ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ПОЛИТИКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ В ОБЛАСТИ АРЕНДНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПО ОБЪЕКТАМ НЕЖИЛОГО ФОНДА, НАХОДЯЩИМСЯ В СОБСТВЕННОСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ-ГОРОДА МОСКВЫ, НА 2009-2011 ГГ.. Постановление. Правительство Москвы. 23.09.08 863-ПП

Оглавление

        ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ПОЛИТИКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ
          В ОБЛАСТИ АРЕНДНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПО ОБЪЕКТАМ НЕЖИЛОГО
        ФОНДА, НАХОДЯЩИМСЯ В СОБСТВЕННОСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ
              ФЕДЕРАЦИИ-ГОРОДА МОСКВЫ, НА 2009-2011 ГГ.

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                         ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

                         23 сентября 2008 г.
                               N 863-ПП

                                (ПРМ)


     В соответствии с постановлениями Правительства Москвы от  3  июля
2007 г.  N 546-ПП "О прогнозе социально-экономического развития города
Москвы до 2011 года", от 23 мая 2006 г. N 327-ПП "Об итогах реализации
Концепции  управления  собственностью  Москвы и взаимодействия с иными
собственниками на территории города до 2005 года и основных задачах по
управлению имуществом города Москвы до 2008 года", учитывая требования
федеральных  законов  от  26  июля  2006  г.  N   135-ФЗ   "О   защите
конкуренции",  от  24  июля  2007  г.  N  209-ФЗ  "О развитии малого и
среднего предпринимательства в Российской Федерации",  а также в целях
реализации  полномочий  субъекта Российской Федерации-города Москвы по
осуществлению региональных программ  и  проектов  в  области  развития
субъектов    малого    и    среднего   предпринимательства,   программ
социально-экономического развития города Москвы  Правительство  Москвы
постановляет:
     1. Одобрить основные направления политики Правительства Москвы  в
области  арендных отношений по объектам нежилого фонда,  находящимся в
собственности  субъекта   Российской   Федерации-города   Москвы,   на
2009-2011 гг. (приложение).
     2. Согласиться  с  предложением  Департамента  имущества   города
Москвы   о  реализации  мер  государственной  имущественной  поддержки
хозяйствующих субъектов,  в том  числе  субъектов  малого  и  среднего
предпринимательства,    арендаторов,    участвующих    в    реализации
утвержденных в установленном порядке программ социально-экономического
развития,      реформирования     жилищно-коммунального     хозяйства,
инновационной системы,  научно-технической сферы города Москвы,  в том
числе  специализированных  предприятий  -  детских,  молодежных кафе и
предприятий  семейного  досуга,  предприятий  бытового   обслуживания,
общественного   питания,  осуществляющих  приоритетные  для  экономики
города виды деятельности.
     3. Департаменту  имущества  города  Москвы  в  целях  обеспечения
регулирования ставок арендной платы за  принадлежащие  городу  объекты
нежилого  фонда,  с  учетом  преемственности принятых ранее решений по
условиям  расчета  ставок  арендной  платы  в  среднесрочном   периоде
руководствоваться   предельной   величиной  ограничения  роста  ставки
арендной платы по действующим договорам аренды и заключаемым на  новый
срок с прежними арендаторами, соблюдающими условия договора аренды:
     - 2009 год - 1,18 раза к ставке, действовавшей в предыдущем году;
     - 2010 год - 1,16 раза к ставке, действовавшей в предыдущем году;
     - 2011 год - 1,14 раза к ставке, действовавшей в предыдущем году.
     4. Департаментам,  комитетам  и  управлениям Комплекса социальной
сферы города  Москвы,  Департаменту  потребительского  рынка  и  услуг
города  Москвы  при  участии префектур административных округов города
Москвы и Москомархитектуры на основе нормативов и перспектив  развития
территорий до 1 ноября 2009 г. провести комплексную оценку потребности
в нежилых помещениях для размещения предприятий потребительского рынка
и  услуг  шаговой доступности (детских,  молодежных кафе,  предприятий
семейного досуга,  общественного питания),  учреждений  и  предприятий
Комплекса социальной сферы города Москвы и общественных организаций на
период до 2012 года и до 1 декабря 2009 г.  представить предложения по
территориальным  схемам  размещения  данных учреждений и предприятий в
Департамент имущества города Москвы.
     5. Департаменту имущества города Москвы совместно с Департаментом
поддержки  и  развития  малого  предпринимательства   города   Москвы,
Департаментом   потребительского   рынка   и   услуг   города  Москвы,
Департаментом науки  и  промышленной  политики  города  Москвы  до  25
декабря    2009   г.   подготовить   предложения   по   структуризации
государственной имущественной поддержки арендаторов - субъектов малого
и среднего предпринимательства, а также специализированных предприятий
- детских, молодежных кафе и предприятий семейного досуга, предприятий
бытового обслуживания, общественного питания, с учетом территориальных
схем размещения,  а также определенных на этой  основе  квот  размеров
нежилых  площадей  внутри  категорий/подкатегорий  арендаторов (п.4) и
представить на утверждение Правительства Москвы проект постановления о
внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 18 сентября
2007 г.  N 810-ПП "Об утверждении перечней видов использования нежилых
помещений,  находящихся  в  собственности города Москвы,  передаваемых
арендаторам на льготных условиях, на 2008-2010 годы".
     6. Департаменту имущества города Москвы:
     6.1. До 1 января 2010 г.  в целях  формирования  Единого  реестра
собственности    города    Москвы    провести   работу   по   описанию
потребительских и  эксплуатационных  характеристик  объектов  нежилого
фонда, находящихся в собственности города Москвы.
     6.2. При подготовке и проведении конкурсов по передаче  в  аренду
объектов  нежилого  фонда,  находящихся в собственности города Москвы,
предусматривать размещение хозяйствующих субъектов  и  организаций,  в
том  числе  предприятий  потребительского  рынка и услуг,  необходимой
специализации и социальной направленности (детских,  молодежных  кафе,
предприятий   семейного  досуга,  предприятий  бытового  обслуживания,
общественного питания) с учетом нормативов обеспеченности и перспектив
развития территорий (пп.4,5).
     7. Установить,  что  при   проведении   аукционов   по   передаче
юридическим  и  физическим  лицам  в  аренду объектов нежилого фонда в
домах-новостройках   величина   стартовой   ставки   арендной    платы
определяется  в порядке,  предусмотренном постановлением Правительства
Москвы от 30 ноября 2004 г.  N 838-ПП "О расчете ставок арендной платы
за пользование объектами нежилого фонда,  находящимися в собственности
города Москвы,  в 2005 году",  но не ниже размера  минимальной  ставки
арендной платы,  утвержденной Правительством Москвы на соответствующий
финансовый период.
     8. Внести изменения и дополнения:
     8.1. В постановление Правительства Москвы от 11 сентября 2007  г.
N  797-ПП  "О ходе выполнения постановления Правительства Москвы от 23
августа 2005 г.  N  648-ПП  и  мерах  по  взысканию  задолженности  по
арендным  платежам  за нежилые помещения,  находящиеся в собственности
города Москвы" (в редакции постановления Правительства  Москвы  от  18
декабря 2007 г.  N 1097-ПП), изложив пункт 7 постановления в следующей
редакции:
     "7. Департаменту    имущества    города    Москвы   совместно   с
Департаментом поддержки и развития малого  предпринимательства  города
Москвы и Департаментом потребительского рынка и услуг города Москвы до
31  декабря  2008  г.  внести  на  утверждение  Правительства   Москвы
предложения  о  порядке  проведения  конкурсов  по  передаче  в аренду
объектов нежилого фонда.".
     8.2. В  постановление Правительства Москвы от 11 сентября 2007 г.
N  787-ПП  "О  реновации  объектов  нежилого  фонда,  находящегося   в
собственности города Москвы, по итогам 2004-2006 гг. и задачах на 2007
год",  изложив пункт 1.2 приложения  2  к  постановлению  в  следующей
редакции:
     "1.2. Настоящий  Порядок  распространяется  на  случаи  реновации
арендуемых   объектов   нежилого   фонда,   осуществляемой   в   форме
капитального ремонта зданий и сооружений.".
     8.3. В постановление Правительства Москвы от 30 ноября 2004 г.  N
838-ПП "О расчете  ставок  арендной  платы  за  пользование  объектами
нежилого  фонда,  находящимися  в собственности города Москвы,  в 2005
году" (в редакции постановлений Правительства  Москвы  от  23  августа
2005 г.  N 648-ПП, от 29 ноября 2005 г. N 968-ПП, от 27 июня 2006 г. N
449-ПП, от 20 марта 2007 г. N 195-ПП, от 11 сентября 2007 г. N 787-ПП,
от  18 марта 2008 г.  N 179-ПП),  дополнив пункт 4.2 третьим абзацем в
следующей редакции:
     "В случае  если  на  торги  выставляются  объекты нежилого фонда,
находящиеся в домах-новостройках, стартовая цена аукциона определяется
в  размере не ниже минимального размера арендной платы,  утвержденного
Правительством Москвы на соответствующий финансовый период.".
     9. Департаменту  имущества  города  Москвы исходя из потребности,
определенной пунктом 4 настоящего постановления,  до 1 декабря 2009 г.
представить   в   Комплекс   архитектуры,  строительства,  развития  и
реконструкции города Москвы предложения для подготовки в установленном
порядке программы строительства нежилых помещений.
     10. Департаменту потребительского рынка  и  услуг  города  Москвы
совместно  с  префектурами административных округов города Москвы до 1
ноября 2008 г.  представить  в  Департамент  имущества  города  Москвы
предложения   по   условиям   и  критериям  проведения  конкурсов  для
предприятий потребительского  рынка  и  услуг,  работающих  в  области
обслуживания населения.
     11. Департаменту   имущества   города    Москвы    совместно    с
Департаментом потребительского рынка и услуг города Москвы до 1 января
2010  г.  проработать  возможность  территориального  закрепления   по
функциональному  назначению  (цели  использования)  нежилых помещений,
предназначенных для  размещения  категорий  арендаторов,  определенных
пунктом 4 настоящего постановления.
     12. Департаменту имущества города Москвы в срок до 1 ноября  2008
г.   представить   на   утверждение   Правительства   Москвы  перечень
государственного   имущества,   предназначенного   для   передачи    в
установленном  законом  порядке  во  владение  и  (или)  в пользование
субъектам  малого  и  среднего  предпринимательства  и   организациям,
образующим   инфраструктуру  поддержки  субъектов  малого  и  среднего
предпринимательства.
     13. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на
заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Силкина В.Н.
     О ходе  выполнения  постановления  доложить  Мэру Москвы в первом
полугодии 2009 г.

Мэр Москвы
                                                            Ю.М.Лужков
23 сентября 2008 г.
N 863-ПП

  
                                                            Приложение

                                  к постановлению Правительства Москвы
                                              от 23 сентября 2008 года
                                                              N 863-ПП

                         Основные направления
           политики Правительства Москвы в области арендных
         отношений по объектам нежилого фонда, находящимся в
         собственности субъекта Российской Федерации - города
                       Москвы, на 2009-2011 гг.

                          1. Общие положения

     Политика Правительства  Москвы  в  области  арендных отношений по
принадлежащим городу Москве объектам нежилого фонда на период до  2012
года направлена на удовлетворение потребности населения города Москвы,
некоммерческих  организаций  и  хозяйствующих  субъектов  в  получении
доступа  к объектам нежилого фонда,  передаваемым в срочное возмездное
пользование посредством проведения  открытых  торгов,  при  соблюдении
принципов  социальной поддержки жителей с учетом обеспечения интересов
города Москвы как субъекта Российской Федерации.
     Арендный нежилой фонд, находящийся в собственности города Москвы,
используется в   целях   обеспечения   поступательного   социально   -
экономического развития города Москвы, соблюдения принципов социальной
поддержки   жителей   Москвы,   осуществления   мер    государственной
имущественной  поддержки приоритетных видов деятельности хозяйствующих
субъектов,   в    том    числе    субъектов    малого    и    среднего
предпринимательства, находящихся в неконкурентном секторе экономики.
     Меры государственной  имущественной  поддержки   арендаторов   по
использованию  объектов  нежилого  фонда,  находящихся в собственности
города Москвы,  направлены на повышение качества и увеличение  объемов
предоставляемых  населению  услуг;  содействие  становлению и развитию
новых видов  деятельности,  в  том  числе  инновационных;  восполнение
дефицита  услуг,  оказываемых населению организациями и учреждениями в
зоне  шаговой  доступности;  создание  новых  рабочих  мест  по  месту
проживания.
     Государственная имущественная  поддержка  осуществляется  в  виде
регулирования арендной платы за использование объектов нежилого фонда,
находящихся в собственности города Москвы.
     Регулирование арендной платы может осуществляться путем:
     - установления фиксированной ставки арендной платы;
     - расчета  ставки арендной платы в пропорциях от величины ставок,
складывающихся на рынке аренды нежилых помещений аналогичного качества
и состава;
     - установления предельного роста ставки арендной платы  в  период
действия договора аренды.
     Субъект Российской Федерации - город Москва в  целях  обеспечения
социально-экономического   развития   города  и  отдельных  территорий
передает в установленном порядке  в  аренду  объекты  нежилого  фонда,
находящиеся  в  собственности города Москвы,  хозяйствующим субъектам,
осуществляющим  деятельность  в  конкурентном  секторе  экономики,  по
ставкам, складывающимся на рынке аренды нежилых помещений аналогичного
качества и состава.
     Регулирование ставок  арендной  платы по объектам нежилого фонда,
находящимся в собственности города Москвы,  применяется ограниченно, в
особых случаях, в порядке, установленном Правительством Москвы.
     Субъект Российской  Федерации  -  город  Москва  применяет   меры
государственной поддержки приоритетных видов деятельности посредством:
     - формирования  специализированных  фондов   нежилых   помещений,
определенного    качественного    и    количественного   состава   для
предоставления в установленном законом порядке в  аренду  определенным
категориям,   в   том  числе  на  основании  Перечня  государственного
имущества,  предназначенного  для  передачи  в  пользование  субъектам
малого  и  среднего  предпринимательства  и  организациям,  образующим
инфраструктуру    поддержки    субъектов     малого     и     среднего
предпринимательства;
     - применения регулирования ставок арендной платы по принадлежащим
городу Москве объектам нежилого фонда;
     - квотирования   общей   площади   объектов    нежилого    фонда,
передаваемого в аренду по регулируемым ставкам арендной платы.

        2. Принципы передачи в аренду объектов нежилого фонда

     Передача в   аренду   объектов   нежилого  фонда,  находящихся  в
собственности  субъекта  Российской   Федерации   -   города   Москвы,
осуществляется:
     - посредством аукционного метода проведения торгов при сохранении
принципов   открытости,   гласности   и   равенства  возможностей  для
участников торгов с целью содействия здоровой конкуренции;
     - по  результатам  проведения аукционов и конкурсов для субъектов
малого и среднего предпринимательства;
     - по основаниям, определенным п.11 ст.17.1 Федерального закона от
26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

             3. Методы установления ставок арендной платы

     За использование   объектов   нежилого   фонда,   находящихся   в
собственности субъекта Российской Федерации - города Москвы,  арендная
плата устанавливается в виде:
     - фиксированного     (минимального)     размера,    утверждаемого
Правительством Москвы   при   утверждении   прогноза    социально    -
экономического  развития  города  Москвы на соответствующий финансовый
период;
     - ставки,   определенной  на  основании  заключения  независимого
оценщика о рыночной величине годовой арендной платы;
     - расчетной   ставки,   определенной  в  пропорциях  от  величины
рыночной арендной  платы,  установленной  по  заключению  независимого
оценщика;
     - ставки арендной платы, определенной по результатам аукциона или
конкурса.

               3.1. Регулирование ставок арендной платы
                  в период действия договора аренды

     С учетом фактора инфляции в целях защиты экономических  интересов
города  Москвы  в  период  действия  договора аренды к ставке арендной
платы   применяется   индекс-дефлятор,   определяемый   уполномоченным
государственным   органом   Российской  Федерации  на  соответствующий
период, по договорам аренды:
     - с рыночной ставкой арендной платы,  определенной по результатам
независимой оценки;
     - со   ставкой   арендной   платы   с   применением   понижающего
коэффициента  к  рыночной  ставке  арендной  платы,  определенной   по
результатам независимой оценки.
     По договорам  аренды,  заключенным  по  результатам   проведенных
аукционов в период до 2006 года, на весь срок действия договора аренды
арендная плата устанавливается в соответствии с протоколом  об  итогах
аукциона. Размер арендной платы по указанным договорам до истечения их
срока действия поправкам не подлежит.
     При заключении  на  новый  срок  договоров аренды с арендаторами,
соблюдающими  условия   договора   аренды,   ставка   арендной   платы
устанавливается  с учетом коэффициента предельной величины ограничения
роста к ранее установленной ставке.
     Стартовая (начальная)  ставка  арендной  платы за объект нежилого
фонда,  выставляемый на специализированный  конкурс,  определяется  на
основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой
арендной платы,  с учетом предполагаемого вида использования  нежилого
помещения  и  понижающих  коэффициентов,  утверждаемых  Правительством
Москвы,  с  учетом  категории  арендатора  и  целевого   использования
нежилого помещения.

          3.2. Арендные отношения при нарушении арендатором
                       условий договора аренды

     Департамент имущества  города  Москвы  -   уполномоченный   орган
исполнительной   власти   города   Москвы  по  управлению  имуществом,
находящимся в собственности субъекта  Российской  Федерации  -  города
Москвы,  осуществляет  мониторинг договоров аренды в целях контроля за
использованием принадлежащего городу Москве нежилого фонда.
     Нарушением условий договора аренды считается:
     - неоплата арендатором более двух раз подряд платежа по истечении
установленного договором срока;
     - немотивированность  неподписания  арендатором  в  двухнедельный
срок  с момента получения уведомления о произведенном в соответствии с
правовыми актами Правительства Москвы расчете  ставки  арендной  платы
(дополнительного соглашения об ее изменении);
     - несогласованная с арендодателем сдача арендованных  площадей  в
субаренду  или  размещение  сторонних  организаций  без согласования с
арендодателем;
     - нецелевое использование арендованного объекта нежилого фонда;
     - проведение  арендатором  переоборудования  или   перепланировки
арендуемого помещения либо его части без согласования арендодателя.
     Арендатор, допустивший   нарушение   условий   договора   аренды,
утрачивает  преимущественное  право  на  заключение договора аренды на
новый срок и право на государственную имущественную поддержку.

          4. Стимулирование участия арендаторов в проведении
          капитального ремонта арендуемых нежилых помещений

     В целях   стимулирования   участия  арендаторов  в  проведении  с
согласия  арендодателя   капитального   ремонта   арендуемых   нежилых
помещений   на  период  проведения  капитального  ремонта  арендуемого
нежилого помещения (не более одного  года)  и  на  период  окупаемости
произведенных  затрат  (не более трех лет) устанавливается минимальная
ставка  арендной   платы,   утвержденная   Правительством   Москвы   в
установленном порядке.
     По окончании периода  окупаемости  на  оставшийся  срок  действия
договора  аренды  устанавливается  ставка  арендной  платы  за нежилое
помещение:
     - сложившаяся   по   результатам   конкурса/аукциона   до  начала
проведения капитального ремонта;
     - указанная  в  отчете независимого оценщика о рыночной стоимости
объекта нежилого фонда до начала проведения капитального ремонта.
     Срок действия  договора  аренды  не  может  быть  меньше  периода
окупаемости.

                   5. Заключительные положения

     Особенности расчета ставок арендной  платы,  определение  прав  и
обязанностей  арендаторов  при  пользовании  объектами нежилого фонда,
принадлежащими городу Москве, устанавливается Положением об управлении
нежилым фондом города Москвы.
     Категории групп арендаторов, в отношении которых применяются меры
государственной    имущественной   поддержки,   длительность   периода
государственной имущественной поддержки устанавливаются  нормативно  -
правовыми актами Правительства Москвы.
Оглавление