Страницы: 1 2 О ПРИМЕНЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЯ ЗА СДЕЛКАМИ С ОБЪЕКТАМИ КОММУНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ, НАХОДЯЩИМИСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ПИСЬМО ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА 2 апреля 2008 г. N ИА/7334 (Д) Во исполнение пункта 6 раздела III протокола заседания Совета территориальных органов ФАС России от 20.09.2006 N 2 в целях единообразного применения антимонопольного законодательства при осуществлении контроля за осуществлением сделок по получению в пользование хозяйствующими субъектами государственного и муниципального имущества, а именно объектов газо-, тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения (далее - объекты коммунальной инфраструктуры), ФАС России сообщает. I. Развитие конкуренции путем проведения торгов при передаче прав на объекты коммунальной инфраструктуры В настоящее время во многих регионах Российской Федерации распространена практика передачи прав на объекты коммунальной инфраструктуры, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предназначенные для оказания услуг газо-, тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения, хозяйствующим субъектам без проведения торгов. По мнению ФАС России, передача прав на указанные объекты коммунальной инфраструктуры хозяйствующим субъектам без проведения торгов (за исключением предоставления указанных объектов коммунальной инфраструктуры на праве хозяйственного ведения и оперативного управления унитарным и казенным предприятиям, предоставления указанных объектов коммунальной инфраструктуры в результате определенных федеральными законами действий уполномоченного органа, на основании вступившего в законную силу решения суда) препятствует развитию конкуренции, ущемляет интересы хозяйствующих субъектов, желающих получить такие права на государственное и муниципальное имущество, и приводит к ущемлению интересов потребителей услуг предприятий коммунальной инфраструктуры. При этом ограничение конкуренции в данном случае происходит не в отношении рынков соответствующих услуг, которые, как правило, находятся в состоянии естественной монополии, - указанные действия ограничивают конкуренцию за обладание правами на объекты коммунальной инфраструктуры, то есть конкуренцию за доступ на соответствующий рынок. Проведение торгов способствует развитию конкуренции за обладание ограниченным ресурсом путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к государственному и муниципальному имуществу для всех заинтересованных лиц, а также обеспечивает соблюдение интересов собственников имущества, имеющих намерение передать имущество на наиболее выгодных условиях. Кроме того, поскольку передача объектов коммунальной инфраструктуры в пользование негосударственным организациям затрагивает общественные интересы, проведение торгов обеспечит выбор наиболее эффективного правообладателя. II. Порядок передачи прав на объекты коммунальной инфраструктуры органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями 1. В соответствии с пунктом 20 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, является государственной или муниципальной помощью. Главой 5 Закона о защите конкуренции предусмотрена процедура предоставления государственной и муниципальной помощи. Согласно части 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции государственная или муниципальная помощь предоставляется с предварительного согласия антимонопольного органа, за исключением случаев, установленных Законом о защите конкуренции. В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 20 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган по результатам рассмотрения ходатайства о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной помощи принимает решение об отказе в удовлетворении данного ходатайства, если государственная или муниципальная помощь не соответствует целям, указанным в части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции, или если ее предоставление может привести к устранению или недопущению конкуренции. Вместе с тем часть 2 статьи 19 Закона о защите конкуренции предусматривает, что не является государственной или муниципальной помощью предоставление преимущества отдельному лицу по результатам торгов. 2. Согласно части 2 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится, соответственно, в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного введения или оперативного управления. Частью 2 статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" установлено, что государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать в аренду, отдавать в залог или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия. Следовательно, передача государственным или муниципальным унитарным предприятием хозяйствующему субъекту прав на имущество, закрепленное за ними, может осуществляться только с согласия собственника такого имущества (соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления), без которого данная сделка является ничтожной. В связи с тем, что получение хозяйствующим субъектом прав на государственное или муниципальное имущество рассматривается антимонопольным органом как получение преимущества, собственник имущества, закрепленного за государственным или муниципальным унитарным предприятием, должен принимать решение о даче согласия на передачу этого имущества с соблюдением требований статей 19, 20 Закона о защите конкуренции. Поскольку предоставление органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями в пользование хозяйствующим субъектам (в том числе из казны соответствующего муниципального образования либо субъекта Российской Федерации) объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в государственной и муниципальной собственности, не может соответствовать целям, указанным в части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции, указанное предоставление должно осуществляться в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 19 Закона о защите конкуренции с соблюдением требований статьи 17 Закона о защите конкуренции. Следовательно, предоставление государственной или муниципальной помощи путем передачи прав на объекты коммунальной инфраструктуры без проведения торгов влечет последствия, предусмотренные статьей 21 Закона о защите конкуренции, а именно возврат имущества (объектов коммунальной инфраструктуры), полученного в результате совершения такой сделки. К настоящему письму прилагаются разработанные ФАС России Методические рекомендации по проведению органами государственной власти и органами местного самоуправления торгов при передаче имущественных прав на объекты коммунальной инфраструктуры, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. III. Порядок действий территориального органа ФАС России при рассмотрении ходатайств и уведомлений об осуществлении сделок с объектами коммунальной инфраструктуры, находящимися в государственной или муниципальной собственности 1. При поступлении ходатайств об осуществлении сделок с объектами коммунальной инфраструктуры территориальному органу ФАС России необходимо: 1.1. по ходатайству, поданному в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 28 Закона о защите конкуренции, рассмотреть ходатайство в установленном порядке и в случае отсутствия факторов, которые могут привести к ограничению конкуренции, выдать заключение об удовлетворении ходатайства по форме согласно Приложению 1; 1.2. осуществлять мониторинг за реализацией сделки и, в случае совершения указанной сделки (передачи имущества) с нарушением требований статей 19 и 20 Закона о защите конкуренции, принять меры, предусмотренные статьей 21 Закона о защите конкуренции; 1.3. по ходатайству, поданному в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях), рассмотреть ходатайство в установленном порядке и в случае отсутствия факторов, которые могут привести к ущемлению интересов потребителей <*>, выдать заключение об удовлетворении ходатайства по форме согласно Приложению 2; -------------------------------- <*> Поскольку передача прав на объекты коммунальной инфраструктуры без проведения торгов не обеспечивает выбор хозяйствующего субъекта, обеспечивающего наиболее эффективную эксплуатацию объектов коммунальной инфраструктуры, а также лучшие условия оказания услуг потребителям, осуществление таких сделок вызовет ущемление интересов потребителей с точки зрения статьи 7 Закона о естественных монополиях. 1.4. осуществлять мониторинг за реализацией сделки и в случае совершения указанной сделки (передачи имущества) не по результатам торгов обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании договора по передаче в пользование объектов коммунальной инфраструктуры полностью или частично недействительным. 2. При поступлении ходатайств об осуществлении сделок с объектами коммунальной инфраструктуры, заключаемых по результатам торгов, территориальному органу ФАС России необходимо: 2.1. рассмотреть ходатайства в установленном порядке в соответствии с требованиями Закона о защите конкуренции и Закона о естественных монополиях; 2.2. в случае выявления нарушений статьи 17 Закона о защите конкуренции - обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании торгов недействительными. 3. При поступлении ходатайств после осуществления сделок с объектами коммунальной инфраструктуры (после перехода права <*> на указанные объекты), заключенных без проведения торгов, территориальному органу ФАС России необходимо: -------------------------------- <*> Моментом перехода права считается дата регистрации прав или договора на недвижимое имущество в государственном органе по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случаях, установленных законодательством Российской Федерации) либо момент перехода права в соответствии с заключенным договором. 3.1. рассмотреть вопрос о возбуждении дела по признакам нарушения статей 19 и 20 Закона о защите конкуренции, выразившегося в предоставлении органом государственной власти или органом местного самоуправления необоснованных преимуществ отдельному хозяйствующему субъекту, и/или обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании решения собственника имущества, а также договора по передаче в пользование объектов коммунальной инфраструктуры недействительными; 3.2. рассмотреть вопрос о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении хозяйствующих субъектов (приобретателя и государственного/муниципального унитарного предприятия) по статье 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление сделки без предварительного согласования с антимонопольным органом; 3.3. по ходатайству, поданному в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 28 Закона о защите конкуренции, уведомить заявителя о действиях, предпринимаемых территориальным органом ФАС России, по форме согласно Приложению 3; 3.4. по ходатайству, поданному в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона о естественных монополиях, уведомить заявителя о действиях, предпринимаемых территориальным органом ФАС России, по форме согласно Приложению 4. 4. При поступлении ходатайств после осуществления сделок с объектами коммунальной инфраструктуры (после перехода права на указанные объекты), заключенных по результатам торгов, территориальному органу ФАС России необходимо: 4.1. рассмотреть вопрос о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении хозяйствующих субъектов (приобретателя и государственного/муниципального унитарного предприятия) по статье 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление сделки без предварительного согласования с антимонопольным органом; 4.2. при соответствии процедуры торгов требованиям статьи 17 Закона о защите конкуренции, в случае если осуществление сделки не привело к ограничению конкуренции - направить хозяйствующим субъектам соответствующие письма по форме Приложений 5 и 6; 4.3. в случае выявления нарушений статьи 17 Закона о защите конкуренции - обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании торгов и заключенных по их результатам сделок по передаче в пользование объектов коммунальной инфраструктуры недействительными. 5. При поступлении уведомлений в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Закона о защите конкуренции в случае если сделка была осуществлена без проведения торгов, территориальному органу ФАС России необходимо рассмотреть вопрос о возбуждении дела по признакам нарушения статей 19 и 20 Закона о защите конкуренции, выразившегося в предоставлении органом государственной власти или органом местного самоуправления необоснованных преимуществ отдельному хозяйствующему субъекту, и/или обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании решения собственника имущества, а также договора по передаче в пользование объектов коммунальной инфраструктуры недействительными. 6. При поступлении уведомлений в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Закона о защите конкуренции в случае если сделка была осуществлена по результатам торгов, территориальному органу ФАС России необходимо: 6.1. рассмотреть уведомления в установленном порядке в соответствии с требованиями Закона о защите конкуренции; 6.2. в случае выявления нарушений статьи 17 Закона о защите конкуренции - обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании торгов и заключенных по их результатам сделок по передаче в пользование объектов коммунальной инфраструктуры недействительными. Обращаем внимание на то, что пролонгация (увеличение срока действия) договора по передаче в пользование объектов коммунальной инфраструктуры осуществляется в том же порядке, что и первоначальное заключение договора, поскольку в течение периода действия договора иные хозяйствующие субъекты, которые предложат более выгодные для собственника имущества условия, могут изъявить желание обладать правом на указанные объекты. Также в целях предупреждения нарушений антимонопольного законодательства при передаче прав на объекты коммунальной инфраструктуры прошу в срок до 31 марта 2008 г. направить главам муниципальных образований рекомендации ФАС России по осуществлению сделок по передаче объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также Методические рекомендации по порядку проведения торгов по форме согласно Приложению 7. И.Ю.АРТЕМЬЕВ 2 апреля 2008 г. N ИА/7334 Приложение 1 РЕШЕНИЕ ФАС РОССИИ (ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФАС РОССИИ) ОБ УДОВЛЕТВОРЕНИИ ХОДАТАЙСТВА НА СОВЕРШЕНИЕ СДЕЛКИ, ПРЕДУСМОТРЕННОЙ ПУНКТОМ 7 ЧАСТИ 1 СТАТЬИ 28 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 26.07.2006 N 135-ФЗ "О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ" БЛАНК Наименование лица (лиц), подающего ходатайство Почтовый адрес, индекс, по которому направляется решение Решение по результатам рассмотрения ходатайства В соответствии со статьями 28, 33 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) ФАС России (территориальное управление ФАС России) рассмотрел (рассмотрело) ходатайство ------ (наименование, адрес, основной вид (виды) деятельности юридического лица, получающего основные производственные средства) о даче согласия на осуществление сделки по получению в пользование основных производственных средств и (или) нематериальных активов ---------- (наименование, адрес, основной вид (виды) деятельности юридического лица, активы которого передаются), составляющих ---------- (указывается доля в %) балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов, и принял (приняло) решение об удовлетворении данного ходатайства при условии заключения данной сделки по результатам торгов. Несоблюдение указанного выше условия заключения сделки влечет последствия, предусмотренные статьей 34 Закона о защите конкуренции. В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 23 и частью 1 статьи 25 Закона о защите конкуренции ------- (наименование, адрес, основной вид (виды) деятельности юридического лица, получающего основные производственные средства) надлежит в течение 30 дней с момента совершения указанной сделки представить в ФАС России (территориальное управление ФАС России) информацию и документы о факте ее совершения, а именно: 1) информацию о том, проводились ли торги на право заключения договора о передаче в пользование основных производственных средств и (или) нематериальных активов -------- (наименование, адрес, основной вид (виды) деятельности юридического лица, активы которого передаются) с приложением документов о проведении торгов, включая конкурсную документацию и соответствующие протоколы; 2) заверенную надлежащим образом копию договора о получении в пользование основных производственных средств и (или) нематериальных активов со всеми приложениями; 3) заверенную надлежащим образом копию подписанного сторонами акта приемки-передачи имущества, переданного по указанному договору; 4) информацию о том, осуществлена ли государственная регистрация договора, с приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию. В случае если в течение срока действия настоящего решения ФАС России (территориального управления ФАС России) указанная сделка не совершена -------------------- (наименование, адрес, основной вид (виды) деятельности юридического лица, получающего основные производственные средства) необходимо в течение 30 дней после окончания срока действия настоящего решения ФАС России (территориального управления ФАС России) проинформировать об этом ФАС России (территориальное управление ФАС России). Подпись должностного лица ФАС России (территориального управления ФАС России) Приложение 2 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ФАС РОССИИ (ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФАС РОССИИ) ОБ УДОВЛЕТВОРЕНИИ ХОДАТАЙСТВА НА СОВЕРШЕНИЕ СДЕЛКИ, ПРЕДУСМОТРЕННОЙ ПУНКТОМ 2 СТАТЬИ 7 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 17.08.95 N 147-ФЗ "О ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЯХ" БЛАНК Наименование лица (лиц), подающего ходатайство Почтовый адрес, индекс, по которому направляется решение Решение по результатам рассмотрения ходатайства В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 17.08.95 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) ФАС России (территориальное управление ФАС России) рассмотрел (рассмотрело) ходатайство -------- (наименование, адрес, основной вид (виды) деятельности субъекта естественной монополии) о даче согласия на совершение сделки по передаче в пользование основных средств --------- (наименование, адрес, основной вид (виды) деятельности юридического лица, приобретающего права на объекты коммунальной инфраструктуры), составляющих ----- (указывается доля в %) собственного капитала -------- (наименование субъекта естественной монополии), и принял (приняло) решение об удовлетворении ходатайства при условии совершения данной сделки по результатам торгов. Несоблюдение указанного выше условия заключения сделки влечет последствия, предусмотренные статьей 11 Закона о естественных монополиях. В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 17.08.95 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" --------- (наименование, адрес, основной вид (виды) деятельности субъекта естественной монополии) надлежит в течение 30 дней с момента совершения указанной сделки представить в ФАС России (территориальное управление ФАС России) информацию и документы о факте ее совершения, а именно: 1) информацию о том, проводились ли торги на право заключения договора о передаче в пользование основных средств ------- (наименование, адрес, основной вид (виды) деятельности субъекта естественной монополии) с приложением документов о проведении торгов, включая конкурсную документацию и соответствующие протоколы; 2) заверенную надлежащим образом копию договора о получении в пользование основных средств со всеми приложениями; 3) заверенную надлежащим образом копию подписанного сторонами акта приемки-передачи имущества, переданного по указанному договору; 4) информацию о том, осуществлена ли государственная регистрация договора, с приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию. В случае если в течение года с момента выдачи настоящего решения ФАС России (территориального управления ФАС России) указанная сделка не совершена -------- (наименование, адрес, основной вид (виды) деятельности субъекта естественной монополии) необходимо в течение 30 дней после окончания указанного срока проинформировать об этом ФАС России (территориальное управление ФАС России). Подпись должностного лица ФАС России (территориального управления ФАС России) Приложение 3 ПИСЬМО ФАС РОССИИ (ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФАС РОССИИ) О ПРИНЯТИИ ИНФОРМАЦИИ, ПРЕДСТАВЛЕННОЙ С ХОДАТАЙСТВОМ, К СВЕДЕНИЮ ПО СДЕЛКЕ, ПРЕДУСМОТРЕННОЙ ПУНКТОМ 7 ЧАСТИ 1 СТАТЬИ 28 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 26.07.2006 N 135-ФЗ "О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ" БЛАНК Наименование лица (лиц), подающего ходатайство Почтовый адрес, индекс, по которому направляется решение В соответствии со статьями 28, 33 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) ФАС России (территориальное управление ФАС России) рассмотрел (рассмотрело) ходатайство -------- (наименование, адрес, основной вид (виды) деятельности юридического лица, получающего основные производственные средства) о даче согласия на осуществление сделки по получению в пользование основных производственных средств и (или) нематериальных активов --------- (наименование, адрес, основной вид (виды) деятельности юридического лица, активы которого передаются), составляющих -------- (указывается доля в %) балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов, и сообщает. Передача в пользование основных производственных средств и (или) нематериальных активов, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, является государственной (муниципальной) помощью и должна осуществляться в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 Закона о защите конкуренции. Поскольку при совершении указанной сделки государственная (муниципальная) помощь предоставлена с нарушением установленных Законом о защите конкуренции требований, что привело к ограничению конкуренции, совершение указанной сделки влечет последствия, предусмотренные статьей 21 Закона о защите конкуренции. Подпись должностного лица ФАС России (территориального управления ФАС России) Приложение 4 ПИСЬМО ФАС РОССИИ (ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФАС РОССИИ) О ПРИНЯТИИ ИНФОРМАЦИИ, ПРЕДСТАВЛЕННОЙ С ХОДАТАЙСТВОМ, К СВЕДЕНИЮ, ПО СДЕЛКЕ, ПРЕДУСМОТРЕННОЙ ПУНКТОМ 2 СТАТЬИ 7 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 17.08.95 N 147-ФЗ "О ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЯХ" БЛАНК Наименование лица (лиц), подающего ходатайство Почтовый адрес, индекс, по которому направляется решение В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 17.08.95 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) ФАС России (территориальное управление ФАС России) рассмотрел (рассмотрело) ходатайство ------- (наименование, адрес, основной вид (виды) деятельности субъекта естественной монополии) о даче согласия на совершение сделки по передаче в пользование основных средств -------- (наименование, адрес, основной вид (виды) деятельности юридического лица, приобретающего права на объекты коммунальной инфраструктуры), составляющих ------------------- (указывается доля в %) собственного капитала ------------------------- (наименование субъекта естественной монополии), и сообщает. Сделка по передаче в пользование основных средств --------------- (наименование субъекта естественной монополии), составляющих --------- (указывается доля в %) собственного капитала ------- (наименование субъекта естественной монополии), совершена в нарушение требований статьи 7 Закона о естественных монополиях без предварительного согласия антимонопольного органа. Поскольку указанная сделка была совершена не по результатам торгов, ее совершение вызвало ущемление интересов потребителей, что влечет последствия, предусмотренные статьей 11 Закона о естественных монополиях. Подпись должностного лица ФАС России (территориального управления ФАС России) Приложение 5 ПИСЬМО ФАС РОССИИ (ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФАС РОССИИ) О ПРИНЯТИИ ИНФОРМАЦИИ, ПРЕДСТАВЛЕННОЙ С ХОДАТАЙСТВОМ, К СВЕДЕНИЮ ПО СДЕЛКЕ, ПРЕДУСМОТРЕННОЙ ПУНКТОМ 7 ЧАСТИ 1 СТАТЬИ 28 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 26.07.2006 N 135-ФЗ "О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ" БЛАНК Наименование лица (лиц), подающего ходатайство Почтовый адрес, индекс, по которому направляется письмо В соответствии со статьями 28, 33 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) ФАС России (территориальное управление ФАС России) рассмотрел (рассмотрело) ходатайство ------- (наименование, адрес, основной вид (виды) деятельности юридического лица, получающего основные производственные средства) о даче согласия на осуществление сделки по получению в пользование основных производственных средств и (или) нематериальных активов ------------------- (наименование, адрес, основной вид (виды) деятельности юридического лица, активы которого передаются), составляющих ------- (указывается доля в %) балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов, и сообщает. Сделка по получению в пользование ------- (наименование юридического лица, получившего основные производственные средства) ------- (указывается доля в %) балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов -------- (наименование, адрес, основной вид (виды) деятельности юридического лица, активы которого переданы) совершена в нарушение требований статей 28, 33 Закона о защите конкуренции без предварительного согласия антимонопольного органа. Учитывая, что указанная сделка была совершена по результатам торгов и ее совершение не привело к ограничению конкуренции, ФАС России (территориальное управление ФАС России) принимает информацию, содержащуюся в указанном ходатайстве, к сведению. Подпись должностного лица ФАС России (территориального управления ФАС России) Приложение 6 ПИСЬМО ФАС РОССИИ (ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФАС РОССИИ) О ПРИНЯТИИ ИНФОРМАЦИИ, ПРЕДСТАВЛЕННОЙ С ХОДАТАЙСТВОМ, К СВЕДЕНИЮ, ПО СДЕЛКЕ, ПРЕДУСМОТРЕННОЙ ПУНКТОМ 2 СТАТЬИ 7 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 17.08.95 N 147-ФЗ "О ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЯХ" БЛАНК Наименование лица (лиц), подающего ходатайство Почтовый адрес, индекс, по которому направляется письмо В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 17.08.95 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) ФАС России (территориальное управление ФАС России) рассмотрел (рассмотрело) ходатайство -------- (наименование, адрес, основной вид (виды) деятельности субъекта естественной монополии) о даче согласия на совершение сделки по передаче в пользование основных средств --------- (наименование, адрес, основной вид (виды) деятельности юридического лица, приобретающего права на объекты коммунальной инфраструктуры), составляющих ------- (указывается доля в %) собственного капитала ------- (наименование субъекта естественной монополии), и сообщает. Сделка по передаче в пользование основных средств ------- (наименование субъекта естественной монополии), составляющих ------- (указывается доля в %) собственного капитала ------- (наименование субъекта естественной монополии), совершена в нарушение требований статьи 7 Закона о естественных монополиях без предварительного согласия антимонопольного органа. Учитывая, что указанная сделка была совершена по результатам торгов и ее совершение не вызвало ущемление интересов потребителей, ФАС России (территориальное управление ФАС России) принимает информацию, содержащуюся в указанном ходатайстве, к сведению. Подпись должностного лица ФАС России (территориального управления ФАС России) Приложение 7 Главам муниципальных образований О ПРИМЕНЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЯ ЗА СДЕЛКАМИ С ОБЪЕКТАМИ КОММУНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ, НАХОДЯЩИМИСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В целях единообразного применения антимонопольного законодательства при осуществлении контроля за осуществлением сделок по получению в пользование хозяйствующими субъектами государственного и муниципального имущества, а именно объектов газо-, тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения (далее - объекты коммунальной инфраструктуры), ФАС России сообщает. I. Развитие конкуренции путем проведения торгов при передаче прав на объекты коммунальной инфраструктуры В настоящее время во многих регионах Российской Федерации распространена практика передачи прав на объекты коммунальной инфраструктуры, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предназначенные для оказания услуг газо-, тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения, хозяйствующим субъектам без проведения торгов. По мнению ФАС России, передача прав на указанные объекты коммунальной инфраструктуры хозяйствующим субъектам без проведения торгов (за исключением предоставления указанных объектов коммунальной инфраструктуры на праве хозяйственного ведения и оперативного управления унитарным и казенным предприятиям, предоставления указанных объектов коммунальной инфраструктуры в результате определенных федеральными законами действий уполномоченного органа, на основании вступившего в законную силу решения суда) препятствует развитию конкуренции, ущемляет интересы хозяйствующих субъектов, желающих получить такие права на государственное и муниципальное имущество, и приводит к ущемлению интересов потребителей услуг предприятий коммунальной инфраструктуры. При этом ограничение конкуренции в данном случае происходит не в отношении рынков соответствующих услуг, которые, как правило, находятся в состоянии естественной монополии, - указанные действия ограничивают конкуренцию за обладание правами на объекты коммунальной инфраструктуры, то есть конкуренцию за доступ на соответствующий рынок. Проведение торгов способствует развитию конкуренции за обладание ограниченным ресурсом путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к государственному и муниципальному имуществу для всех заинтересованных лиц, а также обеспечивает соблюдение интересов собственников имущества, имеющих намерение передать имущество на наиболее выгодных условиях. Кроме того, поскольку передача объектов коммунальной инфраструктуры в пользование негосударственным организациям затрагивает общественные интересы, проведение торгов обеспечит выбор наиболее эффективного правообладателя. II. Порядок передачи прав на объекты коммунальной инфраструктуры органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями 1. В соответствии с пунктом 20 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, является государственной или муниципальной помощью. Главой 5 Закона о защите конкуренции предусмотрена процедура предоставления государственной и муниципальной помощи. Согласно части 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции государственная или муниципальная помощь предоставляется с предварительного согласия антимонопольного органа за исключением случаев, установленных Законом о защите конкуренции. В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 20 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган по результатам рассмотрения ходатайства о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной помощи принимает решение об отказе в удовлетворении данного ходатайства, если государственная или муниципальная помощь не соответствует целям, указанным в части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции, или если ее предоставление может привести к устранению или недопущению конкуренции. Вместе с тем, часть 2 статьи 19 Закона о защите конкуренции предусматривает, что не является государственной или муниципальной помощью предоставление преимущества отдельному лицу по результатам торгов. 2. Согласно части 2 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится, соответственно, в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного введения или оперативного управления. Частью 2 статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" установлено, что государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать в аренду, отдавать в залог или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия. Следовательно, передача государственным или муниципальным унитарным предприятием хозяйствующему субъекту прав на имущество, закрепленное за ними, может осуществляться только с согласия собственника такого имущества (соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления), без которого данная сделка является ничтожной. В связи с тем, что получение хозяйствующим субъектом прав на государственное или муниципальное имущество рассматривается антимонопольным органом как получение преимущества, собственник имущества, закрепленного за государственным или муниципальным унитарным предприятием, должен принимать решение о даче согласия на передачу этого имущества с соблюдением требований статей 19, 20 Закона о защите конкуренции. Поскольку предоставление органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями в пользование хозяйствующим субъектам (в том числе из казны соответствующего муниципального образования либо субъекта Российской Федерации) объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в государственной и муниципальной собственности, не может соответствовать целям, указанным в части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции, указанное предоставление должно осуществляться в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 19 Закона о защите конкуренции с соблюдением требований статьи 17 Закона о защите конкуренции. Следовательно, предоставление государственной или муниципальной помощи путем передачи прав на объекты коммунальной инфраструктуры без проведения торгов влечет последствия, предусмотренные статьей 21 Закона о защите конкуренции, а именно возврат имущества (объектов коммунальной инфраструктуры), полученного в результате совершения такой сделки. К настоящему письму прилагаются разработанные ФАС России Методические рекомендации по проведению органами государственной власти и органами местного самоуправления торгов при передаче имущественных прав на объекты коммунальной инфраструктуры, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Прошу довести позицию ФАС России по данному вопросу до сведения руководителей государственных и муниципальных унитарных предприятий, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования. Подпись должностного лица территориального управления ФАС России Приложение МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ТОРГОВ ПРИ ПЕРЕДАЧЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ НА ОБЪЕКТЫ КОММУНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ, НАХОДЯЩИЕСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ I. Общие положения 1. Настоящие Методические рекомендации по проведению органами государственной власти и органами местного самоуправления торгов при передаче имущественных прав на объекты коммунальной инфраструктуры, находящиеся в государственной или муниципальной собственности (далее - Методические рекомендации) определяют порядок организации и проведения органами государственной власти, местного самоуправления и иными лицами, владеющими на праве хозяйственного ведения или оперативного управления объектами коммунальной инфраструктуры, находящимися в государственной или муниципальной собственности, и уполномоченными собственником на передачу прав, торгов при передаче имущественных прав на данные объекты. Настоящие Методические рекомендации не применяются к отношениям, связанным с заключением и реализацией концессионных соглашений. 2. В настоящих Методических рекомендациях используются следующие понятия: "торги" - осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящими Методическими рекомендациями, действия органов государственной власти и местного самоуправления и иных лиц, владеющих на праве хозяйственного ведения или оперативного управления объектами коммунальной инфраструктуры, находящимися в государственной или муниципальной собственности, и уполномоченных собственником на передачу прав, по определению лица в целях заключения с ним договора о передаче имущественных прав на объекты коммунальной инфраструктуры, находящиеся в государственной или муниципальной собственности (далее также - Договор); "предмет торгов" - право заключения Договора; "объект торгов" - объект коммунальной инфраструктуры, находящийся в государственной или муниципальной собственности, права на который подлежат передаче; "объект коммунальной инфраструктуры" - системы инженерно-технического обеспечения и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты водо-, тепло-, газо- и электроснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, находящиеся в государственной или муниципальной собственности; "организатор торгов" - орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, которым принадлежит право собственности на объекты коммунальной инфраструктуры, а также иное лицо, владеющее данными объектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и уполномоченное собственником на передачу прав на объекты коммунальной инфраструктуры; "участник торгов" - лицо, претендующее на право заключения Договора. Участником торгов может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или индивидуальный предприниматель. 3. Решение о передаче имущественных прав на объекты коммунальной инфраструктуры принимается: 1) в отношении объектов торгов, право собственности на которые принадлежит субъекту Российской Федерации, - органом государственной власти субъекта Российской Федерации; 2) в отношении объектов торгов, право собственности на которые принадлежит муниципальному образованию, - органом местного самоуправления. 4. Решением о передаче имущественных прав на объекты коммунальной инфраструктуры, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, утверждаются: 1) конкурсная документация или документация об аукционе, в том числе условия Договора; 2) порядок заключения Договора; 3) организатор торгов. 5. Торги проводятся на основе следующих принципов: 1) создание для юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей равных условий участия в торгах; 2) добросовестная конкуренция; 3) эффективное использование и обеспечение благоприятных и безопасных условий пользования объектами коммунальной инфраструктуры, находящимися в государственной или муниципальной собственности; 4) доступность информации о проведении торгов и обеспечение открытости их проведения. 6. Организатор торгов вправе привлечь на основе договора юридическое лицо (далее - специализированная организация) для осуществления функций по проведению торгов, включая разработку конкурсной документации или документации об аукционе, опубликование и размещение извещения о проведении торгов, и иных связанных с обеспечением проведения торгов функций. При этом на специализированную организацию не могут быть возложены полномочия по созданию конкурсной или аукционной комиссии, определению объекта торгов и определению существенных условий Договора, подготовке проекта Договора, утверждению конкурсной документации или документации об аукционе, определению условий торгов и их изменению. Выбор специализированной организации осуществляется организатором торгов путем проведения конкурса в соответствии с процедурами, установленными Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Специализированная организация осуществляет функции по проведению торгов от имени организатора торгов. При этом права и обязанности возникают у организатора торгов. Специализированная организация не может быть участником торгов. 7. Торги на право заключения Договора проводятся в форме открытого конкурса либо открытого аукциона. II. Договор о передаче имущественных прав на объекты коммунальной инфраструктуры, находящиеся в государственной или муниципальной собственности 8. Под договором о передаче имущественных прав на объекты коммунальной инфраструктуры, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в целях настоящих Методических рекомендаций понимается договор, заключенный организатором торгов с победителем торгов, в соответствии с которым победитель торгов обязуется за свой счет использовать (эксплуатировать) определенное этим договором имущество (далее - объект Договора), находящееся в государственной или муниципальной собственности, осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта Договора, а организатор торгов обязуется предоставить победителю торгов на срок, установленный этим договором, имущественные права на объект Договора для осуществления указанной деятельности. 9. Договор заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений настоящих Методических рекомендаций. 10. Срок действия Договора устанавливается организатором торгов и должен быть указан в условиях торгов на право заключения Договора. При этом запрещается включение в Договор условий, допускающих продление (пролонгацию) срока действия указанного Договора. 11. Договором может быть предусмотрена плата, вносимая победителем торгов организатору торгов в период использования (эксплуатации) объекта Договора (далее - плата по Договору). Внесение платы по Договору может предусматриваться как в течение всего срока использования (эксплуатации) объекта Договора, так и в течение отдельных периодов такого использования (эксплуатации). Размер платы, форма, порядок и сроки ее внесения устанавливаются организатором торгов в конкурсной документации или документации об аукционе. 12. При исполнении Договора победитель торгов вправе исполнять Договор своими силами и (или) с привлечением других лиц, при этом победитель торгов несет ответственность за действия других лиц как за свои собственные. 13. При исполнении Договора победитель торгов обязан: 1) приступить к использованию (эксплуатации) объекта Договора в установленные Договором сроки; 2) использовать (эксплуатировать) объект Договора в целях и в порядке, установленных действующим законодательством и Договором; 3) осуществлять деятельность, предусмотренную Договором, и не прекращать (не приостанавливать) эту деятельность без согласия организатора торгов; 4) обеспечивать при осуществлении деятельности, предусмотренной Договором, возможность получения потребителями соответствующих товаров, работ, услуг; 5) в случаях и в порядке, которые установлены Договором, предоставлять потребителям установленные федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актами органа местного самоуправления льготы, в том числе льготы по оплате поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг при осуществлении деятельности, предусмотренной Договором; 6) поддерживать объект Договора в исправном состоянии, проводить за свой счет текущий ремонт, нести расходы на содержание этого объекта, если иное не установлено Договором. 14. Контроль за соблюдением победителем торгов условий Договора, в том числе за исполнением обязательств по обеспечению соответствия технико-экономических показателей объекта договора установленным Договором технико-экономическим показателям, осуществлению деятельности, предусмотренной Договором, использованию (эксплуатации) объекта Договора в соответствии с целями, установленными Договором, осуществляет лицо, передающее права на объект Договора. 15. Договор должен включать в себя следующие существенные условия: 1) обязательства победителя торгов по осуществлению деятельности, предусмотренной Договором; 2) срок действия Договора; 3) состав и описание объекта Договора; 4) цели использования (эксплуатации) объекта Договора; 5) порядок осуществления контроля лицом, передавшим права на объект Договора, за соблюдением победителем торгов условий Договора; 6) способы и размер обеспечения победителем торгов исполнения обязательств по Договору (далее - обеспечение исполнения обязательств по Договору). Способами обеспечения исполнения обязательств по Договору могут быть предоставление безотзывной банковской гарантии, страхование ответственности или передача в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита), в размере обеспечения исполнения обязательств по Договору, указанном в извещении о проведении торгов. При этом способ обеспечения исполнения обязательств по Договору из перечисленных в настоящем пункте определяется победителем торгов самостоятельно; 7) порядок и условия расчета, установления и изменения цен (тарифов) на производимые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги и надбавок к ценам (тарифам) при осуществлении деятельности, предусмотренной Договором, в случае, если такая деятельность подлежит государственному регулированию; 8) иные предусмотренные законодательством Российской Федерации существенные условия. 16. Договор помимо предусмотренных пунктом 15 настоящих Методических рекомендаций существенных условий может содержать иные не противоречащие законодательству Российской Федерации и условиям торгов условия, в том числе: 1) объем производства товаров, выполнения работ, оказания услуг при осуществлении деятельности, предусмотренной Договором; 2) обязательства победителя торгов при предоставлении услуг с использованием объекта Договора выполнять условия о качестве данных услуг, определяемом в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам"; 3) обязательства победителя торгов по страхованию объекта Договора от риска утраты (гибели) или повреждения объекта Договора; 4) ответственность сторон за неисполнение Договора. 17. Победитель торгов несет ответственность перед лицом, передавшим права на объект Договора, за допущенное при использовании (эксплуатации) объекта Договора нарушение требований, установленных Договором, и (или) требований технических регламентов, проектной документации, иных обязательных требований к техническому состоянию используемого (эксплуатируемого) объекта Договора. В случае нарушения требований, указанных в настоящем пункте Методических рекомендаций, победитель торгов обязан безвозмездно устранить такое нарушение в установленный лицом, передавшим права на объект Договора, разумный срок. Лицо, передавшее права на объект Договора, вправе потребовать от победителя торгов возмещения причиненного ущерба, понесенного им в результате нарушения победителем торгов указанных в настоящем пункте требований. 18. Победитель торгов несет ответственность перед лицом, передавшим права на объект Договора, за техническое состояние объекта Договора в течение срока, установленного Договором. 19. После определения победителя торгов в срок, предусмотренный для заключения Договора, организатор торгов вправе отказаться от заключения указанного договора с победителем торгов либо при уклонении победителя торгов от заключения Договора с участником торгов, с которым заключается такой договор, в случае установления факта: 1) проведения ликвидации указанных юридических лиц или принятия арбитражным судом решения о признании указанных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей банкротами и об открытии конкурсного производства; 2) приостановления деятельности указанных лиц в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях; 3) предоставления указанными лицами заведомо ложных сведений, содержащихся в документах, предусмотренных пунктами 62 или 122 настоящих Методических рекомендаций; 4) наличия у победителя торгов задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника торгов по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. Участник торгов считается соответствующим установленному требованию, в случае если он обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе на день рассмотрения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе не принято. 20. В случае, если в течение срока действия Договора законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления устанавливаются нормы, ухудшающие положение победителя торгов таким образом, что он в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении Договора, Договором может быть предусмотрена возможность изменения условий Договора в целях обеспечения имущественных и экономических интересов победителя торгов, существовавших на день подписания Договора. При этом внесение таких изменений допускается не чаще 1 раза в 3 года. 21. Договор прекращается: 1) по истечении срока действия Договора; 2) по соглашению сторон; 3) в случае досрочного расторжения Договора на основании решения суда. III. Требования к участникам торгов и условия допуска к участию в торгах 22. При проведении торгов на право заключения Договора устанавливаются следующие обязательные требования к участникам торгов: 1) соответствие участника торгов требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим использование (эксплуатацию) объектов коммунальной инфраструктуры, имущественные права на которые подлежат передаче на торгах, и к лицам, осуществляющим поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, поставка, выполнение, оказание которых происходит при осуществлении деятельности, предусмотренной Договором; 2) непроведение ликвидации участника торгов - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника торгов - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства; 3) неприостановление деятельности участника торгов в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день рассмотрения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе; 4) отсутствие у участника торгов задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника торгов по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. Участник торгов считается соответствующим установленному требованию, в случае если он обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе на день рассмотрения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе не принято. Запрещается участие организатора торгов и (или) работников организатора торгов в торгах. Кроме указанных в настоящем пункте Методических рекомендаций требований организатор торгов не вправе устанавливать иные требования к участникам торгов. Проверка соответствия участников торгов требованиям, указанным в подпунктах 2 - 4 настоящего пункта Методических рекомендаций, осуществляется организатором торгов. При этом организатор торгов не вправе возлагать на участников торгов обязанность подтверждать соответствие данным требованиям. 23. При рассмотрении заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе участник торгов не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случае: 1) непредоставления определенных пунктами 62 или 122 настоящих Методических рекомендаций документов либо наличия в таких документах недостоверных сведений; 2) несоответствия требованиям, установленным в соответствии с пунктом 22 настоящих Методических рекомендаций; 3) невнесения в сроки, размере и порядке, указанные в извещении о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, задатка, вносимого в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе, если требование обеспечения таких заявок указано в извещении о проведении открытого конкурса или открытого аукциона; 4) несоответствия заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе требованиям конкурсной документации либо документации об аукционе. 24. Отказ в допуске к участию в торгах по иным основаниям, кроме указанных в пункте 23 настоящих Методических рекомендаций случаев, не допускается. 25. Организатор торгов вправе запросить у соответствующих органов и организаций сведения о проведении ликвидации участника торгов - юридического лица, подавшего заявку на участие в конкурсе или заявку на участие в аукционе, проведении в отношении такого участника - юридического лица, индивидуального предпринимателя процедуры банкротства, о приостановлении деятельности такого участника в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о наличии задолженностей такого участника по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня и в государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, об обжаловании наличия таких задолженностей и о результатах рассмотрения жалоб. 26. В случае установления недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных участником торгов в соответствии с пунктами 62 или 122 настоящих Методических рекомендаций, установления факта несоответствия участника торгов требованиям, предусмотренным пунктом 22 настоящих Методических рекомендаций, организатор торгов, конкурсная или аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в конкурсе или аукционе на любом этапе их проведения. IV. Конкурсная и аукционная комиссии 27. При проведении торгов в форме конкурса или аукциона создается соответственно конкурсная или аукционная комиссия (далее также - Комиссия). 28. До опубликования извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона организатором торгов принимается решение о создании Комиссии, определяются ее состав и порядок работы, назначается председатель Комиссии. 29. Число членов Комиссии должно быть не менее чем пять человек. 30. Членами Комиссии не могут быть физические лица, лично заинтересованные в результатах торгов (в том числе физические лица, подавшие заявки на участие в конкурсе, заявки на участие в аукционе либо состоящие в штате организаций, подавших указанные заявки), либо физические лица, на которых способны оказывать влияние участники торгов (в том числе физические лица, являющиеся участниками (акционерами) этих организаций, членами их органов управления, кредиторами участников торгов). В случае выявления в составе Комиссии указанных лиц организатор торгов, принявший решение о создании Комиссии, обязан незамедлительно заменить их иными физическими лицами, которые лично не заинтересованы в результатах торгов и на которых не способны оказывать влияние участники торгов. Для оценки технического состояния и технико-экономических показателей объекта Договора, качества товаров, работ, услуг при осуществлении деятельности, предусмотренной Договором, и (или) квалификации участника конкурса в состав Комиссии рекомендуется включить соответствующих специалистов. 31. Замена члена Комиссии допускается только по решению организатора торгов, принявшего решение о создании Комиссии. 32. Конкурсной Комиссией осуществляются вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе, отбор участников конкурса, рассмотрение, оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе, определение победителя конкурса, ведение протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе, протокола о результатах конкурса. 33. Аукционной Комиссией осуществляются рассмотрение заявок на участие в аукционе и отбор участников аукциона, ведение протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе, протокола аукциона. 34. Организатор торгов вправе создать единую Комиссию, осуществляющую функции, предусмотренные пунктами 32 - 33 настоящих Методических рекомендаций. 35. Комиссия правомочна осуществлять функции, предусмотренные пунктами 32 - 33 настоящих Методических рекомендаций, если на заседании Комиссии присутствует не менее чем пятьдесят процентов общего числа ее членов. Члены Комиссии должны быть своевременно уведомлены о месте, дате и времени проведения заседания Комиссии. 36. Решения Комиссии принимаются большинством голосов. В случае равенства голосов принимается решение, за которое голосовал председатель Комиссии. V. Информационное обеспечение 37. Информация о проведении торгов, объектом которых является имущество, находящееся в муниципальной собственности или в собственности субъекта федерации, публикуется организатором торгов или по его поручению специализированной организацией соответственно в официальном печатном издании, предназначенном для опубликования информации о размещении заказов для муниципальных нужд или в официальном печатном издании, предназначенном для опубликования информации о размещении заказов для нужд субъекта Российской Федерации (далее - официальное печатное издание), а также размещается на официальном сайте муниципального образования или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в сети Интернет, предназначенном для размещения информации о размещении заказов соответственно для муниципальных нужд или для нужд субъектов Российской Федерации (далее - официальный сайт). 38. В случае если объектом торгов является имущество, находящееся в муниципальной собственности, информация о проведении торгов размещается также на официальном сайте субъекта Российской Федерации, предназначенном для размещения информации о размещении заказов для нужд субъекта Российской Федерации, в границах которого расположено данное муниципальное образование. 39. Размещение информации о проведении торгов на официальном сайте не может заменить опубликование такой информации в официальном печатном издании. 40. Информация о проведении торгов, размещенная на официальном сайте, должна быть доступна для ознакомления всеми заинтересованными лицами без взимания платы. 41. Организатор торгов или по его поручению специализированная организация также вправе опубликовать информацию о проведении торгов в любых средствах массовой информации, в том числе в электронных средствах массовой информации. При этом такое опубликование и размещение не может заменить опубликование и размещение, предусмотренные пунктами 37 - 38 настоящих Методических рекомендаций. VI. Проведение торгов в форме открытого конкурса 42. В целях настоящих Методических рекомендаций под открытым конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения Договора и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер. 43. Не допускается взимание с претендентов платы за участие в конкурсе, за исключением платы за предоставление конкурсной документации в случаях, предусмотренных настоящими Методическими рекомендациями. 44. Организатором торгов может быть установлено требование о внесении задатка в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе (далее - также задаток). Размер задатка устанавливается организатором торгов. В случае если организатором торгов установлено требование о Страницы: 1 2 |