О ПРИЗНАНИИ БЕЗНАДЕЖНЫМ ДОЛГОМ, УЧИТЫВАЕМЫМ В РАСХОДАХ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ, РАЗНИЦЫ МЕЖДУ СУММОЙ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, ПОЛУЧЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЕЙ В СВЯЗИ С ЛИКВИДАЦИЕЙ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, И СУММОЙ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, НАХОДИВШИХСЯ НА РАСЧЕ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 04.09.08 03-03-06/1/505

        О ПРИЗНАНИИ БЕЗНАДЕЖНЫМ ДОЛГОМ, УЧИТЫВАЕМЫМ В РАСХОДАХ
        ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ, РАЗНИЦЫ МЕЖДУ
          СУММОЙ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, ПОЛУЧЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЕЙ В
         СВЯЗИ С ЛИКВИДАЦИЕЙ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, И СУММОЙ
          ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, НАХОДИВШИХСЯ НА РАСЧЕТНОМ СЧЕТЕ
           В ТАКОЙ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, А ТАКЖЕ О МОМЕНТЕ
          ВКЛЮЧЕНИЯ В РАСХОДЫ УКАЗАННОГО БЕЗНАДЕЖНОГО ДОЛГА

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          4 сентября 2008 г.
                           N 03-03-06/1/505

                             (НАБ 08-18)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной  политики  <...> по
вопросу  учета безнадежного долга в расходах для целей налогообложения
прибыли организаций сообщает следующее.
     Денежные  средства  организации  находятся  на  расчетном счете в
кредитной  организации, учредители (участники) которой приняли решение
о ее ликвидации.
     Согласно  п.  1  ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации
(далее  -  ГК РФ) ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в
которых  публикуются данные о государственной регистрации юридического
лица,  публикацию  о  его  ликвидации  и  о  порядке и сроке заявления
требований его кредиторами.
     Пунктом  5  ст.  64  ГК РФ установлено, что требования кредитора,
заявленные   после   истечения  срока,  установленного  ликвидационной
комиссией   для   их   предъявления,   удовлетворяются   из  имущества
ликвидируемого  юридического  лица,  оставшегося  после удовлетворения
требований кредиторов, заявленных в срок.
     Подпунктом 2 п. 2 ст. 265 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее   -   НК   РФ)  установлено,  что  в  целях  гл.  25  НК  РФ  к
внереализационным  расходам приравниваются суммы безнадежных долгов, а
в  случае  если  налогоплательщик принял решение о создании резерва по
сомнительным  долгам,  суммы  безнадежных  долгов, не покрытые за счет
средств резерва.
     В  соответствии  с  п.  2  ст.  266  НК  РФ  безнадежными долгами
(долгами,   нереальными   ко  взысканию)  признаются  те  долги  перед
налогоплательщиком,   по  которым  истек  установленный  срок  исковой
давности,  а  также  те долги, по которым в соответствии с гражданским
законодательством  обязательство  прекращено  вследствие невозможности
его   исполнения,   на  основании  акта  государственного  органа  или
ликвидации организации.
     Таким  образом, разница между суммой денежных средств, полученной
организацией  в  связи  с  ликвидацией кредитной организации, и суммой
денежных  средств,  находившейся  на расчетном счете в такой кредитной
организации,   по   нашему   мнению,  признается  безнадежным  долгом,
учитываемым в расходах для целей налогообложения прибыли организаций.
     В  соответствии  с п. 8 ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица
считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование
после   внесения  об  этом  записи  в  Единый  государственный  реестр
юридических лиц.
     Следовательно,  вышеуказанный безнадежный долг может быть учтен в
расходах  для целей налогообложения прибыли организаций после внесения
записи  в  Единый  государственный реестр юридических лиц о завершении
ликвидации кредитной организации и прекращении ее существования.
     Одновременно  сообщаем,  что  настоящее  письмо  Департамента  не
содержит  правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные
предписания,  и не является нормативным правовым актом. В соответствии
с  Письмом  Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое
мнение  Департамента  имеет  информационно-разъяснительный характер по
вопросам  применения законодательства Российской Федерации о налогах и
сборах  и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о
налогах  и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в
настоящем письме.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                            Н.А.КОМОВА
4 сентября 2008 г.
N 03-03-06/1/505