О ПОРЯДКЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НАЛОГОМ НА ПРИБЫЛЬ ДОХОДОВ ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - РЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ КИПР, ЯВЛЯЮЩЕЙСЯ ЕДИНСТВЕННЫМ УЧРЕДИТЕЛЕМ ООО, И ИНОЙ ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ПОЛУЧЕННЫХ ОТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ НА ТЕРРИТОРИИ РФ ЧЕРЕЗ РОССИЙ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 17.03.08 03-08-13

         О ПОРЯДКЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НАЛОГОМ НА ПРИБЫЛЬ ДОХОДОВ
         ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - РЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ КИПР,
           ЯВЛЯЮЩЕЙСЯ ЕДИНСТВЕННЫМ УЧРЕДИТЕЛЕМ ООО, И ИНОЙ
         ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ПОЛУЧЕННЫХ ОТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
          ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ НА ТЕРРИТОРИИ РФ ЧЕРЕЗ РОССИЙСКОГО
        ПРЕДСТАВИТЕЛЯ - ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО, ИМЕЮЩЕГО ДОВЕРЕННОСТЬ
           И ПОЛНОМОЧИЯ ЗАКЛЮЧАТЬ КОНТРАКТЫ ОТ ИМЕНИ ТАКИХ
                       ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                           17 марта 2008 г.
                              N 03-08-13

                                 (Д)


     В связи с письмом сообщаем следующее.
     Из представленных сведений следует, что в 2006 г. физическое лицо
имело  и использовало широкие полномочия по представлению в Российской
Федерации   интересов   кипрской   компании,  являвшейся  единственным
учредителем ООО, и иностранной компании.
     Согласно  положениям  п.  5 ст. 5 Соглашения между Правительством
Российской  Федерации  и  Правительством  Республики Кипр об избежании
двойного  налогообложения  в  отношении налогов на доходы и капитал от
05.12.1998   (далее  -  Соглашение),  если  лицо,  иное  чем  агент  с
независимым    статусом,    осуществляет    деятельность    в    одном
Договаривающемся    государстве    от    имени   предприятия   другого
Договаривающегося государства, то считается, что это предприятие имеет
постоянное  представительство  в  первом  упомянутом  Договаривающемся
государстве   в   отношении   любой  деятельности,  которую  это  лицо
осуществляет   для   предприятия,  если  такое  лицо  имеет  и  обычно
использует  в этом государстве полномочия заключать контракты от имени
предприятия.
     Это   означает,  что  российское  лицо,  имеющее  и  использующее
полномочия  заключать  контракты  от имени кипрской компании, является
агентом  с  зависимым  статусом,  чья  деятельность  создает  в России
постоянное  представительство  данной  компании. Следует иметь в виду,
что  положение  об агенте с зависимым статусом является одним из общих
принципов  международного налогообложения и используется независимо от
наличия  между  той  или иной страной соглашения об избежании двойного
налогообложения.  Например,  согласно  п. 9 ст. 306 Налогового кодекса
Российской   Федерации   (далее   -  Кодекс)  иностранная  организация
рассматривается  как  имеющая  постоянное представительство в России в
случае,  если  она  осуществляет  деятельность  через лицо, которое на
основании   договорных   отношений  с  этой  иностранной  организацией
представляет   ее   интересы  в  Российской  Федерации,  действует  на
территории Российской Федерации от имени этой иностранной организации,
имеет  и  регулярно использует полномочия на заключение контрактов или
согласование  их  существенных  условий  от  имени данной организации,
создавая   при   этом  правовые  последствия  для  данной  иностранной
организации (зависимый агент).
     По   нашему   мнению,   деятельность   гражданина   на  основании
доверенностей,   выданных   ему   кипрской   компанией  и  иностранной
компанией,  должна рассматриваться как деятельность агента с зависимым
статусом,  которая  привела  к  возникновению на территории Российской
Федерации постоянных представительств обеих этих компаний.
     Согласно  п.  1 ст. 7 Соглашения прибыль кипрского предприятия от
деятельности в Российской Федерации через постоянное представительство
может  облагаться  налогом в Российской Федерации в той части, которая
относится  к  этому  постоянному  представительству. Это означает, что
Российской  Федерации  дано  право налогообложения прибыли постоянного
представительства  кипрских компаний. Указанный принцип также является
одним  из  основополагающих  в  международном  налогообложении,  и его
применение  также  не  зависит от наличия между странами соглашения об
избежании двойного налогообложения.
     Вышеупомянутое   право   Российской  Федерации  облагать  налогом
прибыль    постоянных    представительств    иностранных   организаций
реализуется  п.  1  ст.  246  Кодекса,  согласно  которому иностранные
организации,  осуществляющие  свою деятельность в Российской Федерации
через  постоянные  представительства, являются плательщиками налога на
прибыль  организаций. В соответствии со ст. 247 и п. 1 ст. 307 Кодекса
для  иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской
Федерации  через  постоянные  представительства,  прибылью  признаются
полученные  через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные
на   величину   произведенных  этими  постоянными  представительствами
расходов. Согласно п. 1 ст. 284 Кодекса ставка налогообложения прибыли
иностранных  организаций,  осуществляющих  деятельность  в  Российской
Федерации через постоянные представительства, составляет 24 процента.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                            И.В.ТРУНИН
17 марта 2008 г.
N 03-08-13