Без названия. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 17.09.08 08-00-02-89


                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                         17 сентября 2008 г.
                            N 08-00-02-89

                       ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО

                         17 сентября 2008 г.
                         N 42-7.1-15/9.2-423

                                 (Д)


     Министерство   финансов   Российской   Федерации   и  Федеральное
казначейство в связи с отсутствием единообразия в судебной практике по
делам  о  взыскании с главных распорядителей средств бюджета в порядке
субсидиарной   ответственности   за   счет   казны  публично-правового
образования  и  иным  искам о взыскании денежных средств за счет казны
Российской   Федерации,   в   связи   с   многочисленными  обращениями
территориальных   органов   Федерального   казначейства   по   вопросу
исполнения  подобных  исполнительных  документов,  в целях недопущения
нарушения   прав  взыскателей  и  уклонений  бюджетных  учреждений  от
ответственности по своим денежным обязательствам сообщает следующее.
     В  соответствии  со  статьей  242.2 Бюджетного кодекса Российской
Федерации  судебные  акты  по искам к публично-правовым образованиям о
возмещении  вреда,  причиненного незаконными действиями (бездействием)
государственных органов или их должностных лиц, а также судебных актов
по   иным   искам   о   взыскании   денежных  средств  за  счет  казны
публично-правового   образования,  за  исключением  судебных  актов  о
взыскании  денежных  средств  в  порядке  субсидиарной ответственности
главных  распорядителей средств бюджета, направляются для исполнения в
финансовый орган публично-правового образования.
     Судебные  акты,  предусматривающие  взыскание  денежных средств с
главных  распорядителей  средств  соответствующего  бюджета  в порядке
субсидиарной  ответственности,  в  соответствии  с  пунктом  10 статьи
242.3,  пунктом  9  статьи  242.4  и пунктом 9 статьи 242.5 Бюджетного
кодекса  Российской  Федерации,  подлежат направлению для исполнения в
орган   по  месту  открытия  главному  распорядителю  средств  бюджета
лицевого счета получателя средств соответствующего бюджета.
     Ввиду  изложенного  формулировка  в  резолютивной части судебного
акта,  одновременно  предусматривающая  взыскание  денежных  средств с
главного  распорядителя  средств  соответствующего  бюджета "в порядке
субсидиарной   ответственности"   и   "за   счет  казны"  противоречит
Бюджетному  кодексу  Российской  Федерации  и  затрудняет  определение
органа, организующего исполнение данного судебного акта.
     Во  избежание  правовой неопределенности, влекущей нарушение прав
взыскателя  либо  способствующих  уклонению  бюджетного  учреждения от
ответственности  по  своим  денежным  обязательствам, в случае участия
представителей органов Федерального казначейства в судебных заседаниях
по делам о взыскании денежных средств с главных распорядителей средств
бюджета  в порядке субсидиарной ответственности, а также с федеральных
бюджетных  учреждений  по  денежным  обязательствам данных учреждений,
необходимо не допускать применения судами формулировок "за счет казны"
и  иных  формулировок, препятствующих организации исполнения судебного
акта органом Федерального казначейства.
     Порядок исполнения поступающих в органы Федерального казначейства
исполнительных  документов,  выданных  на  основании  судебных  актов,
мотивировочная   или   резолютивная   часть   которых  предусматривает
взыскание  денежных  средств  в порядке субсидиарной ответственности с
главного распорядителя средств соответствующего бюджета за счет казны,
регламентирован   статьями  242.3,  242.4,  242.5  Бюджетного  кодекса
Российской Федерации соответственно.
     При  участии  представителей  органов Федерального казначейства в
судебных  заседаниях  по  гражданским  (арбитражным)  делам  по  искам
физических  (юридических)  лиц  о  возмещении  федеральными бюджетными
учреждениями  убытков, вытекающих из гражданско-правовых обязательств,
трудовых правоотношений, необходимо давать пояснения судебным органам,
что данные обязательства являются денежными обязательствами бюджетного
учреждения  и  подлежат взысканию непосредственно с должника, а не "за
счет казны Российской Федерации".
     Подобные   же   разъяснения   необходимы   по  делам  о  возврате
администраторами   доходов  бюджета  излишне  уплаченных  (взысканных)
налогов,   платежей   в   бюджет,   пеней   и  штрафов,  процентов  за
несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных
на излишне взысканные суммы.
     В  силу  установленных  Бюджетным  кодексом  Российской Федерации
полномочий администратор доходов бюджета вправе самостоятельно принять
решение  о  возврате  либо осуществляет возврат на основании судебного
акта   в   соответствии   с  Федеральным  законом  "Об  исполнительном
производстве"  -  в  случае обязания его судом осуществить возврат и в
соответствии  со статьей 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации
-  в  случае  взыскания  судом  денежных  средств  с  соответствующего
администратора доходов бюджета.

Заместитель
Министра финансов
Российской Федерации
                                                        Т.Г.НЕСТЕРЕНКО
17 сентября 2008 г.
N 08-00-02-89

Руководитель
Федерального казначейства
                                                           Р.Е.АРТЮХИН
17 сентября 2008 г.
N 42-7.1-15/9.2-423