О ФОРМЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО ОБ`ЕДИНЕНИЯ О ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВУЗА К РЕАЛИЗАЦИИ ОТКРЫВАЕМЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 19 декабря 2000 г. N 24-58-303/10 (НЦПИ) В соответствии с решением Аккредитационной коллегии Минобразования России от 12.04.2000 N 3-2000-09-22 и учитывая вступление в силу государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования согласно Перечню направлений и специальностей высшего профессионального образования, утвержденному Приказом Минобразования России от 02.03.2000 N 686, с частичным изменением, утвержденным Приказом Минобразования России от 14.11.2000 N 3260, Минобразование России направляет примерную форму заключения Учебно - методического объединения (УМО) о подготовленности вуза к реализации открываемых основных образовательных программ высшего профессионального образования (Приложение 1). Заключение должно быть подготовлено на бланке УМО, а при его отсутствии - на бланке базового вуза с указанием даты и исходящего номера. К заключению УМО прилагается выписка из протокола заседания Президиума или Совета УМО, на котором рассмотрено данное заключение. Информируем, что Приказом Минобразования России от 08.11.2000 N 3207 утвержден показатель государственной аккредитации высшего учебного заведения "Процент преподавателей, работающих в вузе на полную ставку (штатных преподавателей)" и его критериальные значения: для вузов, существующих до года, - не менее 15 %, для вузов, существующих от года до трех лет, - не менее 20 %, для вузов, существующих от трех до пяти лет, - не менее 30 %, для вузов, существующих от пяти до девяти лет, - не менее 40 %, для вузов, существующих более девяти лет, - не менее 50 %. При подготовке заключения УМО по дополнительным профессиональным программам, предусматривающим присвоение дополнительной квалификации, также следует пользоваться приведенной примерной формой заключения. Письмо Минобразования России от 07.10.1997 N 06-58-70ин/25-06 считать утратившим силу. Заместитель Министра образования Российской Федерации В.Д. ШАДРИКОВ 19 декабря 2000 г. N 24-58-303/10 Приложение к письму Минобразования России от 19 декабря 2000 года N 24-58-303/10 ЗАКЛЮЧЕНИЕ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ О ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВУЗА К РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Учебно - методическое объединение ------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- (полное наименование Учебно - методического объединения) провело экспертизу подготовленности ---------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- (полное наименование вуза, филиала вуза) к реализации основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста (бакалавра) ----------------------------- ---------------------------------------------------------------------- (код и наименование направления подготовки и (или) специальности) По заявленной основной образовательной программе подготовки кадров вузом представлены: - ходатайство Ученого совета вуза и выписка из протокола от --------- N ---- его заседания о введении соответствующей основной образовательной программы; - рабочий учебный план; - рабочие программы дисциплин; - сведения об обеспечении образовательного процесса учебной литературой; - сведения об информационном обеспечении; - сведения о материально - техническом оснащении; - сведения о кадровом обеспечении образовательного процесса; - сведения о местах проведения производственной практики. Рассмотрев представленные в УМО материалы и ознакомившись с рабочим учебным планом, рабочими программами дисциплин, состоянием кадровой, информационно - библиографической, материально - технической подготовленности вуза к реализации новой основной образовательной программы подготовки кадров и сведениями о местах проведения производственных практик, УМО пришло к следующим выводам: 1. Структура и содержание рабочего учебного плана (федеральная компонента) по направлению (и/или специальности) отвечают (не отвечают) требованиям к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки государственного образовательного стандарта и примерному учебному плану. При отклонении от обязательного минимума содержания указывается процент отклонения по каждому циклу (при необходимости по дисциплинам). Национально - региональная (вузовская) компонента государственного образовательного стандарта данной основной образовательной программы представлена в рабочем учебном плане ------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- и обеспечивает (не обеспечивает) подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной государственным образовательным стандартом. Дисциплины по выбору студентов, а также факультативные дисциплины данной основной образовательной программы представлены в рабочем учебном плане -------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- и содержательно дополняют (не дополняют) дисциплины, указанные в федеральной компоненте каждого цикла дисциплин. Срок освоения основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста (бакалавра) при очной форме обучения составляет ---- недель, что соответствует (не соответствует) требованиям государственного образовательного стандарта. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается -------------------- часов в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы. Объем аудиторных занятий студентов при очной форме обучения не превышает ------- часов в неделю, при очно - заочной форме обучения не менее -------- часов в неделю, при заочной форме обучения студенту обеспечена возможность занятий с преподавателем не менее -------- часов в год. Таким образом структура и содержание рабочего учебного плана по направлению (и/или специальности) отвечают (не отвечают) требованиям государственного образовательного стандарта и примерному учебному плану. 2. К преподаванию общих гуманитарных и социально - экономических, общих математических и естественнонаучных дисциплин будут привлечены преподаватели, имеющие ученые степени и ученые звания (---% докторов наук, профессоров; ---% кандидатов наук, доцентов). Из них на штатной основе привлекается ---% преподавателей (---% докторов наук, профессоров; ---% кандидатов наук, доцентов). К преподаванию общепрофессиональных и специальных дисциплин будут привлечены преподаватели, имеющие ученые степени и ученые звания (---% докторов наук, профессоров; ---% кандидатов наук, доцентов). Из них на штатной основе привлекаются ---% преподавателей (---% докторов наук, профессоров; ---% кандидатов наук, доцентов). Для ведения ряда дисциплин будут привлечены преподаватели ------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- (перечислить вузы и другие организации, из которых будут привлечены преподаватели, форма привлечения). В целом к преподаванию по вводимой специальности (и/или направлению) привлечены преподаватели, имеющие ученые степени и ученые звания (--- % докторов наук, профессоров; --- % кандидатов наук, доцентов), на штатной основе привлекается --- % преподавателей, из них доля лиц с учеными степенями и званиями составляет --- %. Таким образом, реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста (бакалавра) обеспечивается (не обеспечивается) квалифицированными педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и занимающимися научной и/или научно - методической деятельностью. 3. Собственная библиотека вуза соответствует (не соответствует) требованиям "Примерного положения о формировании фондов библиотеки высшего учебного заведения", утвержденного Приказом Минобразования России от 27.04.2000 N 1246. По дисциплинам всех циклов рабочего учебного плана вуз располагает основными учебниками и учебными пособиями. Вуз обеспечивает (не обеспечивает) доступ обучающихся к справочной, научной литературе, в том числе монографической, периодическим научным изданиям по профилю образовательной программы. Вуз имеет (не имеет) современную информационную базу, обеспечивающую возможность оперативного получения и обмена информацией с отечественными и зарубежными вузами, предприятиями и организациями. Кроме того, ----------------------------------------------------- (добавочные сведения по информационно - ---------------------------------------------------------------------- библиографической обеспеченности) Компьютеризация учебного процесса по циклам основной образовательной программы обеспечивается ----------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- (указать количество компьютеров и обеспечение компьютерным временем на одного студента, наличие компьютерных образовательных программ, выхода в Интернет). Вуз обеспечен (не обеспечен) основной учебной и учебно - методической литературой, методическими пособиями, необходимыми для организации образовательного процесса - в рамках новой для вуза профессиональной образовательной программы в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. 4. В вузе имеются следующие лаборатории естественнонаучного и общепрофессионального циклов: ---------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- Выпускающие кафедры имеют следующие лаборатории: ---------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- Учебно - научные помещения и лаборатории в полной мере обеспечены (не обеспечены) приборами и оборудованием специального назначения. В целом обеспеченность учебно - лабораторным оборудованием отвечает (не отвечает) требованиям государственного образовательного стандарта и рабочим программам учебных дисциплин. 5. Основными базами практики студентов являются ----------------- ---------------------------------------------------------------------, (перечислить основные организации, являющиеся базами практики) с которыми у вуза оформлены (не оформлены) договорные отношения. Имеющиеся базы практики студентов обеспечивают (не обеспечивают) возможность прохождения практики всех студентов в соответствии с учебным планом. ОБЩИЕ ВЫВОДЫ На основании проведенной экспертизы Учебно - методического объединения вузов России --------------------------------------------- можно сделать заключение, что кадровое, информационное, учебно - методическое и материально - техническое обеспечение образовательного процесса в ----------------------------------------------------------- (полное наименование вуза) позволяет начать с ---- года реализацию основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста (бакалавра) по образовательной программе -------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------. Эксперты: (с указанием ученой ------------------ Ф.И.О. степени, звания и должности) ------------------ Ф.И.О. ------------------ Ф.И.О. Заключение рассмотрено и одобрено ------------------------------------ (дата и номер протокола) Председатель УМО ------------------ Ф.И.О. Примечания. 1. При подготовке отрицательного заключения следует указывать конкретные замечания и рекомендации по п. п. 1 - 4 и в разделе "Общие выводы". |