О ПРИМЕНЕНИИ СТАТЬИ 17.1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 26.07.2006 N 135-ФЗ "О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ". Письмо. Федеральная антимонопольная служба. 17.07.08 ИА/17746

             О ПРИМЕНЕНИИ СТАТЬИ 17.1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
            ОТ 26.07.2006 N 135-ФЗ "О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ"

                                ПИСЬМО

                  ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

                           17 июля 2008 г.
                              N ИА/17746

                                 (Д)


     Федеральным  законом от 30.06.2008 N 108-ФЗ "О внесении изменений
в   Федеральный   закон  "О  концессионных  соглашениях"  и  отдельные
законодательные    акты    Российской   Федерации"   глава   четвертая
Федерального  закона  от  26.07.2006  N  135-ФЗ "О защите конкуренции"
(далее   -   Закон  о  защите  конкуренции)  дополнена  статьей  17.1,
регулирующей  особенности  порядка  заключения  договоров  в отношении
государственного и муниципального имущества.
     В  соответствии  с  данной статьей, начиная с 02.07.2008 договоры
аренды,  договоры  безвозмездного пользования, договоры доверительного
управления  имуществом,  иные договоры, предусматривающие переход прав
владения   и   (или)  пользования  в  отношении  государственного  или
муниципального  имущества,  вне зависимости от того, закреплено ли это
имущество  на праве хозяйственного ведения или оперативного управления
за   государственными  или  муниципальными  унитарными  предприятиями,
государственными   или  муниципальными  бюджетными  учреждениями  (при
условии, что этим имуществом они могут распоряжаться только с согласия
собственника) или не закреплено (далее - договоры передачи имущества),
могут  быть  заключены  только по результатам проведения конкурсов или
аукционов на право заключения таких договоров, за исключением случаев,
если указанные права на это имущество предоставляются на основании:
     1)  актов  Президента Российской Федерации, решений Правительства
Российской Федерации;
     2) решения суда, вступившего в законную силу;
     3)    федерального    закона,   устанавливающего   иной   порядок
распоряжения этим имуществом.
     Обращаю  внимание,  что указанный порядок заключения договоров не
распространяется  на  имущество, распоряжение которым осуществляется в
соответствии   с   Земельным  кодексом  Российской  Федерации,  Водным
кодексом  Российской  Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации,
законодательством Российской Федерации о недрах.
     Правительство  Российской  Федерации  должно  установить  порядок
проведения  конкурсов  или  аукционов  на  право заключения договоров,
предусматривающих   переход   прав  владения  и  (или)  пользования  в
отношении  государственного  или  муниципального имущества, и перечень
случаев заключения указанных договоров путем проведения торгов в форме
конкурса.
     До  принятия  Правительством Российской Федерации соответствующих
постановлений   конкурсы   на   право  заключения  договоров  передачи
имущества  проводятся  в порядке, установленном Федеральным законом от
21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", а аукционы на право
заключения  таких  договоров  -  в  порядке, установленном Федеральным
законом  от  21.12.2001  N  178-ФЗ  "О приватизации государственного и
муниципального  имущества", в соответствии с частью 3 статьи 53 Закона
о защите конкуренции.
     При   применении   статьи   17.1   Закона  о  защите  конкуренции
антимонопольный  орган  руководствуется  тем,  что  аукцион  на  право
заключения  договоров  передачи  имущества проводится в соответствии с
порядком, установленном статьей 18 Федерального закона "О приватизации
государственного    и    муниципального    имущества"    для   продажи
государственного   или   муниципального   имущества   на  аукционе  до
установления   Правительством  Российской  Федерации  соответствующего
порядка.
     Учитывая  то,  что  согласно  пункту  3  статьи  425 Гражданского
кодекса   Российской   Федерации  договор  признается  действующим  до
определенного   в   нем   момента   окончания   исполнения   сторонами
обязательства,   заключение   после   02.07.2008   договоров  передачи
имущества  без  проведения  конкурса  или  аукциона, а также продление
после  вышеуказанной  даты  ранее  заключенных  договоров,  заключение
дополнительных  соглашений,  расширяющих  предмет  договоров, является
нарушением  требований, предусмотренных статьей 17.1 и главой V Закона
о  защите  конкуренции.  Последствия указанных нарушений предусмотрены
статьей  21  Закона  о  защите  конкуренции  и  заключаются в возврате
имущества, права на которое переданы без проведения торгов.

                                                         И.Ю. АРТЕМЬЕВ
17 июля 2008 г.
N ИА/17746