О КРИТЕРИЯХ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ СТРАХОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СИСТЕМЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ПРИ ОЦЕНКЕ И СОПОСТАВЛЕНИИ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ НА ПРАВО ЗАКЛЮЧИТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНТРАКТ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ РФ 22 августа 2008 г. N Д04-1865 (Д) Минэкономразвития России рассмотрело обращение по вопросу о критериях для определения эффективности работы страховых медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования и сообщает. В соответствии с положениями ч. 4 ст. 28 Федерального закона N 94-ФЗ при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе должны анализироваться и оцениваться показатели, характеризующие: 1) квалификацию участника конкурса; 2) предложение участника конкурса по реализации страховой услуги на территории заказчика; 3) оценку исполнения контракта по предоставлению услуги страхования. При этом каждой группе показателей может быть присвоен весовой коэффициент. Например, группа 1 - весовой коэффициент 0,4; группа 2 - 0,3; группа 3 - 0,3. По мнению Минэкономразвития России, группа показателей (1), отражающая квалификацию участника, должна учитывать: опыт работы участника в системе ОМС; квалификацию персонала; возможность применения технологий, обеспечивающих предоставление информационных услуг застрахованным гражданам. В качестве показателей, характеризующих квалификацию участника конкурса, целесообразно использовать следующие критерии: опыт работы участника в системе ОМС, в том числе продолжительность работы страховой компании в системе ОМС; количество субъектов Российской Федерации, где страховая компания обеспечивает ОМС неработающего населения; количество граждан, которые застрахованы страховой компанией по ОМС; квалификация персонала, в том числе доля штатных экспертов, прошедших специальную подготовку по экспертизе качества медицинской помощи ОМС, среди штатных экспертов страховой компании; доля удовлетворенных судебных исков по защите прав застрахованных (в том числе регрессных исков); доля социологических исследований; возможность применения технологий, обеспечивающих предоставление информационных услуг застрахованным гражданам, в том числе наличие у страховой компании сайта в сети Интернет с возможностью предоставления информационных услуг застрахованным гражданам в режиме двухстороннего обмена; количество территорий страхования, где застрахованные граждане могут воспользоваться услугами консультационно-диспетчерской службы. При этом критерии должны иметь количественное значение или предполагать экспертную оценку. Группа показателей (2) характеризует страховую услугу на территории конкурса и позволяет сформулировать предложения конкурсанта для обеспечения качества этой услуги. Свойства услуги страхования по ОМС можно выразить через набор критериев: 1. Доступность пунктов выдачи полисов на территории конкурса (лота), в том числе в центрах муниципальных округов удаленность не более _ км; в городских и сельских поселениях с численностью от 10 тыс. человек - не более _ км; автоматизированные рабочие места из расчета _ чел. на 50 тыс. застрахованных граждан; курьерская доставка и т.д. (Необходимо отметить, что указанные критериальные оценки зависят от территории страхования.). 2. Формы работы по информированию застрахованных граждан, в том числе: использование средств массовой информации (количество публикаций в год); наглядная агитация в лечебно-профилактических учреждениях, местах выдачи полисов (количество стендов, плакатов); раздаточные информационные материалы (совокупный тираж на 100 тыс. застрахованных граждан); возможности диалога с застрахованными гражданами на сайте (да/нет). 3. Количество специалистов, участвующих в организации работы по защите прав застрахованных на территории страхования в расчете на 1000 застрахованных граждан. 4. Объемы экспертиз качества медицинской помощи, которые страховая компания гарантирует проводить на территории страхования, в том числе: по стационарной помощи _ %; по амбулаторной помощи _ %; по стационарозамещающей помощи _ %. 5. Объемы экспертиз качества медицинской помощи, которые страховая компания обеспечила в отчетном периоде (по данным формы ПГ, утвержденной Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 02.06.2006 N 64), в том числе: по стационарной помощи _ %; по амбулаторной помощи _ %; по стационарозамещающей помощи _ %. 6. Сроки адаптации программных средств, обеспечивающих взаимодействие: с лечебно-профилактическими учреждениями; с территориальными фондами обязательного медицинского страхования. 7. Доля застрахованных граждан, которая будет привлечена к участию в социологических исследованиях, направленных на изучение удовлетворенности застрахованных. 8. Прогнозный расчет объемов медицинской помощи по профилям амбулаторно-поликлинической, стационарной помощи для жителей территорий страхования на основе территориальной программы государственных гарантий в части ОМС. Показатель группы (3) оценивает степень добросовестности страховой компании в отношении исполнения условий контракта. Для оценки добросовестности предлагается использовать показатель наличия штрафов, который содержится в финансовой отчетности. Оценка может быть следующей: - нарушений нет - 10 баллов; - нарушения есть - 10 баллов (минус); - информация отсутствует - 0 баллов (ноль). Показатели группы (3) включаются в контракт в качестве условий выполнения контракта. В качестве системы оценки целесообразно использовать следующую модель. Оценка показателей, характеризующая квалификацию участника конкурса (данные, представленные участником конкурса, сводятся в таблицу). ---------------------------------------------------------------------------------------------- | | Показатели группы 1. Вес - 0,4 | | | | |----------------------------------------------------------------|------|-------| | |Показатель | Показатель | ... | Показатель | Сумма| Вес x | | | 1 | 2 | | N |рангов| Сумма | | |--------------|----------------|---------------|----------------| |рангов | | | Значение|Ранг| Значение | Ранг| Значение| Ранг| Значение |Ранг| | = Р1 | |------------|---------|----|----------|-----|---------|-----|-----------|----|------|-------| |Конкурсант 1| | | | | | | | | | | |------------|---------|----|----------|-----|---------|-----|-----------|----|------|-------| |Конкурсант 2| | | | | | | | | | | |------------|---------|----|----------|-----|---------|-----|-----------|----|------|-------| |... | | | | | | | | | | | |------------|---------|----|----------|-----|---------|-----|-----------|----|------|-------| |Конкурсант N| | | | | | | | | | | ---------------------------------------------------------------------------------------------- Используется рейтинговый метод оценки. Участники ранжируются по каждому из показателей в направлении его ухудшения, определяется ранг, затем производится суммирование рангов. Итоговый показатель (Р1) для каждого конкурсанта по данной группе рассчитывается с учетом весового коэффициента. Оценка показателей, характеризующих качество предлагаемой услуги. Используется рейтинговый метод оценки. Система оценки модифицируется в зависимости от критерия: 1. По критерию 1 выставляется 1 балл за каждый пункт предложения, итоговый балл - рейтинг суммы баллов. 2. По критериям 2, 4, 5 и 6 производится ранжирование по каждому пункту предложения, итоговый балл - сумма рейтинговых мест. 3. По критериям 3 и 7 производится ранжирование по представленным данным. 4. Критерий 8 подразумевает экспертную оценку степени соответствия - высокую или низкую, которая должна быть переведена в баллы. Итоговая оценка но группе показателей 2 (Р2) - сумма баллов по всем критериям с учетом весового коэффициента. Оценка но показателю группы 3 (Р3) - весовой коэффициент, умноженный на балл, выставленный экспертами. Итоговая оценка: Р = Р1 + Р2 + Р3. Таким образом, система показателей включает: объективные показатели результативности работы компании в области ОМС (группа 1); условия и качество страховой услуги, которые конкурсант предлагает на данной территории (группа 2); оценку исполнения заявленных обещаний (группа 3). Предлагаемые критерии носят рекомендательный характер. Более формализованный подход может быть применен с использованием критериев, изложенных в отчетной форме ПГ, упомянутой в тексте письма. Врио директора Департамента экономики социального развития и приоритетных программ М.М.КАРАГОДИН 22 августа 2008 г. N Д04-1865 |