ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 14 декабря 2000 г. N 2 (НЦПИ) Настоящее инструктивное письмо определяет порядок организации деятельности логопедического пункта как структурного подразделения государственного, муниципального общеобразовательного учреждения. Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ (особенно по родному языку). Основными задачами логопедического пункта являются: коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся; своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ; разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся. Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении, находящемся в городской местности, при наличии пяти-десяти классов I ступени начального общего образования и трех-восьми классов I ступени начального общего образования в общеобразовательном учреждении, находящемся в сельской местности. В логопедический пункт зачисляются обучающиеся общеобразовательного учреждения, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке (общее недоразвитие речи разной степени выраженности; фонетико-фонематическое недоразвитие речи; фонематическое недоразвитие речи; заикание; недостатки произношения - фонетический дефект; дефекты речи; обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия); нарушения чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи). В первую очередь в логопедический пункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ (дети с общим фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи). Зачисление в логопедический пункт осуществляется на основе обследования речи обучающихся, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Обследованные обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, регистрируются по форме согласно приложению 1. Зачисление в логопедический пункт обучающихся из числа обследованных и зарегистрированных производится в течение всего учебного года. Предельная наполняемость логопедического пункта городского общеобразовательного учреждения не более 25 человек, сельского общеобразовательного учреждения - не более 20 человек. На каждого обучающегося, зачисленного в логопедический пункт, учитель-логопед заполняет речевую карту по форме согласно приложению 2. Выпуск обучающихся из логопедического пункта производится в течение всего учебного года после устранения у них нарушений в развитии устной и письменной речи. Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной формой являются групповые занятия. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи обучающегося и местонахождения общеобразовательного учреждения (приложение 3). Занятия с обучающимися в логопедическом пункте, как правило, проводятся во внеурочное время с учетом режима работы общеобразовательного учреждения. Коррекция произношения у обучающихся первых классов с фонетическими дефектами, не влияющими на успеваемость, в виде исключения, может осуществляться во время уроков (кроме уроков русского языка и математики). Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Групповые занятия проводятся: с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи, - не менее трех раз в неделю; с обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое или фонематическое недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи, - не менее двух-трех раз в неделю; с обучающимися, имеющими фонетический дефект, - не менее одного-двух раз в неделю; с заикающимися обучающимися - не менее трех раз в неделю. Индивидуальные занятия проводятся не менее трех раз в неделю с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи второго уровня по Р.Е.Левиной, дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия). По мере формирования произносительных навыков у этих обучающихся занятия с ними проводятся в группе. При этом занятия с указанными обучающимися не могут проводиться в одной группе с заикающимися обучающимися и обучающимися с недостатками произношения отдельных звуков. Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, продолжительность индивидуального занятия - 20 минут. Темы групповых и индивидуальных занятий с обучающимися и учет их посещаемости отражаются в журнале факультативных и логопедических занятий. В случае необходимости уточнения диагноза обучающиеся с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в психолого-медико-педагогическую комиссию. Ответственность за обязательное посещение обучающимися занятий в логопедическом пункте несут учитель-логопед, классный руководитель и руководитель общеобразовательного учреждения. Учитель-логопед оказывает консультативную помощь учителям общеобразовательного учреждения и родителям (законным представителям) обучающихся в определении причин неуспеваемости и дает рекомендации по их преодолению. Учитель-логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявление обучающихся с первичной речевой патологией и за комплектование групп. Учительлогопед: а) проводит занятия с обучающимися по исправлению различных нарушений устной и письменной речи. В ходе занятий осуществляется работа по предупреждению и преодолению неуспеваемости по родному языку, обусловленной первичным речевым нарушением; б) осуществляет взаимодействие с учителями по вопросам освоения обучающимися общеобразовательных программ (особенно по родному языку); в) поддерживает связь с дошкольными образовательными учреждениями, со специальными (коррекционными) образовательными учреждениями для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, логопедами и врачами-специалистами детских поликлиник и психолого-медико-педагогических комиссий; г) участвует в работе методических объединений учителей-логопедов; д) представляет руководителю общеобразовательного учреждения ежегодный отчет о количестве обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, в общеобразовательном учреждении и результатах обучения в логопедическом пункте по форме (приложение 4). Для логопедического пункта выделяется кабинет площадью, отвечающей санитарно-гигиеническим нормам. Логопедический пункт обеспечивается специальным оборудованием (приложение 5). Заместитель министра образования Российской Федерации Е.Е. ЧЕПУРНЫХ 14 декабря 2000 г. N 2 Приложение 1 к приказу Министерства образования Российской Федерации от 14 декабря 2000 года N 2 СПИСОК ОБУЧАЮЩИХСЯ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ (заполняется учителем-логопедом после обследования обучающихся) ---------------------------------------------------------------------------------------- | N | Фамилия, имя, | | Дата | Реальная | Заключение | Примечания | | п/п | обучающегося, | Класс | обследования | успеваемость | учителя - | | | | дата рождения | | | по родному | логопеда | | | | | | | языку | | | |-----|---------------|-------|--------------|---------------|------------|------------| |-----|---------------|-------|--------------|---------------|------------|------------| |-----|---------------|-------|--------------|---------------|------------|------------| |-----|---------------|-------|--------------|---------------|------------|------------| ---------------------------------------------------------------------------------------- Приложение 2 к приказу Министерства образования Российской Федерации от 14 декабря 2000 года N 2 РЕЧЕВАЯ КАРТА (заполняется на каждого обучающегося, зачисленного в логопедический пункт) 1. Фамилия, имя, возраст. 2. Класс. 3. Домашний адрес, телефон. 4. Дата зачисления в логопедический пункт. 5. Успеваемость по родному языку (к моменту обследования). 6. Жалобы учителя или родителей (законных представителей). 7. Заключение психиатра. 8. Состояние слуха. 9. Данные о ходе развития речи. Анамнез общего и речевого развития. 10. Состояние артикуляционного аппарата (строение и подвижность). 11. Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельных связных высказываний): а) словарный запас: словарь в пределах обихода, шире и пр.; какие части речи преимущественно употребляет; ошибки в употреблении слов: замены по смыслу и акустическому сходству (привести примеры); б) грамматический строй: типы употребляемых предложений, наличие аграмматизмов (привести примеры); в) произношение и различение звуков: произношение звуков; отсутствие, искажение, замена и смешение отдельных звуков; различение оппозиционных звуков; воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом (привести примеры); темп и внятность речи. 12. Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова. 13. Письмо: наличие и характер специфических ошибок (смешение и замена согласных букв, аграмматизмы и т.д.) в письменных работах обучающихся - диктантах, изложениях, сочинениях, выполняемых ими при первичном обследовании и на занятиях в логопедическом пункте (письменные работы прилагаются к речевой карте). 14. Чтение: уровень овладения техникой чтения (побуквенное, слоговое, словами); ошибки при чтении; понимание прочитанного. 15. Проявление заикания: а) предполагаемая причина; выраженность заикания; ситуации, усугубляющие его проявление (ответы у доски); б) сформированность языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй); в) особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность); г) адаптация к условиям общения. 16. Краткая характеристика ребенка по данным психолога и учителя (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к имеющемуся нарушению речи). 17. Заключение учителя - логопеда. 18. Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту отчисления обучающегося из логопедического пункта). Приложение 3 к приказу Министерства образования Российской Федерации от 14 декабря 2000 года N 2 ПРЕДЕЛЬНАЯ НАПОЛНЯЕМОСТЬ ГРУПП ОБУЧАЮЩИХСЯ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ --------------------------------------------------------------------------- | Группы обучающихся | Предельная наполняемость (чел.) | | |-------------------------------------------| | | Общеобразовательное | Общеобразовательное | | | учреждение, | учреждение, | | | расположенное | расположенное | | | в городе | в сельской местности| |-----------------------------|---------------------|---------------------| | с общим недоразвитием речи | | | | (ОНР) | до 4 | до 3 | |-----------------------------|---------------------|---------------------| | c нерезко выраженным общим | | | | недоразвитием речи (НВОНР) | до 5 | до 4 | |-----------------------------|---------------------|---------------------| | с фонетико-фонематическим | | | | недоразвитием речи (ФФН) и | | | | фонематическим | | | | недоразвитием речи (ФН) | до 6 | до 5 | |-----------------------------|---------------------|---------------------| | с недостатками чтения и | | | | письма, обусловленным общим | | | | недоразвитием реч | до 5 | до4 | |-----------------------------|---------------------|---------------------| | с недостатками чтения и | | | | письма, обусловленными | | | | фонетико-фонематическим | | | | (фонематическим) | | | | недоразвитием речи | до 6 | до 5 | |-----------------------------|---------------------|---------------------| | заикающиеся | до 4 | до 3 | |-----------------------------|---------------------|---------------------| | с недостатками произношения | | | | отдельных звуков | до 7 | до 6 | --------------------------------------------------------------------------- --------------------- Примечание: минимальная наполняемость группы - обучающихся. Приложение 4 к приказу Министерства образования Российской Федерации от 14 декабря 2000 года N 2 ОТЧЕТ О КОЛИЧЕСТВЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ, В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ И РЕЗУЛЬТАТАХ ОБУЧЕНИЯ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ПУНКТЕ ЗА--------- УЧЕБНЫЙ ГОД ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- Приложение 5 к приказу Министерства образования Российской Федерации от 14 декабря 2000 года N 2 СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОГО ОБОРУДОВАНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА ---------------------------------------------------------------------- | 1. | Настенное зеркало для логопедических занятий | | | | (50 х 100) | 1 шт. | |-----|-------------------------------------------------|------------| | 2. | Зеркало для индивидуальной работы (9х12) | 8 шт. | |-----|-------------------------------------------------|------------| | 3. | Логопедические зонды, шпатели | | |-----|-------------------------------------------------|------------| | 4. | Разрезная азбука (настенная) | 1 шт. | |-----|-------------------------------------------------|------------| | 5. | Кассы букв (индивидуальные) | 8 шт. | |-----|-------------------------------------------------|------------| | 6. | Учебно-методические пособия | | |-----|-------------------------------------------------|------------| | 7. | Настольные игры, игрушки, конструкторы | | |-----|-------------------------------------------------|------------| | 8. | Умывальник | 1 шт. | |-----|-------------------------------------------------|------------| | 9. | Классная доска | 1 шт. | |-----|-------------------------------------------------|------------| | 10. | Шкафы для пособий | 2-3 шт. | |-----|-------------------------------------------------|------------| | 11. | Стол канцелярский | 1 шт. | |-----|-------------------------------------------------|------------| | 12. | Стулья | 5 шт. | |-----|-------------------------------------------------|------------| | 13. | Комплект "парта - стул" | 8 шт. | |-----|-------------------------------------------------|------------| | 14. | Песочные часы | 1 шт. | |-----|-------------------------------------------------|------------| | 15. | Секундомер | 1 шт. | |-----|-------------------------------------------------|------------| | 16. | Метроном | 1 шт. | |-----|-------------------------------------------------|------------| | 17. | Магнитофон | 1 шт. | |-----|-------------------------------------------------|------------| | 18. | Проигрыватель | 1 шт. | |-----|-------------------------------------------------|------------| | 19. | Набор пластинок | | |-----|-------------------------------------------------|------------| | 20. | Диапроектор (или фильмоскоп) | 1 шт. | |-----|-------------------------------------------------|------------| | 21. | Кодоскоп | 1 шт. | |-----|-------------------------------------------------|------------| | 22. | Экран | 1 шт. | |-----|-------------------------------------------------|------------| | 23. | Видеомагнитофон | 1 шт. | |-----|-------------------------------------------------|------------| | 24. | Компьютер | 1 шт. | |-----|-------------------------------------------------|------------| | 25. | Дискеты | | ---------------------------------------------------------------------- |