ИНОСТРАННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ) ЧЕРЕЗ ФИЛИАЛ, НАХОДЯЩИЙСЯ НА ТЕРРИТОРИИ РФ, ЗАКЛЮЧИЛА ДОГОВОР КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ С ДРУГОЙ ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ (ПРАВООБЛАДАТЕЛЕМ), ПО УСЛОВИЯМ КОТОРОГО ПОЛЬЗОВАТЕЛЮ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ КОМПЛЕКС ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ ПРАВ, ВКЛЮЧАЮЩИХ ПРАВО НА ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ, ЗНАКИ ОБСЛУЖИВАНИЯ, СЕКРЕТ ПРОИЗВОДСТВА (НОУ-ХАУ). УСЛОВИЯ ДОГОВОРА РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ НА ПЕРИОД С МОМЕНТА ФАКТИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЮ КОМПЛЕКСА ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ ПРАВ, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ ПРАВООБЛАДАТЕЛЮ, ДО МОМЕНТА РЕГИСТРАЦИИ ДОГОВОРА. ДОГОВОР НА ДАННЫЙ МОМЕНТ НЕ ЗАРЕГИСТРИРОВАН В ФЕДЕРАЛЬНОМ ОРГАНЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ. ВПРАВЕ ЛИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ УЧИТЫВАТЬ В СОСТАВЕ РАСХОДОВ ПЛАТЕЖИ В ВИДЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ ЗА ПРАВО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЛЕКСА ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ ПРАВ ПО ЗАРЕГИСТРИРОВАННОМУ ИЛИ НАХОДЯЩЕМУСЯ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ДОГОВОРУ КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ С МОМЕНТА НАЧАЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЛЕКСА ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ ПРАВ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 4 сентября 2008 г. N 03-03-06/1/509 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке налогообложения налогом на прибыль при заключении концессионных соглашений и сообщает следующее. В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, произведенные налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Согласно пп. 37 п. 1 ст. 264 НК РФ в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, включаются периодические (текущие) платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации (в частности, правами, возникающими из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности). К указанным платежам относятся в том числе платежи по договорам коммерческой концессии. Статьей 1027 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау). При этом согласно п. 2 ст. 1028 ГК РФ договор коммерческой концессии подлежит государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. При несоблюдении этого требования договор считается ничтожным. На основании п. 2 ст. 425 ГК РФ стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора. Как следует из письма, договором коммерческой концессии предусмотрено, что условия договора коммерческой концессии распространены на период с момента фактической передачи пользователю комплекса исключительных прав, принадлежащих правообладателю, до момента регистрации договора. Поскольку ст. 1028 ГК РФ не содержит положения, предусматривающего, что условия договора коммерческой концессии применяются с момента осуществления его государственной регистрации, по мнению Департамента, в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций возможен учет расходов в виде платежей по зарегистрированному договору коммерческой концессии с момента начала использования комплекса исключительных прав. Одновременно сообщаем, что настоящее Письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем Письме. Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики И.В.ТРУНИН 4 сентября 2008 г. N 03-03-06/1/509 |