ОБ ОТСУТСТВИИ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ ПРИЗНАНИЯ ФГУП "ПОЧТА РОССИИ" ПЛАТЕЛЬЩИКОМ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА В ОТНОШЕНИИ АРЕНДУЕМЫХ ИМ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, А ТАКЖЕ ЗАНЯТЫХ НЕЖИЛЫМИ ЗДАНИЯМИ ИЛИ МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ, В КОТОРЫХ РАСПОЛАГАЮТСЯ ОТДЕЛЬНЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ, ПРИНАДЛЕ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 21.05.08 03-05-06-02/51

          ОБ ОТСУТСТВИИ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ ПРИЗНАНИЯ ФГУП "ПОЧТА
          РОССИИ" ПЛАТЕЛЬЩИКОМ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА В ОТНОШЕНИИ
          АРЕНДУЕМЫХ ИМ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, А ТАКЖЕ ЗАНЯТЫХ
            НЕЖИЛЫМИ ЗДАНИЯМИ ИЛИ МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ,
             В КОТОРЫХ РАСПОЛАГАЮТСЯ ОТДЕЛЬНЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ,
         ПРИНАДЛЕЖАЩИЕ ФГУП НА ПРАВЕ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ.
          ОБ ОТСУТСТВИИ ОСНОВАНИЙ ПО ВЗИМАНИЮ ГОСПОШЛИНЫ ЗА
         ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СВЕДЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО
               КАДАСТРА О СТОИМОСТИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                            21 мая 2008 г.
                           N 03-05-06-02/51

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письма  по  вопросу  уплаты земельного налога и уплаты государственной
пошлины  при  получении  сведений  о  кадастровой  стоимости земельных
участков и сообщает следующее.
     В соответствии со ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее  -  Налоговый  кодекс)  налогоплательщиками  земельного  налога
признаются   организации  и  физические  лица,  обладающие  земельными
участками  на  праве  собственности,  праве  постоянного (бессрочного)
пользования   или   праве   пожизненного   наследуемого  владения.  Не
признаются   налогоплательщиками   организации  и  физические  лица  в
отношении   земельных   участков,   находящихся   у   них   на   праве
безвозмездного  срочного  пользования  или  переданных  им по договору
аренды.
     При  этом согласно п. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2004 N
141-ФЗ  "О  внесении  изменений  в  часть  вторую  Налогового  кодекса
Российской   Федерации   и   некоторые   другие  законодательные  акты
Российской  Федерации,  а также о признании утратившими силу отдельных
законодательных  актов  (положений  законодательных  актов) Российской
Федерации"  в  случае отсутствия в Едином государственном реестре прав
на  недвижимое  имущество  и  сделок  с  ним информации о существующих
правах  на  земельные  участки  налогоплательщики по земельному налогу
определяются на основании государственных актов, свидетельств и других
документов,  удостоверяющих  права  на землю и выданных физическим или
юридическим   лицам  до  вступления  в  силу  Федерального  закона  от
21.07.1997  N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое
имущество  и сделок с ним", которые в соответствии с законодательством
имеют  равную  юридическую  силу  с  записями в Едином государственном
реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании
актов,  изданных органами государственной власти или органами местного
самоуправления  в  рамках  их  компетенции  и в порядке, установленном
законодательством,  действующим  в месте издания таких актов на момент
их издания, о предоставлении земельных участков.
     Таким  образом,  основанием для уплаты земельного налога является
правоустанавливающий документ на земельный участок.
     Как  следует  из  представленных материалов, ФГУП "Почта России",
созданное  в  соответствии  с  Распоряжением  Правительства Российской
Федерации  от  05.09.2002 N 1227-р, образовано на базе имущества ранее
действовавших   федеральных   государственных   учреждений  Управлений
федеральной   почтовой  связи  (совместное  Распоряжение  Минимущества
России и Минсвязи России от 01.03.2004 N 1006-р/Лр-П5-1511).
     При   этом   при   передаче  имущества,  закрепленного  на  праве
оперативного  управления за федеральными государственными учреждениями
Управлений  федеральной почтовой связи, права на земельные участки, на
которых   располагается  данное  имущество,  ФГУП  "Почта  России"  не
предоставлялись.
     В  силу  положений  п.  1  ст.  20  Земельного кодекса Российской
Федерации  (далее - Земельный кодекс) и п. 2 ст. 3 Федерального закона
от  25.10.2001  N  137-ФЗ  "О  введении  в действие Земельного кодекса
Российской Федерации" государственным унитарным предприятиям земельные
участки могут предоставляться только на праве аренды.
     В  отношении  земельных  участков,  занятых нежилыми зданиями или
многоквартирными  домами, в которых располагаются отдельные помещения,
принадлежащие  ФГУП  "Почта  России"  на праве хозяйственного ведения,
отмечаем.
     На  основании  п.  3  ст.  36 Земельного кодекса в случае, если в
здании,   находящемся   на   неделимом  земельном  участке,  помещения
принадлежат  одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве
хозяйственного ведения или всем лицам на праве хозяйственного ведения,
эти  лица  имеют  право  на  приобретение данного земельного участка в
аренду  с  множественностью  лиц  на  стороне арендатора, если иное не
предусмотрено  Земельным  кодексом,  федеральными  законами.  При этом
договор  аренды  земельного  участка  заключается  с условием согласия
сторон  на вступление в этот договор иных правообладателей помещений в
этом здании.
     В  соответствии  с  Федеральным законом от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О
введении  в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" земельный
участок,  занятый  многоквартирным  домом,  который  сформирован  и  в
отношении  которого  проведен  кадастровый  учет,  переходит  в  общую
долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
     Таким  образом,  с  учетом  положения ст. 388 Налогового кодекса,
считаем,  что  в  отношении  земельных участков, по которым проводится
работа  по  оформлению  договоров аренды и занятых отдельными зданиями
(сооружениями),  принадлежащими  ФГУП  "Почта России", а также занятых
нежилыми зданиями или многоквартирными домами, в которых располагаются
отдельные  помещения,  находящиеся  у  ФГУП  "Почта  России"  на праве
хозяйственного  ведения,  ФГУП  "Почта  России"  не может признаваться
налогоплательщиком земельного налога.
     Согласно  ст.  652  Гражданского  кодекса Российской Федерации по
договору  аренды  здания  или  сооружения  арендатору  одновременно  с
передачей  прав  владения и пользования такой недвижимостью передаются
права   на   ту   часть   земельного   участка,  которая  занята  этой
недвижимостью и необходима для ее использования.
     В  случаях,  когда арендодатель является собственником земельного
участка,   на   котором   находится  сдаваемое  в  аренду  здание  или
сооружение,    арендатору    предоставляется    право    аренды    или
предусмотренное  договором  аренды здания или сооружения иное право на
соответствующую часть земельного участка.
     Если  договором  не  определено  передаваемое арендатору право на
соответствующий  земельный  участок,  к  нему переходит на срок аренды
здания или сооружения право пользования той частью земельного участка,
которая   занята   зданием   или  сооружением  и  необходима  для  его
использования в соответствии с его назначением.
     При  этом,  как  следует  из  п. 22 Постановления Пленума Высшего
Арбитражного  Суда  Российской  Федерации от 24.03.2005 N 11, в случае
отсутствия  в  договоре аренды здания или сооружения условий об аренде
земельного  участка  арендатор  не вправе требовать в судебном порядке
заключения   с  ним  договора  аренды  земельного  участка.  Он  может
пользоваться  земельным  участком,  занятым  арендованным  зданием или
сооружением,  без  соответствующего  договора  в силу закона в течение
срока аренды недвижимости.
     Одновременно  отмечаем, что возможность приобретения арендаторами
нежилых  помещений  в  здании  каких-либо  прав  на  часть  земельного
участка,   пропорциональную   размеру   переданных  в  аренду  нежилых
помещений,  законодательством  Российской  Федерации не предусмотрена.
Данная  правовая  позиция находит отражение в Постановлении Президиума
Высшего   Арбитражного  Суда  Российской  Федерации  от  01.02.2005  N
9289/04.
     Что   касается   вопроса   уплаты   государственной   пошлины  за
предоставление   сведений   государственного   земельного  кадастра  о
кадастровой стоимости земельного участка, то гл. 25.3 "Государственная
пошлина"   Налогового   кодекса   уплата  государственной  пошлины  за
предоставление    таких    сведений    не   предусмотрена,   поскольку
представление этих сведений не является юридически значимым действием,
за осуществление которого должна взиматься государственная пошлина.
     Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О
государственном  земельном  кадастре"  (далее  -  Федеральный  закон N
28-ФЗ)  сведения  государственного земельного кадастра об определенном
земельном  участке  предоставляются  в  виде  выписок  по  месту учета
данного земельного участка за плату или бесплатно.
     Так, в соответствии с п. 2 указанной статьи Федерального закона N
28-ФЗ   бесплатно   сведения   об   определенном   земельном   участке
предоставляются,  в  частности, правообладателю земельного участка или
уполномоченным правообладателем лицам.
     Учитывая    изложенное,    за    предоставление    сведений    из
государственного   земельного   кадастра   о   кадастровой   стоимости
земельного  участка  взимается  не  государственная  пошлина, а плата,
которая   в  соответствии  со  ст.  24  Федерального  закона  N  28-ФЗ
зачисляется в федеральный бюджет.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
21 мая 2008 г.
N 03-05-06-02/51