ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ. Приказ. Министерство образования РФ (Минобразование России). 14.12.00 2

             ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА
                   ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

                                ПРИКАЗ

                     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

                          14 декабря 2000 г.
                                 N 2

                                (НЦПИ)


     Настоящее инструктивное  письмо  определяет  порядок  организации
деятельности  логопедического  пункта  как  структурного подразделения
государственного, муниципального общеобразовательного учреждения.
     Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении в
целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной
и   письменной   речи   (первичного   характера),   в   освоении   ими
общеобразовательных программ (особенно по родному языку).
     Основными задачами логопедического пункта являются:
     коррекция нарушений  в  развитии   устной   и   письменной   речи
обучающихся;
     своевременное предупреждение и преодоление трудностей в  освоении
обучающимися общеобразовательных программ;
     разъяснение специальных  знаний  по  логопедии  среди  педагогов,
родителей (законных представителей) обучающихся.
     Логопедический пункт создается в общеобразовательном  учреждении,
находящемся  в городской местности,  при наличии пяти-десяти классов I
ступени начального общего образования и трех-восьми классов I  ступени
начального   общего   образования  в  общеобразовательном  учреждении,
находящемся в сельской местности.
     В логопедический        пункт       зачисляются       обучающиеся
общеобразовательного учреждения, имеющие нарушения в развитии устной и
письменной  речи  на  родном  языке  (общее  недоразвитие  речи разной
степени  выраженности;  фонетико-фонематическое   недоразвитие   речи;
фонематическое недоразвитие речи;  заикание; недостатки произношения -
фонетический дефект; дефекты речи; обусловленные нарушением строения и
подвижности   органов   речевого   аппарата   (дизартрия,  ринолалия);
нарушения     чтения     и      письма,      обусловленные      общим,
фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи).
     В первую очередь в логопедический пункт зачисляются  обучающиеся,
имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи,  препятствующие
их успешному  освоению  общеобразовательных  программ  (дети  с  общим
фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи).
     Зачисление в  логопедический  пункт  осуществляется   на   основе
обследования речи обучающихся, которое проводится с 1 по 15 сентября и
с 15  по  30  мая.  Обследованные  обучающиеся,  имеющие  нарушения  в
развитии  устной  и письменной речи,  регистрируются по форме согласно
приложению 1.  Зачисление в логопедический пункт обучающихся из  числа
обследованных   и  зарегистрированных  производится  в  течение  всего
учебного года.
     Предельная наполняемость    логопедического   пункта   городского
общеобразовательного  учреждения  не  более  25   человек,   сельского
общеобразовательного учреждения - не более 20 человек.
     На каждого обучающегося,  зачисленного  в  логопедический  пункт,
учитель-логопед  заполняет  речевую карту по форме согласно приложению
2.
     Выпуск обучающихся   из  логопедического  пункта  производится  в
течение всего  учебного  года  после  устранения  у  них  нарушений  в
развитии устной и письменной речи.
     Занятия с обучающимися проводятся  как  индивидуально,  так  и  в
группе.   Основной   формой  являются  групповые  занятия.  Предельная
наполняемость  групп  устанавливается  в  зависимости   от   характера
нарушения   в   развитии  устной  и  письменной  речи  обучающегося  и
местонахождения общеобразовательного учреждения (приложение 3).
     Занятия с  обучающимися  в  логопедическом  пункте,  как правило,
проводятся   во   внеурочное   время   с    учетом    режима    работы
общеобразовательного учреждения.
     Коррекция произношения   у   обучающихся   первых    классов    с
фонетическими   дефектами,   не  влияющими  на  успеваемость,  в  виде
исключения,  может  осуществляться  во  время  уроков  (кроме   уроков
русского языка и математики).
     Периодичность групповых  и  индивидуальных  занятий  определяется
тяжестью нарушения речевого развития.
     Групповые занятия проводятся:
     с обучающимися,   имеющими  общее  недоразвитие  речи;  нарушения
чтения и письма,  обусловленные общим недоразвитием речи,  - не  менее
трех раз в неделю;
     с обучающимися,     имеющими     фонетико-фонематическое      или
фонематическое   недоразвитие   речи;   нарушения   чтения  и  письма,
обусловленные фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием
речи, - не менее двух-трех раз в неделю;
     с обучающимися,  имеющими  фонетический  дефект,   -   не   менее
одного-двух раз в неделю;
     с заикающимися обучающимися - не менее трех раз в неделю.
     Индивидуальные занятия  проводятся  не  менее трех раз в неделю с
обучающимися,  имеющими общее  недоразвитие  речи  второго  уровня  по
Р.Е.Левиной,   дефекты   речи,  обусловленные  нарушением  строения  и
подвижности органов речевого аппарата (дизартрия,  ринолалия). По мере
формирования  произносительных  навыков  у  этих обучающихся занятия с
ними проводятся в группе.  При этом занятия с указанными  обучающимися
не  могут  проводиться  в  одной  группе с заикающимися обучающимися и
обучающимися с недостатками произношения отдельных звуков.
     Продолжительность группового   занятия   составляет   40   минут,
продолжительность индивидуального занятия - 20 минут.
     Темы групповых  и индивидуальных занятий с обучающимися и учет их
посещаемости отражаются  в  журнале  факультативных  и  логопедических
занятий.
     В случае   необходимости   уточнения   диагноза   обучающиеся   с
нарушениями   речи  с  согласия  родителей  (законных  представителей)
направляются        учителем-логопедом        в        соответствующее
лечебно-профилактическое       учреждение       для       обследования
врачами-специалистами     (невропатологом,     детским     психиатром,
отоларингологом,       офтальмологом       и      др.)      или      в
психолого-медико-педагогическую комиссию.
     Ответственность за  обязательное посещение обучающимися занятий в
логопедическом пункте несут учитель-логопед,  классный руководитель  и
руководитель общеобразовательного учреждения.
     Учитель-логопед оказывает   консультативную    помощь    учителям
общеобразовательного  учреждения и родителям (законным представителям)
обучающихся в определении причин неуспеваемости и дает рекомендации по
их преодолению. Учитель-логопед несет ответственность за организацию и
своевременное выявление обучающихся с первичной речевой  патологией  и
за комплектование групп.
     Учительлогопед:
     а) проводит  занятия  с  обучающимися  по  исправлению  различных
нарушений устной и письменной  речи.  В  ходе  занятий  осуществляется
работа  по  предупреждению  и  преодолению  неуспеваемости  по родному
языку, обусловленной первичным речевым нарушением;
     б) осуществляет  взаимодействие  с учителями по вопросам освоения
обучающимися общеобразовательных программ (особенно по родному языку);
     в) поддерживает     связь    с    дошкольными    образовательными
учреждениями,  со   специальными   (коррекционными)   образовательными
учреждениями для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии,
логопедами    и    врачами-специалистами    детских    поликлиник    и
психолого-медико-педагогических комиссий;
     г) участвует     в      работе      методических      объединений
учителей-логопедов;
     д) представляет  руководителю   общеобразовательного   учреждения
ежегодный отчет о количестве обучающихся, имеющих нарушения в развитии
устной  и  письменной  речи,  в   общеобразовательном   учреждении   и
результатах обучения в логопедическом пункте по форме (приложение 4).
     Для логопедического   пункта   выделяется    кабинет    площадью,
отвечающей   санитарно-гигиеническим   нормам.   Логопедический  пункт
обеспечивается специальным оборудованием (приложение 5).

Заместитель министра образования
Российской Федерации
                                                         Е.Е. ЧЕПУРНЫХ
14 декабря 2000 г.
N 2


                                                          Приложение 1

                                    к приказу Министерства образования
                                                  Российской Федерации
                                               от 14 декабря 2000 года
                                                                   N 2

                         СПИСОК ОБУЧАЮЩИХСЯ,
        ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
   (заполняется учителем-логопедом после обследования обучающихся)

----------------------------------------------------------------------------------------
| N   | Фамилия, имя, |       | Дата         | Реальная      | Заключение | Примечания |
| п/п | обучающегося, | Класс | обследования | успеваемость  | учителя -  |            |
|     | дата рождения |       |              | по родному    | логопеда   |            |
|     |               |       |              | языку         |            |            |
|-----|---------------|-------|--------------|---------------|------------|------------|
|-----|---------------|-------|--------------|---------------|------------|------------|
|-----|---------------|-------|--------------|---------------|------------|------------|
|-----|---------------|-------|--------------|---------------|------------|------------|
----------------------------------------------------------------------------------------


                                                          Приложение 2

                                    к приказу Министерства образования
                                                  Российской Федерации
                                               от 14 декабря 2000 года
                                                                   N 2

                            РЕЧЕВАЯ КАРТА
          (заполняется на каждого обучающегося, зачисленного
                       в логопедический пункт)

     1. Фамилия, имя, возраст.
     2. Класс.
     3. Домашний адрес, телефон.
     4. Дата зачисления в логопедический пункт.
     5. Успеваемость по родному языку (к моменту обследования).
     6. Жалобы учителя или родителей (законных представителей).
     7. Заключение психиатра.
     8. Состояние слуха.
     9. Данные  о  ходе  развития  речи.  Анамнез  общего  и  речевого
развития.
     10. Состояние артикуляционного аппарата (строение и подвижность).
     11. Общая  характеристика  речи  (запись беседы,  самостоятельных
связных высказываний):
     а) словарный запас: словарь в пределах обихода, шире и пр.; какие
части речи преимущественно употребляет;  ошибки в  употреблении  слов:
замены по смыслу и акустическому сходству (привести примеры);
     б) грамматический строй:  типы употребляемых предложений, наличие
аграмматизмов (привести примеры);
     в) произношение  и  различение   звуков:   произношение   звуков;
отсутствие,  искажение, замена и смешение отдельных звуков; различение
оппозиционных звуков;  воспроизведение слов с различным звуко-слоговым
составом (привести примеры); темп и внятность речи.
     12. Уровень сформированности навыков анализа и синтеза  звукового
состава слова.
     13. Письмо:  наличие и характер специфических ошибок (смешение  и
замена  согласных  букв,  аграмматизмы  и  т.д.)  в письменных работах
обучающихся - диктантах,  изложениях,  сочинениях, выполняемых ими при
первичном   обследовании   и   на  занятиях  в  логопедическом  пункте
(письменные работы прилагаются к речевой карте).
     14. Чтение:   уровень  овладения  техникой  чтения  (побуквенное,
слоговое, словами); ошибки при чтении; понимание прочитанного.
     15. Проявление заикания:  а) предполагаемая причина; выраженность
заикания;  ситуации,  усугубляющие его проявление (ответы у доски); б)
сформированность     языковых    средств    (произношение,    словарь,
грамматический строй);  в) особенности  общего  и  речевого  поведения
(организованность,  общительность,  замкнутость,  импульсивность);  г)
адаптация к условиям общения.
     16. Краткая  характеристика ребенка по данным психолога и учителя
(организованность,    самостоятельность,    устойчивость     внимания,
работоспособность,  наблюдательность, отношение к имеющемуся нарушению
речи).
     17. Заключение учителя - логопеда.
     18. Результаты исправления речи (отмечаются  в  карте  к  моменту
отчисления обучающегося из логопедического пункта).


                                                          Приложение 3

                                    к приказу Министерства образования
                                                  Российской Федерации
                                               от 14 декабря 2000 года
                                                                   N 2

             ПРЕДЕЛЬНАЯ НАПОЛНЯЕМОСТЬ ГРУПП ОБУЧАЮЩИХСЯ,
                     ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ
                       УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

---------------------------------------------------------------------------
| Группы обучающихся          | Предельная наполняемость (чел.)           |
|                             |-------------------------------------------|
|                             | Общеобразовательное | Общеобразовательное |
|                             | учреждение,         | учреждение,         |
|                             | расположенное       | расположенное       |
|                             | в городе            | в сельской местности|
|-----------------------------|---------------------|---------------------|
| с общим недоразвитием речи  |                     |                     |
| (ОНР)                       |          до 4       |          до 3       |
|-----------------------------|---------------------|---------------------|
| c нерезко выраженным общим  |                     |                     |
| недоразвитием речи (НВОНР)  |          до 5       |          до 4       |
|-----------------------------|---------------------|---------------------|
| с фонетико-фонематическим   |                     |                     |
| недоразвитием речи (ФФН) и  |                     |                     |
| фонематическим              |                     |                     |
| недоразвитием речи (ФН)     |          до 6       |          до 5       |
|-----------------------------|---------------------|---------------------|
| с недостатками чтения и     |                     |                     |
| письма, обусловленным общим |                     |                     |
| недоразвитием реч           |          до 5       |          до4        |
|-----------------------------|---------------------|---------------------|
| с недостатками чтения и     |                     |                     |
| письма, обусловленными      |                     |                     |
| фонетико-фонематическим     |                     |                     |
| (фонематическим)            |                     |                     |
| недоразвитием речи          |          до 6       |          до 5       |
|-----------------------------|---------------------|---------------------|
| заикающиеся                 |          до 4       |          до 3       |
|-----------------------------|---------------------|---------------------|
| с недостатками произношения |                     |                     |
| отдельных звуков            |          до 7       |          до 6       |
---------------------------------------------------------------------------
---------------------
     Примечание: минимальная наполняемость группы - обучающихся.


                                                          Приложение 4

                                    к приказу Министерства образования
                                                  Российской Федерации
                                               от 14 декабря 2000 года
                                                                   N 2

          ОТЧЕТ О КОЛИЧЕСТВЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ
      В РАЗВИТИИ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ, В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
      УЧРЕЖДЕНИИ И РЕЗУЛЬТАТАХ ОБУЧЕНИЯ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ПУНКТЕ
                       ЗА---------  УЧЕБНЫЙ ГОД

----------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------


                                                          Приложение 5

                                    к приказу Министерства образования
                                                  Российской Федерации
                                               от 14 декабря 2000 года
                                                                   N 2

                  СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОГО ОБОРУДОВАНИЯ
                        ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА

----------------------------------------------------------------------
| 1.  | Настенное зеркало для логопедических занятий    |            |
|     | (50 х 100)                                      |   1 шт.    |
|-----|-------------------------------------------------|------------|
| 2.  | Зеркало для индивидуальной работы (9х12)        |   8 шт.    |
|-----|-------------------------------------------------|------------|
| 3.  | Логопедические зонды, шпатели                   |            |
|-----|-------------------------------------------------|------------|
| 4.  | Разрезная азбука (настенная)                    |   1 шт.    |
|-----|-------------------------------------------------|------------|
| 5.  | Кассы букв (индивидуальные)                     |   8 шт.    |
|-----|-------------------------------------------------|------------|
| 6.  | Учебно-методические пособия                     |            |
|-----|-------------------------------------------------|------------|
| 7.  | Настольные игры, игрушки, конструкторы          |            |
|-----|-------------------------------------------------|------------|
| 8.  | Умывальник                                      |   1 шт.    |
|-----|-------------------------------------------------|------------|
| 9.  | Классная доска                                  |   1 шт.    |
|-----|-------------------------------------------------|------------|
| 10. |  Шкафы для пособий                              |   2-3 шт.  |
|-----|-------------------------------------------------|------------|
| 11. |  Стол канцелярский                              |   1 шт.    |
|-----|-------------------------------------------------|------------|
| 12. |  Стулья                                         |   5 шт.    |
|-----|-------------------------------------------------|------------|
| 13. |  Комплект "парта - стул"                        |   8 шт.    |
|-----|-------------------------------------------------|------------|
| 14. |  Песочные часы                                  |   1 шт.    |
|-----|-------------------------------------------------|------------|
| 15. |  Секундомер                                     |   1 шт.    |
|-----|-------------------------------------------------|------------|
| 16. |  Метроном                                       |   1 шт.    |
|-----|-------------------------------------------------|------------|
| 17. |  Магнитофон                                     |   1 шт.    |
|-----|-------------------------------------------------|------------|
| 18. |  Проигрыватель                                  |   1 шт.    |
|-----|-------------------------------------------------|------------|
| 19. |  Набор пластинок                                |            |
|-----|-------------------------------------------------|------------|
| 20. |  Диапроектор (или фильмоскоп)                   |   1 шт.    |
|-----|-------------------------------------------------|------------|
| 21. |  Кодоскоп                                       |   1 шт.    |
|-----|-------------------------------------------------|------------|
| 22. |  Экран                                          |   1 шт.    |
|-----|-------------------------------------------------|------------|
| 23. |  Видеомагнитофон                                |   1 шт.    |
|-----|-------------------------------------------------|------------|
| 24. |  Компьютер                                      |   1 шт.    |
|-----|-------------------------------------------------|------------|
| 25. |  Дискеты                                        |            |
----------------------------------------------------------------------