О ПОРЯДКЕ УПЛАТЫ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА УЧРЕЖДЕНИЯМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В ВЕДОМСТВЕННОМ ПОДЧИНЕНИИ МИНОБОРОНЫ РОССИИ, МВД РОССИИ, МЧС РОССИИ, А ТАКЖЕ О ПРИЗНАНИИ ЗЕМЕЛЬ ОГРАНИЧЕННЫМИ В ОБОРОТЕ ЛИБО ИЗЪЯТЫМИ ИЗ ОБОРОТА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 14 марта 2008 г. N 03-05-04-02/18 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу уплаты земельного налога учреждениями, находящимися в ведомственном подчинении Минобороны России, МВД России и МЧС России, и сообщает следующее. В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) не признаются объектом налогообложения земельным налогом земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации. Перечень таких земельных участков определен в п. 4 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс). Кроме того, п. 2 ст. 389 Налогового кодекса установлено, что не признаются объектом налогообложения некоторые категории земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации. Перечень ограниченных в обороте земельных участков установлен п. 5 ст. 27 Земельного кодекса, которым определено, что ограничены в обороте земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Налоговым кодексом к ним отнесены, в частности, земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд (пп. 3 п. 2 ст. 389 Налогового кодекса). Согласно ст. 27 Земельного кодекса оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством. Содержание ограничения оборота земельных участков устанавливается Земельным кодексом и федеральными законами. При этом установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Таким образом, вопрос применения п. 2 ст. 389 Налогового кодекса в отношении не признаваемых объектом налогообложения земель, изъятых из оборота и ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, напрямую связан с применением норм Земельного кодекса. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2004 N 187 "Вопросы Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации" Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в частности, в сфере земельных отношений и территориального зонирования. Таким образом, вопросы применения Земельного кодекса в части признания земель ограниченными в обороте либо изъятыми из оборота находятся в компетенции Минэкономразвития России. Минэкономразвития России на запрос Минфина России по вопросу о признании земельного участка изъятым из оборота или ограниченным в обороте для целей применения положений п. 2 ст. 389 Налогового кодекса было дано разъяснение Письмом от 13.03.2007 N Д08-840 о принципах исключения земельных участков из объектов налогообложения по земельному налогу, которое для руководства и использования в работе направлено в адрес ФНС России Письмом Минфина России от 20.03.2007 N 03-05-05-02/12. Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики И.В.ТРУНИН 14 марта 2008 г. N 03-05-04-02/18 |