ПРИЗНАЮТСЯ ЛИ ОБЪЕКТОМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПО ЗЕМЕЛЬНОМУ НАЛОГУ ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ, ОТНЕСЕННЫЕ К ЗЕМЛЯМ ОБОРОНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ, А ТАКЖЕ К ЗЕМЛЯМ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ И ПРЕДОСТАВЛЕННЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ, ВХОДЯЩИМ В СОСТАВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖА. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 02.04.08 03-05-05-02/17

         ПРИЗНАЮТСЯ ЛИ ОБЪЕКТОМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПО ЗЕМЕЛЬНОМУ
        НАЛОГУ ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ, ОТНЕСЕННЫЕ К ЗЕМЛЯМ ОБОРОНЫ
        И БЕЗОПАСНОСТИ, А ТАКЖЕ К ЗЕМЛЯМ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ И
        ПРЕДОСТАВЛЕННЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ, ВХОДЯЩИМ
           В СОСТАВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                           2 апреля 2008 г.
                           N 03-05-05-02/17

                                 (Д)


     В    Департаменте   налоговой   и   таможенно-тарифной   политики
рассмотрено  письмо  по  вопросу  о  налогообложении земельным налогом
земельных   участков,   предоставленных  государственному  учреждению,
входящему   в   состав   Государственной   противопожарной  службы,  и
сообщается,  что в связи с отсутствием в письме необходимой информации
об   используемых   земельных   участках  дать  однозначный  ответ  не
представляется возможным. Вместе с тем необходимо отметить следующее.
     В соответствии со ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее  -  Налоговый  кодекс)  налогоплательщиками  земельного  налога
признаются,  в частности, организации, обладающие земельными участками
на  праве  собственности,  праве постоянного (бессрочного) пользования
или праве пожизненного наследуемого владения.
     На  основании ст. 389 Налогового кодекса объектом налогообложения
по  земельному  налогу  признаются  земельные участки, расположенные в
пределах  муниципального  образования  (городов  федерального значения
Москвы  и  Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог. При
этом  объектом  налогообложения  не признаются, в частности, земельные
участки,  ограниченные  в  обороте  в соответствии с законодательством
Российской   Федерации,   предоставленные   для  обеспечения  обороны,
безопасности и таможенных нужд.
     Согласно  пп.  5  п.  5  ст.  27  Земельного  кодекса  Российской
Федерации   (далее   -  Земельный  кодекс)  в  обороте  ограничиваются
находящиеся   в   государственной   или   муниципальной  собственности
земельные   участки,   предоставленные   для   обеспечения  обороны  и
безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд.
     В отношении указанных земельных участков важным условием является
установление  категории  земель  и  (или)  разрешенного  использования
земельного   участка  для  обеспечения  деятельности,  предусмотренной
Федеральным  законом  от  31.05.1996  N  61-ФЗ  "Об  обороне", Законом
Российской  Федерации  от  05.03.1992  N  2446-1  "О  безопасности"  и
Таможенным кодексом Российской Федерации.
     В  соответствии с Земельным кодексом земли в Российской Федерации
подразделяются  по  целевому  назначению  на категории, в том числе на
земли  промышленности,  энергетики,  транспорта,  связи, радиовещания,
телевидения,    информатики,   земли   для   обеспечения   космической
деятельности,  земли  обороны, безопасности и земли иного специального
назначения  (земли  промышленности и иного специального назначения), а
также земли населенных пунктов.
     Земли  промышленности  и  иного  специального  назначения, в свою
очередь,  подразделяются в зависимости от характера специальных задач,
для  решения которых они используются или предназначены. Так, согласно
п.  1  ст.  93  Земельного  кодекса  землями  обороны  и  безопасности
признаются   земли,   которые   используются   или  предназначены  для
обеспечения  деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других
войск,  воинских  формирований  и  органов,  организаций, предприятий,
учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и
неприкосновенности  территории  Российской  Федерации, защите и охране
Государственной    границы    Российской   Федерации,   информационной
безопасности,     другим     видам     безопасности     в     закрытых
административно-территориальных   образованиях,  и  права  на  которые
возникли    у    участников   земельных   отношений   по   основаниям,
предусмотренным Земельным кодексом, федеральными законами.
     В силу ст. 8 Закона Российской Федерации "О безопасности" систему
безопасности   образуют   органы   законодательной,  исполнительной  и
судебной  властей,  государственные, общественные и иные организации и
объединения,  граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности
в   соответствии   с   данным   Законом,   а  также  законодательство,
регламентирующее отношения в сфере безопасности.
     Кроме  того,  ст.  12  указанного  Закона  установлено,  что силы
обеспечения  безопасности  включают в себя в том числе Государственную
противопожарную   службу   и   органы  службы  ликвидации  последствий
чрезвычайных ситуаций.
     Таким  образом,  земельные участки, отнесенные к землям обороны и
безопасности и предоставленные государственным учреждениям, входящим в
состав     Государственной    противопожарной    службы,    признаются
ограниченными в обороте.
     В   том   случае,   если   земельные   участки,   предоставленные
вышеназванным   государственным   учреждениям,   отнесены   к   землям
населенных   пунктов,   необходимо  учитывать,  что  согласно  ст.  83
Земельного   кодекса  землями  населенных  пунктов  признаются  земли,
используемые  и  предназначенные  для  застройки и развития населенных
пунктов.  В  состав  таких  земель  могут  входить  земельные участки,
отнесенные   в   соответствии   с  градостроительными  регламентами  к
территориальной зоне военных объектов (ст. 85 Земельного кодекса).
     Таким  образом,  земельные участки, отнесенные к категории земель
населенных  пунктов  в соответствии с градостроительными регламентами,
могут  иметь вид разрешенного использования "для обеспечения обороны и
безопасности"  и  должны  использоваться  в  соответствии с этим видом
разрешенного использования.
     На   основании   изложенного  полагаем,  что  земельные  участки,
отнесенные    к    землям   населенных   пунктов   и   предоставленные
государственным     учреждениям,     входящим     с    Государственную
противопожарную службу, также признаются ограниченными в обороте.
     В  связи  с  этим  для  целей  налогообложения земельные участки,
отнесенные   к  землям  обороны  и  безопасности,  а  также  к  землям
населенных  пунктов  и  предоставленные  государственным  учреждениям,
входящим в состав Государственной противопожарной службы, в силу пп. 3
п. 2 ст. 389 Налогового кодекса не признаются объектом налогообложения
по земельному налогу.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
2 апреля 2008 г.
N 03-05-05-02/17