О ФОРМЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО ОБ`ЕДИНЕНИЯ О ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВУЗА К РЕАЛИЗАЦИИ ОТКРЫВАЕМЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ. Письмо. Министерство образования РФ (Минобразование России). 19.12.00 24-58-303/10

        О ФОРМЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО ОБ`ЕДИНЕНИЯ
           О ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВУЗА К РЕАЛИЗАЦИИ ОТКРЫВАЕМЫХ
                       ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

                                ПИСЬМО

                     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

                          19 декабря 2000 г.
                            N 24-58-303/10

                                (НЦПИ)
   

     В соответствии    с    решением     Аккредитационной     коллегии
Минобразования   России   от  12.04.2000  N  3-2000-09-22  и  учитывая
вступление в силу государственных образовательных  стандартов  высшего
профессионального   образования   согласно   Перечню   направлений   и
специальностей высшего  профессионального  образования,  утвержденному
Приказом  Минобразования  России  от  02.03.2000  N  686,  с частичным
изменением,  утвержденным Приказом Минобразования России от 14.11.2000
N  3260,  Минобразование  России направляет примерную форму заключения
Учебно - методического объединения (УМО)  о  подготовленности  вуза  к
реализации   открываемых  основных  образовательных  программ  высшего
профессионального образования (Приложение 1).
     Заключение должно  быть  подготовлено  на  бланке УМО,  а при его
отсутствии - на бланке базового вуза с  указанием  даты  и  исходящего
номера.
     К заключению  УМО  прилагается  выписка  из  протокола  заседания
Президиума или Совета УМО, на котором рассмотрено данное заключение.
     Информируем, что Приказом  Минобразования  России  от  08.11.2000
N 3207   утвержден  показатель  государственной  аккредитации  высшего
учебного заведения  "Процент  преподавателей,  работающих  в  вузе  на
полную ставку (штатных преподавателей)" и его критериальные значения:
     для вузов, существующих до года, - не менее 15 %,
     для вузов, существующих от года до трех лет, - не менее 20 %,
     для вузов, существующих от трех до пяти лет, - не менее 30 %,
     для вузов, существующих от пяти до девяти лет, - не менее 40 %,
     для вузов, существующих более девяти лет, - не менее 50 %.
     При подготовке  заключения УМО по дополнительным профессиональным
программам,  предусматривающим присвоение дополнительной квалификации,
также следует пользоваться приведенной примерной формой заключения.
     Письмо Минобразования России  от  07.10.1997  N  06-58-70ин/25-06
считать утратившим силу.

Заместитель Министра образования
Российской Федерации
                                                         В.Д. ШАДРИКОВ
19 декабря 2000 г.
N 24-58-303/10


                                                            Приложение

                                        к письму Минобразования России
                                               от 19 декабря 2000 года
                                                        N 24-58-303/10

                              ЗАКЛЮЧЕНИЕ
        УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ О ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
         ВУЗА К РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
                ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

     Учебно - методическое объединение -------------------------------
----------------------------------------------------------------------
       (полное наименование Учебно - методического объединения)

провело экспертизу подготовленности ----------------------------------
----------------------------------------------------------------------
               (полное наименование вуза, филиала вуза)

к реализации    основной    образовательной    программы    подготовки
дипломированного специалиста (бакалавра) -----------------------------
----------------------------------------------------------------------
(код и наименование направления подготовки и (или) специальности)
     По заявленной   основной   образовательной  программе  подготовки
кадров вузом представлены:
     - ходатайство  Ученого  совета  вуза  и  выписка  из протокола от
--------- N ---- его заседания  о  введении  соответствующей  основной
образовательной программы;
     - рабочий учебный план;
     - рабочие программы дисциплин;
     - сведения  об  обеспечении  образовательного  процесса   учебной
литературой;
     - сведения об информационном обеспечении;
     - сведения о материально - техническом оснащении;
     - сведения о кадровом обеспечении образовательного процесса;
     - сведения о местах проведения производственной практики.
     Рассмотрев представленные  в  УМО  материалы  и  ознакомившись  с
рабочим  учебным  планом,  рабочими программами дисциплин,  состоянием
кадровой, информационно - библиографической, материально - технической
подготовленности  вуза  к  реализации  новой  основной образовательной
программы  подготовки  кадров  и  сведениями   о   местах   проведения
производственных практик, УМО пришло к следующим выводам:
     1. Структура и содержание рабочего  учебного  плана  (федеральная
компонента)   по   направлению   (и/или  специальности)  отвечают  (не
отвечают) требованиям к  обязательному  минимуму  содержания  основной
образовательной программы подготовки государственного образовательного
стандарта и примерному учебному плану.
     При отклонении  от  обязательного минимума содержания указывается
процент  отклонения   по   каждому   циклу   (при   необходимости   по
дисциплинам).
     Национально -      региональная      (вузовская)       компонента
государственного    образовательного    стандарта    данной   основной
образовательной программы представлена в рабочем учебном плане -------
----------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------
и обеспечивает (не обеспечивает) подготовку выпускника в  соответствии
с   квалификационной  характеристикой,  установленной  государственным
образовательным стандартом.
     Дисциплины по выбору студентов, а также факультативные дисциплины
данной  основной  образовательной  программы  представлены  в  рабочем
учебном плане --------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------
и  содержательно  дополняют  (не  дополняют)  дисциплины,  указанные в
федеральной компоненте каждого цикла дисциплин.
     Срок освоения   основной   образовательной  программы  подготовки
дипломированного специалиста  (бакалавра)  при  очной  форме  обучения
составляет   ----   недель,   что   соответствует  (не  соответствует)
требованиям государственного образовательного стандарта.
     Максимальный объем   учебной  нагрузки  студента  устанавливается
-------------------- часов в неделю, включая все виды его аудиторной и
внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.
     Объем аудиторных занятий студентов при очной  форме  обучения  не
превышает ------- часов в неделю, при очно - заочной форме обучения не
менее -------- часов в неделю,  при заочной  форме  обучения  студенту
обеспечена  возможность  занятий  с  преподавателем  не менее --------
часов в год.
     Таким образом  структура  и содержание рабочего учебного плана по
направлению (и/или специальности) отвечают (не  отвечают)  требованиям
государственного  образовательного  стандарта  и  примерному  учебному
плану.
     2. К преподаванию общих гуманитарных и социально - экономических,
общих математических и естественнонаучных дисциплин  будут  привлечены
преподаватели,  имеющие ученые степени и ученые звания (---%  докторов
наук,  профессоров; ---% кандидатов наук, доцентов). Из них на штатной
основе   привлекается   ---%   преподавателей   (---%  докторов  наук,
профессоров; ---% кандидатов наук, доцентов).
     К преподаванию общепрофессиональных и специальных дисциплин будут
привлечены преподаватели, имеющие ученые степени и ученые звания (---%
докторов наук, профессоров; ---% кандидатов наук, доцентов). Из них на
штатной основе привлекаются ---%  преподавателей (---%  докторов наук,
профессоров; ---% кандидатов наук, доцентов).
     Для ведения ряда дисциплин будут привлечены преподаватели -------
----------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------
(перечислить  вузы  и другие организации,  из которых будут привлечены
преподаватели, форма привлечения).
     В целом   к   преподаванию   по   вводимой  специальности  (и/или
направлению) привлечены преподаватели, имеющие ученые степени и ученые
звания  (---  %  докторов наук,  профессоров;  --- %  кандидатов наук,
доцентов), на штатной основе привлекается --- % преподавателей, из них
доля лиц с учеными степенями и званиями составляет --- %.
     Таким образом,  реализация  основной  образовательной   программы
подготовки дипломированного специалиста (бакалавра) обеспечивается (не
обеспечивается) квалифицированными педагогическими  кадрами,  имеющими
базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины,
и занимающимися научной и/или научно - методической деятельностью.
     3. Собственная  библиотека  вуза соответствует (не соответствует)
требованиям "Примерного положения  о  формировании  фондов  библиотеки
высшего  учебного  заведения",  утвержденного  Приказом Минобразования
России от 27.04.2000 N 1246.
     По дисциплинам   всех   циклов   рабочего   учебного   плана  вуз
располагает основными учебниками и учебными пособиями.
     Вуз обеспечивает   (не   обеспечивает)   доступ   обучающихся   к
справочной,  научной  литературе,   в   том   числе   монографической,
периодическим научным изданиям по профилю образовательной программы.
     Вуз имеет   (не   имеет)   современную    информационную    базу,
обеспечивающую возможность оперативного получения и обмена информацией
с отечественными и зарубежными вузами, предприятиями и организациями.
     Кроме того, -----------------------------------------------------
                               (добавочные сведения по информационно -
----------------------------------------------------------------------
                  библиографической  обеспеченности)
     Компьютеризация учебного     процесса    по    циклам    основной
образовательной программы обеспечивается -----------------------------
----------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------
(указать количество компьютеров и обеспечение компьютерным временем на
одного студента, наличие компьютерных образовательных программ, выхода
в Интернет).
     Вуз обеспечен   (не   обеспечен)  основной  учебной  и  учебно  -
методической литературой,  методическими пособиями,  необходимыми  для
организации  образовательного  процесса  -  в  рамках  новой  для вуза
профессиональной   образовательной   программы   в   соответствии    с
требованиями государственного образовательного стандарта.
     4. В вузе имеются  следующие  лаборатории  естественнонаучного  и
общепрофессионального циклов: ----------------------------------------
----------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------
     Выпускающие кафедры имеют следующие лаборатории: ----------------
----------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------
     Учебно - научные помещения и лаборатории в полной мере обеспечены
(не обеспечены) приборами и оборудованием специального назначения.
     В целом   обеспеченность   учебно  -  лабораторным  оборудованием
отвечает (не отвечает) требованиям  государственного  образовательного
стандарта и рабочим программам учебных дисциплин.
     5. Основными базами практики студентов являются -----------------
---------------------------------------------------------------------,
    (перечислить основные организации, являющиеся базами практики)
с которыми у вуза оформлены (не оформлены) договорные отношения.
     Имеющиеся базы практики студентов обеспечивают (не  обеспечивают)
возможность  прохождения  практики  всех  студентов  в  соответствии с
учебным планом.

                           ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

     На основании  проведенной  экспертизы  Учебно   -   методического
объединения вузов России ---------------------------------------------
можно сделать  заключение,  что  кадровое,  информационное,  учебно  -
методическое  и материально - техническое обеспечение образовательного
процесса в -----------------------------------------------------------
                      (полное наименование вуза)
позволяет начать  с  ----  года  реализацию  основной  образовательной
программы   подготовки  дипломированного  специалиста  (бакалавра)  по
образовательной программе --------------------------------------------
---------------------------------------------------------------------.

Эксперты:

(с указанием ученой                          ------------------ Ф.И.О.
степени, звания и должности)                 ------------------ Ф.И.О.
                                             ------------------ Ф.И.О.

Заключение рассмотрено и одобрено ------------------------------------
                                              (дата и номер протокола)

Председатель УМО                             ------------------ Ф.И.О.

     Примечания. 1.  При подготовке отрицательного заключения  следует
указывать  конкретные  замечания  и  рекомендации по п.  п.  1 - 4 и в
разделе "Общие выводы".