О КОНЦЕПЦИИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБУСТРОЙСТВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Распоряжение. Правительство РФ. 11.09.08 1309-Р

Оглавление

                        О КОНЦЕПЦИИ РЕАЛИЗАЦИИ
            ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБУСТРОЙСТВА
             ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                             РАСПОРЯЖЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                         11 сентября 2008 г.
                               N 1309-р

                                 (Д)


     1.  Одобрить  прилагаемую  Концепцию  реализации  государственной
политики  в  сфере  обустройства  государственной  границы  Российской
Федерации.
     2. Росгранице совместно с заинтересованными федеральными органами
исполнительной  власти  разработать и внести в установленном порядке в
Правительство   Российской   Федерации  проект  плана  мероприятий  по
реализации    Концепции,    предусмотренной   пунктом   1   настоящего
распоряжения.
     3.  Федеральным  органам  исполнительной  власти и исполнительным
органам   государственной   власти   субъектов   Российской  Федерации
руководствоваться  положениями  Концепции,  предусмотренной  пунктом 1
настоящего  распоряжения,  при  разработке  и  реализации  проектов  и
программ  в  сфере  обустройства  государственной  границы  Российской
Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации
                                                               В.ПУТИН
11 сентября 2008 г.
N 1309-р


                                                              ОДОБРЕНА
                                           распоряжением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                              от 11 сентября 2008 года
                                                              N 1309-р

                              КОНЦЕПЦИЯ
       РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБУСТРОЙСТВА
             ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                             I. Введение

     Концепция    реализации    государственной   политики   в   сфере
обустройства  государственной  границы  Российской  Федерации (далее -
Концепция)  раскрывает  основные проблемы, цели, приоритетные задачи и
основные   механизмы   реализации  государственной  политики  в  сфере
обустройства   государственной   границы   Российской   Федерации   на
перспективу,   а   также   этапы   реализации  Концепции  и  ожидаемые
результаты.
     Концепция  разработана  в  соответствии с Конституцией Российской
Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской  Федерации,  а  также  международными договорами Российской
Федерации,    регулирующими    деятельность   в   сфере   обустройства
государственной границы Российской Федерации.
     Концепция  определяет направления политики Российской Федерации в
сфере  обустройства  государственной  границы  Российской  Федерации с
учетом  положений  Закона  Российской  Федерации от 1 апреля 1993 г. N
4730-1   "О  Государственной  границе  Российской  Федерации",  Закона
Российской  Федерации  от  5  марта 1992 г. N 2446-1 "О безопасности",
Указа Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. N 1300 "Об
утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации",
Концепции   приграничного   сотрудничества   в  Российской  Федерации,
утвержденной  распоряжением  Правительства  Российской  Федерации от 9
февраля  2001  г.  N  196-р,  Концепции  развития  таможенных  органов
Российской   Федерации,   утвержденной   распоряжением   Правительства
Российской  Федерации  от  14  декабря  2005  г.  N  2225-р,  и других
нормативных правовых актов.
     Концепция   предусматривает  комплексный  подход  к  обустройству
государственной  границы  Российской  Федерации,  реализуемый  за счет
средств, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

                    II. Основные проблемы в сфере
      обустройства государственной границы Российской Федерации

     Важной характеристикой современного этапа мирового экономического
развития  является  постоянное  расширение границ национальных рынков,
что влечет за собой масштабный рост трансграничных потоков.
     В   современных   условиях   одним  из  приоритетных  направлений
государственной  политики  экономического развития становится развитие
инфраструктуры   на   государственной  границе  Российской  Федерации,
включающей  в  себя  пункты  пропуска  через  государственную  границу
Российской Федерации (далее - пункты пропуска), а также другие объекты
и  сооружения,  необходимые  федеральным органам исполнительной власти
для реализации своих полномочий в сфере защиты государственной границы
Российской Федерации.
     Под  обустройством государственной границы Российской Федерации в
Концепции  понимается  система  мероприятий,  направленных на создание
условий   функционирования   инфраструктуры   государственной  границы
Российской Федерации.
     Основными проблемами в сфере обустройства государственной границы
Российской Федерации являются:
     несовершенство нормативного правового регулирования;
     низкий   уровень   развития   и  эксплуатации  инфраструктуры  на
государственной  границе  Российской  Федерации, а также недостаточные
темпы ее модернизации;
     несоответствие существующей системы пунктов пропуска потребностям
государства,  обусловленным  темпами социально-экономического развития
Российской Федерации;
     неурегулированность  вопросов  права  собственности  в  отношении
объектов   недвижимого  имущества  инфраструктуры  на  государственной
границе Российской Федерации.

                     III. Цели, принципы и задачи
            государственной политики в сфере обустройства
             государственной границы Российской Федерации

     Целями    государственной    политики    в   сфере   обустройства
государственной границы Российской Федерации являются повышение уровня
пограничной   безопасности  Российской  Федерации,  надежности  защиты
государственной   границы   Российской  Федерации,  а  также  создание
благоприятных    условий    для    осуществления   внешнеэкономической
деятельности и приграничного сотрудничества.
     Основными   принципами  политики  Российской  Федерации  в  сфере
обустройства государственной границы Российской Федерации являются:
     комплексный  подход  к реализации государственной политики в этой
сфере;
     учет  характера  и  степени проявления угроз интересам Российской
Федерации;
     учет текущих и перспективных потребностей государства, основанный
на  результатах  анализа  политических,  экономических,  социальных  и
демографических  процессов,  происходящих  в  Российской  Федерации  и
сопредельных государствах;
     дифференцированный  подход к обустройству государственной границы
Российской  Федерации  (подход  к  обустройству каждого ее конкретного
участка   исходя  из  специфики  регионального  развития  приграничных
территорий,    развития    сопредельных    территорий   и   требований
безопасности,   основанный   в  том  числе  на  анализе  интенсивности
перемещения внешнеторговых грузов и пассажиропотоков).
     Цели    государственной    политики    в    сфере    обустройства
государственной  границы  Российской Федерации достигаются посредством
решения следующих задач:
     развитие    материально-технической    базы,    в    том    числе
проектирование,     строительство,     реконструкция,    оборудование,
техническое  оснащение  зданий,  помещений, сооружений, транспортной и
инженерной   инфраструктур,   информационных   и  телекоммуникационных
систем,  необходимых  для  организации  контроля  в пунктах пропуска и
обеспечения защиты государственной границы Российской Федерации;
     создание  необходимых  условий  для  осуществления  пограничного,
таможенного  и  иных  видов  контроля  в пунктах пропуска, в том числе
путем установления правил режима в пунктах пропуска;
     повышение  эффективности  межведомственного взаимодействия, в том
числе  обеспечение  технической  возможности  информационного обмена в
процессе  взаимодействия  федеральных органов исполнительной власти по
вопросам  защиты государственной границы Российской Федерации, а также
в   процессе   пограничного,   таможенного   и  иных  видов  контроля,
осуществляемого в пунктах пропуска;
     оптимизация  структуры  расходов федерального бюджета, выделяемых
на обустройство государственной границы Российской Федерации;
     разработка  и  внедрение  современных  стандартов  обустройства и
функционирования пунктов пропуска;
     совершенствование нормативной правовой базы;
     переход   к  комплексному  обустройству  государственной  границы
Российской  Федерации  с  учетом  социально-экономических  приоритетов
регионального развития и приграничного сотрудничества;
     развитие международного сотрудничества.

               IV. Мероприятия по реализации Концепции

     В  целях  решения  задач  по обустройству государственной границы
Российской   Федерации  разрабатывается  план  мероприятий  реализации
Концепции, в котором предусматриваются:
     внесение   изменений   в  нормативные  правовые  акты  Российской
Федерации   в  части,  касающейся  уточнения  полномочий  Федерального
агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации
в установленной сфере деятельности;
     определение   перспективных  размещения  и  обустройства  пунктов
пропуска;
     реализация  пилотных  проектов  по  созданию  пунктов  пропуска в
соответствии  с  современными  стандартами, на основании которых будут
осуществлены   отработка   единообразного   применения   требований  к
проектированию,    строительству,    реконструкции,   оборудованию   и
техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для
организации   пограничного,   таможенного   и   иных  видов  контроля,
осуществляемого   в  пунктах  пропуска,  а  также  применения  порядка
определения   пределов   пунктов  пропуска  и  процедуры  изъятия  для
федеральных  государственных  нужд  в  установленном законодательством
Российской  Федерации  порядке земельных участков, зданий, помещений и
сооружений,  находящихся в пределах приграничной территории Российской
Федерации;
     упорядочение  отношений  права собственности в отношении объектов
недвижимого   имущества   инфраструктуры  на  государственной  границе
Российской Федерации;
     разработка  и совершенствование типовых требований к оборудованию
и  техническому  оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых
для  организации  пограничного,  таможенного  и  иных  видов контроля,
осуществляемого  в  пунктах  пропуска  с  учетом  видов международного
сообщения;
     проектирование,   строительство   (реконструкция),  эксплуатация,
инженерное   обустройство  пунктов  пропуска  и  объектов  пограничной
инфраструктуры на государственной границе Российской Федерации;
     обеспечение    координации   деятельности   федеральных   органов
исполнительной  власти,  осуществляющих  контроль  в пунктах пропуска,
путем  создания  межведомственной  интегрированной  автоматизированной
информационной системы;
     проведение  международных  мероприятий  по  вопросам обустройства
государственных  границ  (участие  в деятельности межправительственных
комиссий,   их   подкомиссий,  комитетов  и  рабочих  групп,  а  также
организация   и   (или)   принятие   участия  в  работе  международных
конференций, семинаров, форумов, стажировок, проведение консультаций с
компетентными органами сопредельных стран по урегулированию проблемных
вопросов);
     подготовка  проектов международных договоров Российской Федерации
в целях реализации проектов по оптимизации работы пунктов пропуска.

                        V. Механизм реализации
            государственной политики в сфере обустройства
             государственной границы Российской Федерации

     Реализацию  задач  в  сфере  обустройства государственной границы
Российской    Федерации   предусматривается   осуществлять   за   счет
нормативных  правовых,  финансовых  и  организационных  мер, к которым
относятся:
     совершенствование  нормативной правовой базы в сфере обустройства
государственной границы Российской Федерации;
     определение    перспективных   направлений   политики   в   сфере
обустройства   государственной   границы   Российской   Федерации   на
долгосрочную  перспективу  и основные принципы и приоритеты размещения
пунктов пропуска;
     внесение    изменений    в    федеральную    целевую    программу
"Государственная граница Российской Федерации (2003 - 2010 годы)";
     разработка  федеральной  целевой  программы  в сфере обустройства
государственной границы Российской Федерации на 2011 - 2016 годы;
     разработка схемы территориального размещения объектов пограничной
инфраструктуры и пунктов пропуска;
     создание,  размещение  и организация деятельности территориальных
органов Федерального агентства по обустройству государственной границы
Российской Федерации и подведомственных ему организаций;
     обеспечение деятельности (функционирования) пунктов пропуска.

                    VI. Этапы реализации Концепции

     Реализация Концепции предусматривается в 2 этапа.
     На   первом   этапе  реализации  Концепции  (2008  -  2010  годы)
предполагается:
     внесение   изменений   в  нормативные  правовые  акты  Российской
Федерации  по вопросам обустройства государственной границы Российской
Федерации,    в    том   числе   в   федеральную   целевую   программу
"Государственная граница Российской Федерации (2003 - 2010 годы)";
     реализация федеральной целевой программы "Государственная граница
Российской Федерации (2003 - 2010 годы)";
     разработка   проекта   федеральной   целевой  программы  в  сфере
обустройства  государственной  границы  Российской Федерации на 2011 -
2016 годы;
     создание,  размещение  и организация деятельности территориальных
органов Федерального агентства по обустройству государственной границы
Российской Федерации и подведомственных ему организаций;
     организация  обеспечения  деятельности (функционирования) пунктов
пропуска.
     Основными задачами реализации Концепции на этом этапе являются:
     реализация  пилотных  проектов по обустройству пунктов пропуска и
других  объектов  инфраструктуры на государственной границе Российской
Федерации;
     разработка    и   внедрение   типовых   требований   к   объектам
строительства,  реконструкции,  оборудованию  и техническому оснащению
зданий,    помещений,    сооружений,    транспортной    и   инженерной
инфраструктур,    информационных    и   телекоммуникационных   систем,
необходимых для организации контроля в пунктах пропуска;
     проектирование,   строительство,  реконструкция,  оборудование  и
техническое  оснащение  предусмотренных федеральной целевой программой
"Государственная  граница  Российской  Федерации  (2003  - 2010 годы)"
пунктов  пропуска  и других объектов инфраструктуры на государственной
границе  Российской  Федерации  на основе применения новых технических
средств  и  с  учетом  современных  требований, предъявляемых к защите
государственной границы Российской Федерации;
     организация работы по определению пределов пунктов пропуска;
     оформление права собственности существующих и строящихся объектов
недвижимого   имущества   инфраструктуры  на  государственной  границе
Российской Федерации;
     принятие    акта    Федерального    агентства   по   обустройству
государственной  границы Российской Федерации об установлении режима в
пунктах пропуска;
     организация и ведение паспортов пунктов пропуска.
     На   втором   этапе  реализации  Концепции  (2011  -  2016  годы)
предполагается:
     совершенствование нормативных правовых актов Российской Федерации
в сфере обустройства государственной границы Российской Федерации;
     реализация  федеральной  целевой  программы  в сфере обустройства
государственной границы Российской Федерации на 2011 - 2016 годы;
     развитие   деятельности   органов   Федерального   агентства   по
обустройству    государственной   границы   Российской   Федерации   и
подведомственных ему организаций;
     проектирование,   строительство,  реконструкция,  оборудование  и
техническое    оснащение    пунктов   пропуска   и   других   объектов
инфраструктуры  на  государственной  границе  Российской  Федерации  в
рамках    федеральной   целевой   программы   в   сфере   обустройства
государственной границы Российской Федерации на 2011 - 2016 годы;
     оформление   права   собственности   новых  объектов  недвижимого
имущества   инфраструктуры   на   государственной  границе  Российской
Федерации;
     обеспечение деятельности (функционирования) пунктов пропуска;
     совершенствование   взаимодействия   с   компетентными   органами
иностранных государств.

                      VII. Ожидаемые результаты

     При реализации Концепции ожидаются следующие результаты:
     эффективное противодействие проявлению угроз интересам Российской
Федерации   за  счет  повышения  уровня  обустройства  государственной
границы Российской Федерации и внедрения новых технических средств;
     рост  внешнеторгового  оборота,  международного туризма, развития
приграничных территорий посредством:
     сокращения     сроков     проведения     процедуры    пересечения
государственной  границы  Российской  Федерации  для  физических  лиц,
транспортных средств, грузов, товаров и животных;
     сокращения финансовых потерь при проведении процедуры пересечения
государственной  границы  Российской  Федерации  для  физических  лиц,
транспортных средств, грузов, товаров и животных;
     оптимизации затрат на обустройство пунктов пропуска;
     увеличения пропускной способности пунктов пропуска в соответствии
с  текущими  и  перспективными  потребностями  экономического развития
Российской Федерации;
     создания   благоприятных   условий  для  социально-экономического
развития приграничных территорий Российской Федерации.
Оглавление