ИНОСТРАННОЕ ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО (ЗАО) И РОССИЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ (ООО И ФГУП) ЗАКЛЮЧИЛИ ДОГОВОР ПРОСТОГО ТОВАРИЩЕСТВА ДЛЯ СОВМЕСТНОГО УЧАСТИЯ В ОТКРЫТОМ КОНКУРСЕ НА ПОЛУЧЕНИЕ ПРАВА ПОЛЬЗОВАНИЯ НЕДРАМИ С ЦЕЛЬЮ РАЗВЕДКИ И ДОБЫЧИ СТРОИТЕЛЬНЫХ ПЕСКОВ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ТЕРРИТОРИИ РФ. СОГЛАСНО ДОГОВОРУ ОБЯЗАННОСТИ ВЕДЕНИЯ ОБЩИХ ДЕЛ ТОВАРИЩЕСТВА ВОЗЛОЖЕНЫ НА ООО, РАБОТЫ И ДОБЫЧА ПЕСКА БУДУТ ОСУЩЕСТВЛЯТЬСЯ ЗАО. ВПРАВЕ ЛИ РОССИЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, КАК ТОВАРИЩ, ВЕДУЩИЙ ОБЩИЕ ДЕЛА, УПЛАЧИВАТЬ НДПИ ОТ ИМЕНИ И ЗА СЧЕТ ОСТАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ ПРОСТОГО ТОВАРИЩЕСТВА И ПРЕДСТАВЛЯТЬ В НАЛОГОВЫЙ ОРГАН НАЛОГОВЫЕ ДЕКЛАРАЦИИ ПО НДПИ НА ОСНОВАНИИ ДОВЕРЕННОСТИ ИЛИ ДОГОВОРА ПРОСТОГО ТОВАРИЩЕСТВА? ВКЛЮЧАЮТСЯ ЛИ СУММЫ НДПИ В СОСТАВ РАСХОДОВ ПРОСТОГО ТОВАРИЩЕСТВА ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 30 июля 2008 г. N 03-06-06-01/20 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ООО по вопросу уплаты налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ), представления налоговых деклараций по НДПИ, а также отнесения сумм НДПИ на расходы участников простого товарищества и сообщает. В соответствии со ст. 334 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) плательщиками налога на добычу полезных ископаемых являются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 9 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если федеральными законами не установлены ограничения предоставления права пользования недрами. При этом права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участками недр при предоставлении права пользования недрами на условиях соглашения о разделе продукции с момента вступления такого соглашения в силу. При определении в качестве владельцев лицензии на право пользования недрами нескольких организаций плательщиком НДПИ признается каждая из этих организаций, которая обязана уплатить НДПИ и представить налоговую декларацию по НДПИ. При этом в соответствии со ст. 1044 Гражданского кодекса Российской Федерации при ведении общих дел каждый товарищ вправе действовать от имени всех товарищей, если договором простого товарищества не установлено, что ведение дел осуществляется отдельными участниками либо совместно всеми участниками договора простого товарищества. В отношениях с третьими лицами полномочие товарища совершать сделки от имени всех товарищей удостоверяется доверенностью, выданной ему остальными товарищами, или договором простого товарищества, совершенным в письменной форме. Таким образом, товарищ, ведущий общие дела товарищества, вправе подавать в налоговые органы декларации по НДПИ за остальных участников простого товарищества, а также уплачивать НДПИ от имени и за счет остальных участников товарищества на основании доверенности, выданной ему остальными товарищами, или договора простого товарищества, совершенного в письменной форме. Что касается отнесения суммы НДПИ на расходы участников простого товарищества, то согласно п. 4 ст. 340 Кодекса при определении расчетной стоимости добытых полезных ископаемых используется порядок признания доходов и расходов, применяемый для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса. В целях налога на прибыль организаций сумма НДПИ, относимая на расходы соответствующего участника, определяется исходя из его доли, установленной соглашением, в прибыли товарищества, полученной за отчетный (налоговый) период от деятельности всех участников в рамках товарищества (п. 3 ст. 278 Кодекса). Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Р.А.СААКЯН 30 июля 2008 г. N 03-06-06-01/20 |