ПРИЗНАЮТСЯ ЛИ ОБЪЕКТОМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПО ЗЕМЕЛЬНОМУ НАЛОГУ ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ, ОТНЕСЕННЫЕ К ЗЕМЛЯМ ОБОРОНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ, А ТАКЖЕ К ЗЕМЛЯМ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ И ПРЕДОСТАВЛЕННЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ, ВХОДЯЩИМ В СОСТАВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 2 апреля 2008 г. N 03-05-05-02/17 (Д) В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросу о налогообложении земельным налогом земельных участков, предоставленных государственному учреждению, входящему в состав Государственной противопожарной службы, и сообщается, что в связи с отсутствием в письме необходимой информации об используемых земельных участках дать однозначный ответ не представляется возможным. Вместе с тем необходимо отметить следующее. В соответствии со ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются, в частности, организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. На основании ст. 389 Налогового кодекса объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог. При этом объектом налогообложения не признаются, в частности, земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд. Согласно пп. 5 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) в обороте ограничиваются находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд. В отношении указанных земельных участков важным условием является установление категории земель и (или) разрешенного использования земельного участка для обеспечения деятельности, предусмотренной Федеральным законом от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", Законом Российской Федерации от 05.03.1992 N 2446-1 "О безопасности" и Таможенным кодексом Российской Федерации. В соответствии с Земельным кодексом земли в Российской Федерации подразделяются по целевому назначению на категории, в том числе на земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (земли промышленности и иного специального назначения), а также земли населенных пунктов. Земли промышленности и иного специального назначения, в свою очередь, подразделяются в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены. Так, согласно п. 1 ст. 93 Земельного кодекса землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом, федеральными законами. В силу ст. 8 Закона Российской Федерации "О безопасности" систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с данным Законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности. Кроме того, ст. 12 указанного Закона установлено, что силы обеспечения безопасности включают в себя в том числе Государственную противопожарную службу и органы службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Таким образом, земельные участки, отнесенные к землям обороны и безопасности и предоставленные государственным учреждениям, входящим в состав Государственной противопожарной службы, признаются ограниченными в обороте. В том случае, если земельные участки, предоставленные вышеназванным государственным учреждениям, отнесены к землям населенных пунктов, необходимо учитывать, что согласно ст. 83 Земельного кодекса землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. В состав таких земель могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальной зоне военных объектов (ст. 85 Земельного кодекса). Таким образом, земельные участки, отнесенные к категории земель населенных пунктов в соответствии с градостроительными регламентами, могут иметь вид разрешенного использования "для обеспечения обороны и безопасности" и должны использоваться в соответствии с этим видом разрешенного использования. На основании изложенного полагаем, что земельные участки, отнесенные к землям населенных пунктов и предоставленные государственным учреждениям, входящим с Государственную противопожарную службу, также признаются ограниченными в обороте. В связи с этим для целей налогообложения земельные участки, отнесенные к землям обороны и безопасности, а также к землям населенных пунктов и предоставленные государственным учреждениям, входящим в состав Государственной противопожарной службы, в силу пп. 3 п. 2 ст. 389 Налогового кодекса не признаются объектом налогообложения по земельному налогу. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 2 апреля 2008 г. N 03-05-05-02/17 |