ОРГАНИЗАЦИЯ - РЕЗИДЕНТ РФ ПРИОБРЕЛА НА ТЕРРИТОРИИ УКРАИНЫ НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И ПЕРЕДАЛА ЕГО В ДОВЕРИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РЕЗИДЕНТУ УКРАИНЫ. ДОЛЖНА ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ УПЛАЧИВАТЬ НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ, ЕСЛИ НА ТЕРРИТОРИИ УКРАИНЫ НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО НЕ ВВЕДЕН? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 23 сентября 2008 г. N 03-05-05-01/58 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о налогообложении приобретенного в собственность недвижимого имущества, находящегося за пределами территории Российской Федерации, переданного в доверительное управление резиденту Украины, и сообщает. Согласно ст. 373 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налогоплательщиками налога признаются, в частности, российские организации. Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. 378 Налогового кодекса (ст. 374 Налогового кодекса). При формировании учетной политики и отражении в бухгалтерском учете имущества, учитываемого на балансе организации в качестве объектов основных средств, необходимо исходить из допущения имущественной обособленности, предусмотренного ст. 8 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", согласно которой организация обязана обеспечить бухгалтерский учет принадлежащего ей на праве собственности имущества. Таким образом, если на территории иностранного государства российской организацией приобретено в собственность недвижимое имущество, то такое имущество в соответствии с Налоговым кодексом признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций, если иное не предусмотрено международными соглашениями об избежании двойного налогообложения, заключенными между Российской Федерацией и иностранным государством. Кроме того ст. 386.1 Налогового кодекса установлено, что фактически уплаченные российской организацией за пределами территории Российской Федерации в соответствии с законодательством другого государства суммы налога на имущество в отношении имущества, принадлежащего российской организации и расположенного на территории этого государства, засчитываются при уплате налога в Российской Федерации в отношении указанного имущества. При этом размер засчитываемых сумм налога, выплаченных за пределами территории Российской Федерации, не может превышать размер суммы налога, подлежащего уплате этой организацией в Российской Федерации в отношении этого имущества. Для зачета налога российская организация должна представить в налоговые органы заявление на зачет налога и документ об уплате налога за пределами территории Российской Федерации, подтвержденный налоговым органом соответствующего иностранного государства. Указанные выше документы подаются российской организацией в налоговый орган по месту нахождения российской организации вместе с налоговой декларацией за налоговый период, в котором был уплачен налог за пределами территории Российской Федерации. Статьей 378 Налогового кодекса установлены особенности налогообложения имущества, переданного в доверительное управление, согласно которым имущество, переданное в доверительное управление, а также имущество, приобретенное в рамках договора доверительного управления, подлежит налогообложению (за исключением имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд) у учредителя доверительного управления. Учитывая изложенное, находящееся на территории иностранного государства недвижимое имущество, собственником которого является российская организация, переданное в доверительное управление резиденту иностранного государства, подлежит налогообложению на территории Российской Федерации с учетом ст. 386.1 Налогового кодекса и названных выше международных договоров. Пунктом 1 ст. 21 Соглашения от 08.02.1995 между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины "Об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращения уклонений от уплаты налогов" (далее - Соглашение) предусмотрено, что недвижимое имущество, о котором говорится в ст. 6 Соглашения, являющееся собственностью резидента Договаривающего государства и расположенное в другом Договаривающемся Государстве, может облагаться налогом в этом другом государстве. Также п. п. 2 - 3 ст. 21 Соглашения установлены особенности налогообложения другого имущества, в том числе относящегося к движимому имуществу. Указанное Соглашение распространяется на любые идентичные или по существу аналогичные налоги, которые будут взиматься одним из Договаривающихся Государств после даты подписания настоящего Соглашения в дополнение или вместо существующих налогов (п. 4 ст. 2 Соглашения). На дату подписания Соглашения налог на имущество организаций (налог на недвижимость) на территории Украины не введен. Следовательно, являющаяся резидентом Российской Федерации организация в отношении приобретенного в собственность на территории Украины недвижимого имущества, переданного в доверительное управление резиденту Украины, обязана была уплачивать налог в порядке, предусмотренном ст. ст. 374 и 378 Налогового кодекса. В случае если на территории Украины налог на имущество организаций (налог на недвижимость) в настоящее время установлен, то устранение двойного налогообложения по недвижимому имуществу, приобретенному на территории Украины, производится в порядке, установленном ст. ст. 21 и 22 Соглашения, а также в части, не противоречащей данному Соглашению, - в порядке, установленном ст. 386.1 Налогового кодекса. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 23 сентября 2008 г. N 03-05-05-01/58 |