,
которые   затрагивают   те   или  иные  элементы  системы  управления,
присутствуют  в  Программе  научно-технического  развития,  в  перечне
работ,  выполняемых  в  рамках  бюджета  общехозяйственных расходов, в
Программе  информатизации  и  в  инвестиционных программах большинства
хозяйств   ОАО   "РЖД"   и   других   компаний   Холдинга.   Стоимость
консультационных  услуг  в  области  управления, привлекаемых в рамках
таких  проектов,  составляет  от  20  до  100%  их  бюджета.  При этом
проявляется ряд принципиальных, специфических проблем.
     Привлекаемые  компаниями  Холдинга отечественные консультационные
компании  не  имеют  достаточного  отраслевого опыта. При внедрении их
разработок   и   предложений  технологии  железнодорожного  транспорта
нередко становятся трудным, а зачастую и непреодолимым препятствием.
     В  силу  высокой  стоимости  услуг  иностранные  консультационные
компании, приобретшие отраслевой опыт в ходе работ для железнодорожных
компаний  зарубежных  стран,  привлекаются для решения отдельных узких
задач.  Однако существующие принципиальные исторические, структурные и
экономические  различия  не  позволяют  в  полной мере воспользоваться
накопленной  ими компетенцией. Кроме того, координация их деятельности
с  функциональными  заказчиками  и российскими генподрядчиками требует
дополнительных усилий.
     Не   происходит   накопления  и  систематизации  внутри  компании
методик,   знаний   и   практических  навыков,  используемых  внешними
консультантами       в       проектах       по       совершенствованию
организационно-функциональной   структуры   и   процессов   управления
компаний  Холдинга.  В  рамках  Холдинга отсутствует единая библиотека
решений   (база   знаний)   в   области   управления  и  не  определен
ответственный за ее создание и ведение.
     Работы  по  совершенствованию методов и инструментов управления в
различных  функциональных сферах и областях хозяйственной деятельности
ведутся  изолированно,  что  приводит  к  несогласованности подходов к
решению  однотипных  задач,  несовместимости  получаемых результатов и
росту риска нарушения целостности системы управления.
     Низкий  средний  уровень  управленческой  культуры  не  позволяет
специалистам   компаний   Холдинга  эффективно  выполнять  обязанности
функциональных  заказчиков,  то  есть  грамотно и четко ставить задачи
перед    привлеченными   консультантами,   определять   требования   к
результатам  их  работ  и граничные условия разработки, контролировать
ход работ не только с формальной стороны, но и по существу.
     В  значительной части устранить указанные проблемы может создание
внутрикорпоративного  Центра  разработки  и внедрения систем и методов
управления - отраслевого консультанта в составе Холдинга.

        3. Цели и задачи Центра разработки и внедрения систем
      и методов управления холдинга "Российские железные дороги"

     Цель  создания  Центра  разработки  и  внедрения систем и методов
управления  холдинга  "Российские  железные  дороги" (далее - Центр) -
повышение  качества и эффективности подготовки и реализации проектов и
отдельных  мероприятий  по  совершенствованию управления ОАО "РЖД", по
адаптации  систем  управления  бизнес-единиц  в  составе  ОАО  "РЖД" к
деятельности  в  статусе  ДЗО  и по повышению эффективности работы уже
созданных ДЗО.
     Главной  задачей  Центра  должно  являться внедрение технологий и
инструментов   управления,   обеспечивающих   повышение   синергии   и
конкурентоспособности компаний Холдинга, гарантирующих согласованность
целей  и  задач  участников,  прозрачность их деятельности, соблюдение
единых  корпоративных  политик  и  стандартов,  соответствие программе
реформирования железнодорожного транспорта и целевой модели рынка.
     Кроме   того,   на   Центр   возлагается   задача   накопления  и
систематизации  практических  методик и инструментов, использованных и
созданных внешними консультантами в ходе реализации консультационных и
научно-исследовательских  проектов  по  заказам  компаний  Холдинга  и
обеспечения  доступности  этих  знаний  для  управленцев  всех уровней
внутри Холдинга.
     Благодаря участию в проектах совместно с лучшими отечественными и
зарубежными  специалистами  сотрудники  ОАО  "РЖД"  и  других компаний
Холдинга  смогут  получить  уникальные  практические  знания  и  опыт,
расширить  профессиональный  кругозор, взглянуть на проблемы отрасли с
позиций   бизнеса.   В   этой  части  Центр  будет  дополнять  функции
Корпоративного  университета  по повышению квалификации управленческих
кадров.
     Переходя  на  работу  в  ОАО  "РЖД" и другие компании Холдинга на
руководящие  должности  различного уровня, специалисты Центра, с одной
стороны,  владея современными инструментами и технологиями управления,
смогут повысить качество управления, с другой стороны, благодаря опыту
взаимодействия  с внешними консультантами будут выступать эффективными
заказчиками   консультационных  услуг.  Это  обеспечит  дополнительный
кадровый резерв управления.
     Таким  образом,  существование  Центра будет обеспечивать возврат
инвестиций    в    управленческий    консалтинг,   позволит   повысить
эффективность консультирования и снизить соответствующие издержки.
     Ключевой задачей Центра на ближайшие 2 - 3 года будет обеспечение
совместно  со сторонними консультационными и научно-исследовательскими
организациями    консультационного    сопровождения    реализации    в
соответствии  с  распоряжением  ОАО "РЖД" от 19 февраля 2008 г. N 330р
Концепции  системы управления компании холдингового типа, образуемой в
результате реформирования ОАО "РЖД".

                   4. Организационно-правовая форма
            Центра разработки и внедрения систем и методов
           управления холдинга "Российские железные дороги"

     Настоящая   Концепция   предполагает   создание  Центра  в  форме
обособленного   структурного   подразделения   ООО  "Отраслевой  центр
разработки  и  внедрения"  - дочернего общества ОАО "РЖД" (далее - ООО
"ОЦРВ")  с местонахождением в г. Москве. Таким образом, Центр не будет
являться юридическим лицом и не будет иметь самостоятельного баланса.
     Для  осуществления  деятельности  на  территории других субъектов
Российской   Федерации   могут   формироваться   региональные   центры
разработки   и   внедрения   систем  и  методов  управления  (далее  -
Региональные   центры)   как  обособленные  структурные  подразделения
соответствующих филиалов ООО "ОЦРВ", функционально подчиненные Центру.
     В своей деятельности Центр должен будет руководствоваться нормами
действующего  законодательства,  положением  о Центре, а также едиными
корпоративными нормами, стандартами и политикой Холдинга.
     Руководитель   Центра   будет   назначаться  и  освобождаться  от
должности  Генеральным директором ООО "ОЦРВ" по согласованию с советом
директоров.

                      5. Маркетинговая стратегия
            Центра разработки и внедрения систем и методов
           управления холдинга "Российские железные дороги"

     Центр  формируется  как  бизнес-единица  и  будет ориентирован на
обеспечение  окупаемости  собственной  деятельности  и  увеличение  ее
масштабов.  При  этом  сформулированные  выше цели и задачи Центра как
внутреннего  консультанта Холдинга определят его специализацию и рынок
сбыта.
     Центр   будет   специализироваться   на  предоставлении  услуг  и
выполнении  работ  по  заявкам  структурных  подразделений ОАО "РЖД" и
прочих компаний Холдинга.
     Для   соответствия   целям   создания   и  задачам  Центр  должен
осуществлять следующие виды деятельности:
     - оказание   услуг   и   выполнение  работ  по  совершенствованию
существующих,  разработке  и внедрению новых технологий и инструментов
управления;
     - выполнение научно-исследовательских работ в области управления;
     - предоставление руководящим сотрудникам экспресс-консультаций по
вопросам управления;
     - обучение   руководящих  сотрудников  практическим  методикам  и
инструментам управления;
     - подбор  консультационных  и научно-исследовательских компаний и
организаций для оказания услуг и выполнения работ по совершенствованию
существующих,  разработке  и внедрению новых технологий и инструментов
управления;
     - оказание  услуг  по  организации  и методическому сопровождению
консультационных   проектов,   включая  контроль  качества  проектного
управления;
     - аудит  консультационных  проектов,  рецензирование и экспертиза
результатов  работ  и  отчетных  материалов  сторонних консультантов и
научно-исследовательских организаций;
     - создание    и    ведение   единой   корпоративной   электронной
бизнес-модели,  включающей  модели  организационных  структур компаний
Холдинга,   их   внутренних   производственных   (технологических)   и
управленческих  процессов,  процессов взаимодействия и информационного
обмена и пр.;
     - создание и ведение единой корпоративной базы знаний (библиотеки
решений) по вопросам управления.
     В   целях  обеспечения  доходных  видов  деятельности  необходимо
организовать в Центре следующие вспомогательные процессы:
     - регулярный сбор данных и анализ практики управления в ОАО "РЖД"
и других компаниях Холдинга;
     - разработка предложений (инициирование) по проведению проектов и
отдельных  мероприятий  в  целях  совершенствования  управления  путем
разработки и внедрения технологий и инструментов управления;
     - создание   и   ведение  картотеки  консультационных  и  научно-
исследовательских компаний и организаций;
     - создание и ведение картотеки специалистов в области управления.

           6. Функциональные политики и регулярные процессы
            Центра разработки и внедрения систем и методов
           управления холдинга "Российские железные дороги"

                      6.1. Проектная организация

     Политикой   Центра   является   ориентация   на  преимущественное
исполнение  проектов  по  совершенствованию систем управления компаний
Холдинга  в  сотрудничестве с ведущими профильными консультационными и
научно-исследовательскими  компаниями и организациями. Это позволит, в
том числе:
     - предлагать    функциональным    заказчикам    широкий    спектр
консультационных продуктов;
     - оперативно реагировать на потребности функциональных заказчиков
в области совершенствования управления;
     - обеспечивать реализацию крупномасштабных и комплексных проектов
в   области   совершенствования   управления   за   счет   привлечения
необходимого  числа  внешних консультантов и организации качественного
мультипроектного управления;
     - регулярно  пополнять  библиотеку решений (базу знаний) Холдинга
современными   технологиями   и  инструментами  управления  методиками
выполнения исследований и разработок в области повышения эффективности
управления;
     - организовать    получение   знаний   и   практических   навыков
специалистами  Центра  от привлеченных консультантов непосредственно в
процессе  реализации  проектов и тиражирование этих знаний и навыков в
компаниях Холдинга, в т.ч. путем передачи им кадров из Центра;
     - оптимизировать  затраты за счет поддержания штатной численности
Центра на уровне, соответствующем потребностям реализуемых проектов.
     Наряду с оказанием консультационных услуг Центр может играть роль
универсального     функционального    заказчика,    обеспечивая    при
необходимости взаимодействие подразделений ОАО "РЖД" и других компаний
Холдинга  с  привлекаемыми  консультантами  и  качественное  проектное
управление  на  всех этапах оказания услуг по совершенствованию систем
управления  -  от  формулирования  целей  и  задач проектов до сдачи и
внедрения результатов.
     Предполагается,  что  на  этапе  становления  собственными силами
Центр  будет  осуществлять только сопровождение внедрения разработок и
рекомендаций,  подготовленных в ходе исследовательских стадий проектов
совместно  с привлеченными консультантами. В дальнейшем в Центре будет
сформирован    коллектив    специалистов,   способных   самостоятельно
реализовывать   существенную  часть  работ  в  проектах  по  повышению
эффективности  управления  с  привлечением  внешних  специалистов  для
решения узких специфических задач.
     В   вопросах   организации   управления  проектами  Центр  должен
руководствоваться    требованиями   стандарта   Института   управления
проектами  (Свод  знаний  по  управлению  проектами  -  A Guide to the
Project  Management  Body  of  Knowledge (PMBOKR Guide) Third Edition.
PMI, 2004), а также внутренними требования ОАО "РЖД".

                        6.2. Кадровая политика

     В  соответствии  со  своей  политикой проектной организации Центр
должен  обеспечить  постоянную  готовность к оперативному формированию
эффективных  проектных  команд,  соответствующих масштабам и сложности
поставленных функциональными заказчиками задач.
     Для  этого  к  выполнению  работ  по  заказам  ОАО "РЖД" и других
компаний     Холдинга    Центром    могут    привлекаться    сторонние
консультационные  и  научно-исследовательские организации. В отдельных
случаях,   если   того   требует  складывающаяся  практика  выполнения
функциональных   заказов,   а   также  для  обеспечения  оперативности
реагирования   на   потребности   функциональных  заказчиков  возможно
заключение  Центром  с  такими  организациями  долгосрочных договоров.
Кроме   того,   для   усиления  проектных  команд  будут  привлекаться
независимые    эксперты,   зарекомендовавшие   себя   в   ходе   ранее
реализованных для ОАО "РЖД" и других компаний Холдинга проектов.
     Одной  из  задач  Центра  является формирование кадрового резерва
управления   для   ОАО  "РЖД"  и  других  компаний  Холдинга.  Поэтому
приоритетными  источниками кадров для штата Центра будут сами компании
Холдинга,  отраслевые  научно-исследовательские  организации и вузы. В
целях   эффективной   передачи   знаний   непосредственно  на  уровень
подразделений  ОАО  "РЖД" и других компаний Холдинга будет разработана
программа обмена кадрами между Центром, ОАО "РЖД" и другими компаниями
Холдинга.

            6.3. Бюджетирование и финансовое планирование

     Центр   формирует   самостоятельные  бюджеты  затрат,  доходов  и
расходов  в  соответствии  с  общекорпоративными требованиями. Бюджеты
Центра  согласуются  в ОАО "РЖД" и утверждаются советом директоров ООО
"ОЦРВ"  в установленном порядке в составе сводных бюджетов ООО "ОЦРВ".
Контроль исполнения Центром бюджетов осуществляется советом директоров
и     ревизионной     комиссией    ООО    "ОЦРВ"    в    установленном
организационно-распорядительными документами ОАО "РЖД" порядке.

     6.4. Административно-хозяйственное обеспечение деятельности

     Ответственность   за  хозяйственное  обеспечение  деятельности  и
материально-техническое  снабжение  Центра  будет возложена на АХО ООО
"ОЦРВ".   Центру   должны   быть   предоставлены   офисные  помещения,
оргтехника, обеспечено автотранспортное обслуживание.
     Средствами и каналами связи Центр будет обеспечен ЦСС.
     В силу специфики деятельности Центра номенклатура потребляемых им
материально-технических  ресурсов  будет  ограничиваться канцелярскими
принадлежностями, бумагой и расходными материалами для оргтехники.

                       6.5. Бухгалтерский учет

     По  вопросам бухгалтерского учета Центр находится на обслуживании
бухгалтерской службы ООО "ОЦРВ".

                  7. Состав и функции подразделений
            Центра разработки и внедрения систем и методов
           управления холдинга "Российские железные дороги"

     Организационная  структура  и  процессы  управления Центра должны
соответствовать    условиям   реализации   консультационных   проектов
смешанными командами, а именно:
     - оперативность формирования проектных команд;
     - точные  знания  о  состоянии  внутрикорпоративного  и  внешнего
рынков труда;
     - готовность  к  быстрому  вовлечению  новых  штатных сотрудников
Центра в проекты;
     - непрерывный контроль над ходом проектов;
     - строгий учет затрат и результатов проектов.
     Центр возглавит начальник Центра, имеющий секретаря и помощника.
     В  соответствии  с  возложенными  на  Центр  задачами  и  набором
осуществляемых  видов  деятельности  в  состав Центра предположительно
войдут следующие подразделения:
     - административный отдел;
     - отдел кадров;
     - офис проектов;
     - группа управленческого консалтинга;
     - группа корпоративного консалтинга;
     - группа бизнес-моделирования;
     - группа правового обеспечения.
     Административный   отдел   в   полном   соответствии   со   своим
наименованием   будет   отвечать   за   административное   обеспечение
деятельности  Центра.  Так  как политикой проектной организации Центра
предусмотрено преимущественное выполнение работ смешанными командами с
привлечением   сторонних   консалтинговых  и  научно-исследовательских
организаций,  по  мере  роста  масштабов деятельности будет возрастать
важность роли специалистов по договорной работе.
     Поскольку   одной   из   приоритетных   задач   Центра   является
формирование  кадрового  резерва  управления  и повышение квалификации
сотрудников  ОАО  "РЖД"  и  других компаний Холдинга, что предполагает
высокие   показатели   текучести  кадров  за  счет  обмена  кадрами  с
предприятиями  Холдинга,  в  составе  Центра  должно быть сформировано
мощное кадровое подразделение - отдел кадров, в состав которого войдут
специалисты  по  подбору  и  найму персонала, мониторингу рынка труда,
мотивации персонала.
     Отдел  кадров  в  первую  очередь  должен  обеспечить  быстрый  и
квалифицированный  наем на внутрикорпоративном или внешнем рынке труда
специалистов   под   нужды   соответствующих   проектов,  а  также  их
последующее  трудоустройство  в  подразделениях  ОАО  "РЖД" и в других
компаниях Холдинга.
     Офис проектов решает следующие задачи:
     - внедрение   и   поддержка   единого   стандарта  и  методологии
управления и отчетности по проектам;
     - обеспечение межпроектных коммуникаций;
     - выравнивание     загрузки    руководителей    проектов    путем
делегирования   вспомогательных   функций  и  перераспределения  части
аналитической работы;
     - распределение  ограниченных  ресурсов  между проектами, решение
спорных вопросов;
     - создание архивной базы завершенных проектов;
     - осуществление  процедур  эффективного  мониторинга  и  контроля
планирования и исполнения в целях оптимизации работ по проектам.

             8. Информационно-технологическое обеспечение
            Центра разработки и внедрения систем и методов
           управления холдинга "Российские железные дороги"

     Для  обеспечения  высокой  эффективности  реализации закрепленных
функций  Центр  должен  обладать  всей  полнотой  информации о текущем
состоянии  хозяйственного  комплекса  и действующей системе управления
ОАО "РЖД" и других компаний Холдинга в части:
     - организационно-функциональной структуры;
     - технологических   (производственных)   процессов   и  процессов
управления;
     - процессов взаимодействия и информационного обмена;
     - внутрикорпоративной нормативной базы и пр.
     Для  этого  необходимо  обеспечить  сотрудникам  Центра  доступ к
информационным и управляющим системам ОАО "РЖД" и компаний Холдинга, в
том числе к таким, как АС ПИЖТ, ЕК АСУ ФР, ЕК АСУ МИК и др.
     Предполагается,  что  на  Центр  будет  возложена  обязанность по
созданию  и  ведению  единой корпоративной электронной бизнес-модели с
использованием автоматизированной системы бизнес-моделирования (ЕК АСУ
БМ)  на  базе программных средств компаний IBM и IDS Scheer - Business
Modeler и ARIS.
     Кроме  того,  Центром  будет вестись единая электронная картотека
консультационных     и    научно-исследовательских    организаций    и
специалистов.  Для  этого  необходимо  приобрести  или  разработать  и
внедрить соответствующее программное обеспечение.
Оглавление