О КОМПЛЕКСНОЙ ЦЕЛЕВОЙ СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПРОГРАММЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ ЗА РУБЕЖОМ НА 2009-2011 ГОДЫ. Постановление. Правительство Москвы. 30.09.08 882-ПП

Оглавление


Страницы: 1  2  



            О КОМПЛЕКСНОЙ ЦЕЛЕВОЙ СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПРОГРАММЕ
          ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ
            СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ ЗА РУБЕЖОМ НА 2009-2011 ГОДЫ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                         ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

                         30 сентября 2008 г.
                               N 882-ПП

                                (ПРМ)


     В  соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 10 апреля
2008  г.  N  720-РП  "Об  утверждении  Концепции  Комплексной  целевой
среднесрочной   программы  осуществления  государственной  политики  в
отношении  соотечественников  за  рубежом  на 2009-2011 годы", в целях
дальнейшей    реализации    долгосрочной    стратегии   по   поддержке
соотечественников за рубежом Правительство Москвы постановляет:
     1. Утвердить   Комплексную   целевую   среднесрочную    программу
осуществления  государственной  политики в отношении соотечественников
за рубежом на 2009 - 2011 годы (далее - Программа) согласно приложению
1.
     2.   Возложить  функции  государственного  заказчика-координатора
Программы  на  Департамент  внешнеэкономических и международных связей
города Москвы.
     3.    Утвердить    Департамент    образования    города    Москвы
государственным заказчиком Программы.
     4.  Персональным  руководителем  Программы назначить руководителя
Департамента  внешнеэкономических и международных связей города Москвы
Мурадова Г.Л.
     5.  Установить,  что  финансирование  расходов в рамках Программы
осуществляется  в  формах, предусмотренных бюджетным законодательством
Российской Федерации, в том числе в виде субсидий, при условии выпуска
нормативного  правового  акта,  определяющего  порядок  предоставления
субсидий  из  бюджета  города  Москвы  в  сфере  внешнеэкономических и
международных  связей,  оформленного  в  соответствии с постановлением
Правительства  Москвы  от  13 мая 2008 г. N 385-ПП "О предоставлении в
2008 году субсидий из бюджета города Москвы".
     6.  Департаменту экономической политики и развития города Москвы,
Департаменту  финансов  города Москвы при формировании бюджетов города
Москвы  на  2009-2011  годы  включать  Программу  в перечень городских
целевых  программ,  подлежащих  финансированию за счет средств бюджета
города Москвы, уточняя объемы ассигнований на ее реализацию.
     7.  Государственному  заказчику-координатору  и  государственному
заказчику  Программы  осуществлять  финансирование расходов в пределах
ассигнований, предусмотренных на выполнение Программы в бюджете города
Москвы на соответствующий финансовый год.
     8. Департаменту внешнеэкономических и международных связей города
Москвы как государственному заказчику-координатору Программы:
     8.1. Осуществлять координацию деятельности органов исполнительной
власти  города  Москвы, общественных объединений города, участвующих в
реализации Программы.
     8.2.   Ежегодно   разрабатывать   сводные  планы  мероприятий  по
реализации  Программы  с  указанием  ответственных исполнителей и до 1
ноября    года,    предшествующего   планируемому,   представлять   на
согласование  в Департамент финансов города Москвы для их последующего
утверждения Правительством Москвы.
     8.3. Представлять на согласование в Москонтроль до 1 ноября года,
предшествующего  планируемому,  сводный план мероприятий по реализации
Программы  с  экономическими  обоснованиями объемов бюджетных средств,
необходимых   для   их  реализации,  с  указанием  порядка  размещения
государственного  заказа  при проведении конкурса. В случае размещения
государственного заказа со ссылкой на статью 55 Федерального закона от
21  июля  2005  г.  N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров,
выполнение  работ,  оказание услуг для государственных и муниципальных
нужд" указывать причину размещения заказа у единственного поставщика.
     8.4.  В  установленном  постановлением Правительства Москвы от 14
марта   2006   г.  N  180-ПП  "О  порядке  ведения  Реестра  расходных
обязательств  города  Москвы"  порядке  представлять объемы средств на
реализацию  мероприятий  Программы для включения их в Реестр расходных
обязательств  города Москвы, принимаемых к обеспечению за счет средств
бюджета   города   Москвы,   согласно   приложению   2   к  настоящему
постановлению.
     8.5. Ежегодно до 1 марта представлять в Департамент экономической
политики  и  развития  города  Москвы  сводный отчет о ходе выполнения
программных мероприятий за отчетный год и до 15 ноября - сводный отчет
за 9 месяцев текущего года и об ожидаемом выполнении за год.
     8.6.   В  период  действия  Программы  ежегодно  до  15  сентября
представлять  в Департамент физической культуры и спорта города Москвы
заявки   на  включение  физкультурных  и  спортивных  мероприятий  для
молодежи  из  числа российских соотечественников зарубежья в календарь
физкультурно-спортивных  мероприятий  города  Москвы в соответствующем
году.
     9.  Департаменту  образования  города Москвы как государственному
заказчику Программы:
     9.1. Ежегодно разрабатывать план мероприятий по реализации пункта
4.2  Программы  с  указанием ответственных исполнителей и до 1 октября
года,  предшествующего  планируемому,  представлять  на согласование в
Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы.
     9.2.   Ежегодно   до   1   февраля   представлять  в  Департамент
внешнеэкономических  и международных связей города Москвы отчет о ходе
выполнения  мероприятий  пункта  4.2 Программы за отчетный год и до 15
октября  -  отчет за 9 месяцев текущего года и об ожидаемом выполнении
за год.
     9.3.    Представлять    в   Департамент   внешнеэкономических   и
международных  связей города Москвы до 1 октября года, предшествующего
планируемому,  план  мероприятий  по реализации пункта 4.2 Программы с
экономическими  обоснованиями  объемов  бюджетных средств, необходимых
для  их  реализации,  с  указанием порядка размещения государственного
заказа  при  проведении конкурса. В случае размещения государственного
заказа  со ссылкой на статью 55 Федерального закона от 21 июля 2005 г.
N  94-ФЗ  "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ,
оказание  услуг  для  государственных  и муниципальных нужд" указывать
причину размещения заказа у единственного поставщика.
     10.   Департаментам,   комитетам,   префектурам  административных
округов  города  Москвы организовать работу по реализации мероприятий,
предусмотренных Программой.
     11. Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой информации
города  Москвы оказывать содействие исполнителям Программы в освещении
мероприятий Программы в средствах массовой информации.
     12. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на
первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И.

И.о. Мэра Москвы
                                                            В.И. Ресин
30 сентября 2008 г.
N 882-ПП


                                                          Приложение 1

                                  к постановлению Правительства Москвы
                                              от 30 сентября 2008 года
                                                              N 882-ПП

             КОМПЛЕКСНАЯ ЦЕЛЕВАЯ СРЕДНЕСРОЧНАЯ ПРОГРАММА
                ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
               В ОТНОШЕНИИ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ ЗА РУБЕЖОМ
                          НА 2009-2011 ГОДЫ

                               Паспорт
             Комплексной целевой среднесрочной программы
          осуществления государственной политики в отношении
            соотечественников за рубежом на 2009-2011 годы

-----------------------------------------------------------------------------
| Наименование      | Комплексная целевая среднесрочная программа           |
| Программы         | осуществления государственной политики в отношении    |
|                   | соотечественников за рубежом на 2009-2011 годы        |
|-------------------|-------------------------------------------------------|
| Основание для     | Распоряжение Правительства Москвы от 10 апреля        |
| разработки        | 2008 г. N 720-РП "Об утверждении Концепции            |
| Программы         | Комплексной целевой среднесрочной программы           |
|                   | осуществления государственной политики в отношении    |
|                   | соотечественников за рубежом на 2009-2011 годы"       |
|-------------------|-------------------------------------------------------|
| Государственный   | Департамент внешнеэкономических и международных       |
| заказчик-         | связей города Москвы.                                 |
| координатор       | Персональный руководитель Программы - руководитель    |
| Программы         | Департамента внешнеэкономических и международных      |
|                   | связей города Москвы Мурадов Г.Л.                     |
|-------------------|-------------------------------------------------------|
| Разработчики      | Творческий коллектив под руководством профессора      |
| Программы         | Б.А. Шмелева                                          |
|-------------------|-------------------------------------------------------|
| Государственный   | Департамент внешнеэкономических и международных       |
| заказчик          | связей города Москвы;                                 |
|                   | Департамент образования города Москвы                 |
|-------------------|-------------------------------------------------------|
| Основные          | Департамент внешнеэкономических и международных       |
| исполнители       | связей города Москвы;                                 |
| Программы         | Департамент образования города Москвы;                |
|                   | Департамент экономической политики и развития города  |
|                   | Москвы <*>;                                           |
|                   | Департамент здравоохранения города Москвы <*>;        |
|                   | Департамент поддержки и развития малого               |
|                   | предпринимательства города Москвы <*>;                |
|                   | Департамент социальной защиты населения города        |
|                   | Москвы <*>;                                           |
|                   | Департамент физической культуры и спорта города       |
|                   | Москвы <*>;                                           |
|                   | Департамент культуры города Москвы <*>;               |
|                   | Департамент семейной и молодежной политики города     |
|                   | Москвы <*>;                                           |
|                   | префектуры административных округов города            |
|                   | Москвы <*>;                                           |
|                   | организации, выбираемые на открытых конкурсах         |
|                   | ---------------------------------                     |
|                   | <*> Организационное обеспечение.                      |
|-------------------|-------------------------------------------------------|
| Сроки и этапы     | 2009-2011 годы.                                       |
| реализации        | 1 этап - 2009 год;                                    |
| Программы         | 2 этап - 2010 год;                                    |
|                   | 3 этап - 2011 год                                     |
|-------------------|-------------------------------------------------------|
| Цель              | Оказание поддержки и помощи соотечественникам,        |
| Программы         | содействия расширению возможностей российской         |
|                   | диаспоры и ее трансформации в сообщество, основанное  |
|                   | на единстве духовных и культурных ценностей           |
|-------------------|-------------------------------------------------------|
| Основные          | 1. Обеспечение реализации государственной политики    |
| задачи            | Российской Федерации, совершенствование ранее         |
| Программы         | созданной городом Москвой системы мероприятий,        |
|                   | стимулирующих объединительные процессы в российской   |
|                   | диаспоре и способствующих дальнейшему утверждению     |
|                   | роли Москвы как  политического, культурного и         |
|                   | интеллектуального центра России в развитии            |
|                   | культурных, деловых, научных и других связей          |
|                   | соотечественников с исторической Родиной.             |
|                   | 2. Содействие организациям и объединениям             |
|                   | соотечественников в самоорганизации диаспоры          |
|                   | (консолидация "Русского мира").                       |
|                   | 3. Активизация усилий по совершенствованию и развитию |
|                   | образования на русском языке, утверждению высокой     |
|                   | роли русского языка в мировой культуре.               |
|                   | 4. Установление и налаживание связей хозяйствующих    |
|                   | субъектов города Москвы с деловыми кругами            |
|                   | российского зарубежья.                                |
|                   | 5. Создание разветвленной информационной сети,        |
|                   | способной обеспечить целостное представление о        |
|                   | состоянии и развитии "Русского мира", прогнозирование |
|                   | социально-политических и культурных процессов,        |
|                   | происходящих в российском зарубежье. Формирование     |
|                   | образа столицы как главного культурного и             |
|                   | экономического центра "Русского мира". Информационная |
|                   | поддержка.                                            |
|                   | 6. Привлечение потенциала российских                  |
|                   | соотечественников, проживающих за рубежом, к          |
|                   | реализации задач по удовлетворению потребностей и     |
|                   | развитию города Москвы                                |
|-------------------|-------------------------------------------------------|
| Основные          | Мероприятия Программы сгруппированы в восемь основных |
| мероприятия       | направлений:                                          |
| Программы         | - правовая защита соотечественников;                  |
|                   | - поддержка общественных организаций и объединений    |
|                   | российской диаспоры;                                  |
|                   | - оказание помощи соотечественникам в области         |
|                   | медицины;                                             |
|                   | - поддержка русского языка, культуры и образования;   |
|                   | - "От поддержки - к сотрудничеству";                  |
|                   | - информационное сотрудничество с российской          |
|                   | диаспорой;                                            |
|                   | - поддержка социально незащищенных слоев российских   |
|                   | соотечественников;                                    |
|                   | - аналитическое и экспертное обеспечение Программы    |
|-------------------|-------------------------------------------------------|
| Финансовое        | Общий объем финансирования <*> Программы из бюджета   |
| обеспечение       | города Москвы, которое осуществляется либо в          |
| Программы         | соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005      |
|                   | N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров,    |
|                   | выполнение работ, оказание услуг для государственных  |
|                   | и муниципальных нужд", либо в форме субсидий (при     |
|                   | условии выпуска нормативного правового акта,          |
|                   | определяющего порядок предоставления субсидий из      |
|                   | бюджета города Москвы в сфере внешнеэкономических и   |
|                   | международных связей, оформленного в соответствии с   |
|                   | постановлением Правительства Москвы от 13.05.2008     |
|                   | N 385-ПП "О предоставлении в 2008 году субсидий из    |
|                   | бюджета города Москвы"): 1050900 тыс. руб.,           |
|                   | в том числе:                                          |
|                   | - 1029900 тыс. руб. (код бюджетной классификации -    |
|                   | 0108 804 5222900);                                    |
|                   | - 21000 тыс. руб. (код бюджетной классификации - 0709 |
|                   | 075 5222904).                                         |
|                   | Финансирование Программы по годам реализации:         |
|---------------------------------------------------------------------------|
|               ---------------------------------------------------------   |
|               |                     |2009 г.|2010 г.|2011 г. |Всего   |   |
|               |---------------------|---------------------------------|   |
|               | По источникам       |тыс. руб.                        |   |
|               | финансирования      |                                 |   |
|               |---------------------|---------------------------------|   |
|               | Бюджет города       | 325400| 354500|  371000| 1050900|   |
|               | Москвы, в том       |       |       |        |        |   |
|               | числе по отдельным  |       |       |        |        |   |
|               | разделам и статьям  |       |       |        |        |   |
|               | расходов (по кодам  |       |       |        |        |   |
|               | бюджетной           |       |       |        |        |   |
|               | классификации):     |       |       |        |        |   |
|               |---------------------|-------|-------|--------|--------|   |
|               | 1. Правовая защита  |   4940|   5300|    5610|   15850|   |
|               | соотечественников   |       |       |        |        |   |
|               | (0108 804 5222901)  |       |       |        |        |   |
|               |---------------------|-------|-------|--------|--------|   |
|               | 2. Поддержка        |  56520|  60610|   64110|  181240|   |
|               | общественных        |       |       |        |        |   |
|               | организаций и       |       |       |        |        |   |
|               | объединений         |       |       |        |        |   |
|               | российской          |       |       |        |        |   |
|               | диаспоры            |       |       |        |        |   |
|               | (0108 804 5222902)  |       |       |        |        |   |
|               |---------------------|-------|-------|--------|--------|   |
|               | 3. Оказание помощи  |  36230|  38870|   41110|  116210|   |
|               | соотечественникам   |       |       |        |        |   |
|               | в области медицины  |       |       |        |        |   |
|               | (0108 804 5222903)  |       |       |        |        |   |
|               |---------------------|-------|-------|--------|--------|   |
|               | 4. Поддержка        | 179340| 197860|  205200|  582400|   |
|               | русского языка,     |       |       |        |        |   |
|               | культуры и          |       |       |        |        |   |
|               | образования,        |       |       |        |        |   |
|               | в том числе:        |       |       |        |        |   |
|               |---------------------|-------|-------|--------|--------|   |
|               | (0108 804 5222904)  | 172340| 190860|  198200|  561400|   |
|               |---------------------|-------|-------|--------|--------|   |
|               | (0709 075 5222904)  |   7000|   7000|    7000|   21000|   |
|               |---------------------|-------|-------|--------|--------|   |
|               | 5. "От поддержки -  |  16120|  17300|   18300|   51720|   |
|               | к сотрудничеству"   |       |       |        |        |   |
|               | (0108 804 5222905)  |       |       |        |        |   |
|               |---------------------|-------|-------|--------|--------|   |
|               | 6. Информационное   |  20300|  21750|   23110|   65160|   |
|               | сотрудничество с    |       |       |        |        |   |
|               | российской          |       |       |        |        |   |
|               | диаспорой           |       |       |        |        |   |
|               | (0108 804 5222906)  |       |       |        |        |   |
|               |---------------------|-------|-------|--------|--------|   |
|               | 7. Поддержка        |   6990|   7500|    7930|   22420|   |
|               | социально           |       |       |        |        |   |
|               | незащищенных слоев  |       |       |        |        |   |
|               | российских          |       |       |        |        |   |
|               | соотечественников   |       |       |        |        |   |
|               | (0108 804 5222907)  |       |       |        |        |   |
|               |---------------------|-------|-------|--------|--------|   |
|               | 8. Научное и        |   4960|   5310|    5630|   15900|   |
|               | экспертное          |       |       |        |        |   |
|               | обеспечение         |       |       |        |        |   |
|               | Программы           |       |       |        |        |   |
|               | (0108 804 5222908)  |       |       |        |        |   |
|               |---------------------|-------|-------|--------|--------|   |
|               | Итого               | 325400| 354500|  371000| 1050900|   |
|               ---------------------------------------------------------   |
|---------------------------------------------------------------------------|
|                   | В ходе реализации Программы возможно привлечение      |
|                   | средств федерального бюджета и внебюджетных           |
|                   | источников.                                           |
|                   | --------------------------------                      |
|                   | <*> Объемы финансирования уточняются ежегодно при     |
|                   | формировании бюджета города Москвы на очередной       |
|                   | финансовый год                                        |
|-------------------|-------------------------------------------------------|
| Ожидаемые         | Наименование мероприятия                              |
| результаты        |-------------------------------------------------------|
| реализации        | Раздел 1. Правовая защита соотечественников           |
| Программы         |-------------------------------------------------------|
|                   | 1.1. Оказание правовой помощи соотечественникам в     |
|                   |      защите их прав в странах проживания и в          |
|                   |      международных судах (2370 чел.).                 |
|                   |-------------------------------------------------------|
|                   | 1.2. Освещение в СМИ правового положения              |
|                   |      соотечественников за рубежом (300 публикаций).   |
|                   |-------------------------------------------------------|
|                   | Раздел 2. Поддержка общественных организаций и        |
|                   | объединений российской диаспоры                       |
|                   |-------------------------------------------------------|
|                   | 2.1. Ведение базы данных об общественных              |
|                   |      организациях соотечественников за рубежом        |
|                   |      (2610 организаций).                              |
|                   |-------------------------------------------------------|
|                   | 2.2. Предоставление субсидий общественным             |
|                   |      объединениям российской диаспоры в целях         |
|                   |      возмещения затрат или недополученных доходов     |
|                   |      в связи с производством (реализацией)            |
|                   |      товаров, выполнением работ, оказанием услуг      |
|                   |      по поддержке российских соотечественников,       |
|                   |      проживающих за рубежом, поставка оборудования    |
|                   |      (720 мероприятий).                               |
|                   |-------------------------------------------------------|
|                   | 2.3. Оказание материальной помощи приходам Русской    |
|                   |      Православной Церкви в приобретении церковной     |
|                   |      утвари и церковной литературы (90 приходов).     |
|                   |-------------------------------------------------------|
|                   | 2.4. Проведение мероприятий для молодежи из числа     |
|                   |      российских соотечественников зарубежья           |
|                   |      (30 мероприятий).                                |
|                   |-------------------------------------------------------|
|                   | Раздел 3. Оказание помощи соотечественникам в области |
|                   | медицины                                              |
|                   |-------------------------------------------------------|
|                   | 3.1. Оказание медицинской помощи                      |
|                   |      соотечественникам, проживающим за рубежом, в     |
|                   |      московских лечебно-профилактических учреждениях  |
|                   |      (480 чел.).                                      |
|                   |-------------------------------------------------------|
|                   | 3.2. Обеспечение нуждающихся соотечественников        |
|                   |      медицинской техникой индивидуального пользования |
|                   |      (270 ед. медтехники).                            |
|                   |-------------------------------------------------------|
|                   | Раздел 4. Поддержка русского языка, культуры и        |
|                   | образования                                           |
|                   |-------------------------------------------------------|
|                   | 4.1. Оказание помощи в обеспечении школ учебной,      |
|                   |      учебно-методической литературой, аудио-,         |
|                   |      видеоматериалами, в том числе разработка и       |
|                   |-------------------------------------------------------|
|                   |      выпуск на электронных носителях учебной и        |
|                   |      учебно-методической литературы для библиотек     |
|                   |      школ с русским языком обучения за рубежом        |
|                   |      (46500 экз.).                                    |
|                   |-------------------------------------------------------|
|                   | 4.2. Оказание помощи в обеспечении школ учебной,      |
|                   |      учебно-методической литературой, аудио-,         |
|                   |      видеоматериалами, в том числе разработка и       |
|                   |      выпуск на электронных носителях учебной и        |
|                   |      учебно-методической литературы для библиотек     |
|                   |      школ с русским языком обучения в странах СНГ     |
|                   |      и Балтии (67800 экз.).                           |
|                   |-------------------------------------------------------|
|                   | 4.3. Оказание помощи в форме ежегодной поставки       |
|                   |      оборудования для компьютерных классов и          |
|                   |      оборудования в учебные заведения и организации,  |
|                   |      в том числе для ресурсных                        |
|                   |      центров и центров дистанционного образования     |
|                   |      в зарубежных странах (255 компл.).               |
|                   |-------------------------------------------------------|
|                   | 4.4. Оказание помощи в обучении соотечественников     |
|                   |      в высших московских образовательных учреждениях  |
|                   |      и в других учебных заведениях                    |
|                   |      города Москвы, программы школьного обмена для    |
|                   |      детей семей российских соотечественников (315    |
|                   |      чел.).                                           |
|                   |-------------------------------------------------------|
|                   | 4.5. Проведение ежегодной Открытой международной      |
|                   |      олимпиады школьников по русскому языку среди     |
|                   |      учащихся школ с русским языком обучения из       |
|                   |      зарубежных стран с финалом в Москве (24900       |
|                   |      участников).                                     |
|                   |-------------------------------------------------------|
|                   | 4.6. Проведение ежегодного совещания директоров       |
|                   |      школ с русским языком обучения из зарубежных     |
|                   |      стран по вопросам поддержки и сотрудничества     |
|                   |      в области образования (217 участников).          |
|                   |-------------------------------------------------------|
|                   | 4.7. Организационное обеспечение реализации           |
|                   |      программы "Стипендия Мэра Москвы" в              |
|                   |      государствах Балтии и других странах             |
|                   |      (42 заседания).                                  |
|                   |-------------------------------------------------------|
|                   | 4.8. Проведение конкурса среди учителей русского      |
|                   |      языка, русской литературы и истории из           |
|                   |      зарубежных стран (1260 участников).              |
|                   |-------------------------------------------------------|
|                   | 4.9. Повышение квалификации и стажировка              |
|                   |      преподавателей русского языка, литературы и      |
|                   |      истории школ с русским языком обучения за        |
|                   |      рубежом на базе московских образовательных       |
|                   |      учреждений и филиалов российских вузов за        |
|                   |      границей, в том числе дистанционное обучение     |
|                   |      (120 чел.).                                      |
|                   |-------------------------------------------------------|
|                   |4.10. Проведение форумов пушкинских школ и             |
|                   |      конференций Международного педагогического       |
|                   |      общества (270 участников).                       |
|                   |-------------------------------------------------------|
|                   |4.11. Реализация программы "Стипендия Мэра Москвы в    |
|                   |      государствах Балтии и других странах" (840       |
|                   |      чел.).                                           |
|                   |-------------------------------------------------------|
|                   |4.12. Проведение стажировок и обмена группами          |
|                   |      педагогов и учащихся партнерских                 |
|                   |      школ-побратимов зарубежных стран                 |
|                   |      (150 участников).                                |
|                   |-------------------------------------------------------|
|                   |4.13. Предоставление субсидий славянским               |
|                   |      университетам в странах СНГ и государствах       |
|                   |      Балтии, кафедрам русского языка вузов за         |
|                   |      рубежом в целях возмещения затрат или            |
|                   |      недополученных доходов в связи с производством   |
|                   |      (реализацией) товаров, выполнением работ,        |
|                   |      оказанием услуг по поддержке российских          |
|                   |      соотечественников, проживающих за рубежом,       |
|                   |      поставка оборудования (30 вузов).                |
|                   |-------------------------------------------------------|
|                   |4.14. Предоставление субсидий музеям и русским         |
|                   |      драматическим театрам за рубежом в целях         |
|                   |      возмещения затрат или недополученных доходов     |
|                   |      в связи с производством (реализацией) товаров,   |
|                   |      выполнением работ, оказанием услуг               |
|                   |      по поддержке российских соотечественников,       |
|                   |      проживающих за рубежом, поставка оборудования    |
|                   |      (66 музеев и театров).                           |
|                   |-------------------------------------------------------|
|                   |4.15. Оказание поддержки объединениям российских       |
|                   |      соотечественников в пополнении библиотечного     |
|                   |      фонда (69 организаций).                          |
|                   |-------------------------------------------------------|
|                   |4.16. Организация выступлений московских творческих    |
|                   |      коллективов за рубежом (96 гастролей).           |
|                   |-------------------------------------------------------|
|                   |4.17. Проведение фестивалей русской песни в            |
|                   |      зарубежных странах (30 фестивалей).              |
|                   |-------------------------------------------------------|
|                   |4.18. Установка мемориальных досок известным           |
|                   |      советским и российским соотечественникам в       |
|                   |      странах ближнего и дальнего зарубежья (36        |
|                   |      мемор. досок).                                   |
|                   |-------------------------------------------------------|
|                   |4.19. Поддержание в надлежащем виде находящихся за     |
|                   |      рубежом захоронений советских и российских       |
|                   |      воинов, памятников великим соотечественникам     |
|                   |      (48 захоронений и памятников).                   |
|                   |-------------------------------------------------------|
|                   |4.20. Приглашение детей из зарубежных стран в Москву   |
|                   |      в период школьных каникул (450 чел.).            |
|                   |-------------------------------------------------------|
|                   |4.21. Оказание помощи детским творческим коллективам   |
|                   |      стран СНГ и Балтии в поездках для участия        |
|                   |      в конкурсах, фестивалях и т.п. (48               |
|                   |      коллективов).                                    |
|                   |-------------------------------------------------------|
|                   |4.22. Обучение в аспирантуре режиссеров русских        |
|                   |      театров стран СНГ и Балтии (27 чел.).            |
|                   |-------------------------------------------------------|
|                   |4.23. Проведение Международного фестиваля              |
|                   |      российских соотечественников зарубежья           |
|                   |      "Русская песня".                                 |
|                   |-------------------------------------------------------|
|                   |4.24. Проведение Спортивного юношеского фестиваля      |
|                   |      российских соотечественников зарубежья.          |
|                   |-------------------------------------------------------|
|                   |4.25. Проведение ежегодных конкурсов по присуждению    |
|                   |      Международной литературной премии имени          |
|                   |      основателя Москвы Великого князя Юрия            |
|                   |      Долгорукого русскоязычным писателям из стран     |
|                   |      СНГ.                                             |
|                   |-------------------------------------------------------|
|                   | Раздел 5. "От поддержки - к сотрудничеству"           |
|                   |-------------------------------------------------------|
|                   |      Предоставление субсидий предприятиям малого и    |
|                   |      среднего бизнеса российской диаспоры в целях     |
|                   |      возмещения затрат или недополученных доходов     |
|                   |      в связи с производством (реализацией)            |
|                   |      товаров, выполнением работ в сфере развития      |
|                   |      их производственной, хозяйственной,              |
|                   |      финансовой деятельности, в том числе с           |
|                   |      использованием специализированных                |
|                   |      Интернет-ресурсов Системы информационного        |
|                   |      обеспечения малого предпринимательства Москвы,   |
|                   |      а также деятельности по поддержке российских     |
|                   |      соотечественников, проживающих за рубежом,       |
|                   |      поставка оборудования (поддержка 24              |
|                   |      бизнес-структур).                                |
|                   |-------------------------------------------------------|
|                   | Раздел 6. Информационное сотрудничество с российской  |
|                   | диаспорой                                             |
|                   |-------------------------------------------------------|
|                   | 6.1. Обеспечение деятельности и развитие              |
|                   |      Интернет-портала Московского Дома                |
|                   |      соотечественника (5100 информационных страниц    |
|                   |      портала).                                        |
|                   |-------------------------------------------------------|
|                   | 6.2. Предоставление субсидий русскоязычным СМИ в      |
|                   |      целях возмещения затрат или недополученных       |
|                   |      доходов в связи с производством (реализацией)    |
|                   |      товаров, выполнением работ, оказанием услуг      |
|                   |      по поддержке российских соотечественников,       |
|                   |      проживающих за рубежом, поставка оборудования    |
|                   |      (150 СМИ).                                       |
|                   |-------------------------------------------------------|
|                   | 6.3. Выпуск специализированных радио- и               |
|                   |      телепрограмм, кино-, видео- и печатных           |
|                   |      материалов, информационных программных           |
|                   |      продуктов и средств (105 наименований).          |
|                   |-------------------------------------------------------|
|                   | Раздел 7. Поддержка социально незащищенных слоев      |
|                   | российских соотечественников                          |
|                   |-------------------------------------------------------|
|                   |      Оказание материальной помощи нуждающимся         |
|                   |      ветеранам, инвалидам Великой Отечественной       |
|                   |      войны, участникам битвы под Москвой,             |
|                   |      родственникам умерших на оплату ритуальных       |
|                   |      услуг, а также пострадавшим от стихийных         |
|                   |      бедствий или конфликтов на национальной почве    |
|                   |      (7200 чел.).                                     |
|                   |-------------------------------------------------------|
|                   | Раздел 8. Научное и экспертное обеспечение Программы  |
|                   |-------------------------------------------------------|
|                   |      Выпуск аналитических и информационных            |
|                   |      бюллетеней и материалов, проведение экспертиз    |
|                   |      и опросов общественного мнения по вопросам       |
|                   |      работы с соотечественниками                      |
|                   |      (54 научно-исследовательские работы)             |
|-------------------|-------------------------------------------------------|
| Система           | Контроль за реализацией Программы осуществляет        |
| организации       | Правительство Москвы.                                 |
| управления и      | Государственный заказчик-координатор Программы        |
| контроля за       | обеспечивает согласованность действий органов         |
| исполнением       | исполнительной власти города Москвы по реализации     |
| Программы         | программных мероприятий, а также по анализу и         |
|                   | рациональному использованию средств бюджета города    |
|                   | Москвы и средств внебюджетных источников.             |
|                   | Государственный заказчик-координатор несет            |
|                   | ответственность за реализацию Программы в целом.      |
|                   | Государственный заказчик-координатор Программы -      |
|                   | Департамент внешнеэкономических и международных       |
|                   | связей города Москвы представляет в Департамент       |
|                   | экономической политики и развития города Москвы до    |
|                   | 1 марта сводный отчет о ходе выполнения программных   |
|                   | мероприятий за отчетный год и до 15 ноября - сводный  |
|                   | отчет за 9 месяцев текущего года и об ожидаемом       |
|                   | выполнении за год.                                    |
|                   | Государственный заказчик Программы - Департамент      |
|                   | образования города Москвы ежегодно до 1 февраля       |
|                   | представляет в Департамент внешнеэкономических и      |
|                   | международных связей города Москвы отчет о ходе       |
|                   | выполнения программных мероприятий за отчетный год и  |
|                   | до 15 октября - отчет за 9 месяцев текущего года и об |
|                   | ожидаемом выполнении за год.                          |
|                   | По каждому направлению формируются мероприятия по     |
|                   | мониторингу результативности Программы,               |
|                   | обеспечиваемые государственным заказом на проведение  |
|                   | статистических работ, социологических исследований и  |
|                   | опросов общественного мнения                          |
-----------------------------------------------------------------------------

      1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена
           Целевая программа, и оценка сложившейся ситуации

     Комплексная   целевая   среднесрочная   программа   осуществления
государственной политики в отношении соотечественников за  рубежом  на
2009  -  2011 годы (далее - Программа) построена на основе обобщения и
анализа предшествующего опыта Правительства Москвы по взаимодействию с
российской  диаспорой,  накопленного в ходе реализации двух предыдущих
программ и во исполнение п.  3 Перечня поручений Президента Российской
Федерации  по  развитию  и  укреплению  связей  с  соотечественниками,
проживающими за рубежом (N Пр-1245 от 09.07.2007).
     Настоящая  Программа определяет основы деятельности города Москвы
-  субъекта  Российской  Федерации  по  поддержке соотечественников за
рубежом  и представляет собой систему принципов и мер, направленных на
консолидацию   и   укрепление  "Русского  мира"  как  социокультурного
феномена  путем  подключения  потенциала  города  Москвы  к реализации
государственной    политики    Российской    Федерации   в   отношении
соотечественников  за  рубежом. В Программе учитываются экономические,
социальные,  культурные и иные приоритеты и возможности города Москвы,
хозяйствующих субъектов,   образовательных,   культурных,   научно   -
исследовательских,    общественных   и   информационных   организаций,
позволяющих эффективно взаимодействовать  с  российской  диаспорой  за
рубежом.
     Программа учитывает важные события, произошедшие в последние годы
в сфере поддержки российских соотечественников. Это проведение второго
Всемирного   конгресса   российских   соотечественников   и   принятие
Федеральной программы работы с соотечественниками за рубежом на 2006 -
2008 годы,  а  также  состоявшееся  объединение  Русской  Православной
Церкви,  что  открывает  новые  горизонты  и  возможности консолидации
"Русского мира".
     Определенный опыт сотрудничества с диаспорой накоплен в субъектах
Российской  Федерации,  прежде  всего  в Санкт-Петербурге, Татарстане,
Московской области и других, что также учитывается в Программе.
     В  своей деятельности по осуществлению государственной политики в
отношении  соотечественников  за  рубежом  Правительство  Москвы также
использует   потенциал  авторитетных  международных  организаций.  Это
Международный   совет   российских   соотечественников  (МСРС)  и  его
коллективные  члены  - Международная ассоциация молодежных организаций
российских  соотечественников  (МАМОРС) и Международное педагогическое
общество (МПО), которые объединяют в своих рядах более 700 организаций
соотечественников, действующих более чем в 80 странах.
     Правительство  Москвы  готово  использовать  все  возможные формы
сотрудничества  с  зарубежной  российской диаспорой и ориентируется на
различные   социальные,   культурные  и  религиозные  слои  и  группы,
объединенные понятием "российские соотечественники".
     В  Программе  нашли  свое  логическое  продолжение мероприятия по
поддержке   соотечественников,   проводимые  Правительством  Москвы  и
организациями  столицы  в  предшествующий  период в рамках Комплексной
целевой среднесрочной программы поддержки соотечественников за рубежом
на  2003-2005  годы  и  Комплексной  целевой  среднесрочной  программы
осуществления  государственной  политики в отношении соотечественников
за рубежом на 2006-2008 годы.
     Правовую   основу  действий  Правительства  Москвы  по  поддержке
соотечественников    за    рубежом   составляют   принципы   и   нормы
международного  права,  международные  договоры  Российской Федерации,
Конституция  Российской Федерации, Федеральный закон от 6 октября 1999
г.   N   184-ФЗ   "Об   общих  принципах  организации  законодательных
(представительных)  и  исполнительных  органов  государственной власти
субъектов Российской Федерации", Федеральный закон от 24 мая 1999 г. N
99-ФЗ  "О  государственной  политике  Российской Федерации в отношении
соотечественников  за  рубежом", иные федеральные законы, регулирующие
деятельность  субъектов  Российской  Федерации  в  сфере международных
связей,  Закон  Российской  Федерации от 15 апреля 1993 г. N 4802-1 "О
статусе  столицы  Российской  Федерации",  Устав  города Москвы, Закон
города  Москвы  от  11  июля  2001  г. N 34 "О государственных целевых
программах  в  городе  Москве",  договоры  и  соглашения Правительства
Москвы, постановление Правительства Москвы от 8 января 2002 г. N 17-ПП
"О  создании  Межведомственной комиссии по работе с соотечественниками
за рубежом",  постановление Правительства Москвы от 11 января 2005  г.
N 3-ПП "О совершенствовании практики разработки и реализации городских
целевых программ в городе Москве" и другие.
     Программа  также  учитывает  правовые принципы, зафиксированные в
Указе  Президента  Российской  Федерации  от  22 июня 2006 г. N 637 "О
мерах  по  оказанию  содействия добровольному переселению в Российскую
Федерацию  соотечественников,  проживающих  за  рубежом"  и  Программе
работы с соотечественниками за рубежом на 2009-2011 годы.
     Особое  значение  в  деле  осуществления государственной политики
Российской  Федерации  по поддержке соотечественников призваны сыграть
готовящиеся   правовые   акты   города   Москвы   в   сфере  поддержки
соотечественников за рубежом.
     Результаты реализации Комплексной целевой среднесрочной программы
поддержки соотечественников за рубежом на 2003-2005 годы и Комплексной
целевой среднесрочной программы осуществления государственной политики
в   отношении   соотечественников   за   рубежом   на  2006-2008  годы
свидетельствуют  о  достижении  нового  качественного  уровня в работе
Правительства Москвы с соотечественниками за рубежом.
     Продолжает    развиваться    Международный    совет    российских
соотечественников   (МСРС),   основными   задачами  которого  являются
содействие   консолидации   "Русского  мира",  сохранение  и  развитие
русского  языка  и  культуры за пределами России, защита гражданских и
социально-экономических   прав   соотечественников.  Становление  этой
организации  убедительно  доказывает способность российской диаспоры к
самоорганизации  и  внутреннему  структурированию.  После  регистрации
(аккредитации) МСРС при международных организациях (ООН, ЮНЕСКО, Совет
Европы  и  др.)  значительно  возрастает  его  роль в деле координации
деятельности  российской  диаспоры,  усиления  ее  влияния  в  странах
проживания,   а   также   во   взаимоотношениях  с  уже  существующими
международными  организациями (ассоциациями греков, китайцев, евреев и
др.).
     В   2007   г.   МСРС   торжественно   отметил   свое   пятилетие,
ознаменованное   значительным   расширением   масштабов  и  сферы  его
деятельности.  В  настоящее  время  МСРС  включает  в  себя  около 700
организаций соотечественников более чем из 80 стран мира.
     МСРС    активно    включился    в    налаживание   экономического
сотрудничества внутри российской диаспоры. В 2007 г. создана всемирная
туристическая   сеть  "Рустур",  призванная  аккумулировать  потенциал
организаций   российских   соотечественников   для   налаживания   как
зарубежного,  так  и  внутрироссийского  туризма.  Ведутся  работы  по
организации   международной   сети   распространения   книг  и  другой
полиграфической продукции на русском языке.
     Учитывая  постоянно  расширяющиеся  масштабы  деятельности  МСРС,
Правительство     Москвы     приняло     решение    о    строительстве
гостинично-офисного  центра  МСРС в Москве на ул. Ходынская. Закладной
камень  на  месте  строительства  будущего центра был открыт в октябре
2007 г.
     Новые  задачи  в  работе МСРС будут обозначены на III конференции
Совета в ноябре 2008 г.
     Успешно  функционирует  Государственное  учреждение города Москвы
"Центр   гуманитарного   и   делового   сотрудничества  с  российскими
соотечественниками  за  рубежом  -  "Московский  Дом соотечественника"
(МДС),  учредителем  которого  выступило  Правительство  Москвы в лице
Департамента  внешнеэкономических  и  международных связей. МДС с 2004
года  стал  организационным  центром  реализации  программ  и проектов
Правительства  Москвы по работе с российской диаспорой, координирующим
работу  с  соотечественниками  различных  общественных,  политических,
деловых,   научных   и   других   организаций   города   (общественных
объединений, Института стран СНГ и др. некоммерческих организаций).
     Важными  звеньями  во  взаимоотношениях  с  российской  диаспорой
становятся  Дома Москвы в различных странах и городах - Риге (Латвия),
Софии    (Болгария),   Симферополе   (Украина),   Ереване   (Армения).
Деятельность этого качественно нового института заняла достойное место
в  реализации  программ  и  проектов по поддержке соотечественников за
рубежом,    особенно   экономического   и   культурно-просветительного
характера.  Дома  Москвы,  ежегодно проводящие крупные мероприятия для
соотечественников   за   рубежом,  включая  Дни  Москвы,  конференции,
встречи,   литературные  вечера,  призваны  стать  одним  из  значимых
инструментов реализации Программы.
     Накоплен   опыт   проведения   крупных  совместных  международных
мероприятий  МДС  и МСРС под эгидой Департамента внешнеэкономических и
международных  связей города Москвы. Одним из них, широко освещающимся
международной   и   российской  прессой,  стало  проведение  в  Москве
ежегодной  церемонии  вручения почетной награды Правительства Москвы и
МСРС  "Соотечественник  года".  Лауреатами  этой  награды  стали  наши
соотечественники,  внесшие  большой  вклад  в  развитие  и  пропаганду
русского   языка   и   культуры,  искусства,  спорта,  в  консолидацию
российской  диаспоры. Уникальными событиями стали проведенные в городе
Москве  по  инициативе  МСРС  при  поддержке  Правительства  Москвы  и
Правительственной  комиссии  по  делам  соотечественников  за  рубежом
Первый  спортивный  фестиваль  молодых соотечественников в 2006 году и
Первый  международный  фестиваль российских соотечественников "Русская
песня"  в  2007  г.  Эти  фестивали  стали  яркими  событиями  для  их
участников,  вызвали  большой резонанс среди наших соотечественников и
широко  освещались  в  российских  и  зарубежных  СМИ. Принято решение
проводить эти фестивали на постоянной основе.
     Развивается   Международная   ассоциация  молодежных  организаций
российских  соотечественников  (МАМОРС),  представляющая  в  настоящее
время   более   40  стран  мира.  Регистрация  Ассоциации  в  качестве
международной   организации   заметно   усиливает  позиции  российской
диаспоры  в  странах  проживания,  привлекает  к реализации программ и
проектов  Правительства  Москвы  в  этой  сфере  молодежь  -  наиболее
социально  активную,  мобильную и перспективную часть "Русского мира".
Вторая  конференция МАМОРС в 2006 г. поставила новые задачи и наметила
новые горизонты деятельности молодых российских соотечественников.
     Формируется  информационный и аналитический потенциал Программы -
за  прошедшие  годы  увидели  свет такие заслужившие авторитет у наших
соотечественников     издания,     как     "Справочник     российского
соотечественника",   "Международный  опыт  защиты  соотечественников",
четыре тома "Антологии русского зарубежья", четыре выпуска "Библиотеки
русской   классики"  на  электронном  носителе,  научно-информационные
бюллетени  по  результатам  научных  исследований  актуальных вопросов
жизни   российской   диаспоры   и   мониторинга  положения  российских
соотечественников   в   странах  СНГ,  Балтии  и  дальнего  зарубежья,
подготовленные Институтом стран СНГ, и другие.
     Выполнение   мероприятий   Программы   обусловило   необходимость
создания  новой  программы Правительства Москвы по работе с российской
диаспорой  - Комплексной целевой среднесрочной программы осуществления
государственной  политики  в отношении соотечественников за рубежом на
2009 - 2011 годы.  На основе накопленного опыта,  а также опыта других
субъектов  Российской  Федерации,  использования  результатов научно -
аналитических   исследований   при    разработке    новой    Программы
скорректированы   приоритеты  и  основные  задачи  в  сфере  поддержки
российских соотечественников,  предложены перечень мероприятий и объем
финансирования с разбивкой по годам (2009 г., 2010 г., 2011 г.).
     Особое  внимание  в  период  2009-2011 гг. будет уделено вопросам
содействия  развитию  хозяйствующих  субъектов  соотечественников, что
должно    привести    к   укреплению   финансовой   базы   организаций
соотечественников.
     Таким   образом,   Комплексная  целевая  среднесрочная  программа
осуществления  государственной  политики в отношении соотечественников
за   рубежом  на  2009-2011  годы,  с  одной  стороны,  сохраняет  все
доказавшие    свою    эффективность    и    пользующиеся    одобрением
соотечественников  направления  деятельности Правительства Москвы, а с
другой стороны - намечает новые.
     Однако   существуют   различные   риски,  могущие  препятствовать
успешной  реализации Программы. Риски можно разделить на политические,
экономические, организационные и прочие.
     Одной   из   целей   данной   Программы   является  осуществление
государственной  политики  в  отношении  соотечественников за рубежом.
Вместе  с тем компетенцией устанавливать цели, задачи и направление во
внешней политике обладает только Правительство Российской Федерации, и
город  Москва  как ее субъект обязана только выполнять и реализовывать
поставленные цели.
     Ежегодно  в  адрес  Правительства Москвы приходит много заявок от
организаций  российских  соотечественников  со  всего мира на суммы, в
несколько    раз    превышающие    выделенные   лимиты.   Естественно,
удовлетворить все поступающие заявки не представляется возможным. Так,
за 2007 год поступило заявок на 2008 год на сумму более полутора млрд.
рублей, при этом выделенный лимит составил 233 млн. рублей.
     Также   в   связи  с  постоянным  изменением  законодательства  и
требований,  предъявляемых  к бюджетным средствам, включая обязанность
соблюдения  законодательства о размещении заказов, существуют риски по
своевременному и полному осуществлению всех запланированных расходов и
мероприятий.
     Соотечественники  за  рубежом  -  те, на кого направлено действие
данной  Программы,  составляют  круг  лиц,  постоянно  проживающих  за
пределами  России.  В  их числе граждане Российской Федерации, а также
лица  без  гражданства  и  иностранные  граждане,  связанные с Россией
историческими, этническими, культурными и духовными узами, стремящиеся
сохранить  свою  культурную  самобытность и испытывающие потребность в
поддержании связей с исторической Родиной. В основе Программы - подход
к    российской    диаспоре   как   к   важнейшему   демографическому,
интеллектуальному  и социокультурному ресурсу России, способному стать
весомым  фактором  проведения  российской  внешней  политики, развития
экономических  связей  с  зарубежными  странами  за  счет  привлечения
потенциала диаспоры.
     Ущемление  прав  русскоязычного  населения  в ряде стран ближнего
зарубежья  остается  фактором,  требующим  особого внимания со стороны
России  при  выстраивании  взаимоотношений  с  данными  государствами.
Российские   соотечественники   в  странах  СНГ  и  Балтии  испытывают
трудности   в   реализации   своих  гражданских  прав,  отстранены  от
возможности   влиять   на   принятие   решений,  касающихся  положения
российской   диаспоры.   Существенно   ограничены  для  представителей
нетитульных национальностей (большинство из которых составляют русские
и   русскоязычные)   права   на   труд   и  на  занятие  должностей  в
государственных  органах, получение образования и информации на родном
языке, на сохранение этнокультурной самобытности.
     За   прошедшие   годы   в  диаспоре  нового  зарубежья  произошли
качественные  изменения. Сформировалась социально-адаптированная часть
российской  диаспоры, "вписавшаяся" в новые реалии и при этом желающая
сохранить  духовные  и  культурные  связи  с  Россией.  Стало заметным
внутреннее   структурирование   диаспоры   -   появляются   и  активно
развиваются  профессиональные,  молодежные,  женские организации наших
соотечественников.   При   организации   системного  взаимодействия  с
социально  адаптированной частью российской диаспоры, заинтересованной
в   экономическом,   культурном,   информационном   сотрудничестве   с
организациями  и  предприятиями  Москвы,  создается  не  только мощный
инструмент реализации российских интересов, но и появляются внутренние
условия  для финансовой, социальной и политической поддержки остальных
слоев диаспоры.
     Внутри российской диаспоры можно вычленить разные социальные слои
и  группы.  Одной  из основных задач Программы становится формирование
механизмов   и   моделей  взаимодействия  между  различными  группами,
составляющими   основу   российской  диаспоры,  способными  обеспечить
сохранение и развитие российской диаспоры, поиск объединяющей их идеи.
В этом качестве можно выделить:
     1)  интеллектуальные круги диаспоры, творцы и хранители духовного
наследия;
     2)  деловые  круги  диаспоры, обеспечивающие экономическую основу
выживания;
     3)  общественно-политические  круги,  создающие политико-правовые
условия  для  сохранения  диаспоры  и  нормального функционирования ее
институтов;
     4) молодежь, способная обеспечить будущее российской диаспоры.
     Российская   диаспора   дальнего   зарубежья  в  целом  позитивно
относится   к   России   и  готова  оказывать  содействие  становлению
российской  диаспоры  в  странах  СНГ  и  Балтии путем передачи опыта,
накопленного  в  процессе выживания в инонациональной среде. Эта часть
"Русского   мира"   активно   боролась  за  сохранение  этнокультурной
идентичности,  русского  языка и культуры, отстаивала свои гражданские
права, выработала свои механизмы адаптации к новым жизненным условиям.
     Позитивной  тенденцией в развитии российской диаспоры в последние
годы является ее консолидация не только в плане укрепления контактов и
связей   организаций   и   объединений   диаспоры   на   страновом   и
межрегиональном  уровнях,  но  и  создание  системы  взаимодействия  с
российскими  государственными  и неправительственными организациями на
постоянной  основе.  В немалой степени этому способствовало создание и
активная деятельность МСРС.
     Новой  тенденцией,  качественно отличающей ситуацию 90-х годов от
современной,  является  то  обстоятельство,  что  за  прошедший период
удалось   сформировать   атмосферу   доверия   между  организациями  и
объединениями  диаспоры  и  органами государственной власти Российской
Федерации.
     Востребованность  Российским  государством  зарубежной диаспоры и
сформировавшаяся готовность ее организаций и объединений участвовать в
общем  процессе  консолидации и развития "Русского мира", в укреплении
позиций  России  за  рубежом  - итог предшествующей работы и серьезная
основа для дальнейшей деятельности.
     Российская  диаспора  в  своем  новом  качестве  востребована как
важнейший    инструмент   "народной   дипломатии",   значимый   фактор
формирования  позитивного имиджа России за рубежом, что особенно важно
в  тех  условиях  и  странах,  где нашу страну и ее внешнеполитические
инициативы   продолжают   воспринимать   через  призму  "предрассудков
прошлого".  В  данном  процессе  задействована  не  только  российская
диаспора  ближнего, но и дальнего зарубежья. Деятельность по поддержке
организаций  и  объединений российской диаспоры содействует укреплению
позиций друзей России.

         2. Основные цели Программы, выраженные в конкретной
          измеряемой форме, оценка социальных, экономических
                   результатов реализации Программы

     Основная   цель   Программы   -   оказание   поддержки  и  помощи
соотечественникам,   содействие   расширению  возможностей  российской
диаспоры  и  ее  трансформации  в  сообщество,  основанное на единстве
духовных и культурных ценностей.
     Также    целью    данной    Программы    является   осуществление
государственной    политики    Российской    Федерации   в   отношении
соотечественников   за   рубежом,   сформулированной   в   выступлении
Президента  Российской  Федерации  В.В.  Путина  на  втором  Всемирном
конгрессе  российских  соотечественников, Федеральном законе от 24 мая
1999  г.  N  99-ФЗ  "О государственной политике Российской Федерации в
отношении  соотечественников  за рубежом", Указе Президента Российской
Федерации  от  22  июня  2006 г. N 637 "О мерах по оказанию содействия
добровольному  переселению  в  Российскую Федерацию соотечественников,
проживающих за рубежом".
     Основными принципами достижения указанных целей являются:
     1.  Осуществление  деятельности  в  рамках  основных  направлений
государственной    политики    Российской    Федерации   в   отношении
соотечественников на основе федерального законодательства.
     2.   Уважение   основных  стандартов  в  области  прав  человека,
предусмотренных    международными    соглашениями    и    конвенциями,
регулирующими положение национальных меньшинств, а также двусторонними
договорами,  подписанными Российской Федерацией со странами, в которых
проживают соотечественники.
     3. Содействие в обеспечении прав всех категорий соотечественников
на правовую, медицинскую и социальную защиту.
     4.   Дифференцированный   подход   к  развитию  сотрудничества  с
соотечественниками  в  зависимости  от  их  принадлежности к различным
социальным группам и от проживания в различных странах и регионах.
     5.   Адресность  в  развитии  взаимодействия  с  организациями  и
объединениями  соотечественников  с  учетом  реальных  возможностей  и
особенностей.
     6.   Определение   приоритетных   направлений   взаимодействия  с
организациями  соотечественников  и максимальная концентрация усилий и
ресурсов на важнейших сферах сотрудничества.
     7.   Открытость  для  сотрудничества  со  всеми  организациями  и
объединениями соотечественников во всех странах мира.
     Правительство  Москвы, на протяжении полутора десятилетий ведущее
работу  по  поддержке  соотечественников  более чем в 70 странах мира,
накопило  уникальный  опыт  работы  с  соотечественниками  за рубежом.
Значительные  события  произошли  в  последнее время в сфере поддержки
зарубежных  российских  соотечественников, прежде всего на федеральном
уровне:  прошел второй Всемирный конгресс российских соотечественников
и принята Федеральная программа работы с соотечественниками за рубежом
на 2006-2008 годы.
     Итоги  реализации  двух  комплексных программ начиная с 2003 года
показывают,  что проведение многочисленных малобюджетных мероприятий и
удовлетворение  заявок  (на  суммы  30-80 тыс. руб.) не дают ожидаемых
результатов   и  не  способствуют  повышению  эффективности  работы  с
соотечественниками.  Кроме  того, после принятия Федеральной программы
работы  с  соотечественниками  за рубежом на 2006-2008 годы наметилась
тенденция дробления и дублирования отдельных мероприятий в федеральной
и московской программах.
     Таким  образом,  мероприятия,  осуществляемые в рамках Программы,
можно   условно  разделить  на  две  группы.  Во-первых,  это  крупные
мероприятия,  вызывающие  положительный общественный резонанс и дающие
должный  эффект.  Речь  идет  о  таких  значительных мероприятиях, как
Спортивный  юношеский фестиваль российских соотечественников зарубежья
и   Международный  фестиваль  российских  соотечественников  зарубежья
"Русская  песня".  Данные  акции неизменно вызывают интерес российских
соотечественников  и  русскоязычных  СМИ по всему миру. Во-вторых, при
реализации Программы должное внимание уделяется реализации и небольших
проектов,  направленных  на  удовлетворение  потребностей узкого круга
людей.  Ценность  таких  мероприятий состоит в их ориентированности на
решение актуальных проблем конкретного человека. Тем самым достигается
максимальная адресность оказания той или иной помощи соотечественнику.
     В  Программе вычленяется ряд крупных приоритетных направлений, на
которые  будут  направлены  основные  объемы  финансирования. В первую
очередь,  это поддержка русского языка и образования на русском языке,
поддержка  русской  культуры, реализация крупномасштабной издательской
программы   Правительства  Москвы,  деловое  сотрудничество,  усиление
внимания   к   поддержке   социально   незащищенных  слоев  российских
соотечественников,  включая  медицинское  обслуживание  и материальную
помощь.  Приоритетные  направления определяются в значительной степени
на  основе предложений от органов исполнительной власти города Москвы,
Правительства  Москвы, активно включившихся в работу по сотрудничеству
с российской диаспорой.
     Все мероприятия Программы объединены в следующие блоки:
     - правовая защита соотечественников;
     - поддержка  общественных  организаций  и  объединений российской
диаспоры;
     - оказание помощи соотечественникам в области медицины;
     - поддержка русского языка, культуры и образования;
     - "От поддержки - к сотрудничеству";
     - информационное сотрудничество с российской диаспорой;
     - поддержка     социально     незащищенных    слоев    российских
соотечественников;
     - аналитическое и экспертное обеспечение Программы.
     Таким  образом,  сосредоточение  средств на основных приоритетных
направлениях  позволит высвободить значительные суммы, которые было бы
целесообразно  перераспределить  как  на  проведение значимых, имеющих
широкое  звучание  акций  в  странах  проживания соотечественников, на
расширение  информационного взаимодействия с нашими соотечественниками
(издание  справочной и аналитической литературы, электронных изданий и
т.д.), так и на оказание целевой помощи конкретному соотечественнику в
удовлетворении его нужд.
     Помимо   прочего,   предложенная   структура  позволяет  избежать
дублирования  федеральной  программы,  что  уже  само  по  себе  будет
способствовать    повышению    эффективности    реализации   Программы
Правительства Москвы.
     Для   повышения  эффективности  сотрудничества  предусматривается
осуществление ряда пилотных проектов, в первую очередь в экономической
сфере, разработка действенной системы оценки эффективности затрат.
     В своей географической направленности работа Правительства Москвы
в отношении соотечественников за рубежом прежде всего ориентируется на
страны  и  регионы, в которых соотечественники составляют значительную
часть  населения.  Вместе  с  тем  Программой  также предусматривается
проведение  большого  количества акций и в тех странах, где количество
российских  соотечественников  относительно  невелико.  Таким образом,
Программа  обеспечивает максимальный географический охват разрозненной
русскоязычной диаспоры по всему миру.
     Одновременно   в  соответствии  с  Указом  Президента  Российской
Федерации  В.В. Путина от 22 июня 2006 года N 637 "О мерах по оказанию
содействия    добровольному   переселению   в   Российскую   Федерацию
соотечественников,  проживающих  за рубежом" целью настоящей Программы
является привлечение    накопленного    политического,   социально   -
экономического,  духовного   и   культурного   потенциала   российских
соотечественников,  проживающих за рубежом, и консолидация их усилий в
целях удовлетворения потребностей  и  развития  города  Москвы.  Таким
образом,    сотрудничество    Правительства   Москвы   с   российскими
соотечественниками приобретает характер взаимовыгодного  двустороннего
диалога  и  позволит  привлечь  соотечественников  к  решению насущных
проблем российской столицы.
     В результате реализации данной Программы планируется существенное
увеличение  уровня  консолидации организаций соотечественников, уровня
их  взаимодействия  с  органами  исполнительной власти и организациями
страны  их  постоянного  проживания,  что  в полной мере соответствует
интересам  Российской  Федерации. Успешная реализация Программы внесет
значительный  вклад  в  укрепление  позитивного имиджа России и города
Москвы   на   мировой   арене,  а  также  в  более  активное  развитие
экономического сотрудничества с бизнес-структурами диаспоры.
     Деятельность  Правительства Москвы по поддержке соотечественников
является  составной  частью  формирования  образа столицы как главного
культурного   и   экономического   центра  "Русского  мира"  и  должна
сопровождаться соответствующей информационной поддержкой.

         3. Задачи, которые необходимо решить для достижения
                   целей, обозначенных в Программе

     Основные направления реализации Программы формулируются на основе
государственной    политики    Российской   Федерации   по   поддержке
соотечественников  и  являются  ее  составной  частью. Эти направления
воплощаются  в  жизнь  посредством комплекса механизмов, важнейшими из
которых являются следующие:
     1.  Организационное  обеспечение:  усиление роли Межведомственной
комиссии  по  работе  с  соотечественниками  за  рубежом;  активизация
деятельности экспертного совета соотечественников при Межведомственной
комиссии,  совершенствование работы МДС, других структур и организаций
города Москвы, занимающихся проблемами соотечественников.
     2.   Правовая  защита  соотечественников,  включающая  мониторинг
соблюдения  их  прав  и  законных интересов; учет положения российских
соотечественников   при  осуществлении  экономического  и  культурного
сотрудничества   Правительства   Москвы  со  странами  их  проживания;
поддержка  инициатив  общественных организаций Москвы по защите прав и
законных  интересов  зарубежных  соотечественников;  сотрудничество  с
международными   правозащитными  организациями,  включая  защиту  прав
соотечественников в Европейском суде по правам человека в Страсбурге.
     3.   Работа   с   общественными   объединениями  и  организациями
российской  диаспоры;  создание  и ведение базы данных об общественных
структурах    соотечественников   за   рубежом;   оказание   поддержки
общественным    организациям    в    осуществлении   ими   культурных,
образовательных,  информационных  и экономических программ и проектов,
методическая    помощь   в   организации   общественной   деятельности
соотечественников;  проведение семинаров, лекций, курсов по подготовке
лидеров  объединений  российской  диаспоры;  установление  и  развитие
всесторонних   связей   Правительства   Москвы   с   организациями   и
объединениями   зарубежных   соотечественников   (проведение  "круглых
столов",  Совета директоров школ с русским языком обучения, онлайновых
конференций с использованием сети Интернет и др.).
     4. Развитие экономического сотрудничества с российской диаспорой,
включающего  установление  связей  хозяйствующих  субъектов с деловыми
кругами      русского      зарубежья,      стимулирование     развития
внутридиаспорального   капитала.   Организация   специальных   деловых
программ установления взаимовыгодных связей между соотечественниками и
московскими предпринимателями с  использованием  технологий  бизнес  -
встреч  и презентационного маркетинга.  Подбор по запросам организаций
соотечественников поставщиков  конкурентоспособных   и   экспортно   -
ориентированных  товаров  в  среде московских предприятий.  Публикация
предложений делового сотрудничества между предпринимателями  Москвы  и
соотечественниками    за   рубежом   на   Интернет-порталах   "Деловые
предложения"   (www.businessoffers.ru)   и    "Деловые    мероприятия"
(www.businesscom.ru)   Системы   информационного   обеспечения  малого
предпринимательства Москвы.
     5. Развитие информационного сотрудничества с российской диаспорой
и  странами  ее  проживания.  Информационное  обеспечение деятельности
Правительства   Москвы   по  поддержке  зарубежных  соотечественников,
поддержка русскоязычных СМИ. Создание информационно-электронных систем
и   специальных   Интернет-сайтов   для   связей   с  организациями  и
объединениями российских соотечественников, проживающих за рубежом.
     6.  Аналитическое  и экспертное обеспечение Программы, включающее
финансирование совместных научно-исследовательских работ ученых Москвы
и  зарубежных  соотечественников  по  актуальным проблемам российского
зарубежья;   проведение   ежегодных   встреч   соотечественников   для
рассмотрения   вопросов   их   экономического,  научно-технического  и
культурного  сотрудничества  с Москвой и другими субъектами Российской
Федерации;  проведение  исследований  по актуальным вопросам положения
соотечественников  в  зарубежных  странах; информационно-аналитическая
работа  по выработке рекомендаций для осуществления Программы; издание
научных трудов.
     Реализация   Программы   обеспечивается   комплексом   конкретных
мероприятий   по   правовому,   организационному,   информационному  и
финансовому      обеспечению,      являющихся     составной     частью
общегосударственной программы помощи соотечественникам.
     Город Москва создает условия для:
     - сохранения  и  всемерного  развития  русского  языка  в странах
проживания   соотечественников,   прежде   всего  среди  подрастающего
поколения  диаспоры, что является важнейшим фактором самоидентификации
российских соотечественников;
     - взаимодействия    государственных    органов   и   общественных
организаций,  хозяйствующих  субъектов с общественными организациями и
иными  объединениями  соотечественников  за  рубежом,  придавая особое
значение  мерам по поддержке молодежных организаций соотечественников,
углублению   связей   юношей   и   девушек   российского  зарубежья  с
исторической  Родиной,  а  также  профессиональных,  женских  и других
организаций, появившихся в последнее время;
     - создания   в   рамках  МСРС  объединений  соотечественников  по
профессиональному и региональному принципу;
     - содействия     реализации    мероприятий,    направленных    на
осуществление   прав   соотечественников  за  рубежом  в  гражданской,
культурной и языковой сферах;
     - проведения  комплексного  мониторинга социально-экономического,
политического  и  правового  положения  соотечественников за рубежом в
интересах защиты их основных прав и свобод;
     - содействия   средствам  массовой  информации  города  Москвы  в
объективном   освещении   положения  соотечественников  за  рубежом  и
формировании   общественного   мнения,  обеспечения  информированности
жителей  города  Москвы  о  мерах,  предпринимаемых городом Москвой по
поддержке соотечественников за рубежом;
     - оказания   содействия  в  установленном  порядке  периодическим
изданиям, выпускаемым организациями и объединениями соотечественников;
     - взаимодействия   организаций   российских  соотечественников  с
префектурами административных округов города Москвы;
     - привлечения  внебюджетных  средств  для поддержки организаций и
объединений соотечественников;
     - оказания  содействия  в  установленном  порядке  деловым кругам
соотечественников   в   развитии   взаимовыгодного   сотрудничества  с
предпринимателями города Москвы;
     - участия   организаций   и   объединений   соотечественников   в
деятельности созданных в ряде государств Домов Москвы;
     - подготовки,    переподготовки    и    повышения    квалификации
преподавателей  образовательных  учреждений зарубежных стран с русским
языком   обучения;  выделения  квот  для  детей  соотечественников  из
наименее  социально  защищенных  слоев  для  обучения  в  вузах города
Москвы;
     - составления  при  содействии загранучреждений МИДа и ассоциаций
учителей  школ  с  русским языком обучения перечня общеобразовательных
учреждений  зарубежных стран с преподаванием на русском языке, которым
город Москва будет оказывать помощь (оказание систематической помощи в
издании и обеспечении научно-справочной, учебной и учебно-методической
литературой,  наглядными  пособиями,  учебным  оборудованием; развитие
дистанционной  формы  обучения  и  т.п.).  Отдельным направлением этой
деятельности  являются  подготовка  и  создание адаптированных учебных
пособий в электронной форме.

          4. Механизм управления Программой, включая систему
     мониторинга Программы, схему взаимодействия государственных
          заказчиков и исполнителей программных мероприятий

     Успешное  выполнение  Программы  и  реализация  заложенных  в ней
мероприятий  возможны  только  при  условии  активного  взаимодействия

Страницы: 1  2  


Оглавление