КАКАЯ СТОИМОСТЬ АКЦИЙ, НЕ ОБРАЩАЮЩИХСЯ НА ОРГАНИЗОВАННОМ РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ, И ДОЛИ В УСТАВНОМ КАПИТАЛЕ ООО ПРИНИМАЕТСЯ ДЛЯ ИСЧИСЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЫ ЗА ВЫДАЧУ СВИДЕТЕЛЬСТВА О ПРАВЕ НА НАСЛЕДСТВО? ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ПРИВЛЕЧЕНИЕ ОЦЕНЩИКА. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 03.10.08 03-05-06-03/36

                КАКАЯ СТОИМОСТЬ АКЦИЙ, НЕ ОБРАЩАЮЩИХСЯ
            НА ОРГАНИЗОВАННОМ РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ, И ДОЛИ В
           УСТАВНОМ КАПИТАЛЕ ООО ПРИНИМАЕТСЯ ДЛЯ ИСЧИСЛЕНИЯ
           ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЫ ЗА ВЫДАЧУ СВИДЕТЕЛЬСТВА
           О ПРАВЕ НА НАСЛЕДСТВО? ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ
           ПРИВЛЕЧЕНИЕ ОЦЕНЩИКА-СПЕЦИАЛИСТА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
                           СТОИМОСТИ АКЦИЙ?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          3 октября 2008 г.
                           N 03-05-06-03/36

                                 (Д)


     В  связи  с письмом по вопросу исчисления размера государственной
пошлины  за  выдачу свидетельства о праве на наследство, состоящего из
акций, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, и долей в
уставном    капитале   общества   с   ограниченной   ответственностью,
Департамент   налоговой   и   таможенно-тарифной   политики   сообщает
следующее.
     Согласно  пп.  5  п.  1  ст. 333.25 Налогового кодекса Российской
Федерации  (далее  -  Кодекс)  по  выбору  плательщика  для исчисления
размера  государственной  пошлины  за  выдачу  свидетельств о праве на
наследство    может    быть    представлен    документ   с   указанием
инвентаризационной,  рыночной,  кадастровой  либо  иной  (номинальной)
стоимости    имущества,    выданный   организациями   (органами)   или
специалистами-оценщиками (экспертами), указанными в пп. 7 - 10 данного
пункта.   Нотариусы   и  должностные  лица,  совершающие  нотариальные
действия, не вправе определять вид стоимости имущества (способ оценки)
в  целях исчисления государственной пошлины и требовать от плательщика
представления   документа,   подтверждающего   данный   вид  стоимости
имущества (способ оценки).
     В    случае   представления   нескольких   документов,   выданных
организациями  (органами)  или  специалистами-оценщиками (экспертами),
указанными  в  пп.  7  -  10  данного  пункта,  с  указанием различной
стоимости  имущества  при  исчислении  размера государственной пошлины
принимается наименьшая из указанных стоимостей имущества.
     На  основании  пп.  10  п.  1 ст. 333.25 Кодекса стоимость ценных
бумаг определяется специалистами-оценщиками (экспертами).
     При  этом согласно пп. 6 п. 1 ст. 333.25 Кодекса оценка стоимости
наследственного    имущества    производится   исходя   из   стоимости
наследуемого  имущества (курса Центрального банка Российской Федерации
-  в отношении иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте)
на день открытия наследства.
     Согласно  ст.  5  Федерального  закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об
оценочной  деятельности  в  Российской Федерации" (далее - Федеральный
закон  N  135-ФЗ)  к  объектам  оценки  относится  совокупность вещей,
составляющих  имущество лица, в том числе имущество определенного вида
(движимое  или  недвижимое,  в  том  числе  акции  предприятия, доли в
уставном капитале общества с ограниченной ответственностью).
     На основании ст. 8 Федерального закона N 135-ФЗ проведение оценки
объектов   оценки   является   обязательным   в   целях   контроля  за
правильностью   уплаты   налогов   в  случае  возникновения  спора  об
исчислении налогооблагаемой базы.
     Согласно  Федеральному  стандарту  оценки  "Цель  оценки  и  виды
стоимости  (ФСО  N  2)"  (далее  -  ФСО  N  2), утвержденному Приказом
Минэкономразвития   России   от  20.07.2007  N  255,  при  определении
стоимости  объекта  оценки,  вид  которой  определяется  в  задании на
оценку,  используются:  рыночная  стоимость; инвестиционная стоимость;
ликвидационная  стоимость;  кадастровая  стоимость.  Результат  оценки
может  использоваться  при  определении  сторонами цены для совершения
сделки  или  иных  действий с объектом оценки, в том числе и для целей
налогообложения.
     Также  ст.  7  Федерального  закона  N  135-ФЗ установлено, что в
случае   если  в  нормативном  правовом  акте,  содержащем  требование
обязательного  проведения  оценки  какого-либо  объекта оценки, либо в
договоре   об  оценке  объекта  оценки  не  определен  конкретный  вид
стоимости  объекта  оценки,  установлению  подлежит рыночная стоимость
данного объекта.
     Указанное  правило подлежит применению и в случае использования в
нормативном  правовом  акте  не  предусмотренных Федеральным законом N
135-ФЗ  или  стандартами  оценки  терминов, определяющих вид стоимости
объекта  оценки,  в  том  числе  терминов  "действительная стоимость",
"разумная  стоимость", "эквивалентная стоимость", "реальная стоимость"
и других.
     Учитывая изложенные нормы ст. 333.25 Кодекса, Федерального закона
N  135-ФЗ и ФСО N 2, для исчисления размера государственной пошлины за
выдачу  свидетельства  о  праве на наследство, объектом права которого
являются  ценные  бумаги (акции), паи и доли в участия в хозяйственных
обществах и кооперативах, нотариусу необходимо представить документы с
указанием  рыночной  стоимости  ценных  бумаг  (акций),  паев  и долей
участия   в   хозяйственных  обществах  и  кооперативах,  определенной
специалистом-оценщиком (экспертом).

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
3 октября 2008 г.
N 03-05-06-03/36