О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ НДС РАБОТ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ ЖИЛЫХ ДОМОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПРИ ОТСУТСТВИИ ЗАКАЗЧИКОВ НА ВЫПОЛНЕНИЕ УКАЗАННЫХ РАБОТ; ОБ ОТСУТСТВИИ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НДС ОПЕРАЦИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КВАРТИР И ПРИНЯТИЯ К ВЫЧЕТУ СУММ НАЛОГА, А ТАКЖЕ О НЕ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 23.09.08 03-07-10/09

             О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ НДС РАБОТ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ
          ЖИЛЫХ ДОМОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПРИ ОТСУТСТВИИ ЗАКАЗЧИКОВ
             НА ВЫПОЛНЕНИЕ УКАЗАННЫХ РАБОТ; ОБ ОТСУТСТВИИ
            ОСНОВАНИЙ ДЛЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НДС ОПЕРАЦИЙ ПО
         РЕАЛИЗАЦИИ КВАРТИР И ПРИНЯТИЯ К ВЫЧЕТУ СУММ НАЛОГА,
         А ТАКЖЕ О НЕОБХОДИМОСТИ ВОЗМЕЩЕНИЯ НДС, ИСЧИСЛЕННОГО
              НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТ ПО
          СТРОИТЕЛЬСТВУ ЖИЛЫХ ДОМОВ, В СЛУЧАЕ ЕГО ОТКАЗА ОТ
          ОСВОБОЖДЕНИЯ УКАЗАННЫХ ОПЕРАЦИЙ ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                         23 сентября 2008 г.
                            N 03-07-10/09

                                 (Д)


     В  связи  с  письмом по вопросам применения налога на добавленную
стоимость   при  выполнении  работ  по  строительству  жилых  домов  и
осуществлении  операций  по реализации квартир Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики сообщает.
     Согласно  пп.  1  п.  1  ст.  146  Налогового  кодекса Российской
Федерации   (далее  -  Кодекс)  объектом  налогообложения  налогом  на
добавленную   стоимость  признаются  операции  по  реализации  товаров
(работ,  услуг)  на  территории Российской Федерации. При этом ст. 149
Кодекса  установлен  перечень  операций, не подлежащих налогообложению
(освобождаемых  от  налогообложения).  В  данный  перечень  работы  по
строительству жилых домов не включены.
     Учитывая  изложенное,  указанные работы, подлежат налогообложению
налогом на добавленную стоимость.
     В  соответствии  с  п.  1 ст. 740 Гражданского кодекса Российской
Федерации  по  договору  строительного  подряда  подрядчик обязуется в
установленный   договором   срок   построить   по   заданию  заказчика
определенный   объект  либо  выполнить  иные  строительные  работы,  а
заказчик   обязуется   создать   подрядчику  необходимые  условия  для
выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
     Поэтому,  в  случае если налогоплательщики, выполняющие работы по
строительству жилых домов, не заключают договоры строительного подряда
и,   соответственно,   заказчики   на  выполнение  этих  работ  у  них
отсутствуют, то при выполнении таких работ, по нашему мнению, налог на
добавленную  стоимость  следует  применять  в  порядке,  установленном
Кодексом  в  отношении  строительно-монтажных  работ  для собственного
потребления.
     В  соответствии  с  пп.  22 и 23 п. 3 ст. 149 Кодекса операции по
реализации жилых домов, жилых помещений, долей в них, а также передача
доли  в праве на общее имущество в многоквартирном доме при реализации
квартир, не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость.
Поэтому  при осуществлении операций по реализации квартир суммы налога
на   добавленную   стоимость,   исчисленные   налогоплательщиками  при
выполнении   работ   по   строительству   жилых  домов,  к  вычету  не
принимаются,  поскольку согласно п. 6 ст. 171 Кодекса вычетам подлежат
суммы   налога,   исчисленные   налогоплательщиками   при   выполнении
строительно-монтажных  работ для собственного потребления, связанных с
имуществом,  предназначенным  для  осуществления  операций, облагаемых
этим налогом.
     Следует  отметить,  что  в  соответствии  с  п. 5 ст. 149 Кодекса
налогоплательщик,   осуществляющий   операции  по  реализации  товаров
(работ,  услуг),  предусмотренные  п.  3  данной статьи Кодекса, в том
числе  по  реализации  квартир, вправе отказаться от освобождения этих
операций  от  налогообложения  в  установленном порядке. В этом случае
налог  на  добавленную  стоимость,  исчисленный налогоплательщиком при
выполнении работ по строительству жилых домов, подлежит возмещению.
     Одновременно  сообщаем,  что  настоящее  письмо  Департамента  не
содержит  правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные
предписания,  и не является нормативным правовым актом. В соответствии
с  Письмом  Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое
мнение  Департамента  имеет  информационно-разъяснительный характер по
вопросам  применения  законодательства Российской Федерации о налога и
сборах  и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о
налогах  и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в
настоящем письме.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                            И.В.ТРУНИН
23 сентября 2008 г.
N 03-07-10/09